Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.



Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

Структура речевой ситуации:
- Участники речевой ситуации.
- Цели речи в процессе речевого общения.
- Условия и обстоятельства речевой ситуации.
Условия, соблюдение которых необходимо для признания речевого акта уместным, называются условиями успешности речевого акта. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науке используют термин коммуникация. Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое понятие. Так, коммуникация возможна не только между людьми,но и в животном мире, в технических средствах. Термин общение обычно употребляют тогда, когда речь о социальной коммуникации: общения между людьми, общения человека и животных.Целью коммуникации является обмен содержанием на основе понимания. Чтобы описать достижение этой цели,в теории коммуникации создано несколько моделей общения. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

Рассмотрим 3 модели:1) информационно-кодовая,2)интерпретационную(интеракционную),3)инференционную.. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

· Информационная-кодовая модель коммуникации была предложена создателем кибернетики К.Шенноном и адаптирована к человеческой речевой коммуникации Р.О.Якобсоном. В основе этой модели лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения(информация) от отправителя(адресанта) к получателю(адресату) посредством кода. Информационно-кодовая модель включает в себя следующие компоненты:

Адресант- тот, кто формирует и отправляет сообщение.

Адресат- тот,кто получает сообщение.

Код(языка)- код или язык,которым пользуется адресат при получении и дешифровке сообщения.

Сообщение- последовательность знаков, речевое произведение, текст. Сообщение предполагает определенную тему, цель,содержание(означаемое) и форму (означающее). Обстановка(контекст,ситуация)- это условия, в которых осуществляется общение и которые оказывают влияние на смысл сообщения. Показателем роли контекста служит возможность построения совершенно различных ответов на один и тот же вопрос. Ну как?: Пятерка!(если сдавал экзамен);поправляется(если кто-то болен). С позиции информационно-кодовой модели коммуникации считается успешной,если принимаемое сообщение адекватно отправленному. Причинами неудачной коммуникации могут быть помехи как со стороны адресанта (плохая дикция или неразборчивый почерк и т.д.), так со стороны адресата(слабый слух, зрение, плохое самочувствие). Кроме того, на качество коммуникации влияет технические особенности передающего и принимающего устройств,канала,связи, разного рода внешние помехи(шумы.Кодовая модель коммуникации минимально учитывает так называемый» человеческий факто» - субъективный вклад в общение участника коммуникации. 2.Интерпретационная (интеракционная) модель речевого общения получила развитие в трудах И.Н Горелова,Э. Гоффмана и др. Данная модель помещает в центр внимания коммуникативное поведение лиц, участвующих в общении, и это поведение может быть как вербальным,так и невербальным. Одновременно важную роль приобретает адекватная интерпретация этого поведения партнером, которая опирается на знание форм коммуникативного поведения, типичных для данной культуры, отдельных групп людей(детей,подростков, взрослых). Интеракционная модель коммуникации предполагает более активное привлечение к процессам общения широкого социально- культурного и психологического контекста, чем базовая информационно- кодовая модель. К конструированию интеракционной модели привлекаются данные специальных научных дисциплин- социолингвистики,психолингвистики, лингвокультурологии. 3. Инференционная модель речевого общения строится на принципе выводимости знания из сообщения без посредства кода, т.е. без (де)кодирования. Основоположник этой модели Пол Грайс приводит следующий пример: Пол спрашивает Линду о том, как она себя чувствует,а она вместо вербального ответа показывает ему коробку с аспирином. Ответ Линды не содержит кола т.к. нет правил,регулярно соотносящих ее действие со значением «плохо себя чувствовать». Тем не менее,Пол успешно распознает намерение Линды.

Вопрос № 2 Виды и способы общения: вербальное / невербальное, прямое / опосредованное, контактное / дистантное.

Общение- разнообразные формы социального взаимодействия. В зависимости от средств коммуникации различают несколько видов и способов общения.

1. В зависимости от средств коммуникации различают вербальное и невербальное общение.

Говоря о языке,мы,как правило,подразумеваем человеческий словесный язык. Однако известно,что, общаясь между собой,люди используют не только слова и предложения(вербальные средства), но и особые значимые действия – поклон, мимические движения, рисуночные,цветовые знаки. Эти средства в комплексе составляют невербальные средства. Типичные несловесные средства общения- жестикуляция и мимика. Жестикуляция- это значимые телодвижения,главным образом движения головы и рук. Мимика- это значимые движения мышц лица. Как и вербальный язык,системы жестикуляции и мимики сложились в обществах постепенно и во многом стихийно. Это естественные знаковые системы. Однако существует и такие знаковые системы, которые были специально разработаны для более удобной передачи информации, часто информации особого свойства. Подобные знаковые системы принято называть искусственными. В качестве примера можно привести язык глухонемых,сигнал светофора. Как пример искусственного вербального языка можно назвать язык международного общения эсперанто.С точки зрения наличия\отстутствия дополнительного канала коммуникации различают непосредственное(прямое)- опосредованное общение. Опосредованное общение имеет место в случае использования опосредующих каналов:письма, телефонный,компьютерная связи и.т.д. С точки зрения наличия/отсутствия непосредственного контакта между ними коммуникантами различают контактное и дистантное общение. Контактным является общение, происходящее в условиях пространственного или временного контакта коммуникантов: деловая или дружеская беседа при встрече, лекция в аудитории и т.д. Как правило,контактное общение одновременно выступает и как непосредственное(прямое).Дистантным называют общение, происходящее в условиях пространственного или временного разрыва между коммуникантами. Такое общение нуждается в дополнительном канале и средстве коммуникации, т.е. выступает как опосредованное. Кроме того, если общение является асинхронным,его содержание консервируется (например, в виде графической,звуковой,цифровой записи) и хранится таким образом вплоть до момента получения адресатом. Следовательно,дистантное общение нуждается в определенном материальном носителе, обеспечивающем доставку содержания от адресанта к адресату.

Правила построения устной и письменной речи (правила для говорящих)

- чёткость дикции

-оптимальные для данных условий темп речи и силы тона, использование смысловых пауз

-логическое акцентирование в речи

-смысловая интонация

Правило построения письменной речи (правила для

Пищущего)

- аккуратный, разборчивый почерк

-соблюдение всех правил орфографии и пунктуации

-использование необходимых элементов графического оформления текста (абзацы, рубрикация и тд)

-соблюдений требований реквизита (для документов)

Вопрос № 9 Разновидности речи: монологическая и диалогическая. Правила построения диалога и монолога. Приемы диалогизации монолога.

Разновидности речи:

Диалогическая-происходит мена коммуникативных ролей

Монологическая-мены коммуникативных ролей не происходит

Диалог-общение между двумя или несколькими лицами,которое осуществляется как обмен репликами.

Реплика-этофрагмент речевого потока одного участника, отграниченный речью другого.

Черты диалогической речи:

-историческая первичность, естественность

-спонтанность (особенно в разговорной речи) или частичная подготовленность (в публичной сфере)

-тяготение к уступности и разговорности, хотя диалог встречается как в межличностной, так и в публичной коммуникации, имеет форму как устной, так и письменной речи

Жанры организованного (публичного) диалогического общения:

А) совещательные диалоги:

-деловое совещание

-деловая беседа

-деловые переговоры

-круглый стол

Коммуникативная активность в этом жанре равноправна, либо с незначительным доминированием одной из сторон

Б) вопросно-ответные диалоги:

-интервью

-пресс-конференция

-контрвью

-экзамен

-допрос и тд

Для этой группы жанров характерно принятие на себя каждой стороной дополнительных коммуникативных ролей: спрашивающий-отвечающий

В) полемические диалоги

-деловой спор

-дискуссия

-политические или научные дебаты

Роль ведущего круглого стола:

-обеспечить соблюдение норм, присущих данному жанру

-следить за соблюдением прав коммуникантов

-следить за соблюдением участниками их обязанностей

-направлять ход диалога

Монологом-развернутое высказывание одного лица

Черты:

-историческая вторичность, известная искусственность

-требование подготовленности

-тяготение к концептуально письменной форме ручи и книжному стилю

-закрепленность преимущественно за публичной сферой общения

Основные правила монолога:

Последовательность, связность, законченность развернутого высказывания

Диалогизация-использование в монологе элементов диалогической речи за счет более активного взаимодействия со слушателями, их включения в процесс общения

Средства диалогизации ораторского монолога:

Обращение, призывы к аудитории, обмен с ней короткими репликами, использование вопросно-ответных структур

Жанры организованной монологической речи:доклад, отчет,информационное сообщение, лекция и тд

 

Вопрос № 17 Понятие об ортологии. Нормы СРЛЯ. Основные типы норм. Варианты нормы (семантические, стилистические, семантико-стилистические) и дублеты

Ортология - раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм, речевые неправильности. В нее входят орфография, пунктуация и орфоэпия.

НОРМЫ СРЛЯ.

Норма – это правило использования речевых средств в определенный исторический период; это единообразие, образцовое, общепринятое и рекомендуемое употребление единиц языка.

Норма – явление динамическое и историческое, она эволюционирует вместе с языком.

Однако в целом норма стремится быть консервативной, она не спешит узаконивать новое. Если нормы будут меняться слишком быстро, то нарушится культурная преемственность поколений, общность между ними. Известный русский лингвист А. М. Пешковский писал: «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет».Таким образом, на нормы одновременно действуют две тенденции: тенденция к консервативности и тенденция к изменяемости. Обоюдное их влияние на нормы служит причиной такого явления, как вариантность норм.

Вариантами называются разновидности одной и той же единицы, различающиеся по форме. Наличие вариантов - свидетельство живых процессов в языке, его гибкости и стремления к разнообразию.

Вместе с тем существование вариантов не всегда предполагает их полную тождественность и взаимозаменяемость. В связи с этим принято различать дублеты, смысловые и стилистические варианты нормы.

Дублетами называют варианты нормы, не отличающиеся друг от друга ни по смыслу (значению), ни по употреблению(стилистически). В речи дублеты, как правило, свободно замещают друг друга. Примеры: индУстрия – индустрИя, индивидуум – индивид. Однако наличие дублетов – явление неустойчивое, т.к. языку свойственна тенденция к преодолению избыточности и дублирования средств.

С основной своей массе варианты нормы отличаются либо смысловые, либо стилистическими нюансами, либо теми и другими одновременно.

Семантическими вариантами нормы называются варианты, различающиеся по значению, например: корпусы (о туловище) – корпуса (здания).

Стилистическими принято считать варианты норм, имеющие тождественное значение, но различающиеся сферой употребления, например: в отпуску (разговорная форма) – в отпуске (нейтральная форма).

Семантико – стилистическими являются варианты, различающиеся как по смыслу, так и по употреблению: сыновья(в семье) – сыны (родины)

Нормы не выдумываются учеными, а фиксируются ими и после лингвистической оценки рекомендуются (предписываются) языковому коллективу. Этот процесс называется кодификацией – упорядочением, приведением в единство, в систему, в целостный непротиворечивый свод. Кодификация – это проявление заботы о языке, попечение о сохранении им своей социальной и культурной функции.

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

нормы орфографии; нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы.

Вопрос № 22 Стилистические нормы СРЛЯ (общая характеристика, основные случаи нарушения норм). Стили произношения. Функциональные стили современного русского языка: определение и краткая характеристика.

3 стиля СРЛЯ: нейтральный (лгать, шагать, синий, темный), разговорный(смазливый, балаболка, глазеть), высокий(предначертание, грядущий, кончина).Стилистически окрашены не только лексич.средства,но и синтаксич.конструкции: Это веление истории(высок.) и Этого требует истори(нейтр.).

Смысл стилистич. разграничений:1) с их помощью передается отношение говорящего к речи:она оценивается как имеющая большое значение или речь ограниченного пользования,не претендующая не эпохальность, 2)они отражают ситуацию,в которой могут употребляться слова.Так,в словах высокого стиля есть оттенок торжественности,иногда-праздничности,а иногда-скорбности.В словах же разговорного стиля отражены обыденные,будничные ситуации;3)они выражают либо положительное,либо отриц.отношение говорящего к объекту называния: очи(высок.)-глаза(нейтр.)-глазенки(разг.,полож. Или отриц.в зависимости от контекста)-зенки(прост.,отриц.)

Немотивированное употр. В тексте слов другой стилистич. окраски вызывает стилистич. ошибки.Например,нельзя соединять разговорные слова,диалектизмы и жаргонизмы с книжными и нейтральными словами и конуструкциями,если только это не входит в спец. Задачу говорящего: Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение с самой маленькой вшивой березкой.

Стили произношения.

В зависимости от темпа речи, характера дикции различаются стили произношения:1)полный(кодифицированный)-отличается отчетливым произношением звуков,тщательностью артикуляции,наличием сознательного контроля над речью.Для сценического произношения некоторых инояз.слов и имен собственных характерно [О] в безуд.положении: нОктюрн,сОнет,Шопен; 2)в неполном стиле(при быстром темпе речи)произношение менее отчетливое,небрежное,сильно редуцированное(стягивание,сокращение слов): навлчка, провлка, микрайон, скока, драсьть, щас; 3)нейтральный стиль-это речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе,при спокойном состоянии говорящего.

Функциональные стили СРЯ.

Функцион. стили лит.языка-разновидности ЛЯ,регулярно функционирующие в тех или иных сферах обществ. дея-ти: 1)научный-используется в сфере науки, техники, производства, образования. Для него характерны подчеркнутая логичность,наличие слов-понятий,терминологичность,преобладание повеств. предложений,но встречаются и вопросительные. Его подстили: собственно-научный или академический(монографии,диссертации,рефераты),научно-популярный(научно-популярные лекции,передачи,книги),учебно-научный(учебники для школ и вузов,лекции);

2)газетно-публицистический используется в СМИ,в речи политиков,журналистов,общественных деятелей. Черты этого стиля актуальность и оьщественная значимость передаваемого содержания,выразительность,экспрессивность,возможны элементы высокого стиля, употребляются вопросит. и восклиц. Предл-я, соц-политическая лексика;

3) официально-деловой используется в сфере управления,служебных отношений. Его особенности: 1) Максимальная четкость и неэмоциональность выражения;эта возможность предполагает однозначность содержания текста и для того,кто является его автором,и для того,кто является получателем инф-и; 2)неличный характер передаваемого содержания:за исключением некоторых жанров,высказывание в деловой сфере осуществляется не от лица конкретного говорящего, но от внеличной инстанции,т.е. лица абстрактного. Офиц.-деловая речь лишена авторства(приказываю,постановляю). С этим связано ограниченное употребление форм 1 и 2 лица глаголов и личных местоимений и в то же время большое кол-во безличных и личных местоимений и в то же время большое кол-во безличных конструкций: настоящим уведомляется,что.. необходимо принятие особых мер); 3)единообразие,готовые клише;эта черта позволяет участникам делового общения не тратить время на поиск языковых средств,подходящих для той или иной ситуации. Они широко прибегают к использованию проверенных терминов,формул, оборотов речи: вышестоящие органы, в установленном порядке,контроль за соблюдением настоящего распоряжения возлагается на… Т.о. для офиц.-делового стиля характерны четкость и неэмоциональность выражения, но вместе с тем стандартность,краткость,повествовательность.

4) для офиц.-делового стиля характерно наличие особого рода средств: 1)существует определенный набор слов и словосочетаний, употребляющихся в административно-канцелярской речи-процедурная и номенклатурная лексика: истец, наниматель, препровождается, нижеподписавшийся, по истечении, служебное соответствие, использование предлога ПО во временном значении(после) по достижении призывного возраста и ряда других;2)более активное использование существительных за счет расщепления сказуемого с помощью глагольно-именных сочетаний, вместо которых в разговорной речи используются конструкции с одним глаголом: произвести оплату(оплатить),провести расследование(расследовать); 3)большое кол-во отглагольных существительных(выполнение, подписание), которые вступают в распространенные именные сочетания, образуя целые цепочки: проведение работы по претворению в жизнь намеченных планов. Особую группу составляют отглагольные сущ. с приставкой НЕ: невыполнение,несоблюдение,невыплата, ко торые практически не встречаются в др.стилях речи.Иногда приверженцы канцелярского стиля придумывают тяжеловесные неологизмы,которые не имеют права на существование: Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов иногда оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков. В приведенном примере вместо оставление можно использовать сущ. направление(направить на кратковременную сверхурочную работу); 4)широкое использование родительного приименного в цепочке имен существительных, получившее название “нанизывания”: в целях(чего?)широкой гласности(чего?)работы(чего?)органов(каких?)государственного контроля- род.пад. употр. 4 раза.

Все эти стили предназначены для выражения достаточно сложного содержания и используются в сферах соц. общения,часто-в письменной форме.Поэтому их объединяют в один стиль-книжный.Всем книжным стилям противопоставлен разговорно-обиходный стиль,который используется при неофициальном,бытовом,межличностном общении,чаще всего в неподготовленной устной форме. Его черты - неполнота формы выражения,небрежность,эмоциональность,свободный порядок слов.

Стиль художественной лит-ры использует возможности всех остальных стилей в целях художеств. Изображения любой сферы жизни человека. Его главная функция – эстетическая,а наиболее яркие черты образность,экспрессивность,метаморфичность.

Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

Структура речевой ситуации:
- Участники речевой ситуации.
- Цели речи в процессе речевого общения.
- Условия и обстоятельства речевой ситуации.
Условия, соблюдение которых необходимо для признания речевого акта уместным, называются условиями успешности речевого акта. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науке используют термин коммуникация. Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое понятие. Так, коммуникация возможна не только между людьми,но и в животном мире, в технических средствах. Термин общение обычно употребляют тогда, когда речь о социальной коммуникации: общения между людьми, общения человека и животных.Целью коммуникации является обмен содержанием на основе понимания. Чтобы описать достижение этой цели,в теории коммуникации создано несколько моделей общения. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

Рассмотрим 3 модели:1) информационно-кодовая,2)интерпретационную(интеракционную),3)инференционную.. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

· Информационная-кодовая модель коммуникации была предложена создателем кибернетики К.Шенноном и адаптирована к человеческой речевой коммуникации Р.О.Якобсоном. В основе этой модели лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения(информация) от отправителя(адресанта) к получателю(адресату) посредством кода. Информационно-кодовая модель включает в себя следующие компоненты:

Адресант- тот, кто формирует и отправляет сообщение.

Адресат- тот,кто получает сообщение.

Код(языка)- код или язык,которым пользуется адресат при получении и дешифровке сообщения.

Сообщение- последовательность знаков, речевое произведение, текст. Сообщение предполагает определенную тему, цель,содержание(означаемое) и форму (означающее). Обстановка(контекст,ситуация)- это условия, в которых осуществляется общение и которые оказывают влияние на смысл сообщения. Показателем роли контекста служит возможность построения совершенно различных ответов на один и тот же вопрос. Ну как?: Пятерка!(если сдавал экзамен);поправляется(если кто-то болен). С позиции информационно-кодовой модели коммуникации считается успешной,если принимаемое сообщение адекватно отправленному. Причинами неудачной коммуникации могут быть помехи как со стороны адресанта (плохая дикция или неразборчивый почерк и т.д.), так со стороны адресата(слабый слух, зрение, плохое самочувствие). Кроме того, на качество коммуникации влияет технические особенности передающего и принимающего устройств,канала,связи, разного рода внешние помехи(шумы.Кодовая модель коммуникации минимально учитывает так называемый» человеческий факто» - субъективный вклад в общение участника коммуникации. 2.Интерпретационная (интеракционная) модель речевого общения получила развитие в трудах И.Н Горелова,Э. Гоффмана и др. Данная модель помещает в центр внимания коммуникативное поведение лиц, участвующих в общении, и это поведение может быть как вербальным,так и невербальным. Одновременно важную роль приобретает адекватная интерпретация этого поведения партнером, которая опирается на знание форм коммуникативного поведения, типичных для данной культуры, отдельных групп людей(детей,подростков, взрослых). Интеракционная модель коммуникации предполагает более активное привлечение к процессам общения широкого социально- культурного и психологического контекста, чем базовая информационно- кодовая модель. К конструированию интеракционной модели привлекаются данные специальных научных дисциплин- социолингвистики,психолингвистики, лингвокультурологии. 3. Инференционная модель речевого общения строится на принципе выводимости знания из сообщения без посредства кода, т.е. без (де)кодирования. Основоположник этой модели Пол Грайс приводит следующий пример: Пол спрашивает Линду о том, как она себя чувствует,а она вместо вербального ответа показывает ему коробку с аспирином. Ответ Линды не содержит кола т.к. нет правил,регулярно соотносящих ее действие со значением «плохо себя чувствовать». Тем не менее,Пол успешно распознает намерение Линды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.044 с.)