Жанры переводной литературы. Оригинальные памятники древней Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры переводной литературы. Оригинальные памятники древней Руси.



Новая христианская литература, которая пришла на Русь с принятием христианства, оказала весомое влияние на процесс создания оригинальной русской литературы. Переводы, которые делали древнерусские книгочеи с разных языков мира, приобретали признаки яркого авторского вмешательства, наполняли их национальным элементом и местной спецификой Русского края.

Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии. Так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрел "Псалтырь". Пользовались древнерусские мыслители "Служебником" и "Требником", которые давали науку для священнических божественных служб.

Религиозную литературу времен Киевской Руси принято разделять на каноническую (правоверную) и апокрифы.

К канонической принадлежат жития — житийные, агиографическиепроизведения, посвященные подвижницкой жизни святых. Они переводились непосредственно с греческих оригиналов. "Жития" отчасти очень широкого объема, по содержанию чрезвычайно разнообразные и подают большую галерею типов "христианских героев".

Постепенно возникли календарные жития, т. е. размещенные по порядку дней памяти святых (Синаксар или Прологи). Существовали и некалендарные жития – патерики, где жития расположены в алфавитном или географическом (Синайский патерик) порядке. Наибольшим достижением этого жанра, воспроизведенным древнерусскими книгочеями, был Киево-Печерский патерик (нач. 13 ст.).

На основе христианской литературы появилась и активно развивалась проповедническая литература. Главная природа проповеди (слова, поучение) — ораторская, риторическая. Они репрезентовали систему христианских моральных

принципов и христианской философии.

На Руси переводились проповеди Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Тедора Студита, Кирилла Александрийского и др.

Апокрифы (от гр. апокрифос — тайный, скрытый). Апокрифические пересказы пришли на Русь из Византии, Болгарии, Палестины. Итак, апокрифы - это произведения на библейскую тематику, которые дополняли или уточняли Святое Писание, но по определенным причинам не были канонизированы церковью. Возникали, как правило, в народной среде, а имеющийся здесь художественный вымысел оказывал содействие их значительному распространению. Русские апокрифы переводили с болгарских оригиналов, которые, в свою очередь, опирались на византийскую апокрифическую традицию, приобретая в древнерусских переводах местного характера.

Тематически апокрифы делятся на три основных группы: старозаветные, (народные рассказы о создании мира, первых людях), новозаветные (апокрифические евангелия Якова и Никодима), эсхатологические (от гр. эсхатос — крайний, последний), которые содержали интересные рассказы о конце мира и Страшном Суде, о потусторонней судьбе праведников и грешников.

Известнейшим новозаветным апокрифом является "Хождения апостола Андрея", который Нестор ввел в "Повесть временных лет". "Хождение Богородицы по мучениям" - это эсхатологический апокриф. Весомый вклад в изучение апокрифов сделал Иван Франко, подготовив 5-томное издание "Апокрифы и легенды из украинских рукописей"

К светской переводной литературе принадлежат научные работы, исторические произведения, повести, стихи. Наиболее популярными были "Шестидневы", "Физиолог" и произведения энциклопедического характера - "Изборники", "Пчела".

"Шестидневы" — это популярные в византийско-славянской литературе произведения, которые трактуют христианское происхождение мира. Причем, это трактование имеет ярко выявленный общественный и литературно-художественный характер, когда рядом с христианскими догмами видим проявления и собственно авторской мысли. Итак, в основе "Шестидневов" — популярный, в определенной мере соответствующий господствующим общественным настроениям литературно-художественный рассказ о шести днях создания мира Богом, откуда и походит название подобных произведений. "Шестидневы" синтезировали в себе элементы светской науки и философские учения о движении небесных светил, животных, растений и т. п. Здесь содержатся всяческие моральные и религиозно-поучительные выводы.

История мировой литературы знает четыре наиболее известных "Шестодневов": "Беседы на Шестидневы" Василия Великого (IV ст.), "Шесть слов о сотворении мира" Севериана, епископа Гавальского (VI ст.), "Похвала Бога о сотворении всей твари" Георгия Писида (VП ст.), "Шестидневы" Иоанна Мкзарха Болгарского (X ст.).

"Шестидневы" проникнуты духом и идеологией христианства, их общественная роль - формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.

"Физиолог" — это популярная зоология, и популярное биологическое произведение, которое в аллегорически-символической форме излагает важные положения христианской науки и, описывая настоящие и выдуманные приметы зверей, подает образцы для наследования и поучения. Данное произведение представляет собой своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах, деревьях, камнях и т. п. Эти сведения черпались из Псалтыря, Библии, произведений античных и восточных писателей и были обработаны христианскими писателями и дополнены символическим толкованием согласно христианскому мировоззрению.

Каждая статья "Физиолога", посвящена отдельному зверю, делится на две части: в одной описывают реальные свойства зверя, птицы, а во второй излагаются символические толкования и вводится определенная морально-дидактическая мысль. Авторами "Физиолога" называли знаменитых отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.

«Слово о законе и благодати», написанное киевским священником Илларионом (будущим митрополитом), было впервые произнесено им в 1049 г. в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений. «Слово» Иллариона – своего рода церковно-политический трактат, в котором прославляется Русская земля и ее князья.Кроме «Слова о законе и благодати» до нас дошли произведения Климента Смолятича и Кирилла Туровского и «Поучение»» князя ВМ. «Поучение» князя Владимира Мономаха объединяло четыре самостоятельные произведения: это собственно «Поучение», автобиография и «Письмо к Олегу Святославовичу», молитва.«Поучение» Владимира Мономаха – пока единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданного не духовным листом, а государственным деятелем. «Поучение», как впоследствии «Слово о полку Игореве», не столько опиралось на традиции тех или иных литературных жанров, столько отвечало политическим потребностям своего времени. Мономах включил в состав «Поучения» свою автобиографию.

29. Русская литература 18 века. Феномен барокко. Реформа русского стихосложения.

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза»высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

30. Художественное время и художественое пространство в литературном произведении. Хронотоп в эпическом тексте.

Художественное время ихудожественноепро странство – это характер художественного образа, которые обеспечивает целостное восприятие художественной действительностии организует композиционное произведение.

Хроното́п — «закономерная связь пространственно-временных координат».

31. Литературный классицизм. Основные нормативные акты классицизма. Система жанров в литературе русского классицизма.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Классици́зм (образцовый) -
художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное-в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке.
В России классици́зм был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе.
Одной из важных черт этого литературного течения являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.
Основные признаки русского классицизма
Обращение к образам и формам античного искусства.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.
Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник (неудачливый).
В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места (действие происходит в одном месте), действия (1 сюжетная линия).

32. Русский сентиментализм. Система жанров в литературе сентиментализма.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Сентиментализм в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

33.Русская литература 19 века.

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин. Как сейчас его бы окрестили «звезда».

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы. Под их воздействием А.С. Пушкин пишет повесть «Капитанская дочка».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа. -

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница.

На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей – Человеков.

34. Романтизм: романтическая концепция личности

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

Идеалы Просвещения были прекрасными, ясными и логичными, проблема же возникла после того, как эти идеалы оказались слишком утопичными. Утрата их привела человека постреволюционной эпохи к разочарованию в обществе, в социальных и рациональных идеях. Следствием этого стало появление нового типа героя: индивидуалист-одиночка, «лишний» человек, страдающая, сверх-ординарная личность, не понятая обществом. В центре романтического произведения - одинокая гордая личность, презирающая толпу. Антисоциальность, индивидуалистический бунт, сильные страсти и страдание – типичные черты представителя романтизма.

Образцом такого героя становится персонаж поэмы Д.Г.Байрона «Чайлд-Гарольд»: разочарованный, одинокий, мятежный, не понятый людьми, бросающий вызов всему миру и Богу.

 

35. Реализм. Реалистическое направление в литературе 19 века: критический реализм; психологический реализм; «социальный»; гротескный реализм; «натуральная школа».

Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Крити́ческий реализм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы Оноре де Бальзака, Джордж Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова[1].

Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2]. С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.

Психологический реализм - художественное направление модернизированного реализма (т.е. реализма, вобравшего в себя некоторые достижения модернизма), сосредоточенного на психологическом анализе героев

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.

Гротескный реализм -Тип художественного творчества, где допускается большая деформация реальных подробностей жизни, ее предметных деталей. Здесь присутствует странная, неестественная картина действий, в сюжетах и персонажах много неправдоподобного.

36. Образ «лишнего человека» (Евгений Онегин в одноименном романе Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, Лаврецкий в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева).

В 1850 году появилась повесть И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», и с тех пор определение «лишний человек» стали относить к литературным героям первой половины XIX века, прежде всего к Онегину и Печорину. В гениальной поэме Н. А. Некрасова «Рыцарь на час» читаем:
Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Это тоже о них, людях, ставших лишними в родной стране. Кто виноват в трагедии таких людей? А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и другие писатели каждый по-своему отвечали на этот вопрос.
Что нужно человеку для счастья? Богатство, знания, расположение окружающих, обаяние, успех в обществе? Все это было у пушкинского героя, Евгения Онегина. «Но был ли счастлив мой Евгений?» — не случайно спрашивает поэт. Если да, то он обычный светский повеса, который «всегда доволен сам собой», удовлетворен всем, что его окружает, то есть такой, как большинство молодых людей его круга. Но нет, ему трудно и неинтересно жить. Почему? Да он и сам не знает. Все наскучило: «в красавиц он уж не влюблялся», «...друзья и дружба надоели», «как женщин, он оставил книги», «хотел писать, но труд упорный ему был тошен». О таких людях позже М. Ю. Лермонтов скажет:

И жизнь уж нас томит,
Как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Такое совпадение выводов двух самых великих поэтов России не могло быть случайным: значит, в жизни страны в 20—30-е годы происходило что-то, что породило особый тип молодых людей, скучающих, разочарованных, не находящих себе применения в жизни. Такие молодые люди были неплохо, хотя и поверхностно, образованны, способны на отдельные глупые поступки. Так, Онегин «ярем... барщины старинной оброком легким заменил». Евгения не беспокоит недовольство соседей, решивших, «что он опаснейший чудак», как не интересует «их разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне». Не взволновала его и встреча с Татьяной Лариной. Он честно признается ей, что неспособен по-настоящему полюбить.

Так беспорядочно смешано в нем хорошее и плохое, что трудно однозначно оценить этого человека. Хорош? Но кого он сделал счастливым? Кому помог? Какую пользу принес отечеству? Плох? Но ведь он лучше многих: умнее, образованнее, а главное, — честнее. Он видит свои недостатки и недоволен собой. Как точно заметил В. Г. Белинский, он не знает, что ему нужно, чего ему хочется, но он точно знает, что ему не нужно, не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность. Однако нет у него большой, высокой цели, он не способен думать о других, безразличен к судьбам народа. Отсюда душевная вялость, апатия. Он чужой в своем обществе, «где все так бледно, равнодушно», но остается рабом светских условностей.

Прекрасно понимая, что «шепот, хохотня глупцов — и вот общественное мненье», этому мнению подчиняется — и убивает на дуэли друга.

Пушкин не видит выхода для своего героя. Он действительно оказался «лишним», не примкнув ни к защитникам старых, крепостнических устоев, ни к новым людям, борцам за свободу, готовым погибнуть за родной край.

Но в русской литературе Е. Онегин оказался великим открытием. От него ведут свое начало многие герои послепушкинской литературы. Самые интересные, самые известные литературные персонажи первой половины XIX века — «лишние люди».

Таков «младший брат Онегина» Печорин, быть может, самый обаятельный и самый загадочный из «лишних людей». Его породила эпоха Лермонтова, время разочарований и опустошенности, вызванных реакцией 30-х годов. «Герой нашего времени» — это исследование «души человеческой», проведенное гением. Печорин действительно дитя своего времени, дитя незаурядное, щедро одаренное природой. Лермонтовский герой гораздо глубже, активнее, да и умнее, чем его «старший брат» Онегин. Печорин ищет, где можно применить свои силы, но, увы, совершает только мелкие, недостойные его поступки. Печорина можно осуждать за многое. Вспомним загубленную жизнь Бэлы, страдания Веры и то, как расчетливо играл он чувствами княжны Мери, как преследовал и лишил жизни несчастного Грушницкого... Но насколько выше он, чем та среда, в которой Печорин вынужден вращаться. Искренен он только с самим собой и беспощаден к себе. В нем действительно живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его.

«Младший брат Онегина» активнее, талантливее, а потому несчастнее старшего, и оба они оказываются лишними, потому что, по словам Белинского, «зло таится не в человеке, а в обществе».

Пушкин и Лермонтов начали писать историю «лишнего человека», великие реалисты 40—50-х годов продолжили эту историю, исследуя психологию своих героев в другое время, показывая, как изменились они в новой исторической обстановке. Образы «лишних людей» — одно из великих достижений «золотого века» русской литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.043 с.)