Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

Поиск

Менеджмент

 

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по специальностям

Технология машиностроения»,

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

Сварочное производство»

 


Одобрено Председатель цикловой комиссии ______________ "____ " ______________ 20 год   Составлено в соответствии с рабочей программой и требованиями ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 150110, 190604, 150203 на базовом уровне

Заместитель директора по учебной работе

______________ Е.Н. Попова

"____ " ______________ 20 год

 

 

Составитель: Заикина М.В. – преподаватель Вятско-Полянского

механического техникума.

 

 

Рецензент: – преподаватель Вятско-Полянского

механического техникума


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Учебная дисциплина "Менеджмент" является дисциплиной по выбору, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

· о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

· функции менеджмента;

· процесс принятия и реализации управленческих решений;

· методы управления конфликтами;

· особенности менеджмента в области профессиональной деятель­ности;

уметь:

· применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

· принимать эффективные решения.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, прово­дятся дискуссии по актуальным проблемам управления, работа с методи­ческими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и вычислительная техника.


 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

иметь представление:

о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основ­ной профессиональной, образовательной программы по специаль­ности.

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Студент должен:

иметь представление:

о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности,

знать:

цели и задачи управления организациями.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
  Цели и задачи управления организациями.
  Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.  

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен:

знать:

основные функции менеджмента и их характеристику.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) основы управленческой деятельности.
  Характеристика функций цикла менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

 

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

 

Студент должен:

знать:

факторы внешней и внутренней среды.

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации.
  Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.  
  Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, полити­ческие факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
  Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

 

Тема 4. Принятие управленческих решений

 

Студент должен:

знать:

типы решений;

требования к решениям;

методы принятия эффективного решения;

уметь:

принимать эффективное решение в конкретной ситуации.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений.
  Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутин­ный, селективный, адаптационный, инновационный.
  Этапы принятия реше­ний: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.  

 

Тема 5. Стратегический менеджмент

 

Студент должен:

знать:

сущность стратегического менеджмента.

 

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.
  Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон
  Процесс стратегического планирования: анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

 

Тема 6. Мотивация труда

Студент должен:

знать:

- критерии мотивации;

- первичные и вторичные потребности;

- правила делегирования.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Мотивация и критерии мотивации труда.
  Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации.
  Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности.
  Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации.

Тема 7. Делегирование

Студент должен:

знать:

Сущность делегирования.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Сущность делегирования
  Правила и принципы делегирования

Тема 8. Управление рисками

Студент должен:

иметь представление:

о методике оценки капиталовложений;

знать:

виды рисков.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Понятие риска. Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый.
  Ме­тодика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного вариан­та: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 9. Управление конфликтами

Студент должен:

знать:

виды конфликтов;

- методы управления конфликтами;

- последствия конфликтов.

-

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Понятие конфликта. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации.
  Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
  Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта.
  Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте.
  Методы управления конфликтами.
  Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Тема 10. Психология менеджмента

Студент должен:

иметь представление:

о личности и ее структуре;

знать:

- индивидуально-типологические особенности личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов.

-

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Понятие о психике. Личность и ее структура.
  Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности.
  Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.

Тема 11 Лидерство и власть

Студент должен:

знать:

понятия: власть, лидерство, имидж

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Социально-психологический климат в коллективе.
  Власть и лидерство.
  Понятие имиджа, его составные компоненты.

 

Тема 12. Деловое общение

Студент должен:

знать:

правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний; условия эффективного общения;

уметь:

составлять план беседы, совещания, переговоров.

 

№ контр. вопроса Вопрос программы
  Деловое общение, его характеристика.
  Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргу­ментирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
  Понятие совещания. План проведения совещания

Управление - это

а) -эффективное использование и координация капитала для достижения целей с максимальной эффективностью

б) -эффективное использование и координация действий персонала фирмы для достижения целей с максимальной эффективностью

в) -рациональная организация производства и эффективное управление движением продукции на рынке

г) -такое воздействие на параметры функционирования организации, благодаря которым она достигает своих целей

3. Цели менеджмента:

а) -разработка производственного процесса

б) -увеличение прибыли, повышение эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка, решение социальных вопросов

в) -повышение затрат на производство

4. Менеджеры высшего уровня:

а) -определяют основное направле­ние деятельности предприятия, ее цели и задачи

б) -распределяют обязанности между менеджерами среднего и низшего звеньев

в) -не имеют непосредственных контактов с органами власти, для этого есть специалисты на фирме

5. Рекомендации начинающему менеджеру:

а) -если не хочешь делать сегодня, перенеси на завтра

б) -необязательно разграничивать функции работников, они должны справляться с этим сами

в) -не делай все самостоятельно

6. Основные функции менеджмента:

а) -организация и управление производством продукции

б) -организация и управление фирмой

в) -организация производства на фирме и управление персоналом

7. Менеджер — это:

а) -руководитель, ориентирующийся не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управ­ления

б) -профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административ­но-хозяйственной самостоятельностью

в) -профессионал, имеющий директивно установленный жесткий план и следует инструкциям вышестоящего руковод­ства

8. Кодекс чести менеджера гласит:

а) -подожди, когда кто-то создаст условия для деятельности, затем действуй сам

б) -крупная выгода стóит того, чтобы добиваться ее любой ценой

в) -менеджер — творец конкретной де­ловой ситуации

9. Внешняя среда это

а) -комплекс факторов, не оказывающих существенного влияния на производственную и финансово-хозяй­ственную деятельность компании

б) -комплекс факторов, оказывающих непос­редственное влияние на производственную и финансово-хозяй­ственную деятельность компании

в) -комплекс факторов, оказывающих непос­редственное влияние на управленческую и социальную деятельность компании

г) -комплекс факторов, оказывающих непос­редственное влияние на рыночную и хозяйственную деятельность компании

10. Среду прямого воздействия формируют следующие составляющие:

а) -состояние экономики, поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, социальные факторы

б) -международные события, политика, состояние экономики, социальные факторы, научно-технический прогресс

в) -законы и государственные органы, конкуренты, профсоюзы, поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребители

11. Среду косвенного воздействия формируют следующие составляющие:

а) -состояние экономики, поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, социальные факторы

б) -международные события, политика, состояние экономики, социальные факторы, научно-технический прогресс

в) -законы и государственные органы, конкуренты, профсоюзы, поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребители

12. Внутренняя среда это

а) -комплекс факторов, не оказывающих существенного влияния на производственную и финансово-хозяй­ственную деятельность компании

б) -комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на рыночную и хозяйственную деятельность компании

в) -комплекс факторов: ассортимент и объем производимых предприятием товаров или оказываемых услуг, характер технологичес­кого процесса и производственный потенциал, структура управ­ления фирмой, коллектив сотрудников, наличие финансовых ре­сурсов

г) -комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на управленческую и социальную деятельность компании

Финансовый менеджмент - это

а) -поиск путей и возможностей завоевания или укрепления позиций организации в рыночной экономике-хозяй­ственную деятельность компании

б) -процесс управления формированием источников и движением финансовых средств организации

в) -управление процессом получения готового продукта организаций

г) -взаимоотношения между поставщиками и потребителями

д) -технологии производства, организации и конструкции изделия

е) -формирование требований, подбор и подготовку кадров для достижения цели организации

Кадровый менеджмент - это

а) -поиск путей и возможностей завоевания или укрепления позиций организации в рыночной экономике

б) -процесс управления формированием источников и движением финансовых средств организации

в) -управление процессом получения готового продукта организаций

г) -взаимоотношения между поставщиками и потребителями

д) -технологии производства, организации и конструкции изделия

е) -формирование требований, подбор и подготовку кадров для достижения цели организации

Организовывание - это

а) -образование и упорядоченность взаимодействия частей целого обусловленных его строением

б) -установление целей и показателейдеятельности предприятия (отдельных подразделений) и необходимых для их достижения средств, оформленных (формализованных) в виде самостоятельного документа

в) -количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов, показателей или параметров

г) -оценка составления каких-то сторон деятельности установленным нормам, положениям, регламентам или планам

д) -функция менеджмента, отражающая его динамичную сторону

Планирование - это

а) -образование и упорядоченность взаимодействия частей целого обусловленных его строением

б) -установление целей и показателейдеятельности предприятия (отдельных подразделений) и необходимых для их достижения средств, оформленных (формализованных) в виде самостоятельного документа

в) -количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов, показателей или параметров

г) -оценка составления каких-то сторон деятельности установленным нормам, положениям, регламентам или планам

д) -функция менеджмента, отражающая его динамичную сторону

Эккаунтинг - это

а) -образование и упорядоченность взаимодействия частей целого обусловленных его строением

б) -установление целей и показателейдеятельности предприятия (отдельных подразделений) и необходимых для их достижения средств, оформленных (формализованных) в виде самостоятельного документа

в) -количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов, показателей или параметров

г) -оценка составления каких-то сторон деятельности установленным нормам, положениям, регламентам или планам

д) -функция менеджмента, отражающая его динамичную сторону

Контроль - это

а) -образование и упорядоченность взаимодействия частей целого обусловленных его строением

б) -установление целей и показателейдеятельности предприятия (отдельных подразделений) и необходимых для их достижения средств, оформленных (формализованных) в виде самостоятельного документа

в) -количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов, показателей или параметров

г) -оценка составления каких-то сторон деятельности установленным нормам, положениям, регламентам или планам

д) -функция менеджмента, отражающая его динамичную сторону

Регулирование - это

а) -образование и упорядоченность взаимодействия частей целого обусловленных его строением

б) -установление целей и показателейдеятельности предприятия (отдельных подразделений) и необходимых для их достижения средств, оформленных (формализованных) в виде самостоятельного документа

в) -количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов, показателей или параметров

г) -оценка составления каких-то сторон деятельности установленным нормам, положениям, регламентам или планам

д) -функция менеджмента, отражающая его динамичную сторону

Системность - это

а) -упорядоченность управленческих проблем в их взаимосвязи и относительной самостоятельности

б) -задействование в теории и практике достижений смежных наук

в) -представление реального объекта в виде абстрактной модели

г) -научная постановка опыта с целью проверки тех или иных идей в изменяющейся системе управления

д) -изучение психологических реакций индивидов на управление решения для облегчения их реализации

Комплексность - это

а) -упорядоченность управленческих проблем в их взаимосвязи и относительной самостоятельности

б) -задействование в теории и практике достижений смежных наук

в) -представление реального объекта в виде абстрактной модели

г) -научная постановка опыта с целью проверки тех или иных идей в изменяющейся системе управления

д) -изучение психологических реакций индивидов на управление решения для облегчения их реализации

Моделирование - это

а) -упорядоченность управленческих проблем в их взаимосвязи и относительной самостоятельности

б) -задействование в теории и практике достижений смежных наук

в) -представление реального объекта в виде абстрактной модели

г) -научная постановка опыта с целью проверки тех или иных идей в изменяющейся системе управления

д) -изучение психологических реакций индивидов на управление решения для облегчения их реализации

Экспериментирование - это

а) -упорядоченность управленческих проблем в их взаимосвязи и относительной самостоятельности

б) -задействование в теории и практике достижений смежных наук

в) -представление реального объекта в виде абстрактной модели

г) -научная постановка опыта с целью проверки тех или иных идей в изменяющейся системе управления

д) -изучение психологических реакций индивидов на управление решения для облегчения их реализации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Учебным планом по дисциплине «Менеджмент» предусмотрена одна контрольная работа.

Цель контрольной работы – более глубокое изучение теоретических вопросов, выявление умений студентов применять усвоенные теоретические знания.

Задание для контрольной работы выдается преподавателем во время теоретических занятий. В задание входят 2 теоретических вопроса и 1 тестовое задание.

Вариант контрольных вопросов выбирается по двум последним цифрам шифра студента. Номера контрольных вопросов приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Теоретические вопросы

Предпоследняя цифра шифра студента   Последняя цифра шифра
                     
  х 4, 43 8, 3 12,7 16,11 20,15 24,19 28,23 32,27 36,31
  1, 40 5, 44 9, 4 13,8 17,12 21,16 25,20 29,24 33,28 37,32
  2, 41 6, 1 10, 5 14,9 18,13 22,17 26,21 30,25 34,29 38,33
  3, 42 7, 2 11, 6 15,10 19,14 23,18 27,22 31,26 35,30 39,44

 

Содержание контрольных вопросов даны в планах изучения тем.

Объем контрольной работы должен находиться в пределах 20-30 страниц обычной тетради, заполненной почерком нормальной плотности, нормального размера или отпечатанный на машинке или компьютере на листах формата А4 в пределах 15-20 страниц (28-30 строк по 60-65 знаков (символов) на каждой странице).

Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен по установленной в техникуме форме.

При ответе на теоретический вопрос указывается его номер, полное содержание, а затем дается ответ.

При ответе на тестовое задание указывается номер вопроса и буква варианта ответа.

В конце работы указывается список использованной литературы, дата выполнения работы и подпись студента; страницы должны быть пронумерованы.

На экзаменационную сессию должна быть представлена зачтенная контрольная работа.


ЛИТЕРАТУРА

1. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М: ИНФРА-М, 2000.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, орга­низация, процесс: Учебник. - М.: МТУ, 1995.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: «ГНОМ-пресс», 1999

4. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология.- М.:Форум-ИНФРА-М, 2005

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 1995.

6. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.- М.: Академия, 2007

7. Лафта Дж.К. Менеджмент. – М.: ТК «Велби», 2004

8. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебник. – М.: Высшая школа, 1999

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

10. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. -М.: Бизнес-школа: Интел-синтез, 1994.

11. Менеджмент: Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова A.M., Иг­натьевой А.В. - М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.

12. Менеджмент организации: Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 1995

13. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.

 

Менеджмент

 

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по специальностям

Технология машиностроения»,

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

Сварочное производство»

 


Одобрено Председатель цикловой комиссии ______________ "____ " ______________ 20 год   Составлено в соответствии с рабочей программой и требованиями ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 150110, 190604, 150203 на базовом уровне

Заместитель директора по учебной работе

______________ Е.Н. Попова

"____ " ______________ 20 год

 

 

Составитель: Заикина М.В. – преподаватель Вятско-Полянского

механического техникума.

 

 

Рецензент: – преподаватель Вятско-Полянского

механического техникума


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Учебная дисциплина "Менеджмент" является дисциплиной по выбору, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

· о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

· функции менеджмента;

· процесс принятия и реализации управленческих решений;

· методы управления конфликтами;

· особенности менеджмента в области профессиональной деятель­ности;

уметь:

· применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

· принимать эффективные решения.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, прово­дятся дискуссии по актуальным проблемам управления, работа с методи­ческими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и вычислительная техника.


 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

иметь представление:

о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основ­ной профессиональной, образовательной программы по специаль­ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.009 с.)