Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статические, медитационные упражненияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы продолжаем описание Садханы, перенося акцент на выполнение традиционных асан Хатха‑йоги, но с определенными медитационными установками, которые используются в практике Тантры. По представлениям многих авторитетов Тантры, нет необходимости выполнять большое количество асан, можно ограничиться суммой так называемых «восьмерок», то есть в один день выполнять восемь динамических упражнений, в другой день восемь статических, в третий восемь «звериных», и в четвертый восемь парных, сексуальных, и затем повторять все сначала. Главное здесь не количество, а качество работы, причем каждая восьмерка должна быть очень гармоничной и включать в себя комплекс асан или упражнений, которые полностью задействуют как духовный, так и физический потенциал человека. Итак, приступим к описанию первой и одной из самых важных асан из всего их обилия в системе Хатха‑йоге.
Шавасана (поза «трупа»)
Для выполнения этой асаны необходимо лечь на ровную поверхность, желательно на коврик, лицом вверх. Руки вытянуть вдоль туловища. Пятки должны касаться друг друга, в то время как носки разведены свободно врозь. Дышите ритмично, естественно. Постарайтесь почувствовать вес своего тела, как будто оно уходит в землю, но никакого напряжения при этом быть не должно. Затем начинайте расслаблять каждую часть тела, сознательно концентрируя внимание на расслаблении сначала головы, шеи, груди, рук, кистей, пальцев, далее – живота, спины, бедер, коленей, ступней и пальцев ног. Расслабьте мышцы лица, лоб, глаза, щеки, рот, подбородок. Таким образом, вы как хороший хозяин сознательно, не торопясь, как бы пройдетесь по всем большим и малым частям вашего тела, по всем мускулам, снимая с них напряжение и «расправив» их, оставите их в состоянии полного расслабления. Находясь в таком состоянии, не давайте мыслям блуждать или свободно ассоциировать, но сконцентрируйте их на чем‑либо успокаивающем, например, на образе плывущих по небу облаков. Держите этот образ, не допуская, чтобы расслабление перешло в сон. И, наоборот, если же вы хотите поскорее и крепко заснуть, попробуйте использовать эту асану. Йоги даже утверждают, что сон, явившийся результатом Шавасаны, очень полезен, и они часто спят именно в этой асане. Также эта асана используется для достижения состояния самадхи или глубокой медитации, но это уже высшее мастерство. Заканчивать выполнение Шавасаны необходимо следующим образом: также сознательно концентрируя внимание, начинайте напрягать расслабленные части тела, мышцы в обратном порядке. Затем напрягите все тело и потянитесь. Рекомендуется в этой асане находиться от 15 до 20 минут ежедневно вместо дневного сна, а также начинать и заканчивать ею занятия йогой. Но при этом необязательно находиться в ней до 20 минут, достаточно лишь достигнуть состояния полного расслабления и немного отдохнуть в нем. Также Шавасана используется после контракционных и других асан для отдыха и восстановления нормального ритма работы сердца и дыхания. На первый взгляд, может показаться, что Шавасана не представляет никакого труда для выполнения, но лишь немногие могут сразу правильно выполнить ее со всеми требованиями. Немалая польза от этой асаны будет достигнута только после полного осмысления всех ее деталей. Шавасана избавляет от усталости как тело, так и разум и занимает первостепенное место в науке йоги. Необходимо также отметить, что активное расслабление каждой группы мышц при этой асане обеспечивает одновременную, хотя и непрямую, ментальную ассоциацию и прочувствование их положения в теле. А это важно с точки зрения развития способности мобилизовать и использовать Прану. Вкратце можно изложить, употребляя специальные термины из области физиологии, как достигается то непревзойденное состояние расслабления и полного восстановления сил при этой асане. Во время полного расслабления мышц их тонус, и, соответственно, внутритканевое напряжение спадает на все сто процентов. Это приводит к заметному снижению периферического избыточного напряжения в сосудах оттока артериальной крови. Отсюда, с одной стороны, большое количество кислорода и питательных веществ поступает в мышечную массу, тем самым способствуя снабжению «необходимым сырьем» для высвобождающейся энергии, а, с другой стороны, обеспечивается свободный выход накопленных продуктов распада, метаболических посредников (а ведь некоторые из них токсичны даже в низких степенях концентрации), и, наконец, газов – двуокиси углерода. Вывод всех этих вредных накоплений улучшает общий обмен веществ в организме. По правде говоря, чувство усталости в натруженных мышцах следует отнести на счет скопления молочной и других кислот – веществ, оставшихся при распаде углеводов. Сокращение их концентрации при сравнительно быстром выводе из организма благодаря увеличению доступа кислорода приводит к исчезновению чувства усталости и совершенно неожиданным физиологическим возможностям. Тантра учит, что тело человека тленно, а его духовно‑энергетическая сущность вечна, более того, тело, его временный физический потенциал, зависит от духовности человека. Можно искусственно продлевать жизнь, только это должно быть действительно необходимо, и действительно осознанно. Необходимо сначала разделить телесную и духовно‑энергетическую сущность, чтобы снова соединить, но только на новом уровне, с новыми возможностями. Для этого после овладения техникой Шавасаны важно подключить следующую медитационную практику: после того, как вы полностью расслабитесь, представьте, что каждый ваш выдох осуществляется не через рот, а через всю поверхность вашего тела, более того, вы как бы выдвигаете духовно‑энергетический дубликат вверх на несколько сантиметров, пока не сможете полностью осознать себя повисшим в воздухе над своим телом, смотрящим сверху вниз. Вы как бы стоите перед зеркалом, только отражение в действительности и есть ваша сущность, ваша истинная самость. При этом утверждается, что тот, кто освоит эту технику, может на уровне дубликата путешествовать в пространстве, в теле же происходят удивительные изменения, как бы полностью или почти полностью прекращаются процессы жизнедеятельности, чем и объясняется возможность некоторых йогов обходиться без питания и даже воздуха очень длительное время. Но это касается только очень опытных йогов, для остальных же не в меру ретивых последователей есть опасность порвать «серебряную нить», соединяющую дубликат с телом, что может привести к смерти. Поэтому не стремитесь к достижению чего‑то необычайного, удовлетворяйтесь только возможностью воссоздания дубликата, после чего также сантиметр за сантиметром опустите себя в свое тело, причем делать это необходимо на вдохе, то есть с каждым вдохом вы как бы засасываете свой духовно‑энергетический дубликат в свою плоть. При этом в начале выполнения этой установки вы чувствуете легкость во всем теле, в конце же – тяжесть. Вот почему эта асана называется позой «трупа».
Падмасана (поза «лотоса»)
Полулотос.
Падмасана – одна из асан, считающихся классическими в системе Хатха‑йоги. Также она считается одной из самых трудных поз медитации. Выполнять ее необходимо следующим образом. Сядьте на коврик, ноги согните в коленях перед собой. Руками возьмите правую ступню и заложите ее на левое бедро, ближе к тазобедренному суставу, ступней вверх и пяткой около середины брюшной полости, подушечки ступни почти на одной линии с бедром. Затем возьмите левую ступню, скрестите ее над правой и положите таким же образом на правое бедро. Левшам необходимо поменять порядок. Теперь о положении рук. В Падмасане разное положение рук имеет различный эффект. Так, если кисти рук ладонями вверх уложены правая на левой у живота, то это положение способствует увеличению Лагхима‑Шакти, и тело становится как бы легче. Положение кистей рук на коленях открытыми ладонями вверх, когда большой и указательный палец образуют букву «О», увеличивают тяжесть тела. В самом начале необходимо вырабатывать силу, придающую легкость телу, то есть Лагхима‑Шакти.
Йог, сидящий в Падмасане, может подняться над землей, зависнув в воздухе. Такие йоги становятся обладателями великих сил и способностей. Тхирендра Брахмачари
При выполнении этой асаны необходимо позвоночник держать как можно прямее, плечи расправленными. Колени обязательно держать прижатыми к полу. Для некоторых выполнение этой асаны окажется затруднительным по ряду причин. Но отчаиваться нет необходимости. Им мы можем посоветовать испытанный и эффективный способ достичь подвижности суставов и все же освоить эту асану. Выполняйте следующее упражнение. Положите подошву левой ступни против правого бедра и начните покачивать вверх‑вниз левым коленом. Вы увидите, что в момент движения колена вниз к полу оно тут же стремится подскочить вверх – это естественно. Без особых усилий проделывайте это упражнение то на одну, то на другую ногу. И постепенно вы достигнете пластичности незадействованных сухожилий и связок. Несмотря на то, что падмасана может показаться сложной для начинающих, ее надо постараться освоить, так как польза от нее поистине велика для всех – будь то мужчина или женщина, старый человек или ребенок. Но для тех, кто все же не в состоянии достичь законченной формы этой асаны, мы рекомендуем так называемую Ардха‑Падмасану – позу «полу‑лотоса». В ней только одна нога находится на противоположном бедре, тогда как другая покоится на полу. Ардха‑Падмасана выполняется только теми людьми, у которых абсолютно негибкое тело. Но она также может помочь вам достичь позы лотоса. Для этого попробуйте каждый день в течение 20‑30 минут находиться в ней, попеременно через 2 минуты сменяя положение ног. В лучшем случае через 40 дней вы сможете сесть в позу лотоса. Вдобавок ко всему дадим один совет тем, у кого закостенелые, негибкие суставы: пейте молоко с перетертой в муку сырой куркумой, если, конечно, можете ее найти. Употребление куркумы в сыром виде также способствует очищению крови. Падмасана чрезвычайно выгодна для занятий пранаямой, так как она является единственной асаной, в которой не нарушается вся постановка тела несмотря на то, что оно держится вертикально. Эта асана способствует избавлению от запоров, расстройств желудка, скопления газов. Укрепляет бедра и икры. Для женщин она полезна еще и тем, что оказывает благотворное влияние на матку. Поэтому все асаны, в основе которых лежит Падмасана, в первую очередь должны практиковаться женщинами. Находиться в этой асане можно столько, сколько найдете для себя удобным. В любом случае ее благотворное влияние скажется на вашем духовном и физическом состоянии. Падмасана – великолепное положение для занятий Пранаямой, и наибольшая выгода от дыхательных упражнений может быть достигнута именно в этой асане. Сватмарама, ученик Горакшанатха, писал по этому поводу: «Йог, сидящий в Падмасане, направляет прану после полного, глубокого вдоха в канал Сушумна‑нади; им достигается чувство полного освобождения, и сомневаться не приходится в том, что это действительно происходит» (Н.У.Р. 1, 49). Вполне очевидно, что Падмасана является одной из наиглавнейших асан. Даже если просто сидеть в Падмасане без занятий пранаямой и медитацией (а это положение – основная медитационная асана) или созерцанием, все равно общеоздоровительный эффект ее бесспорен. Эта асана называется позой лотоса неспроста: символ лотоса, удивительного по своей красоте и свежести, расцветшего среди грязи болота, отождествляется с человеком, прекрасным как духовно, так и физически, рождающимся абсолютно в любой среде. Более того, Тантра, отвергая кастовые предрассудки, утверждает, что любой человек, в любой семье, в любой общественной группе, может достичь величия тела и духа, разительно отличаясь от своих соплеменников. Просто он должен осознать, что божественное сознание всегда находится в нем, с рождения и до смерти, но только тот, кто замутняет его сиюминутными желаниями, зовом плоти, так и живет всю жизнь, как будто он стоит у пыльного зеркала, не в состоянии увидеть истинного своего отражения. Тот же, сознание кого чисто, как лепестки лотоса, несет в себе разум вечности и видит не иллюзию, Майю, сотканную из предрассудков, невежества, ущербного воспитания, однобоких знаний, а истинную реальность во всей ее полноте и целостности. По представлению Тантры, человек, вовлеченный в стихию страстей и желаний, будь он даже ученым или исследователем, видит только один узелок огромного ковра действительности, и даже если он хорошо его изучил, все равно он не сможет воспроизвести всего удивительного полотна реальности, с полным его рисунком, со всеми цветами и оттенками. Поэтому, когда вы находитесь в этой асане, через промежуточное представление себя как лотоса, полного чистоты и гармонии, необходимо, в конце концов, достигнуть чистого состояния сознания, не замутненного никакими образами и никакими медитационными установками. Ваше сознание должно быть первозданным, как космос до первого прикосновения творца. И только после того, как вы сможете добиться такого состояния, вы поймете, что все остальные медитационные установки были лишь костылями, поддерживающими ваше неокрепшее сознание на долгом и нелегком пути совершенствования.
Сарвангасана («свеча»)
Название этой асаны происходит от санскритского слова «сарванга», что означает: «все части». Таким образом, само название указывает на то, что данная асана оказывает прямое полезное воздействие на весь организм. Это можно прочувствовать уже во время выполнения ее: все мышцы приятно напрягаются, чувствуется как бы прилив тепла, освещающий и оздоравливающий ваш организм. Сила концентрации увеличивается, поэтому эта асана является одной из наиболее способствующих концентрированию сознания. Необходимо лечь на спину, как при Шавасане, расслабиться. Затем начать очень медленно поднимать ноги, держа их вместе. Носки при этом вытянуты. Внимание сконцентрировано на процессе движения и на медленном вдохе при подъеме ног. Мысленно можно как бы «вести» вдыхаемый воздух в область напрягшихся мышц живота. Продолжайте движение, пока ноги не будут под углом в 30 градусов от пола. Затем короткая пауза. После этого прижмите сильно руки к полу и поднимите вслед за ногами спину, живот и грудь. Затем, помогая только предплечьями, кистями и локтями как опорой, придержите спину и сбалансируйте все туловище. Ноги при этом значительно уйдут от вертикальной линии. Далее следует прижать подбородок к груди, поднять все тело как можно выше и вывести туловище и ноги в вертикальное положение. Задержитесь в таком положении, сколько можете, дыша при этом ритмично. Эта поза «свечи» представляет собой одну из классических в системе Хатха‑йоги. Затем в обратном порядке, на выдохе, медленно вернитесь в первоначальное положение. Отдохните. Помните, что все действие должно проходить медленно, плавно и должно быть проконтролировано с полным напряжением всего тела. Далее, не доводите себя до чувства усталости в этой асане, и, наоборот, зафиксировав свое тело в конечном положении, необходимо расслабить, насколько это возможно, мышцы. Руки можно держать поднятыми вдоль туловища и ног или расслабленными на полу у головы, оставаясь стоять на плечах. Никогда не торопитесь достичь конечного положения. Если чувствуете головокружение или еще что‑либо неприятное, делайте только одну стадию до поднятия всего тела на плечи, до тех пор, пока не привыкнете, затем идите дальше. Эта асана благотворно действует на щитовидную железу. Она образует отток крови от конечностей и брюшной полости к голове, таким образом, устраняет усталость, ослабляет нервное напряжение. Очень полезна при заболеваниях ног и брюшной полости. Ваши волосы будут сохранены от преждевременного седения, и их внешний вид улучшится. Добавочный ток крови к области шеи и верхней части тела стимулирует работу эндокринных желез. Одним из внешних эффектов является то, что эта асана способствует укреплению спины и придает бедрам элегантный вид и пропорциональные формы. Она очень полезна людям, страдающим воспалениями миндалин, а также различными глазными расстройствами. Рекомендуется практиковать ее тем, кто занимается пением. Благоприятно действует эта асана при запорах, кишечных и пищеварительных расстройствах, расстройстве менструального цикла, геморроях и варикозных расширениях вен. Ежедневная практика этой асаны омолодит тело, придаст лицу здоровый вид. Но следует умеренно выполнять ее людям, страдающим хроническим катаром, а те, у кого имеется расстройство щитовидной железы, должен отказаться от нее.
Источник, из которого происходит каждый момент нашей жизни, имеет божественный и духовный характер. Тот, кто, руководствуясь простотой и открытостью, не отрицает его, уже является пособником аперспективной концепции интегральной структуры нашего сознания, которая имеет свой источник в процессе осознания целого и его прозрачности. Ян Гебзер
Для достижения более благотворного эффекта Тантра предлагает следующую медитационную установку. После того, как вы научитесь правильно выполнять Сарвангасану и, более того, находиться в ней долгое время, вам необходимо осознать, что ваше физическое тело является источником и вместилищем всего негативного, что есть в вас, а именно болезней как душевных, так и чисто физических, страстей, предрассудков, иллюзий и так далее. И от всего этого вы можете избавиться, представив себе, что вы, ваше тело – это «свеча», зажженная наверху, на уровне пальцев ног. И за время нахождения в этой асане именно горите, как свеча, сжигая в себе все негативное, сантиметр за сантиметром сверху вниз, от ног до головы, при этом также, сантиметр за сантиметром, вы наполняете себя светом, теплом, добротой, всеми теми положительными качествами, которые вам необходимы. После выполнения упражнения у вас должно быть чувство легкости, чистоты и добродушия. Вы должны быть одновременно и храмом (тело), и богом (душа), и зажженной свечой в храме (эмоциональное состояние). Вы должны постоянно чувствовать эту зажженную свечу нового, более терпимого отношения к действительности в своем сердце, озаряющую и вас, и окружающих светом сущего, светом космоса, светом разума.
Халасана (поза «плуг»)
Лягте на спину, ноги вытянуты. Держа колени вместе и не сгибая их, поднимайте ноги в очень медленном темпе до вертикального положения. Если вам не удается держать медленный темп при подъеме ног, можно порекомендовать поднимать их до угла в 30 градусов и задержать их на 5 секунд. Затем поднимать их дальше еще на 30 градусов и опять задержать на 5 секунд. Когда ноги достигнут вертикального положения, задержитесь так на пару секунд и начинайте опускать их за голову до тех пор, пока кончики пальцев не коснутся пола за головой. Все время держите колени вместе и не сгибая, а ладони прямых рук плотно прижатыми к полу. После этого как бы скользите пальцами ног дальше и дальше от головы, помня все время о прямых коленях. Переносите вес тела к верху хребта до тех пор, пока он не окажется главным образом на позвонках шеи. Задержитесь в таком положении на 15‑20 секунд, затем постепенно вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь и отдохните.
Подобно тому, как лотос открывает свои лепестки навстречу солнцу, так и человек может достичь полной реализации, переступив черту иллюзий и направив свой взгляд к богу. Свами Вишну Девананда
На протяжении этого упражнения дышите глубоко и ритмично. Сначала для многих будет трудно сразу коснуться пальцами ног пола, не сгибая колени. И ладони будут отрываться от пола. Когда вы сможете выполнять эту асану по всем правилам, увеличивайте постепенно время пребывания в ней до 30 секунд и более. Цель ее – продолжительная растяжка, но не в коем случае не ряд повторений, хотя сначала, до достижения совершенства в ней, можно повторять ее и несколько раз. Теперь несколько слов о терапевтических эффектах этой асаны. При выполнении упражнения кровь свободно поступает от ног к сердцу, и в общем улучшается ее циркуляция. В результате это способствует излечению и профилактике ряда кожных заболеваний. Из всех поз халасана наиболее эффективна при ожирении. Все тело обретает пропорциональные формы, глаза оживают, а с лица спадает напряжение. Люди с высоким артериальным давлением должны опасаться выполнения этого упражнения до тех пор, пока оно не нормализуется. Халасана дает телу здоровье, красоту и омоложение благодаря тому, что при ее выполнении растягивается позвоночник. Недостаток эластичности и закостенение позвоночника приводит к одряхлению организма и к старости. Поэтому йога особое внимание уделяет содержанию позвоночника в как можно более эластичном состоянии. Эта асана выводит из тела нехорошие запахи, делает талию стройной, что опять‑таки исключает тучность. Она может быть полезной всем возрастным группам. Не рекомендуется выполнять ее лицам, страдающим заболеваниями сердечно‑сосудистой системы. Медитировать в этой асане необходимо на позе плуга, пропахивающего землю для посева добра, чистоты и новой жизни. Как плуг подготавливает почву для семян различных растений, так и садхак подготавливает свое сознание для ростков истины. Кроме того, он подготавливает себя для активной жизни в обществе, для пропаганды идей Тантры. Как стальное лезвие плуга разрезает слежавшиеся пласты поля, так и последователь Тантры должен будить косное сознание окружающих личным примером. Это одна из самых «динамичных» (по состоянию медитативного сознания) асан. Находясь в ней, вы как бы постоянно, метр за метром, вспахиваете поле негативной деятельности. Бередите, встряхиваете болото предрассудков и непонимания.
5. Ардха‑Матсиендрасана
Эта асана получила свое название от имени великого мастера йоги Матсиендра‑натха, который очень любил ее и часто практиковал. Современные авторы называют эту асану позой скрученного позвоночника из‑за ее действия на него. Итак, сядьте на коврик, ноги вытянуты перед собой, туловище держите прямо. Заведите правую ногу за левую и установите стопу правой ноги за коленом левой с внешней стороны, поставив ее на пол подошвой. Положите кисть левой руки на поверхность правой стопы и пальцы ноги. Это первая стадия упражнения. Для тех, кто хочет и может, предлагается более сложная форма асаны – собственно сама Ардха‑Матсиендрасана. После того, как сели, правую ногу необходимо завести под левую и установить так, чтобы пятка находилась у левой ягодицы. Вся нога, согнутая в колене, лежит на полу. Далее медленно заводите левую ногу за правую и установите ее так, чтобы она находилась у согнутого колена правой ноги. Затем необходимо вытянуть правую руку, завести ее за тыльную сторону согнутой в колене левой ноги и захватить пальцы этой ноги. Левую руку заведите за спину таким образом, чтобы кисть с ладонью наружу легла на поясницу у правого бедра. Голову при этом следует повернуть влево и устремить взгляд вверх и влево.
Посеешь любовь, пожнешь мир... Посеешь медитацию, пожнешь мудрость. Свами Шивананда
Сделав так, вы почувствуете, как ваш торс развернулся наполовину влево. Задержитесь в таком положении несколько секунд, сознательно распрямляясь. Удостоверьтесь, что грудь выпрямлена, иначе не получится полный эффект от выполнения асаны. После небольшого расслабления повторите все это на другую сторону. Постепенно увеличивайте время пребывания в асане до минуты. Всегда помните, что движения должны быть плавными, медленными и никогда резкими или быстрыми. Для тех, кто освоит Ардха‑Матсиендрасану, что в дословном переводе значит «облегченную форму», предлагается еще более сложная форма упражнения, собственно Матсиендрасана. После того, как вы примите исходное положение, заведите правую ногу на левую, как при исполнении Падмасаны, затем левую ногу поставьте стопой к полу за правым коленом, причем, левое колено находится вертикально по отношению к полу. Далее упражнение выполняется как Ардха‑Матсиендрасана. Эта асана способствует приобретению эластичности позвоночника, массирует при ее выполнении брюшную полость. Оказывает лечебное действие и профилактику люмбаго и ревматизма.
Самадхи есть цель, достигаемая садхаком, Сампраджнята самадхи – лишь средство, этап преодоления. Др. Д.Б.Сен
Как указывают авторитетные источники, Матсиендрасана эффективна при уничтожении болезни именно из‑за своей способности к унификации праны и апаны в Сушумна‑нади и пробуждению сил Кундалини для достижения состояния углубленного созерцания и даже сверхсознания – Самадхи. Многие считают, что йог Матсиендра достиг Самадхи, практикуя именно эту асану, но только с определенной медитационной установкой. Когда он разворачивал корпус в одну сторону, он как бы просматривал свою жизнь от первых часов рождения до настоящего момента выполнения асаны. Он как бы оценивал свою жизнь, день за днем, час за часом, во всех деталях и подробностях. Когда же он разворачивал корпус в другую сторону, то он смотрел в будущее, также день за днем, вплоть до момента своей воображаемой смерти. Он мог находиться в этой асане часами, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Мы тоже можем использовать эту медитационную установку, только с одним существенным дополнением – после того, как мы просмотрим свои отрицательные качества и проследим их эволюцию, мы должны подумать и решить, стоит ли брать их в будущее, стоит ли обременять себя лишним грузом наших предрассудков, страстей и суетных желаний. Не легче ли будет идти налегке, с полным сознанием своей свободы и правоты. Просматривая свою будущую жизнь, постарайтесь увидеть ее наполненной только добрыми делами, служением истине и людям.
Не следует ничего помещать между человеком и далеким горизонтом, ничему нельзя затуманивать истину того, как должно быть завоевано освобождение. Для этого необходимо полное отрицание «личности», «Я». Ирвин Шэтток
Эту медитационную установку можно расширить, заглядывая назад за момент рождения и просматривая свои прошлые жизни, с другой стороны заходить за пределы смерти и представлять себе будущие перерождения.
Пранавасана
Примите Шавасану, затем, поднимая сначала одну ногу, заведите ее за голову, после чего проделайте то же самое с другой ногой. Руками обхватите ноги и сделайте за спиной замок. Асану можно повторить после того, как поменяете положение ног. Благодаря этой асане улучшается индивидуальная способность к концентрации. И хотя эта асана трудна в выполнении, эффект, который она оказывает поистине необычайный. Но следует сделать предупреждение, что она не рекомендуется молодым девушкам. Женщины же при правильном выполнении могут использовать Пранавасану как контрацептивное средство. Особенно это касается тех женщин, которые вообще не желают больше иметь детей. Это объясняется специфической формой воздействия Пранавасаны на матку женщины. Асана оказывает благотворный эффект на область живота, спины, укрепляет плечи, приводит талию в норму. При регулярной практике полностью устраняются аноректальные заболевания. Кроме того, это самое лучшее положение для унификации и регулирования движения праны и апаны в организме. Но подходить к выполнению этой асаны следует крайне осторожно, выполнять не торопясь и желательно с теми медитационными образами, которые приводятся ниже. В некоторых источниках Пранавасана может иметь название Двипада‑суптакандрасана. В тантрических источниках эта асана часто ассоциируется с коконом, в который превращается гусеница перед тем, как стать бабочкой. Считается, что это одна из асан, ведущих к внутренней самореализации, к достижению состояния Самадхи. Как гусенице необходимо время для перевоплощения в бабочку, так и садхаку необходимо выполнять это положение для того, чтобы обрести новое состояние сознания, новое проявление самости. Причем, при нахождении в замкнутой позе необходимо представлять свое тело именно как кокон, в который заключено ваше «Я». Как скорлупа защищает птенца перед его появлением на свет, так и эта материальная оболочка сдерживает духовное проявление личности в возможностях его самореализации. Все наши заболевания, недостатки, закомплексованность – суть проявление нашей плоти, нашего тела. Освободитесь от оков тела, взломайте его по крупицам своей неполноценности, очистите свое внутреннее, духовное «Я», и вы станете свободны как мотылек, как птица, в возможностях своего совершенствования. Медитационно, находясь в Пранавасане, попытайтесь увидеть свое тело изнутри, как будто вы обрамлены коконом плоти, почувствуйте все неудобство и закрепощенность положения, перенесите все свои недостатки на физическое тело и взорвите его изнутри, выходя из асаны, заканчивая ее, выпрямляя тело. Отдохните в Шавасане, представляя себе, как вы взлетаете в небо и наслаждаетесь полетом, наслаждаетесь своей свободой, своими неограниченными возможностями.
Чакрасана (поза «колеса»)
Лягте на спину, согнутые в коленях ноги подожмите пятками как можно ближе к ягодицам. Руки установите ладонями у головы. Затем на выдохе, опираясь на стоящие на полу ступни и руки, поднимите тело до возможных пределов. Постойте некоторое время в этом положении, затем опуститесь в исходную позицию, вдохните. Некоторое время отдохните, а затем повторите упражнение. Выполнять таким образом асану можно несколько раз. Утверждают, что эта асана в значительной мере задерживает старость. Самым непосредственным образом она влияет на позвоночник, из‑за чего он становится эластичным и подвижным. Талия обретает стройную форму, грудь расширяется. Преждевременное окостенение позвоночника является причиной наступления старости организма, таким образом, противодействуя затвердению, задерживается весь процесс старения.
Затем вообрази, что это тело, которое является результатом твоих собственных кармических склонностей, является жирным, сочно выглядящим трупом, гигантским (достаточно для того, чтобы охватить вселенную), затем, сказав Пхат!, визуализируй Разум, который внутри тебя, как бы являющийся Гневной Богиней, стоящей в стороне (от твоего тела). Думай, что она отрезает голову от трупа и рассекает труп на кусочки, и бросает их внутрь этого черепа в качестве жертвоприношений божествам. Затем думай, что благодаря мистической силе лучей трехслоговых мантр Аум, Ах, Хум и Ха, Хо, Хри, эти жертвы всецело превращаются в амриту (нектар богов), сверкающую и лучистую. В.И.Эванс‑Венс
Асана оказывает также благотворное влияние на колени, таз и плечи. Она предохраняет от преждевременного старения кости и суставы грудной клетки, делая их подвижными и гибкими, что способствует увеличению внутреннего объема легких при дыхании. Следует отметить, что асану ни в коем случае не следует делать на пределе физических возможностей. Если чувствуете затруднение при выполнении Чакрасаны, то лучше, чтобы на первых порах вам помогал кто‑либо, поднимая ваше туловище под спину, таким образом выгибая его. Чакрасана очень полезна для танцоров. Она устанавливает в правильное положение пупок. Положительный эффект еще заключается в том, что тонизируются и стабилизируются каналы нади, получая улучшенный энергетический запас.
Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. В.Сидоров
Мы не зря упомянули о правильном положении пупка, так как у большинства людей он находится в «сдвинутом» состоянии, что указывает на неуравновешенность энергетических процессов в организме, неправильное функционирование Иды, Пингалы и некоторых энергетических центров. Эта асана называется Чакрасаной потому, что при ее выполнении задействуются все чакры, что и приводит к общему улучшению самочувствия. Это можно легко проверить самому, измерив ниткой расстояние от левого соска до пупка и затем от правого до пупка. При нарушении положения последнего длины ниток будут неодинаковы, после же выполнения этой асаны эти расстояния могут стать равными. Для тех, кто освоит Чакрасану, предлагается более сложное упражнение, которое называется Пада‑Чакрасана. Для ее выполнения необходимо стать прямо и медленно сгибаться назад, пока руки не коснутся пола. Вес тела при этом равномерно распределяется на руки и ноги. Есть и еще более сложный вариант, при котором по мере наклона назад руки приближаются к лодыжкам и затем плотно их обхватывают. Это упражнение называется Пади‑садханасана. Считается, что это единственная асана, способная одновременно задействовать и прочистить все 72000 каналов нади, активизировать область пупка как центрального пункта всех этих каналов, и способствовать появлению Мантрейя‑Сидхи. При этом поза напоминает Дханурасану, позу лука, но только в вертикальном положении. Начинающие должны выполнять эту асану очень осторожно, так как могут упасть навзничь, что может привести к серьезным травмам. Каждый, кто научится находиться в этой асане достаточно долго, может себе представить, что тело – это солнечный диск, медленно поднимающийся над линией горизонта. По мере увеличения напряжения в теле увеличивается и чувство тепла, пронизывающего каждую клеточку. Более того, вы не просто наполняете себя энергией, светом и теплом, вы становитесь солнцем. Вы несете в себе это новое качество на протяжении всего дня, отдавая тепло и свет всем, кто в этом нуждается. И хотя мы указываем на то, что Чакрасана влияет на все чакры, особую пользу приносит она Манипуре. При выполнении этой асаны Манипура накапливает прану, как при активном занятии пранаямой, при этом избыток праны можно использовать для лечения других людей. Не думайте, что отдавая прану другим, вы тем самым лишаетесь ее, наоборот, чем больше вы ее отдаете, тем больше получаете из мирового источника, особенно если вы используете вышеизложенную медитативную установку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.017 с.) |