Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемное пространство лидерства↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем определять некоторые специфические принципы и навыки, которые относятся к уровням микро-, макро- и металидерства, давайте рассмотрим некоторые вопросы, или то проблемное пространство, которому должны быть адресованы эти умения. Элементы, которые составляют типичную ситуацию лидерства, включают (а) лидера, который ведет (б) других людей к (в) определенной цели внутри (г) системы. Таким образом, проблемное пространство и лидерские навыки (воспринимаемые с точки зрения лидера) включают организацию отношений: 1) с самим собой как лидером; 2) между желаемой целью или результатом проекта или ситуации; 3) между сотрудниками и другими людьми, которые влияют на лидера и результат и сами подвергаются влиянию лидера и желаемого результата; 4) с системой, в которой лидер взаимодействует с другими людьми с целью достичь желаемого результата (рис. 1.1). Рис. 1.1. Общее проблемное пространство лидерства Что такое лидерство? Рис. 1.2. Проблемное пространство металидерства Однако, как указывает Николе, вопросы, имеющие отношение к проблемному пространству лидерства, будут варьировать в зависимости от того, о каком уровне идет речь: мета-, макро- или микролидерстве. Так, на метауровне лидерство включает представление (а) о миссии лидера по отношению к (б) более глобальной или всеобщей системе, которой он служит, и (в) обществу, внутри которого лидер действует в отношении (г) руководящего видения, направляющего систему или общество. Например, Махатма Ганди осуществлял свою духовную миссию в отношении британского и индийского обществ в неспокойном и устремленном к войне мире первой половины XX в. Он реализовал свою миссию через кампанию ненасильственного сопротивления, служившую его представлению о свободной и объединенной Индии (рис. 1.2). На макроуровне лидерство включает представление (а) о роли лидера внутри (б) организационной структуры и в отношении к (в) профессиональной культуре, в которой лидер действует с целью определить (г) путь, который приведет к достижению цели, и следовать этим путем. Например, в конце 1980-х годов Джон Скалли, будучи президентом и исполнительным директором компании Apple Computer, работал над созданием в организационной структуре своей компании инноваций, позволяющих развивать и поддерживать культуру «высоких технологий». Это позволило компании следовать путем, который привел к стабильному росту доли Macintosh на рынке персональных компьютеров (рис. 1.3). ^^Ш Ш' Глава 1 Рис. 1.3. Проблемное пространство макролидерства На микроуровне лидерство включает представление (а) о статусе лидера и его личных возможностях в отношении (б) фильтров восприятия и мотивации его сотрудников с целью определить и достичь (в) специфических целей в (г) определенном окружении. Например, чтобы стимулировать предложение новых идей и инноваций в мультипликации, во время «мозгового штурма» Уолт Дисней должен был использовать собственные творческие и коммуникационные навыки. Его успех зависел от его способности переходить из состояния энтузиазма в состояние сосредоточенности во время взаимодействия с аниматорами, музыкантами, сценаристами, продюсерами и т. д. в рабочей комнате в его студии (рис. 1.4). Рис. 1.4. Проблемное пространство микролидерства Что такое лидерство?
Рис. 1.5. Вопросы лидерства, связанные с личностью лидера Микро-, макро- и метауровни лидерства должны быть определены, соотнесены и согласованы для осуществления эффективных и хорошо сформированных организационных действий. Так, очень важно рассмотреть личность самого лидера в отношении: а) его миссии относительно большей системы, составной частью ко- торой является организация; б) его роли и ответственности внутри организации; в) его личной истории, ценностей и способностей как индивида (рис. 1.5). Например, Ганди во время его кампании ненасильственного сопротивления пришлось выполнять различные роли — адвоката, писателя, редактора и представителя конгресса, — и все они основывались на развитии его собственных умений, ценностей и убеждений. Аналогичным образом цели могут быть определены относительно: а) более долговременного видения, которое направляет проект или сообщество; б) всей совокупности целей, необходимых для движения к видению; в) специфических целей, которые составляют шаги на этом пути (рис. 1.6). Глава 1
Рис. 1.6. Вопросы лидерства, связанные с целями Например, представление Диснея о «фабрике фантазии» должно было реализовываться на пути, отмеченном выполнением многих специфических проектов и задач. Чтобы подготовиться к созданию мультипликационного шедевра «Фантазия», аниматоры Диснея сделали множество коротких фильмов как с целью приобретения опыта,
Рис. 1.7. Вопросы лидерства, связанные с другими людьми Что такое лидерство?ДЯЕК ЙР так и чтобы обеспечить финансовую поддержку более глобального видения. Сотрудники и другие люди могут быть поняты в отношении: а) большего сообщества, членами которого они являются; б) профессиональной или организационной культуры, к которой они принадлежат; в) фильтров восприятия и стилей мышления, которыми они обладают (рис. 1.7). Сложности, с которыми столкнулся Джон Скалли в Apple Computer, были связаны не только с его переездом с Восточного побережья в Калифорнию. Ему также пришлось приспосабливаться к отличию в профессиональной культуре между компанией «Пепси-Кола» и высокотехнологичной компьютерной индустрией. Ему пришлось перейти от культуры компании, ориентированной на продажу безалкогольных напитков и закусок, к культуре компании, занимающейся разработкой новых компьютеров и программного обеспечения. Вдобавок он должен был научиться иметь дело с различиями в стилях мышления и ценностях между маркетологами Восточного побережья и инженерами Западного побережья. Наконец, лидер должен видеть систему в терминах: а) большего пространства людей и событий, которые окружают организацию и влияют на нее, так же как на ее цели и потребности; Система
Рис. 1.8. Вопросы лидерства, связанные с системой ^ Ш1№Щ1В Глава 1 Другие люди Рис. 1.9. Пространство вопросов, имеющих отношение к лидерству б) организационной структуры, которая определяет генеральную цель и задает условия для задач и проектов; в) специфической ситуации, устанавливающей физические и коммуникационные условия, внутри которых должны выполняться все задачи и операции (рис. 1.8). Моя собственная работа, например, включает проведение тренин-говых программ в самых разных частях света. Чтобы быть эффективным, я должен не только принимать во внимание конкретные условия, в которых я веду тот или иной семинар; я часто должен также вносить в них коррективы, чтобы удовлетворить потребности различных организаций и структур. Кроме того, я должен учитывать влияние различных событий и культуральные влияния в различных частях света, где я провожу обучение. Итак, эффективное лидерство включает умение: 1) учитывать благополучие и экологию более крупной системы, членом которой является лидер; 2) организовывать равновесие между отношениями и задачами в достижении результата внутри более крупной системы; _____________________________________________ Что такое лидерство? ШШФГ ЩЩ 3) организовывать задачи и проекты путем эффективного планирования и корректировки стиля лидерства (рис. 1.9). Базовые навыки лидерства Лидерские навыки должны быть адресованы каждому ключевому элементу, который составляет проблемное пространство лидерства. К ним относятся: а) личность лидера; б) отношения лидера с его сотрудниками; в) система, внутри которой действует лидер; г) цель, которой стремятся достичь лидер и его сотрудники в данной системе. В этой книге рассматривается обширный набор навыков, адресованных различным элементам, составляющим понятие лидерства: личностные навыки, навыки отношений, навыки стратегического мышления и навыки системного мышления. Личностные навыки имеют отношение к тому, как лидер ведет себя в той или иной конкретной ситуации. Личностные навыки позволяют лидеру выбирать или конструировать наиболее подходящие для данной ситуации состояние, установки, фокус и т. д. В каком-то смысле личностные навыки являются процессом, в котором лидер руководит самим собой. Навыки отношений — это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединиться к модели мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Поскольку лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путем влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства. Навыки стратегического мышления необходимы для того, чтобы определять специфические цели и задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и затем установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Ключевой элемент эффективного стратегического мышления — определение того, какие операторы и операции окажутся наиболее эффективными и будут наилучшим образом способствовать движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния. Глава 1 Рис. 1.10. Базовые навыки лидера Навыки системного мышления используются, чтобы определить и понять проблемное пространство, в котором будет действовать лидер, его сотрудники и организация в целом. Системное мышление является основой эффективного решения проблем и способности создать хорошо функционирующую команду. Способность мыслить системно, практически и конкретно, вероятно, является наиболее значимым показателем зрелости лидера (рис. 1.10). Моя собственная профессиональная миссия включает работу в качестве ведущего семинаров, консультанта, писателя, разработчика программных продуктов, а также директора и содиректоре нескольких небольших компаний и тренинговых организаций. Эта работа подразумевает взаимодействие с другими людьми один на один, в команде, а также с очень большими группами людей. Таким образом, я имел богатую возможность получить личный опыт в определяемых в данной главе аспектах проблемного пространства лидерства. Моя работа также обеспечила мне возможность попробовать и оценить все перечисленные типы лидерских навыков и проверить их отношение к эффективному лидерству. Я полагаю, что все они являются важными аспектами «создания мира, к которому хотят принадлежать люди». Мастерство лидерства Усвоение этих навыков поможет вам в совершенстве овладеть всеми ключевыми аспектами лидерства. Ниже следует список некоторых признаков мастерства лидера, которые мы будем исследовать в этой книге. Что такое лидерство? Личное мастерство — состояния Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений. Мастерство проблемного пространства — система Тщательное изучение системы. Нахождение релевантных элементов и вопросов. Разделение пути на управляемые шаги. Мастерство коммуникации — послания Развитие вербальных и невербальных навыков. Использование,различных репрезентативных каналов. Интерпретация и организация метасообщений. Мастерство отношений — раппорт Принятие множественных точек зрения. Понимание различных стилей мышления. Осознание позитивных намерений. Уровни изменения и лидерства «Создание мира, к которому хотят принадлежать люди», включает различные уровни изменений и влияния. Фактически различные типы лидерства — мета-, макро- и микро— и проблемные пространства, которые они подразумевают, могут быть соотнесены с уровнем изменений, которые мы пытаемся произвести в человеке или организации. Так, именно здесь находятся «где» и «когда» проблемного пространства изменения. Они связаны с определенными условиями, такими как физическое пространство и временные ограничения, которые могут повлиять на задачу или цель. Затем, существует вопрос «что», связанный с конкретным контекстом. Он имеет отношение к действиям или результатам, которые должны иметь место в условиях окружения, т. е. это то, что, как предполагается, произойдет в определенных «где» и «когда». Разумеется, действия людей определяются не только условиями внешней среды. Разные люди могут демонстрировать широкое разнообразие поведенческих реакций в сходных ситуациях. Чем обусловлены эти различия в поведении? Различиями в ментальных картах и восприятии. Ответ на поведенческом уровне определяется когнитивными процессами; это то, как человек думает о чем-то или мысленно представляет это. Уровень изменений «как» имеет отношение к внутренней карте человека и его когнитивным способностям. От видения к действию На процесс изменения также сильно влияют убеждения и ценности людей. Они имеют отношение к вопросу «зачем» («почему») данной задачи или результата. Почему, например, должен человек менять свои мысли или действия? Уровень мотивации человека будет определять, какое количество своих внутренних ресурсов он захочет мобилизовать. Именно мотивация стимулирует и активизирует то, как человек думает и что он будет делать в конкретной ситуации. В процессе изменения существует еще вопрос «кто». Какие роли и функции имеют отношение к данной задаче или результату? Кто, как предполагается, будет в него вовлечен? Какие убеждения, ценности, способности и действия связаны с различными ролями? Наконец, существует вопрос «кто еще и что еще», затрагивающий систему более высокого уровня или более широкое видение, которые определяют специфические роли, убеждения, способности, действия и т. д. Этот уровень имеет отношение к тому, что можно рассматривать как видение или «духовность» организации или системы. Как показывают эти различия, структуры нашего мозга, язык и социальная система формируют естественную иерархию, или уровни, процесса. Функция каждого уровня — синтезировать, организовать и направить взаимодействия на более низком уровне. Изменение, происходящее на более высоком уровне, неизбежно «распространятся» вниз, ускоряя изменения на более низких уровнях. Изменение, происходящее на более низком уровне, может, но не обязательно будет влиять на более высокий уровень. Система уровней, которую я привожу здесь, была подсказана мне работой антрополога Грегори Бейтсона (Bateson, 1972), который определил некоторые базовые уровни научения и изменения. Каждый следующий уровень является более абстрактным, чем уровень, лежащий под ним, но при этом обладает большей силой воздействия на индивида или систему. Эти уровни приведены в табл. 2.1. Уровень окружения включает конкретные внешние условия, в которых имеют место наши действия. Однако действия без внутренней карты, плана или стратегии, направляющих их, — это привычки и ритуалы, которые подобны коленному рефлексу. На уровне возможностей мы можем отбирать, изменять и адаптировать действия применительно к более широкому набору внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей мы можем продвигать, обобщать конкретную стратегию, план или способ мышления или отказываться от них. Идентификация, разумеется, объединяет всю систему убежде- Таблица 2.1 Базовые уровни научения и изменения
ний и ценностей в ощущение себя. «Духовный» уровень связан с на^ шим восприятием и картами всех частей системы более высокого уровня, к которой мы относимся. По мере того как каждый следующий уровень все более абстрагируется от конкретного поведения и опыта, он оказывает на них все более и более сильное воздействие. Окружение определяет внешние возможности или ограничения, в которых человек должен реагировать. Он относится к вопросам «где» и «когда» лидерства, влияющим на внешний контекст. Уровень окружения с точки зрения лидерства в первую очередь связан с реакциями людей. Он состоит из особенностей помещения, потребляемой пищи, уровня шума и т. д., т. е. всего, что составляет условия, в которых развивается ситуация. Разумеется, эти внешние условия будут влиять на действия и состояние лидера и его сотрудников. Один из ключевых аспектов умений лидера — умение внимательно относиться к физическому окружению. Поведение — это конкретные действия и реакции, осуществляемые человеком в определенном окружении. Оно относится к вопросам «что» лидерства, влияющим на действия людей. Этот уровень с точки зрения лидера должен быть связан с теми действиями, которые должны выполнять лидер и его сотрудники. Поведение людей, например выполнение задач и межличностное взаимодействие, часто служит первичным основанием для постановки организационных целей. Проблема лидерства традиционно в значительной мере фокусируется на уровне действий. Способности руководят действиями и дают им направление посредством ментальных карт, планов и стратегий. Этот уровень имеет От видения к действию отношение к вопросу «как» лидерства, влияющему на сознание людей. На этом уровне приходится иметь дело с ментальными стратегиями и картами сотрудников, чтобы направлять их действия. Просто предписывая определенные действия, невозможно гарантировать, что задачи будут выполнены и цели достигнуты. Функция уровня способностей — обеспечить восприятие и направление, необходимые для достижения конкретных задач. Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление, которое поддерживает или подавляет способности или действия. Этот уровень имеет отношение к вопросу «почему» лидерства, влияющему на чувства людей. В дополнение к развитию поведенческих навыков и возможностей эффективный лидер должен также обращаться к предположениям, убеждениям и ценностям своих сотрудников. Степень, в которой какая-то задача соответствует (или не соответствует) личной или присущей данной культуре системе ценностей, определяет степень, с которой сотрудники принимают или отвергают эту задачу. Убеждения и ценности влияют на мотивацию и разрешения сотрудников применительно к их роли и задаче. Идентификация включает роль, миссию и/или самоощущение. Этот уровень имеет отношение к вопросу «кто» лидерства. На этом уровне приходится иметь дело с самоощущением группы или ее членов. Идентификация — это нечто, чему трудно дать точное определение. Она более абстрактна, чем убеждения, и имеет отношение к более глубоким уровням усвоения информации, отвечая за то, чему именно человек научается, и за обязательства по претворению этого в действие. Идентификация в первую очередь имеет дело с миссией. Изменение на уровне духовности связано с системой более высокого уровня, частью которой является группа или организация, и с влиянием на них этой системы. Этот уровень имеет отношение к вопросу «кто еще и что еще» лидерства, влияющему на систему более высокого уровня. Фактор духовности берет начало в восприятии нашей принадлежности к системам более высокого уровня. Он определяет целостное видение или цель, выходящие за рамки действий отдельных индивидов или организации. Очевидно, что каждый следующий уровень включает большую систему или большее проблемное пространство. Каждый уровень вовлекает процессы и взаимодействия, которые позволяют инкорпорировать информацию более низких уровней и оперировать с ней. Таким образом, они формируют сеть процессов, как показано на диаграмме (рис. 2.1). Рис. 2.1. Уровни лидерства Эффективное лидерство, совершенно очевидно, включает обращение ко всем перечисленным уровням, идет ли речь о личности самого лидера, других людях, системе или целях. Микролидерство в первую очередь обращается к уровням окружения, действий и возможностей. Это вопросы «где», «когда», «что» и «как». Макролидерство фокусируется на уровнях убеждений, ценностей и ролевой идентификации. Это вопросы «почему» и «кто», помимо «где», «когда», «что» и «как». Металидерство делает акцент на уровне духовности и идентификации. Это вопросы «кто еще и что еще», которые образуют видение и цель, выходящие за рамки всех других уровней лидерства. Движение от видения к действию Типичный путь изменения в разумно устроенной организации включает движение от уровня видения к уровню действия. Необходимы лидерские способности всех трех уровней — мета-, макро- и микро-, От видения к действию Рис. 2.2. Различные типы процессов и лидерских способностей, вовлеченные в движение от видения к действию чтобы стимулировать и управлять различными процессами, которые составляют переход от видения к действию. Металидерство вдохновляет и создает мотивацию путем трансформации видения в миссию и создания сообщества внутри системы. Макролидерство создает стратегию по реализации видения и миссии путем определения ценностей, культуры и пути достижения желаемого состояния. Микролидерство предоставляет структуру, позволяющую трансформировать культуру и путь в набор конкретных задач и взаимоотношений (рис. 2.2). Следующее упражнение показывает, каким образом можно объединить системное и стратегическое мышление, для того чтобы создать видение и затем определить путь, ведущий от него к действиям по его конкретному воплощению. Упражнение: движение от видения к действию То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы я мог это описать. Но оно выглядит большим и сияющим. Уолт Дисней (1941) Часть I. Создание видения 1. Приведите себя в состояние спокойствия и открытости, так чтобы вы полностью ощущали себя. 2. Закройте глаза и создайте пространство «видения» перед своим мысленным взором. Вообразите обширный «внутренний ланд- 2-3184 ^ »ИЖГлава 2 Рис. 2.3. Внутренний ландшафт шафт». Отметьте, где проходит линия горизонта вашего внутреннего ландшафта. Также отметьте «точку схода» в перспективе вашего внутреннего ландшафта (рис. 2.3). Отметьте, на каком расстоянии от кончика вашего носа находится эта точка. На расстоянии метра? Десяти метров? Километра? Перенесите «точку схода» как можно дальше. Если надо, опустите для этого линию горизонта. Найдите «точку схода», которая представляет остаток вашей жизни. Затем продолжите фокус за эту точку. Когда вы это делаете, вытяните позвоночник и слегка поднимите голову. Представьте восход солнца на линии горизонта. Почувствуйте, на что похоже ощущение рассвета нового дня. Позвольте появиться надежде и вере в будущее. В этом состоянии задайте себе вопрос: «В чем состоит мое видение?» Дайте образам и словам ответа сформироваться из ваших чувств и света восходящего солнца. 3. Перенесите ваше внимание и фокус обратно, в точку, представляющую остаток вашей жизни, сохраняя осознание восхода и ощущение ассоциированности с вашим видением. Подумайте, что необходимо сделать в этом временном фрейме, чтобы двигаться вперед, к видению. Задайте себе вопросы: Какова моя миссия с позиции этого видения? Каковы моя роль и идентификация с позиции системы более высокого уровня, связанной с этим видением? Каковы могут быть символ или метафора для этой роли или миссии? 4. Сфокусируйте внимание на своем теле, на ощущениях и эмоциях, связанных с видением и миссией, — особенно на тех, которые при- От видения к действию влекают вас. Почувствуйте мотивацию, воодушевление и возбуждение, которые связаны с будущим. Представьте, что ваше сердце обладает «голосом», так что эти чувства можно переложить в слова. Спросите себя: какие ценности выражают мое видение и миссия? Какие убеждения связаны с моим видением и миссией? 5. Перенесите внимание на позвоночник и грудную клетку. Выпрямите спину и расправьте грудь так, чтобы вы могли дышать более полно и свободно. Почувствуйте ощущение физической энергии и силы в своем теле. Задайте себе вопрос: какие способности я имею или должен развивать, чтобы поддерживать мои убеждения и ценности и выполнить мою миссию с точки зрения моего видения? 6. Перенесите фокус внимания в точку вовне, так чтобы она была на близком, но комфортном расстоянии. Позвольте вашему осознанию войти в ваше нутро, в мышцы и кости вашего тела. Задайте себе вопросы: какой мой следующий шаг на пути к выполнению моей миссии? Какое внутреннее состояние наилучшим образом поможет сделать этот шаг? Составьте план по осуществлению этого шага. 7. Представьте, что вы физически движетесь вперед и оказываетесь в этой точке и в окружающем ее контексте в будущем. Задайте себе вопрос: когда и где я завершу этот следующий шаг?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.017 с.) |