Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нпа во времени, в пространстве и кругу лиц.

Поиск

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самими законом не установлен другой порядок вступления его в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: а) по истечении срока действия акта, на который он был принят; б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся за пределами РФ.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это, например, иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства. Они не м.б. привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.

Правоприменительные акты (понятие и виды).

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права

Правоприменительные акты — это официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. НПА носит общий характер, регулиру­ет определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. НПА устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права, являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения права реализует общие предписания норматив­ного акта в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Виды: 1. По субъектам, осуществляющим применение права: а) акты государственных органов и обществен­ных организаций; б) акты Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты орга­нов власти и управления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права; б) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение.

4. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на акты-документы и акты-действия. По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные.

Субъекты и основные стадии применения норм права.

Правоприменение - особая форма реализации права, гос.-властная управленческая деятельность, связанная с индивидуально-правовым регулированием обществ. отношений. Субъектами применения норм права является государственные органы и должностные лица, наделенные властными правоприменительными полномочиями.

Правоприменитель направляет процесс реализации нормы права, распространяет на другого человека.

Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса: 1. установление фактических обстоятельств дела; 2. установление юридической стороны дела (выбор нормы); 3. издание правоприменительного акта.

1. Круг фактических обстоятельств, с установлениякоторых начинается применение права. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, и поэто­му правоприменитель не может наблюдать их непосредствен­но. Они подтверждаются доказательствами — материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах – показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.

2. Сущность юридической оценки фактических обстоя­тельствсостоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыс­лу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними.

3. Содержание решения по юридическому делу опреде­ляется главным образом его фактическими обстоятельства­ми.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть испол­нено и конкретное общественное отношение реально урегули­ровано.

Публичное и частное право.

В Советском Союзе отвергалась идея деления права на частное и публичное. В хозяйственной сфере не было частной собственности. Был один собственник – государство. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отно­шения государства, его органов с гражданами и другими субъек­тами права и обеспечивающие общественно-значимые (пуб­личные) интересы. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.011 с.)