Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высочайший Указ о монашествующих.Содержание книги Поиск на нашем сайте
В 1724 году вышел обширный Высочайший Указ Императора Всероссийского, под названием “ Объявление ” о монашестве, в котором подробно был выяснен взгляд Государя на монашество и желание сделать этот чин полезным для общества. Простых, неученых монахов предлагалось занять в монастырях земледелием и разными ремеслами, а монахинь рукоделиями; других, избранных монахов, готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести устроение при обителях школы и ученые братства. Кроме того, монастыри должны были иметь богадельни, больницы и воспитательные дома для младенцев. Со времени Царя Петра I в монастыри постоянно посылались больные и раненные воинские чины, даже с семействами селившиеся в примонастырских слободах, и сумасшедшие преступники. Настоятели обителей обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ ханжей ” и не “ распложать суеверий ”. На места настоятелей положено было назначать только людей известных правительству, черпая их преимущественно из Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря в Царствующем граде Санкт-Петербурге.
Отнятие монастырских земель.
Одержимый Монарх всегда покушается на церковную власть, как власть от Бога и на собственной этой власти – имущество Церкви, земли, принадлежащие Богу и переданные Ему жертвователям посредством завещания Церкви: отдельным обителям и приходам. Болящий духовно видит в этом несправедливость и под любыми благовидными предлогами отнимает жертву на помин души, жертву церковную, нарушая тем самым Божии каноны и устроение обителей, разоряя тем самым места молитвы и покровительства Божией Матери. Так, по Высочайшему Указу Царя Петра I Алексеевича новый хозяин церковных земель – государство – роздал и разбросал ряд вотчин целиком в поместье служивым людям, городам и Государеву ведомству. Церковное землевладение чувствительно сократилось в своем объеме уже безвозвратно, навсегда: 6407 жилых дворов ушли из ведомства Церкви! Однако казенное хозяйство оказалось убыточным, ибо то, что принадлежит Богу, никому другому принадлежать не может. Гордым же и свободным распорядителям Божия имущества надо было бы остеречься кары Небесной. Так и случилось – 16 (29) октября 1720 года Монастырский Приказ был закрыт, а монастырские вотчины, взятые от монастырей, были возвращены в прежние монастыри, кроме розданных в вечное владение отдельным лицам, среди которых были даже иноверцы. Ведать землями было поручено местным архимандритам и игуменам. При Царе Петре I Алексеевиче уменьшилось и то малое благосостояние, каким духовенство пользовалось прежде. Так по случаю Великой Северной войны с Королевством Швеция сокращена была на половину Царская руга (от греч. rhoga - плата) – денежная дотация, выделяемая государственной властью, на содержание монастырей и храмов. Те немногие доходные статьи духовенства – мельницы, рыбные ловли, пчельники, бани, наемны помещения при домах объявлены были оброчными статьями государственной казны. При этом, получая, как и все в государстве жалование согласно чину, Государь Петр I Алексеевич говорил, как пишет историк Ключевский: “ Эти деньги мои собственные; Я их заслужил и могу употреблять как хочу; но с государственными доходами надо поступать осторожно: в них я должен дать отчет Богу ”.
Запреты церковные и благочестивые Указы.
В 1722 году причтам, под предлогом борьбы с суевериями, запрещены были Царем Петром I Алексеевичем праздничные славления по приходам, кроме Рождественского, и хождение с иконами к прихожанам! Далее последовали распоряжения уже другого Государя Петра I Алексеевича, вдруг вспомнившего своего благочестивого Августейшего родителя, и его заботы о духовном облике верноподданных. Как пишет историк Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879): “ Алексей Михайлович считал своей обязанностью заботиться о душевном спасении подданных; Он требовал от воевод, чтоб они в походах силою заставляли людей исповедоваться; понятно, что Он должен был требовать этого от мирных граждан. В 1669 году было разослано по Приказам повеление: дьякам, подьячим и детям боярским и всякого чина людям говеть на Страстной неделе. В следующем году Указ: списки людей не говеющих присылать в Монастырский Приказ, и таким ослушникам Указ будет с опалою, без всякой пощады. В том же году приказано в Филиппов пост всем поститься и в церковь ходить каждый день. Еще в начале Царствования издан был Указ: в воскресный день и господские праздники не работать никому, в субботу прекращать работы, как заблаговестят к вечери. Не работать; - но что же делать? ” – продолжает без тени иронии Соловьев. “ Правительство, которое брало на себя родительские обязанности в отношении к поданным – детям, запретило целый ряд увеселений и повсеместных суеверных обычаев... Если не послушаются, бить батогами; домры, струны, гудки, гули и хари искать и жечь... ” И угрозы были не на бумаге – в 1669 году Великий Государь указал стольника Князя Григория Оболенского послать за то, что у него: “ в воскресенье на дворе его люди и крестьяне работали черную работу, да он же, Князь Григорий, говорил скверные слова...” Помня об Августейшем родителе своем и творя иногда волю Божию, Царь Петр I Алексеевич и в свое Царствование вменял в обязанность Правительствующему Синоду заботиться о чистоте вере и обрядов. Так, последовали Указы Синода о запрещении в воскресные и праздничные дни до окончании Божественной Литургии какой-либо торговли. Указом Императора Петра I установлено было, чтоб в воскресные и праздничные дни все ходили в храм Божий благоговейно слушать слово Божие. Исключение делалось только для больных. Не посещавшим Богослужения грозила опасность быть записанными в двойной оклад подобно раскольникам. С нарушителей благочиния взымали штраф при выходе их из церкви, для чего были повешены штрафные ящики. Раскол подал повод к тому, чтобы не только всем наказать каждый год исповедоваться и приобщаться Святых Таин, но и поставить священникам в обязанность вести метрические и исповедные книги! Однако при Государе Петре I появились и новые сборы на школы, богадельни, на полковое духовенство, сбор со священников драгунских лошадей, а с церковников по рублю в год за освобождение от личной военной службы. Взымались по Указу Царя повинности пожарная, караульная и другие. В целях улучшения средств духовенства по велению Государя Петра I принимались меры к более равномерному распределению приходов и сокращению числа церквей и причтов. 16 (27) февраля 1723 года Монарх успел утвердить Указ, в силу которого приказано было объявить Архиереям и прочим духовным властям, дабы они в церквах во время служения никаких челобитен не принимали, “ кроме государственных великих и коснения не терпящих дел ”, но упражнялись бы тогда в богомыслии и в молитвах, и давался бы тем людям образ благоговейного в церквах стояния (Из книги М. И. Семевского “ Царица Прасковья ”).
Ропот монахов.
Жестокие распоряжения Царя Петра I Алексеевича, оправданные, как считал Монарх, нуждой государственной, вызвали в среде русских монахов сильное неудовольствие, а потому из монастырей выходили разные противоправительственные письма, разоблачающие действия Государя, обличающие его нравственные стороны жизни и Указы с позиции церковных канонов. Обеспокоенный этим Государь несколько раз издавал Высочайшие Указы, запрещавшие монахам держать по кельям бумагу и чернила и писать что-нибудь без ведома настоятелей! При всей этой строгости Государь Петр I Алексеевич много делал для того, чтобы придать своей власти характер долга, а не произвола. Монарх был абсолютно уверен, что на его деяния современники иначе не должны были смотреть, как на служение общему благу народа, а не как на тиранию. Однако монашествующие и большая часть русского народа думали иначе, считая Государя Петра I Алексеевича злонамеренным нарушителем канонов церковных и русских традиций.
Переустройство Руси.
Государь действительно лишь к концу своего неспокойного Царствования старательно устранял все, как он считал унизительные для человеческого достоинства законы и традиции в отношении подданных к Монарху. Так в начале XVIII столетия Государь Петр I Алексеевич запретил писаться под обращениями уменьшительными именами, падать перед Царем на колени, зимою снимать шапки перед Дворцом, рассуждая, как пишет историк Ключевский об этом: " К чему унижая звание, безобразить достоинство человеческое? Менее низости, больше усердия в службе и верности ко Мне и государству – таков почет, подобающий Царю ”. Однако восхищение к Царскому достоинству Русского народа коренилось не в унижении достоинства, а в уважении и любви к Священной Особе Помазанника Божия. Однако Государь не считал, к несчастью, возможным подчеркивать этот дар от Бога примером Богу угодной жизни и евангельскими добродетелями, предпочитая управлять народом, держа его в страхе, подавляя в нем любую инициативу, превращая страну в учреждение, а подданных в чиновников рабочих, служащих государству. Так совершалась лукавая подмена любви – раболепству, долга – выгоде, чести – лукавству и прочее. Создавалось не Православное Царство братьев и сестер во Христе, а европейская, по духу протестантская Империя служащих, стремящихся к власти, богатству и славе… Известно, что Государь в тоже время устроил множество госпиталей, богаделен и училищ, “ народ свой во многих воинских и гражданских науках обучил ”, в Воинских статьях запретил бить солдата, а всех на службе состоящих призывал “ между собою христианскую любовь иметь ”. Внушал Государь и к противникам Церкви “ с кротостью и разумом поступать по Апостолу, а не так как ныне, жестокими словами и отчуждением ”. Говорил, что Господь дал Царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос, - и он первый на Руси Государь, кто стал о том писать и говорить открыто. Однако все это было лишь временным отступлением от общего фона духовного и нравственного разложения страны, слоев и сословий русского общества, колонизации европейскими служащими Государя в огромном количестве нанятыми Монархом для переустройства государства. Можно с уверенностью сказать, что так Государь замаливал свои прегрешения, приходя в себя от неистовства и приступов одержимой работоспособности, все более угнетавшей и разрушавшей его душу.
Царь и деспот.
В России Царя Петра I Алексеевича в большей части Русского народа продолжали считать тираном и азиатским деспотом, приписывая Монарху даже черты антихриста или одного из его слуг – предтеч. Народу не нравились иностранцы, появившиеся в окружении Государя, в особенности евреи, которых исстари считали христоубийцами и извечными врагами Церкви и престола. О том Монарх не раз говорил с приближенными, с жаром, порывисто и откровенно: “ Знаю, что меня считают тираном. Иностранцы говорят, что я повелеваю рабами. Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися Моим Указам; эти Указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь не у места, как стене горох... Полезное я рад слушать и от последнего подданного. Доступ ко Мне свободен, лишь бы не отнимали у меня времени бездельем... Невежество и упрямство всегда ополчались на Меня той поры, как задумал Я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы ”. Государь Император Петр I Алексеевич, как пишет историк Ключевский, говорил о себе: “ Я не усугубляю рабства, обуздывая озорство упрямых, смягчая дубовые сердца, не жестокосердствую, переодевая подданных в новое платье, заводя порядок в войске и в гражданстве и приучая к людкости, не тиранствую, когда правосудие осуждает злодея на смерть. Пускай злость клевещет: совесть моя чиста. Бог мне судья! Неправые толки в свете разносит ветер ”. Однако в народе говорили про Царя Петра I, что он враг народа, оморок мирской, подкидыш и много чего еще. Роптавшие русские люди жили надеждой, авось либо Царь скоро умрет, либо народ поднимется на него. О том, как известно, говорил даже единственный Августейший сын Монарха от первого Державного союза с Царицей Евдокией Феодоровной несчастный наследник и Царевич Всероссийский Алексий Петрович (1690-1718).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.013 с.) |