Методические указания к занятию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к занятию



При подготовке теоретических вопросов темы используйте учебные пособия, указанные в списке литературы, а также материалы лекции «Предмет, задачи, основные понятия курса «Практическая педагогика»». Ключевые понятия темы выпишите в рабочую тетрадь.

Составьте глоссарий, включив в него следующие понятия: «педагогическая деятельность», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогически целесообразное взаимодействие», «педагогические технологии», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «конфликт в педагогической деятельности».

Актуализируйте свои знания из курсов «История образования и основы педагогики» и «Теоретическая педагогика», обратив особое внимание на специфические признаки профессионально-педагогической деятельности учителя.

 

При подготовке второго вопроса познакомьтесь с монографией А.А. Орлова «Профессиональное мышление учителя как ценность». На основе анализа гл. 1 (с. 22-29) составьте таблицу, в которой необходимо отразить сущностные характеристики педагогической деятельности:

- цель педагогической деятельности;

- этапы и компоненты педагогической деятельности;

- педагогические действия учителя на каждом этапе;

- профессионально важные умения и качества личности учителя, необходимые ему в реализации каждого этапа педагогической деятельности.

Определив специфику педагогической деятельности, раскройте содержание таких понятий, как «мышление учителя», «педагогическое мышление», выявите их взаимосвязь и различие (см. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. – гл. 2 § 1).

 

При подготовке пятого вопроса используйте книгу Г.К. Селевко «Педагогические технологии». Составьте таблицу, отразив в ней классификации педагогических технологий по таким основаниям, как особенности содержания, ориентация на личность, отношение к ребенку, тип управления; проанализируйте предложенные классификации и ответьте письменно на вопросы: «Что дает учителю, на Ваш взгляд, знание различных типизаций педагогических технологий? Какая из приведенных классификаций представляется Вам наиболее удачной?». Объясните свою позицию.

При работе над вопросом обратите внимание на здоровьесберегающие технологии, ресурсосберегательные образовательные технологии, возрастосообразные технологии, технологии педагогической поддержки детей разного возраста, информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

 

Раздел 2. Технология решения педагогических задач, оценка выбора их решения.

Тема 2.1. Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача

В структуре деятельности учителя.

Цели изучения темы:

1) формирование профессиональных компетенций;

2) усвоение понятий «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», виды педагогических задач, решаемых учителем в процессе педагогической деятельности;

3) отработка умения анализировать различные педагогические ситуации, выявлять и решать педагогические задачи; умения применять на практике алгоритм решения конкретной педагогической задачи.

 

По итогам изучения темы студенты должны:

знать:

· сущность педагогически целесообразного взаимодействия;

· типы педагогических ситуаций, возникающих в деятельности педагога;

· особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности;

· виды и типы профессионально-педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные и др., их специфические особенности;

· алгоритм анализа ситуации и решения профессиональной задачи;

уметь:

· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

· анализировать различные педагогические ситуации;

· выявлять на основе анализа ситуации педагогические задачи;

· применять на практике алгоритм решения конкретной педагогической задачи.

Основные понятия: педагогическая ситуация, профессиональная педагогическая задача, виды педагогических задач, социальные, культурные, национальные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации, алгоритм решения педагогических задач.

Форма изучения: лекция, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов.

 

Лабораторно-практическое занятие

Структура и ход занятия

I. Теоретическая часть

План

1. Педагогическая ситуация. Алгоритм анализа педагогической ситуации.

2. Педагогическая задача. Виды педагогических задач. Алгоритм решения педагогических задач.

3. Специфика педагогических задач, решаемых в разных сферах педагогической и социально-педагогической деятельности. Различные контексты (социальный, культурный, национальный и др.), которые необходимо учитывать педагогу при решении профессиональных задач.

Методические указания к занятию

При подготовке теоретических вопросов темы используйте учебные пособия, указанные в списке основной литературы. Ключевые понятия выпишите в рабочую тетрадь.

Перечислите и опишите различные виды педагогических задач.

При подготовке к 1 и 2 вопросу выпишите из литературы (Орлов А.А., Рыбакова М.М., Спирин Л.Ф., Кондрашова Л.М. и др.) схемы (алгоритмы) анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Проведите их сравнительный анализ.

Используя свои знания возрастной психологии, вычлените основные особенности детей младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Подумайте, как эти особенности влияют на решение педагогом профессиональных задач.

Подумайте, в чем особенности педагогических задач, решаемых в разных сферах педагогической и социально-педагогической деятельности; как учитель может при решении профессиональных задач учитывать социальный, культурный, национальный и др. контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.

 

II. Практическая часть

 

Задание № 1. Анализ конкретной педагогической ситуации.

Данное задание выполняется на лабораторно-практическом занятии. Для его выполнения студентам необходимо:

1. Познакомиться с описанием педагогической ситуации.

«Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Ученик отказался, мотивируя тем, что учитель знает о его возможностях, а классу это знать необязательно».

 

2. Проанализировать педагогическую ситуацию с использованием алгоритма.

3. Определить, с каким направлением воспитания связана данная ситуация.

4. Сформулировать на основе анализа ситуации педагогические задачи.

5. Отобрать методы, средства для решения поставленных задач. Обосновать свой выбор.

6. Выбрать способы взаимодействия педагога с участниками воспитательного процесса.

 

Задание № 2. Составление плана действий учителя по решению профессиональной задачи.

Данное задание выполняется на лабораторно-практическом занятии. Для его выполнения студентам необходимо:

1. Проанализировать предложенную ситуацию.

«В начале учебного года учащимся 11 класса было необходимо написать заявление на сдачу выпускных экзаменов. В бланке заявления было две графы: обязательные экзамены и экзамены по выбору. Во второй графе школьники должны были указать те экзамены, результаты которых позволяли бы им в дальнейшем поступить в вуз. Однако многие выпускники испытывали затруднения с выбором: некоторые внесли в эту графу почти все предметы с расчетом, что в конце года можно будет от каких-то экзаменов отказаться; другие же предпочитали отложить выбор предметов до тех пор, пока не определяться, на какую специальность будут поступать».

 

2. Вычленить педагогическую задачу.

3. Отобрать методы и средства реализации поставленной задачи. Обосновать свой выбор.

4. Составить план действий по решению педагогической задачи.

 

Задание № 3. Работа с педагогическим текстом.

Прочитайте текст и выполните предложенные задания.

«Юноша с ярко выраженными способностями художника. Его натюрморты и пейзажи до сих пор украшают интерьеры школы. Прекрасная семья: с давних лет я хорошо помню его родителей, сидевших на одной парте. Школьную любовь они пронесли через всю жизнь. Казалось бы, все замечательно, но у парня серьезная проблема: ярко выраженная дисграфия. Она тянется еще с начальной школы. За годы работы с ним, ценой титанических усилий дефектологов и педагогов, количество ошибок в его диктантах и сочинениях сократилось втрое: с тридцати до восьми – девяти. Налицо положительная динамика развития ребенка. Но ее, что называется, к делу не пришьешь. По нормам выставления оценок, тридцать ошибок или девять – это все равно «два». По всем остальным предметам у юноши нет проблем. Помимо живописи, он увлекается историей и литературой. Внутри школы, отслеживая динамику развития ребенка, понимая, что его безграмотность не вина, а беда, связанная с особенностями мозговой деятельности, педагоги, вопреки формальным критериям оценок, переводили парня из класса в класс. Иного пути не было. Страшно даже представить, как бы сложилась его судьба, займи они «принципиальную» позицию. Второй год для такой тонкой художественной натуры – ни с чем не сравнимое унижение, ужасный удар, чреватый непредсказуемыми последствиями, вплоть до суицида. Но если в школе по отношению к этому ребенку между педагогами было возможно своеобразное конвенциональное соглашение, то как быть с его поступлением в вуз? Выручил совмещенный экзамен, запрещенная ныне форма приема в вузы, когда в специализированных классах выпускной экзамен совмещается с приемным. Прямым текстом объяснив председателю приемной комиссии, с каким случаем мы имеем дело, я попросил создать условия для успешной сдачи первого экзамена... Желанная четверка по сочинению была получена, все остальные экзамены юноша абсолютно самостоятельно сдал на «отлично». Его сегодняшние победы в отечественных и международных конкурсах, экспонирование работ на многочисленных выставках – неоспоримое доказательство нашей педагогической правоты».

Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 102 – 103.

Задания к тексту.

1. Сформулируйте педагогические задачи, которые решали директор и педагоги школы в работе с данным учащимся?

2. Определите, какие особенности школьника учитывали в педагогическом взаимодействии учителя.

3. Согласны ли вы с позицией педагогов школы? Аргументируйте свой ответ.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брызжева, Н.В. Практикум по решению профессиональных задач / Н.В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

2. Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи / А.Н. Галагузов: Учебное пособие для студ.вузов. – М.: Владос, 2008.

3. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач / Л.А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М., 2008.

5. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 6. Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.018 с.)