Организация работы отделения лучевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы отделения лучевой



УДК 616 (075.8)

ББК 53.6

Ч75

Составители:

Чочаева Марина Жагафаровна

 

Рецензент:

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии с

лучевой диагностикой и лучевой терапией ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

Олисаева Елена Тимофеевна,

 

 

В методических рекомендациях “Лучевая диагностика” изложена краткая характеристика и организационно-методические аспекты учебного процесса. Структура практических занятий включает цель и задачи, учебно-целевые вопросы по теме, обеспечение и место проведения, этапы и протяженность по времени, перечень практических навыков и теоретических вопросов к зачетному занятию. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей; их использование может обеспечить благоприятные условия для повышения качества подготовки современного врача.

 

 

Рекомендовано РИСом КБГУ

Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова, 2011

 

Введение

 

С тех пор как в 1895 году К. Рентген открыл X-лучи, рентгенология получила громадное научно-техническое развитие и все расширяющееся клиническое применение. Благодаря постоянному повышению разрешающей способности обычной рентгенографии и развитию новых сложных методов получения изображения, таких как ультразвуковая эхография, компьютерная и магнитно-резонансная томография она утверждается как одна из наиболее привлекательных захватывающих областей медицины.

Основу лучевой диагностики составляет рентгеновский метод, который остается основным методом визуализации органов и структур организма человека и выявления патологических изменений. Рентгенологическое исследование является ведущим методом диагностики и регулярно используется при распознавании большинства заболеваний зубочелюстной системы у лиц разных возрастных групп как в практике терапевтической и хирургической стоматологии, так и при ортопедическом лечении и ортопедических мероприятиях.

Рентгенологическое исследование оказывается важнейшим при диагностике кариеса и его осложнений - пульпита и периодонтита (метод исследования широко используется для выявления апроксимальных и поддесневых кариозных поражений, вторичного кариеса под пломбой и искусственной коронкой, дает ценные сведения о взаимоотношении кариозного дефекта и полости зуба, о глубине кариозных полостей, о состоянии корневых каналов).

Без рентгенологического исследования не может осуществляться точная диагностика заболеваний парадонта, оценка результатов лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения в отдаленные сроки после проведенного комплексного этиопатогенетического лечения. Рентгенологическое исследование крайне важно при ортопедических мероприятиях, для проведения которых требуются подробные данные о состоянии сохранившихся зубов и окружающих периапикальных тканей парадонта, височно-нижнечелюстных суставов.

На современном этапе развития стоматологии клинические данные без рентгенологического исследования не могут считаться полными. Следует учитывать, что более 50% площади зубов привнешнем осмотре не видны и могут быть изучены только рентгенологически. Следовательно, рентгенологическое исследование оказывается важнейшим при выявлении многих заболеваний зубочелюстной системы.

В последние годы стали шире применяться панорамная ретгено- и томография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, радивизиография. Врач так или иначе должен знать о возможностях каждой методики.

Сегодня классическое рентгенологическое исследование переходит на новые цифровые методы получения изображения. Это обеспечивает более высокое качество изображения, снижает лучевую нагрузку, способствует интеграции в систему единой компьютерной сети. С внедрением компьютерных технологий диагностические возможности рентгеновского метода значительно обогатились. Появились рентгеновская компьютерная томография, спиральная и многосрезная КТ. Вместе с тем возникли и альтернативные методы визуализации, не использующие в своей основе рентгеновское излучение. Так, с помощью магнитно-резонансной томографии удается получать более информативные, чем при КТ, изображения зубов и челюстей.

Практическое знание принципов лучевой диагностики является мощным диагностическим оружием, позволяющим врачу преобразить информацию изображения в специфический дифференциальный диагноз.

Многообразие современных форм лучевой диагностики показывает, что в клиническую практику приходят совершенно новые и по-своему уникальные технологии, которые могут дать клиницисту принципиально важную диагностическую информацию. От того, насколько глубоко лечащий врач осведомлен о возможностях и пределах новых методов диагностики во многом зависит успех работы не только его отделения, но и всей клиники в целом.

Практическое занятие 1

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ

ДИАГНОСТИКИ. ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОЛУЧЕВОЙ ЗАЩИТЫ.

МЕТОДЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ В СТОМАТОЛОГИИ.

 

Цель: определить роль и значение методов лучевой диагностики в современной медицине.

 

Задачи

1. Разобрать основные виды излучений, применяемых с диагностической целью.

2. Определить методы лучевой диагностики, основанные на применении, ионизирующих и неионизирующих излучений.

3. Определить показания и противопоказания к применению различных видов лучевой диагностики.

4. Ознакомиться с организацией работы отделения лучевой диагностики.

5. Ознакомиться со средствами защиты от ионизирующих излучений.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Основные методы лучевой диагностики.

2. Виды излучений, применяемых в лучевой диагностике

3. Методы лучевой диагностики с применением ионизирующего и неионизирующего излучений.

4. Рентгенологические методы исследования: определение, показания,противопоказания, преимущества, недостатки

5. Радиоизотопные методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки

6. Компьютерная томография (КТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

7. Магнитно-резонансная томография (МРТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

8. Ультразвуковые методы исследования: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

9. Медицинская термография: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

 

Обеспечение занятия: негатоскоп, наборы рентгенограмм, томограмм, сонограмм, отделение лучевой дигностики.

 

Практическое занятие 2

 

РЕНТГЕНАНАТОМИЯ ЗУБОВ И ЧЕЛЮСТЕЙ.

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ

ЗУБОВ И ЧЕЛЮСТЕЙ.

Цель: на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки зубов и челюстей.

Задачи

1. Определить показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию зубов и челюстей, оформить направление больного на исследование.

2. Определить в какой проекции, и с помощью какой рентгенологической методики исследовались зубы и челюсти.

3. Уметь показывать и называть анатомические структуры, получающие отображение на рентгенограмме.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Основные R-методы исследования заболеваний челюстно-лицевой области.

2. Рентгенанатомия зубов и челюстей в норма.

3. Строение тканей зуба.

4. Аномалии формы зубов.

5. Аномалии величины зубов.

6. Аномалии количества зубов.

7. Аномалии положения зубов.

8. Аномалии зубных рядов.

9. Аномалии развития челюстей.

10. Методика чтения ортопантомограмм.

11. Методика чтения внутриротовых рентгенограмм.

 

Структура и содержание занятия

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово

преподавателя - 15 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Лучевая диагностика кариеса, пеиодонтита, парадонтита, парадонтоза.

 

Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.

 

 

Практическое занятие 3

 

ПАРАДОНТИТА, ПАРАДОНТОЗА.

Цель: на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки челюстно-лицевой области.

 

Задачи

1. Определить показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию при кариесе, периодонтите, парадонтите.

2. Определить в какой проекции, и с помощью какой рентгенологической методики исследовались зубы и челюсти.

3. Уметь показывать и называть анатомические структуры, получающие отображение на рентгенограмме.

 

 

Учебно-целевые вопросы

 

1. Задачи рентгенологического исследования при кариесе.

2. Стадии кариозного процесса, рентгенологическая картина,

диф.диагностика.

3. Периодонтит острый и хронический, рентгенологическая картина.

4. Парадонтит: определение, рентгенологическая картина.

5. Парадонтоз: определение, рентгенологическая картина.

Структура и содержание занятия

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово

преподавателя - 15 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Лучевая диагностика травматических повреждений зубов и челюстей, остеомиелита, кист, новообразований

 

Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.

 

Практическое занятие 4

 

КИСТ, НОВООБРАЗОВАНИЙ.

Цель: на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки челюстно-лицевой области.

 

Задачи

1. Определить показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию при травматических повреждениях челюстно-лицевой области, остеомиелите, кистах, и оформить направление больного на исследование.

2. Определить в какой проекции, и с помощью какой рентгенологической методики исследовались челюсти.

3. Уметь показывать и называть анатомические структуры, получающие отображение на рентгенограмме.

Учебно-целевые вопросы

1. Виды травматических повреждений зубов и челюстей.

2. Рентгенологическая картина переломов и вывихов.

3. Рентгенологические особенности переломов у детей и пожилых.

4. Рентгенологическая картина одонтогенного остеомиелита.

5. Рентгенологическая картина травматического остеомиелита.

6. Рентгенологическая картина гематогенного остеомиелита.

7. Рентгенологическая картина кист одонтогенного характера.

8. Рентгенологическая картина кист неодонтогенного характера.

9. Рентгенологическая картина злокачественных и доброкачественных новооб

разований

 

Структура и содержание занятия

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово

преподавателя - 15 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Лучевая диагностика заболеваний бронхолегочной системы

Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.

 

Практическое занятие 5

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Задачи

1. Определить показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию легких и оформить направление больного на исследование.

2. Определить в какой проекции, и с помощью какой рентгенологической методики исследовались легкие.

3. Уметь показывать и называть анатомические структуры, получающие отображение на рентгенограмме.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Основные R-методы исследования заболеваний бронхо-легочной системы.

2. R-скопия и R-графия: определение, показания, преимущества, недостатки.

3. Флюорография: определение, показания, преимущества, недостатки.

4. Линейная томография: определение, показания, преимущества.

5. Порядок чтения обзорного снимка органов грудной клетки.

6. Долевое и сегментарное строение легких.

7. Корень легкого: анатомический субстрат, расположение, R-норма.

8. Легочный рисунок: анатомический субстрат, R-норма.

9. Органы средостения: анатомический субстрат, контуры сердечной тени.

 

Домашнее задание: Лучевая диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.

 

 

Практическое занятие 6

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Задачи

1. Уметь определять показания и противопоказания к R-исследованию желудочно-кишечного тракта.

2. Уметь определять в каком положении и какой проекции произведены рентгеновские снимки и изображение, какого органа представлено на рентгенограмме.

3. Определить, какая методика рентгенологического исследования применена.

4. Уметь распознавать анатомические структуры, изображенные на рентгенограммах желудочно-кишечного тракта.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Основные рентгенологические методы исследования органов желудочно-кишечного тракта.

2. Показания и противопоказания к R-исследованию желудочно-кишечного тракта.

3. Подготовка к R-исследованию различных отделов ЖКТ.

4. Фазы контрастного исследования желудочно-кишечного тракта.

5. Нормальное рентгенологическое изображение пищевода, желудка, кишечника.

6. Рентгенологическая картина различных заболеваний органов желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, доброкачественные и злокачественные опухоли, дивертикулы, кишечная непроходимость и др.)

 

Домашнее задание: лучевая диагностика заболеваний мочевыделительной системы.

Обеспечение занятия: R-граммы, R-отделение, учебно-методический пакет, негатоскоп, тематические больные.

 

 

Практическое занятие 7

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Задачи

1. Ознакомиться с основными методами лучевой диагностики, применяемыми у нефрологических и урологических больных.

2. Уметь определять показания и противопоказания к лучевому исследования органов мочевыделительной системы.

3. Научиться распознавать на R-снимках признаки основных заболеваний мочевыделительной системы.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Рентгенологические методы исследования заболеваний мочевыделительной системы.

2. Обзорная урография: определение, показания.

3. Экскреторная урография: показания, противопоказания, осложнения.

4. Ретроградная уретропиелография: показания, противопоказания.

5. Антеградная пиелография: показания, противопоказания.

6. Цистография: показания, противопоказания.

7. Ангиография: показания, противопоказания.

8. Рентгенологические признаки основных заболеваний мочевыделительной системы.

 

Домашнее задание: Лучевая диагностика заболеваний и травматических повреждений костей и суставов.

 

Обеспечение занятия: R-граммы, R-отделение, учебно-методический пакет, негатоскоп, тематические больные.

 

Практическое занятие 8

 

ОСНОВЫ ФИЗИКИ И ДОЗИМЕТРИИ

ОСНОВЫ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ.

Цель: иметь представление о физических и биологических свойствах ионизирующих излучений

 

Задачи

1. Ознакомится с видами ионизирующих излучений и их свойствами.

2. Научится определять показания и противопоказания к лучевой терапии.

3. Ознакомиться с методикой определения суммарной поглощенной дозы.

Учебно-целевые вопросы

1. Ионизирующие излечения, виды, свойства.

2. Основные законы лучевой терапии,

3. Этапы радиационного процесса,

4. Биологическое действие ионизурующего излучения,

5. Стохастические и нестохастические эффекты,

6. Радиохимические реакции,

7. Радиочувствительность и радиорезистентность

8. Причины, влияющие на радиочувствительность

 

Структура и содержание занятия

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия - 10 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 45 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 45 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Организация работы отделения лучевой терапии. Методы лучевой терапии

Обеспечение занятия: отделение лучевой терапии, учебно-методический пакет.

 

Практическое занятие 9

МЕТОДЫ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

 

Цель. Разобрать основные методы лучевой терапии злокачественных опухолей

 

Задачи

4. Ознакомится с работой отделения лучевой терапии.

5. Научится определять показания и противопоказания к лучевой терапии.

6. Ознакомиться с методикой определения суммарной поглощенной дозы.

 

Учебно-целевые вопросы

1. Цель лучевой терапии

2. Показания и противопоказания к лучевой терапии,

3. Этапы лучевого лечения

4. Предоперационная и послеоперационная лучевая терапия,

5. Целевые функции лучевой терапии

6. Способы лучевой терапии.

7. Методы лучевой терапии

Структура и содержание занятия

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия - 10 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 45 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 45 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Общие и местные лучевые реакции и осложнения при лучевой терапии злокачественных опухолей челюстно- лицевой области, их профилактика и лечение.

Обеспечение занятия: Отделение лучевой терапии, учебно-методический пакет, тематические больные.

 

 

Практическое занятие 10

ИХ ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

 

Цель: разобрать основные лучевые реакции и повреждения при лучевой терапии злокачественных опухолей.

 

Задачи

1. Ознакомиться с видами лучевых реакции и повреждений.

2. Иметь представление о

 

Учебно-целевые вопросы

 

1. Планирование лучевой терапии подготовка больных,

2. Послелучевой период лучевой терапии,

3. Показания и противопоказания к лучевой терапии,

4. Лучевые реакции, их лечение.

5. Ранние и поздние лучевые повреждения.

6. Лучевая болезнь, этиология, основные патогенетические механизмы, киника, лечение

 

Структура и содержание занятия

 

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия - 10 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 45 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 45 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

Домашнее задание: Подготовка к итоговой аттестации

 

Обеспечение занятия: Отделение лучевой терапии, учебно-методический пакет, тематические больные.

 

 

КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ

ПО ЗАВЕРШЕНИИ КУРСА

1. На основании анализа рентгенограммы и клинической картины заболевания определить показания и противопоказания к лучевому исследованию.

2. Оформить направление больного к рентгенологу и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию.

3. Совместно с врачом-рентгенологом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное и т.д.).

4. Самостоятельно опознать изображение всех органов человека и указать их основные анатомические структуры на рентгенограммах, ангиограммах, компьютерных, рентгеновских и магнитно-резонансных томограммах, ультразвуковых сканограммах и др.).

5. Распознать по рентгенограммам:

- аномалии развития зубов;

- периодонтит;

- парадонтит;

- парадонтоз;

- остеомиелит челюстей;

- кисты верхней и нижней челюсти;

- новообразования челюстно-лицевой области;

- вывих и перелом кости;

- наличие перестройки структуры костной ткани;

- острую очаговую и долевую пневмонию, распространенную

инфильтрацию легочной ткани, путем сопоставления клинических и

рентгенологических данных;

- экссудативный плеврит с большим количеством жидкости в полости;

- пневмоторакс;

- абсцесс легкого;

- инородное тело бронхов, пищевода, мягких тканей;

- дивертикулы пищевода, кардиоспазм;

- новообразования и язвенные поражения ЖКТ;

- острую механическую непроходимость кишечника;

- прободной пневмоперитонеум;

- гидронефроз;

- нефроптоз;

- мочекаменную болезнь;

6. При консультации лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях зубов и челюстей легких, пищевода, желудка, кишечника, почек, костей, суставов и др.

 

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

1. Поликлинический прием больных с оформлением учебных историй болезни и протоколов лучевых исследований.

2. Участие в клинических разборах больных на кафедре (демонстрация больных).

3. Участие в проведении диспансеризации с применением лучевых методов исследования.

4. Изучение отдельных тем курса с помощью диа- и видеофильмов и других учебных пособий.

5. Решение клинико-лучевых ситуационных задач.

6. Работа на индивидуальных компьютерах с использованием контролирующих и обучающих программ.

7. Деловые клинические "игры".

8. Доклады студентов на учебной группе с последующим обсуждением отдельных тем курса лучевой диагностики и терапии.

9. Участие в создании учебных наборов, альбомов, таблиц, учебных видеофильмов.

10. Разработка и апробация тактических схем лучевого обследования больных с типовыми клиническими синдромами.

11. Научная разработка материалов лучевых исследований, выполненных на кафедре.

 

Внеаудиторная подготовка студентов осуществляется путем изучения учебника и учебно-методических пособий, конспекта лекций, рекомендуемой дополнительной литературы, выполнения письменных домашних заданий.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ

1. Лучевая диагностика: предмет, задачи, определение, виды.

2. Ионизирующие и неионизирующие излучения: различия, области применения.

3. Основные рентгенологические методы исследования.

4. Свойства рентгеновских лучей.

5. Специальные и контрастные методы исследования. Виды контрастных веществ.

6. Контрастность: определение, виды.

7. Линейная томография: определение, показания, преимущества.

8. Рентгенография: определение, показания, преимущества, недостатки.

9. Рентгеноскопия: определение, показания, преимущества, недостатки.

10. Положения при рентгеноскопии.

11. Показания к рентгенологическому исследованию зубов и челюстей.

12. Рентгенологические методы исследования в стоматологии, показания.

13. Ангиография: определение, показания, преимущества, недостатки.

14. Медицинская термография: определение, показания, виды.

15. Магнитно-резонансная томография: определение, показания, преимуще ства, недостатки.

16. Компьютерная томография: определение, показания, преимущества, не достатки.

17. Радиоизотопные методы исследования: определение, виды, преимущества, недостатки.

18. Ультразвуковые методы исследования: определение, виды, показания.

19. Контрастные методы исследования в стоматологии.

 

20. Кариес, цель исследования рентгенологические признаки.

21. Рентгенологические признаки парадонтоза.

22. Показания к рентгенологическому исследованию зубов и челюстей.

23. Одонтогенный остеомиелит, определение, этиология, рентгенологическая картина.

24. Травматический остеомиелит, определение, этиология, рентгенологиче ские признаки.

25. Гематогенный остеомиелит, определение, этиология, рентгенологиче ские признаки.

26. Кисты одонтогенного характера, определение, этиология, рентгенологические признаки.

27. Кисты неодонтогенного характера, определение, этиология, рентгенологические признаки.

28. Аномалии развития зубов и челюстей, ренгенологическая диагностика.

29. Травматические повреждения костно-суставного аппарата, виды, определение, рентгенологические признаки.

30. Заживление переломов, рентген-картина, осложнения.

31. Патологические переломы, эпифизиолиз.

32. Рентгенологические признаки воспалительных заболеваний костно-суставного аппарата.

33. Рентгенологические признаки остеомиелита.

34. Рентгенологические признаки деструктивных заболеваний костно-суставного аппрата.

35. Стадии заживления переломов.

36. Осложнения заживления переломов.

37. Рентгенологические признаки периодонтита.

38. Рентгенологические признаки парадонтита.

39. Рентгенологические признаки парадонтоза.

40. Рентгенологические методы исследования бронхо-легочной системы.

41. Бронхография: определение, показания, преимущества, недостатки.

42. Порядок чтения обзорного снимка органов грудной клетки.

43. Флюорография: определение, показания, преимущества, недостатки.

44. Признаки тени на рентгенограмме.

45. Рентгенологические признаки экссудативного плеврита.

46. Рентгенологические признаки пневмоторакса.

47. Рентгенологические признаки очаговой и долевой пневмоний.

48. Рентгенологические признаки центрального и периферического рака легких.

49. Рентгенологические признаки туберкулеза легких.

50. Рентгенологические признаки кист и абсцессов.

51. Синдром обширного затемнения легочной ткани.

52. Синдром ограниченного затемнения легочной ткани.

53. Синдром обширного просветления легочной ткани.

54. Синдром круглой тени.

55. Синдром кольцевидной тени.

56. Синдром патологических изменений легочного рисунка.

57. Синдром патологических изменений корня легкого.

58. Синдром очаги и очаговые диссеминации.

59. Рентгенологические методы исследования желудочно-кишечного тракта.

60. Рентген-анатомия пищевода, желудка и кишечника.

61. Фаза контрастного исследования желудочно-кишечного тракта.

62. Рентгенологические признаки дивертикулов желудочно-кишечного трата.

63. Рентгенологические признаки злокачественных новообразований ЖКТ.

64. Рентгенологические признаки язвенной болезни желудка и двенадцатперстной кишки.

65. Рентгенологические признаки кардиоспазма.

66. Рентген-анатомия почек.

67. Обзорная урография: показания.

68. Рентгенологические методы исследования мочевыделительной системы.

69. Экскреторная урография: определение, показания, противопоказания,осложнения.

70. Ретроградная уретропиелография: определение, показания, противопоказания.

71. Антеградная пиелография: определение, показания, противопоказания.

72. Цистография: определение, показания, противопоказания.

73. Рентгенологические признаки мочекаменной болезни.

74. Рентгенологические признаки опухолей мочевого пузыря.

75. Рентгенологические признаки аномалий развития мочевыводящих путей.

76. Рентгенологические признаки гидронефроза, хронического пиелонефрта.

77. Ионизирующие излечения, виды, свойства.

78. Основные законы лучевой терапии,

79. Этапы радиационного процесса,

80. Биологическое действие ионизурующего излучения,

81. Стохастические и нестохастические эффекты,

82. Радиохимические реакции,

83. Радиочувствительность и радиорезистентность

84. Причины, влияющие на радиочувствительность

85. Цель лучевой терапии

86. Показания и противопоказания к лучевой терапии,

87. Этапы лучевого лечения

88. Предоперационная и послеоперационная лучевая терапия,

89. Целевые функции лучевой терапии

90. Способы лучевой терапии.

91. Методы лучевой терапии

92. Планирование лучевой терапии подготовка больных,

93. Послелучевой период лучевой терапии,

94. Показания и противопоказания к лучевой терапии,

95. Лучевые реакции, их лечение.

96. Ранние и поздние лучевые повреждения.

97. Лучевая болезнь, этиология, основные патогенетические механизмы, киника, лечение

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Воробьев Ю.А. Рентгенодиагностика в практике врача-стоматолога.- М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 112 с.

2. Дуглас С. Кац, Кейвин Р. Мас, Стюарт А. Гроскин Секреты рентгенологии/Пер. с англ.. – М.- С-Пб.: «Издательство Бином»-«Издательство «Диалект», 2003. – 704 с.

3. Зедгенидзе Г.А., Линденбратен Л.Д. Неотложная рентгенодиагностика. Рук-во для врачей. -Л., Медгиз., 1975.- 395 с.

4. Линденбратен Л.Д. Методика изучения рентгеновских снимков.- М. Медицина, 1971.- 351 с.

5. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и

рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии):

Учебник.- М.: Медицина, 1992.-560 с.

6. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская радиология (основы луче-

вой диагностики и лучевой терапии):Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.-

М.: Медицина, 2000.-672 с.

7. Лукиных Л.М., Успенская О.А. Чтение рентгенограмм зубов и челюстей в различные возрастные периоды в норме и патологии: Учебное пособие.-

2-е издание.-Нижний Новгород.: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2003.- 40 с.

 

8. Приходько А.Г. Лучевая диагностика и лучевая терапия в стоматологии: лекции для студентов.-Ростов на Дону, Феникс, 2008.-101 с.

9. Приходько А.Г. Лучевая диагностика в гастроэнтерологии, остеологии, урологии: лекции для студентов.-Ростов на Дону, Феникс, 2008.-140с.

10. Розенштраух Л.С., Виннер М.Г., Рыбакова Н.И. Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания: Рук-во для врачей/- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1987.- 639 с.

 

УДК 616 (075.8)

ББК 53.6

Ч75

Составители:

Чочаева Марина Жагафаровна

 

Рецензент:

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии с

лучевой диагностикой и лучевой терапией ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

Олисаева Елена Тимофеевна,

 

 

В методических рекомендациях “Лучевая диагностика” изложена краткая характеристика и организационно-методические аспекты учебного процесса. Структура практических занятий включает цель и задачи, учебно-целевые вопросы по теме, обеспечение и место проведения, этапы и протяженность по времени, перечень практических навыков и теоретических вопросов к зачетному занятию. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей; их использование может обеспечить благоприятные условия для повышения качества подготовки современного врача.

 

 

Рекомендовано РИСом КБГУ

Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова, 2011

 

Введение

 

С тех пор как в 1895 году К. Рентген открыл X-лучи, рентгенология получила громадное научно-техническое развитие и все расширяющееся клиническое применение. Благодаря постоянному повышению разрешающей способности обычной рентгенографии и развитию новых сложных методов получения изображения, таких как ультразвуковая эхография, компьютерная и магнитно-резонансная томография она утверждается как одна из наиболее привлекательных захватывающих областей медицины.

Основу лучевой диагностики составляет рентгеновский метод, который остается основным методом визуализации органов и структур организма человека и выявления патологических изменений. Рентгенологическое исследование является ведущим методом диагностики и регулярно используется при распознавании большинства заболеваний зубочелюстной системы у лиц разных возрастных групп как в практике терапевтической и хирургической стоматологии, так и при ортопедическом лечении и ортопедических мероприятиях.

Рентгенологическое исследование оказывается важнейшим при диагностике кариеса и его осложнений - пульпита и периодонтита (метод исследования широко используется для выявления апроксимальных и поддесневых кариозных поражений, вторичного кариеса под пломбой и искусственной коронкой, дает ценные сведения о взаимоотношении кариозного дефекта и полости зуба, о глубине кариозных полостей, о состоянии корневых каналов).

Без рентгенологического исследования не может осуществляться точная диагностика заболеваний парадонта, оценка результатов лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения в отдаленные сроки после проведенного комплексного этиопатогенетического лечения. Рентгенологическое исследование крайне важно при ортопедических мероприятиях, для проведения которых требуются подробные данные о состоянии сохранившихся зубов и окружающих периапикальных тканей парадонта, височно-нижнечелюстных суставов.

На современном этапе развития стоматологии клинические данные без рентгенологического исследования не могут считаться полными. Следует учитывать, что более 50% площади зубов привнешнем осмотре не видны и могут быть изучены только рентгенологически. Следовательно, рентгенологическое исследование оказывается важнейшим при выявлении многих заболеваний зубочелюстной системы.

В последние годы стали шире применяться панорамная ретгено- и томография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, радивизиография. Врач так или иначе должен знать о возможностях каждой методики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.277 с.)