ТОП 10:

Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем.



Недостатки:

-опасность субъективного воздействия на наблюдателя тех, в среде кого он действует;

- тенденция оценивать ситуацию более положительно или, наоборот, снижение оценок тех или иных действий;

- наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера.

Отличие научного наблюдения от обыденного:

- подчинено единой исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

- планируется по заранее продуманной процедуре;

- все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;

- информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Виды наблюдения:

1. По степени формализованности:

- неконтролируемое (нестандартизованное, бесструктурное);

- контролируемое (стандартизованное).

2. В зависимости от положения наблюдателя:

- соучаствующее (включенное);

- простое.

3. По условиям организации:

- полевое;

- лабораторное.

Способы регистрации информации зависят от изобретательности наблюдателя.

Эксперимент –метод сбора и анализа эмпирических данных, направленных на проверку гипотез относительно причинных связей между событиями.

Явления изучаются при помощи контролируемых условий, обеспечивается точное наблюдение процессов, их измерение, устанавливаются закономерности связей между явлениями.

Эксперимент должен соответствовать требованиям:

- внутренняя валидность– уверенность в том, что именно изучаемый фактор, а не какой-либо иной, является причиной зарегистрированного изменения;

- внешняя валидность –уверенность в том, что полученные выводы можно распространить на вне экспериментальные ситуации, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичных ситуаций.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции:достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Изучаемое явление описывается как система переменных:независимых (не меняются ни при каких условиях, например, вводимый экспериментальный фактор) и зависимых.

Виды экспериментов.

1. По характеру объекта и предмета исследования:

- социологический, экологический, педагогический, правовой, социально-психологический и т.п.;

- реальный (натуральный) - проводится на генеральной или выборочной совокупности;

- мысленный - проводится на математической модели;

- "экс-постфактум" - сбор данных для проверки гипотез об уже свершившихся событиях.

2. По специфике поставленной задачи:

- научный - направлен на получение нового знания;

- прикладной – направлен на получение практического эффекта;

- проективный (созидательный) – направлен в будущее (проектируется проявление определенных следствий при вводе определенной причины);

- ретроспективный – анализ информации и проверка гипотезы о свершившихся событиях;

- однофакторный – проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной;

- многофакторный – проверяется гипотеза о следствиях воздействия комплекса переменных в их взаимодействии.

3. По характеру экспериментальной ситуации:

- контролируемый – предполагает выравнивание условий на экспериментальном и контролируемом объекте, кроме воздействия экспериментального фактора;

- неконтролируемый – на результаты оказывают влияние не экспериментальные факторы;

- лабораторный – искусственно создаются условия, приближенные к задачам исследования и к реальной ситуации;

- полевой – ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и менее контролируема.

Полевой активно направленный – исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным следствиям.

Полевой естественный – воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

4. По логической структуре доказательств гипотезы:

- параллельный – участвуют две группы: экспериментальная и контрольная;

- последовательный – одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной – после его введения.

Доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора.

 

Анализ документов.

Виды документов:

1. по статусу– официальные, неофициальные, материалы прессы;

2. по целевому назначениюналичные (созданы независимо от исследователя) и целевые (подготовленные в соответствии с программой и задачами исследования);

3. по прямому содержаниюлитературные данные, исторические и научные архивы, видеохроники общественных событий и др.

 

Информация, содержащаяся в документах, делитсяна первичную и вторичную.

Достоверность информации зависит:

1. от источника документа (первичные данные надежнее вторичных, т.к. не содержат оценки);

2. от четкого различения описания событий и их оценки;

3. от метода получения первичных данных (запись впечатлений или описание событий через какое-то время);

4. при работе с личными документами следует учитывать подлинность документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характер окружения.

 

Методы анализа документов.

Неформализованный (традиционный)– основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.

В зависимости от целей исследования в традиционном анализе документов могут преобладать специализированные приемы: источниковедческий, психологический, юридический, лингвистический и др.

Формализованный (контент-анализ) -перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ уместен если:

- требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных;

- материала настолько много, что нельзя обойтись без суммарных оценок;

- изучаемые характеристики появляются в документах с достаточной частотой.

Основу контент-анализа составляет выявление смысловых единиц, в качестве которых используют:

- понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;

- тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.д.;

- имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, спортсменов, упоминание организаций, учреждений, общественных институтов;

- целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай.

Смысловые единицы анализа выявляются на основе содержания гипотез исследования.

Содержательная информация приводится к количественным показателям, которые вновь превращаются в содержательную социальную информацию более высокого уровня.

Анализ эмпирических данных.

Вопросы:

1. Подготовка информационных носителей к обработке.

2. Методы обработки первичной информации.

3. Подготовка итоговых документов.

 

Подготовка информационных носителей к обработке.

1этап. Проверка методического инструментария на точность, полноту, качество заполнения.

Производится выбраковка тех анкет, в которых отсутствуют ответы более чем на 30% основных вопросов, если не содержится информация о личности респондента, если анкета заполнена нечетко, небрежно, неверно обведены коды ответов и т.д.

2этап. Создание переменных.Если информация прямо не отвечает задачам исследования, необходимо преобразовать собранные данные. (Например, получение сведений о среднедушевом доходе семьи).

3 этап. Кодирование информации: процесс формализации ответов на вопросы.

Кодирование информации – связующее звено между качественной и количественной информацией. Принцип кодирования в переводе содержательной информации на язык формальной логики, т.е. кодируется не само содержание ответов, а только факт их наличия или отсутствия. Процедура кодирования состоит в присвоении каждому варианту ответа условного числа, называемого кодом.

Кодирование осуществляется двумя способами:

1. Порядковая система кодирования –сплошная нумерация всех позиций.

26. Участвуете ли Вы в общественной работе?

порядковый код вариант ответа

098 Выполняю постоянные поручения

099 Выполняю временные поручения

100 В общественной работе не участвую

 

вариант ответа позиционный код

Выполняю постоянные поручения 1

Выполняю временные поручения 2

В общественной работе не участвую 3

Дополнительный код фиксирует не ответивших на данный вопрос.

При кодировании открытых вопросов суждения сводятся в 10-15 смысловых групп и кодируются при помощи специально разработанного кодификатора. Каждой смысловой группе присваивается отдельный код, в результате чего получаем формализованный список вариантов ответов – кодификатор.

4 этап. Обработка информации (вручную или через специальный пакет программ).







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.008 с.)