ТОП 10:

Отбор единиц анализа и определение объема выборочной совокупности.



Процесс выборки основан:

1. На взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов.

2. На правомерности выводов о целом на основании изучения его части, при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.

Объект СИ –носитель социальной проблемы.

Генеральная совокупность –объект исследования, который территориально, производственно и по времени локализован и на который распространяются выводы исследования.

Выборочная совокупность –определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу (в момент исследования – микромодель генеральной совокупности).

Единицы анализа –элементы выборочной (обследуемой) совокупности (респонденты), подлежащие изучению.

Вероятностные выборки.

1. Метод собственно случайного отбора:все элементы генеральной совокупности (респонденты) по фамилиям или посредством кода (числа) заносятся на карточки, которые перемешиваются и из которых производится отбор до необходимой величины выборки.

Используется для генеральных совокупностей, не превышающих 800 – 1000 единиц.

2. Метод механической выборки: все элементы генеральной совокупности заносятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов.

Шаг отбора (K) определяется по формуле:

K= N:n, где

N – величина генеральной совокупности; n – величина выборочной совокупности.

3. Метод серийной выборки: если имеется возможность разбить генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно.

При этом число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Количество респондентов, подлежащих отбору из каждой серии, определяется из соответствия:

ni=Ni x n : N, где

 

N - объем генеральной совокупности;

n - объем выборочной совокупности;

i - число серий, выделенных в генеральной совокупности;

Ni - число единиц в серии.

 

Например, Г.с. – 2000 человек, в которой 300 человек в возрасте до 25 лет; 1000 – от 25 до 40 лет; 700 – от 40 лет .

Из каждой серии подлежат отбору и опросу:

n1= 300x200:2000=30

n2= 1000x200:2000=100

n3= 700x200:2000=700

4. Метод гнездовой выборки:предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Например, из 200 бригад завода, в каждой из которых работает по 15 человек, могут быть отобраны на основе случайной выборки 30 бригад. Опросу будут подлежать 450 человек.

Гнездовая выборка репрезентативна (представительна) в том случае, если состав групп (бригад) в максимальной степени схож.

Целенаправленные выборки.

1. Метод стихийной выборки:почтовый опрос читателей журнала или газеты, при котором нельзя заранее определить структуру выборочной совокупности. Результаты опроса могут распространяться только на опрошенную совокупность.

2. Метод основного массива:используется в разведывательном исследовании для "зондажа" контрольного вопроса.

Например, в кружке по изучению английского языка опрашивается 60-70% студентов относительно времени занятий.

3. Метод квотной выборки: отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.

Необходимые характеристики закладываются в карту репрезентации. Учитываются характеристики, имеющие тесную связь с базисным принципом совокупности (пол, образование, доход, тип поселения, статус собственности, профессия и др.).

Метод используется в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов Г.с. Данные о контрольном признаке – квота, а их отдельные числовые значения – параметры квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышают четырех.

По форме реализации различают выборки:

- одноступенчатые(использование одного метода);

- многоступенчатые(осуществляются в несколько ступеней путем применения на каждой из них единого или разных методов).

Например, на первой ступени – гнездовая выборка (отбор коллективов, поселений или целых районов), затем проводится случайный отбор респондентов в гнездах.

Определение объема выборочной

Совокупности.

1. Для пробных опросовдостаточна выборка в 25 – 100 человек.

2. При массовых опросах:

- если величина генеральной совокупности небольшая, до 1000 человек, выборка должна составить не менее половины + 1 от генеральной совокупности;

- если величина генеральной совокупности менее 5000 человек, то объем выборочной совокупности не менее 500 человек;

- если величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то объем выборочной совокупности – 10% состава генеральной совокупности, но не более 2000 – 2500 человек.

Выборочная совокупность считается репрезентативной, если ее результаты можно перенести на генеральную совокупность.

Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Допустимая ошибка – не более 5%.

Методы сбора первичной социологической

Информации.

Вопросы:

1. Анкетные опросы интервью.

2. Наблюдение и его особенности.

3. Эксперимент.

4. Документальные источники.

 

Выбор метода осуществляется

- с учетом его познавательных возможностей,

- границ применения,

- способов получения, фиксации и выражения фактов.

Опрос –метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Интервью –проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

1. По содержанию беседы – документальные, интервью мнений, интервью с экспертами.

2. По технике проведения – свободные и стандартизованные.

3. В зависимости от особенностей процедуры – "клинические", фокусированные, ненаправленные.

4. По способу организации – групповые и индивидуальные.

Анкетирование –

1. По содержанию и конструкции задаваемых вопросов –

открытые, закрытые и полузакрытые опросы.

2. По охвату респондентов – индивидуальные и групповые.

3. По характеру проведения – очные и заочные (почтовые, прессовые опросы).

Анкета –система вопросов, направленных на выяснение количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

- по содержанию,

- по форме,

- по функции.

1. По содержанию:

- о фактах сознаниянаправлены на выяснение мнений, пожеланий, планов на будущее,

- о фактах поведениявыявляют поступки, действия, результаты деятельности людей,

- о личности респондентасоциально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов.

2. По форме:

- Закрытыев анкете приводится полный набор вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентами всего одного варианта ответа.

Неальтернативные вопросы – выбор нескольких вариантов.

- Открытые вопросыне содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа.

- Прямые и косвенные вопросы.В случае, если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности, вопрос может остаться без ответа или ответ будет содержать неточную информацию.

3. По функции:

- Основные вопросынаправлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

- Неосновные вопросынаправлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов респондента (контрольные вопросы).

Композиция и оформление анкеты.

Вступление:содержит обращение к респонденту о целях, задачах опроса, технике заполнения анкеты, организации, проводящей опрос.

Инструктивные указания –на полях или в тексте вопросов по технике заполнения анкеты (сколько можно выбрать вариантов ответов, как заполнять таблицы и т.п.).

Графическое оформление анкеты –четкий шрифт, место для ответов.

Принцип расположения вопросов– от простых вопросов в начале анкеты, к сложным – в середине и простым - в конце;

разделение вопросов по смысловым блокам;

четкая формулировка вопросов, их понятность каждому респонденту;

необходимость избегать скопления однотипных вопросов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.008 с.)