ТОП 10:

РАСПАД СССР. СТАНОВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.



1. Преобразование в государственном механизме в конце 80-х – начале 90-х годов

Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению сис­темы высших органов государственной власти. В конце 1988 г. был при­нят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», в соответствии с которым были созданы:

1. Съезд народных депутатов СССР– высший орган государст­венной власти СССР, состоявший из 2250 депутатов, который должен был проводить свои очередные за­седания один раз в год. Был правомочен принять к своему рассмотрению и решить лю­бой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. А вопросы принятия Конституции СССР, внесения в нее изменений, определения государ­ственной границы СССР, принятия решений о проведении референ­дума и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

2.Съезд народных депу­татов союзных и автономных республик –В 1989 г. была уточнена структура высших органов государственной власти союзных и автономных республик: в тех из них, где предусматривалось создание Съездов, именно они объявлялись высшими органа­ми власти, в противном случае Верховные Советы сохраняли за собой эти полномочия.

3.Верховный Совет СССР – сохранился как двухпалатный и стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Ему было предоставлено право созыва Съезда народных депутатов СССР. Избирался тайным голосованием из числа народных де­путатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственно­сти, организации управления народным хозяйством, социально-куль­турным строительством, кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкова­ние законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонса­ция международных договоров, издание общесоюзных актов амни­стии, учреждение орденов и медалей и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР.

4.Местные Советы народ­ных депутатов

Вместе данные органы составляли единую систему представительных органов.

5.Прези­диум Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию ра­боты Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. Его деятельность продлилась немногим более двух лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который вско­ре прекратил свое существование.

Последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений:

1. Высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат:

а) Верхняя – Совет Республик был вправе принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, рати­фицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР.

б) Нижняя –Совет Союза был вправе рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывше­го Верховного Совета СССР.

Законы, принятые Советом Союза, требовали одобрения Советом Республик. Своими совместными решениями палаты могли вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну, заключать мир и т.д.

Этот орган просуществовал еще меньше своих предшест­венников. В связи с ратификацией 12 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ, предполагавшего роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Феде­рация в этот же день приняла решение об отзыве своих депутатских групп из Верховного Совета СССР.

2. Государственный Совет СССР создавался для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, и образовывался на межреспубликанской основе. В его со­став входили высшие должностные лица союзных республик и Прези­дент СССР, который руководил его деятельностью. Решения этого ор­гана носили обязательный характер.

3. 14 марта 1990 г. был введен пост Президента СССР, что стало важным моментом в преобразовании политической системы. Первым и единствен­ным Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев, избранный на эту должность 15 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР. Президент, являясь главой государства, должен был выступать гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР, безопасности и территориальной целостности страны, обеспе­чивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления, а также осуществлять ряд других полномочий. На основе и во исполнение Конституции и законов он издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны. Если Президент не мог исполнять свои обязанности, его полномо­чия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, при невозможности — к председателю Совета Министров СССР. 26 де­кабря 1990 г. Президент стал возглавлять систему органов государствен­ного управления СССР, получил право отменять постановления и рас­поряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР.

4.В тот же день была учреждена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдель­ных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. После августовских событий 5 сентября 1991 г. должность вице-президента СССР была упразднена.

5.26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был создан Кабинет Министров СССР, воз­главляемый премьер-министром. Правительство СССР, являясь ис­полнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло ответственность перед ним и перед Верхов­ным Советом СССР.

Судебные органы претерпели изменения, которые начались в конце 1988 г. В первую очередь это коснулось процесса формирования судов. Если ранее судьи районных (городских) судов избирались гражданами района (города), а вышестоящие — соответствующими Советами на­родных депутатов, то теперь все судьи, вплоть до краевых и област­ных, должны были избираться вышестоящими Советами народных депутатов, а судьи Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и округов — со­ответствующими Советами. Одновременно был увеличен срок полно­мочий судей всех судов.

26 декабря 1990 г. разрешение хозяйственных споров в стране было возложено на Высший арбитражный суд СССР, сменивший ранее су­ществовавший государственный арбитраж и его органы в республи­ках. В соответствии с произведенными изменениями расширялась подсудность. Если ранее государственный арбитраж разре­шал споры только между государственными предприятиями, учреж­дениями и организациями, то в арбитражном суде сторонами в про­цессе стали выступать лица независимо от форм собственности.

В начале 90-х гг. начался процесс перехода от однопартийнойкмного­партийной политической системе. В соответствии с внесенными в Основ­ной Закон изменениями другие политические партии, общественные организации и массовые движения получили возможность наравне с КПСС участвовать в выработке политики государства, управле­нии государственными и общественными делами. Все политические партии признавались равными перед законом. Всем профсоюзам предоставлялись равные права. Служители религиозных организаций как полноправные граждане государства имели право на участие в по­литической жизни, чем они и воспользовались при формировании представительных органов власти различных уровней. Вместе с тем ре­лигиозные организации не могли участвовать в деятельности политиче­ских партий и оказывать им финансовую поддержку.

Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных республиках. Так, 27 октября 1989 г. в РСФСР была пересмотрена структура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик. В тех авто­номных республиках, где Съезды народных депутатов не создавались, высшими органами государственной власти остались Верховные Со­веты. В мае 1991 г. в связи с внесенными изменениями в Конститу­цию автономные республики стали именоваться республиками в со­ставе РСФСР, а их высшие органы государственной власти — Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе РСФСР.

12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декла­рацию о государственном суверенитете, в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявлялось важней­шим принципом функционирования РСФСР как правового государ­ства. После этого в строительстве государственного механизма стали исходить из этой идеи.

Весной 1991 г. в РСФСР были одновременно учреждены два по­ста — Президента и вице-президента. Учи­тывая опыт в регламентации правового статуса высших органов госу­дарственного управления Союза ССР, было предусмотрено, что рос­сийский Президент является главой исполнительной власти, руково­дит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президента России и Союза были аналогичны.

Вслед за постом российского Президента стали вводиться должно­сти президентов республик в составе РСФСР. Предусматривалось, что эти должностные лица входят в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР. Действие актов президента республики в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР могло быть приостановлено Президентом РСФСР. Одно­временно с учреждением поста президента республики в составе РСФСР была предусмотрена возможность изменения названия правительств республик: наряду с Советом Министров появился Кабинет Министров республики в составе РСФСР.

С августа 1991 г. начинается процесс усиления власти Президента РСФСР.В соответствии с постановление Верховного Со­вета РСФСР «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депута­тов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР», во-первых, Президент по­лучил право отстранять от должности председателей краевых, област­ных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов авто­номной области и автономных округов в случае неисполнения этими органами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Пра­вительства РСФСР. Во-вторых, вводилась должность глав админист­раций края, области, автономной области, автономного округа (должность главы местной администрации была предусмотрена Законом от 06 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» и в соответствии с Законом была выборной) как ру­ководителей соответствующих исполнительных органов. Глава адми­нистрации признавался правопреемником исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Право назначения и освобождения от должностей глав администраций вышеназванных единиц предоставлялось Президенту. Предусматривалось, что Президент, вице-президент, Совет Министров, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РСФСР, главы и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований со­ставляют единую систему исполнительной власти в РСФСР. Главы ад­министрации края, области, автономной области, автономного округа не только назначаются, но и подотчетны ему. С момента назначения на должность главы администрации прекращались полномочия ис­полнительного комитета соответствующего Совета народных депута­тов. Указом учреждались также представительства Президента в рес­публиках и его представители на местах. Предусматривалось, что на­званные должностные лица осуществляют свою деятельность под руководством Президента и в тесном взаимодействии с Правительст­вом РСФСР.

С 1 нояб­ря 1991 г. временно вводился запрет на проведение выборов представительных и исполнительных органов государственной власти всех уровней, кроме ранее назначенных выборов президентов и Вер­ховных Советов республик и выборов народных депутатов вместо вы­бывших. Предусматривалось, что Президент РСФСР самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполни­тельной власти. Изменялся порядок замещения должностей глав ад­министраций краев, областей, автономной области и автономных ок­ругов, городов и районов: они должны были до проведения выборов назначаться Президентом РСФСР или по его поручению главой адми­нистрации вышестоящего уровня по согласованию с соответствующи­ми Советами народных депутатов и с учетом мнения народных депута­тов РСФСР от соответствующей территории. Специально оговарива­лось, что данное положение не распространяется на уже назначенных Президентом РСФСР глав администраций.

Также предусматривалось, что законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы, подлежат приоритетному исполнению. Зако­нодательные акты СССР и РСФСР применяются в части, не противо­речащей актам, принятым в соответствии с рассматриваемым поста­новлением. Акты Союза ССР, препятствующие проведению экономи­ческой реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

Судебная система РСФСРтакже претерпела изменения. Еще до разрушения СССР в республике был учрежден высший судебный орган конститу­ционного контроля — Конституционный Суд РСФСР, не имевший аналогов на уровне Союза. Члены Конституционного Суда РСФСР избирались Съездом народных депутатов тайным голосованием. Срок полномочий этого органа по закону был не ограничен. Конституци­онный Суд РСФСР осуществлял судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики, а также давал заключения по определенным вопросам. Ре­шения этого судебного органа были окончательны и не подлежали об­жалованию, вступали в силу немедленно после их провозглашения. Законом специально оговаривалось, что этот орган не рассматривает политические вопросы. Так же как и в СССР, в России был создан арбитражный суд. С 1 октября 1991 г. упразднялись арбитражи и иные аналогичные орга­ны в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприяти­ях и в организациях. Система арбитражных судов в РСФСР была двухзвенной и соответствовала национально-государственному и административно-территориальному устройству: первое звено — Высший Арбитражный Суд РСФСР, второе — Высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские ар­битражные суды, арбитражные суды автономной области и автоном­ных округов. На арбитражный суд было возложено рассмотрение эко­номических споров и споров в сфере управления. Вслед за СССР 16 июня 1990 г. были внесены изменения в гл. 1 Конституции РСФСР, определявшую политическую систему общест­ва.Эти изменения были приняты первым Съездом народных депута­тов РСФСР после провозглашения Декларации о государственном су­веренитете России, в ст. 12 которой всем гражданам, политическим партиям, массовым движениям, общественным и религиозным орга­низациям гарантировались равные правовые возможности участия в управлении государственными и общественными делами. 25 октября 1990 г. принимается Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

В целях обеспечения установленного Конституцией РСФСР ра­венства прав политических партий и массовых общественных движе­ний прекращалась дея­тельность их органов в государственном аппарате, учреждениях и организациях. Государственные служащие при осуществлении своей деятельности должны были руководствоваться только требованиями действующего законодательства и не быть связанными решениями политических партий и массовых общественных движений. Предусматривалось, что, осуществляя свое конституционное право на объе­динение, они вправе участвовать в деятельности вышеуказанных ор­ганизаций, но только в нерабочее время и за пределами служебной территории. Запрещалось требовать от граждан сведений о партийной принадлежности в анкетах и других документах.

Распад СССР

Пытаясь остано­вить распад государства, руководство СССР предприняло попытку создать новую правовую основу существования Союза. В результате напряженной работы ученых и политиков, представи­телей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект До­говора о Союзе суверенных государств. Предусматривалось подписание Автономными респуб­ликами Союзного договора как членами Союза ССР и РСФСР.

15 февраля 1991 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и союзных республик и их представителей. Участники форума приняли решение о создании Совета министров иностранных дел СССР и союзных республик, который будет представлять собой меха­низм участия республик в выработке, осуществлении и координации внешнеполитической деятельности СССР, конкретного обсуждения международных проблем, нахождения решений по организационным и иным вопросам. Главная цель создания Совета — взаимодействие для более полного и гармоничного учета интересов Союза и респуб­лик во внешнеполитической сфере.

В годы «перестройки» в России, как и в других республиках, сло­жилось мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутст­вием у нее возможности без санкции СССР использовать свои мате­риальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономиче­скую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики. Вместе с тем даже в последние годы существования СССР суве­ренитет России не противопоставлялся факту существования СССР.

12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Децентралистские тенденции не могли не затронуть и саму Рос­сию, которая являлась сложным государственным организмом. Вна­чале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государствен­ном суверенитете Республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгла­сили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали республиками. Процессами, аналогичными тем, что протекали в России, были охвачены и другие союзные республики. Противостояние центра и республик не могло не затронуть вопро­са об армии. Республики, заявившие о выходе из СССР, начинают создавать собственные вооруженные формирования и полностью игнорируют исполнение Закона о воинской обязанности СССР, а рес­публики Прибалтики и Молдова потребовали вывода частей Совет­ской Армии со своей территории. В связи с поднявшейся волной сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство страны решает провести 17 марта 1991 г. референ­дум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправ­ных республик. Большинство населения страны на ре­ферендуме высказалось за сохранение СССР как федерации, но процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявля­лось в «войне законов», т.е. игнорировании республиканскими орга­нами власти Конституции и других законов СССР. Союз был еще жив, но руководители крупнейших союзных респуб­лик уже на межреспубликанском уровне решали вопросы, связанные с его упразднением. Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового Союзного договора, поддержанного парламентами восьми республик, означала, по существу, переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководителей СССР воз­никает мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить преж­нюю форму государственного единства, т.е. одной из причин событий августа 1991 г. являлись начавшийся распад СССР и осознание руко­водством Коммунистической партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, не чрезвычайными мерами. 19 августа 1991 г. за подписью исполняющего обязанности прези­дента СССР Г.И. Янаева, премьер-министра B.C. Павлова и первого заместителя председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова бы­ло обнародовано «заявление советского руководства», которым на шесть месяцев вводилось чрезвычайное положение. В соответствии с ним вся полнота власти в стране переходила к Государственному ко­митету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), в состав кото­рого вошли, включая подписавших документ лиц, практически все высшее руководство страны (министры обороны, внутренних дел, председатель КГБ) и некоторые другие лица. В Москву вводились войска. Во всех документах ГКЧП на первый план выдвинуты вопросы со­хранения прежней формы государственного единства. Однако действия, которые потом были названы путчем, провали­лись, поскольку проводились нерешительно, хотя в тот момент все силовые ведомства находились еще в руках «гекачепистов». А Пре­зидент России Б.Н. Ельцин использовал повод, чтобы повернуть со­бытия в свою сторону. «Путчисты» без всякого их сопротивления были арестованы, и реальная власть в Москве перешла фактически в руки Президента России, выступившего в качестве «защитника законности». В развитие событий Ельцин провел через высшие органы власти РСФСР закон о запрещении дея­тельности КПСС на ее территории, что ли­шило политическую систему СССР опоры в лице соответствующих партийных комитетов. События 19-20 августа явились последней ор­ганизованной попыткой противодействовать распаду СССР. Большинство союзных республик, ранее лишь провозгласивших свой суверенитет, теперь пошло дальше, заявив о независимости и обра­тившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили собственность Союза республиканской, перестали принимать участие в материальном содержании Союза и в работе его органов, а эти орга­ны перестали сопротивляться распаду государства. 6 сентября 1991 г. постановлением Государственного Совета СССР была признана независимость Прибалтийских республик. В отличие от других союзных республик РСФСР была связана с СССР тем, что органы государственной власти и СССР, и России рас­полагались на одной территории, а центральные — даже в одном горо­де. После заявления о государственной независимости союзных рес­публик получалось, что реально на территории России продолжали существовать два президента и два парламента. Конечно, такое поло­жение не могло долго оставаться неизменным. Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением органов Союза из всех сфер и заменой их российскими. Россия переводит под свой контроль все наследство Союза ССР на своей территории и за границами СССР. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. В Декларации, подписанной президента­ми говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия, определяемом соглашением участников Со­дружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Декларация констатировала, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением.Вслед за созданием СНГ прекращается деятельность высших орга­нов власти СССР – были освобождены от своих обязанностей народные депутаты СССР и народные депутаты республик, работавшие на по­стоянной основе в Верховном Совете СССР, а также работники секре­тариата, члены Верховного Суда СССР, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР, члены коллегии Прокуратуры Союза ССР и работники этих органов. Нельзя сказать, что роспуск Советского Союза получил широкое одобрение. Значительная часть общества в России и других республи­ках бывшего СССР выступала против этого. Однако поставленные пе­ред фактом упразднения СССР противники этого шага не могли ока­зать организованного противодействия, так как после августовских событий любые проявления несогласия с политической линией руко­водства в России и других республиках СССР рассматривались как действия, направленные на подрыв демократических преобразова­ний. Да и действия руководства СССР во главе с Президентом, ре­шившего в конце концов подчиниться воле глав трех республик, ос­тавляли ограниченное поле для легитимного противодействия.

3. Становление независимой Российской Федерации.После разрушении СССР отношения России с его бывшими партнерами перешли в разряд внешнеполитических. Во многом они были определены Уставом Содружества Независимых Государств, принятым в г. Минске 22 января 1993 г. В нем подтверждалось, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъектами международного права. Органами СНГ были названы Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и советы соответствующих министров, например иностранных дел. Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые договорами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, право­преемство должны были осуществлять республики. Россия — самая мощная из республик — по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частно­сти, решением Совета глав государств СНГ был поддержан переход к России членства СССР в Сове­те Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обя­зательствами. Также Президенту России было передано право применения ядерного оружия. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет при поддержке соответствующей политической прак­тики в других республиках Союза. Все это не могло не оказать влия­ния на внутренние процессы в России, которая сама являлась слож­ным государством. Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством рес­публик России Федеративный договор явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреп­лялось, что члены Федерации отказывались от сепаратизма и цент­робежных устремлений, а федеральная власть — от централистских тенденций, стремления к диктату. Республики признавались собст­венниками своей земли, недр, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между общероссийскими властями и республиканскими. Однако не все республики подписали данный договор. Чечня, Республика Татарстан отказались подписать Федеративный договор и, как многие другие (например, Саха – Якутия), в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись в то же время от бюджетного финансирования из центра. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра с национально-государственными образованиями, но не с краями и об­ластями. В результате этого произошло ущемление прав краев и об­ластей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях все это оставалось федеральной собственностью. Суверенизация россий­ских республик привела к тому, что и административно-территори­альные единицы захотели получить такие же права. При таком повороте событий Федеративный договор не мог яв­ляться краеугольным камнем, определяющим форму государственно­го единства. Происходящее требовало поисков другого подхода. В 1993 г. была принята Конституции Российской Феде­рации. Она превращала Россию из парламентской в президентскую республику с широчайшими, фактически неограниченными правами главы госу­дарства. Что же касается организации государственного единства, то ст. 4 Конституции утвердила единство и суверенитет России, верхо­венство Конституции и федеральных законов на всей территории Рос­сии, а ст. 6 — единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над всякого рода договорами между ор­ганами государственной власти России и ее членов (Конституция применяет термин «субъекты»), между самими членами и т.п. Все члены Федера­ции объявляются ее равноправными субъектами (ст. 5). Несмотря на то что Конституция 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, проблема взаимо­отношений Российской Федерации с ее субъектами осталась. Боль­шинство субъектов Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Однако важнейшие положе­ния конституций некоторых республик России длительное время про­должали противоречить федеральной Конституции. Так, основные за­коны Татарии, Тывы и Якутии (Саха) не признавали верховенства Конституции и федеральных законов в сферах совместной компетен­ции центра и субъектов Федераций, а Конституция Тывы предусмат­ривала право выхода республики из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где дело дошло до настоящей войны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.012 с.)