ТОП 10:

Предмет, методология и периодизация курса



Предмет, методология и периодизация курса

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений..

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть

Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

Древняя Русь (IX - XII вв.);

период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.);

Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);

Российская Империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);

Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

период социалистической революции и создание Советского государства (1918—1920 гг.);

переходный период, или период нэпа (1921—1930 гг.);

период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);

период кризиса социализма (1960—1990 гг.);

период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время)

 

Образование Древнерусского государства, его форма и государственный механизм. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

в 9 в.наши предки жили в условиях безгосударственных: южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей.

. В 862 г. три варяжских князя пришли на Русь: Рюрик – в Новгород, Трувор – в Изборск, Синеус – в Белоозеро. Так и образовалось Русское государство

Сущность норманнской теориинеспособность русского народа к самостоятельному историческому творчеству.

Ученые разделились на – норманнисты и антинорманнисты. Главное опровержение норманнской теории – достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в 9в.

882 г. – объединение восточно-славянских земель в одно государство. Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства (однако крещение Руси произошло не менее, чем через столетие после образования Киевского государства).

Древнерусское государство было относительно единым, так как подчинялось воле 1 монарха.Сущность формы гос. единства Древней Руси составляют отношения сюзеренитета – вассалитета: вассал зависит от своего сеньора (верховного сюзерена), он обязан помогать своему сеньору участвовать в войске, платить дань.

Существовало вече (народное собрание); десятичная, численная система управления (тысяцкий выполнял функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом..).
-Система местного управления: местный князь – наместник – волоститель, последние за свою службу получали от населения «корм».

-Судебные функции выполнял великий князь, специальные должностные лица (вирники),

церковные органы,

вотчинный суд (это право феодала самому судить зависимых от него людей).

Сложилась система налогов, торговых, судебных и иных пошлин, собирали от собственных земель и от феодальной эксплуатации крестьян.

-Налоги обычно собирались мехами ценность как платежное средство не исчезала, если на них сохранился княжеский знак.

 

Источники права Древней Руси. Русская правда: происхождение и редакция.

Конец 10 – начало 11 в. в жизни восточного славянства победил феодальный способ,ликвидации кровной мести, пришедшими в столкновение с основными началами феодального права.

Вторая попытка унификации предпринята после смерти Владимира его сыном Ярославом Мудрым - составление юридического сборника «Древнейшая Правда» (Правда Ярослава):

- отразила нормы раннефеодального права.

- главный ее источник – древнерусское обычное право.

- это свод норм русского обычного права, задача которого - ограничение древних общинных обычаев в интересах оформлявшегося класса феодалов. В этих целях Правда приняла меры к ограничению права кровной мести, которая сохранилась только в отношении убийства. В остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство по постановлению суда.

- первый письменный свод законов Древнерусского государства.

Во всех ее 18 статьях содержится ограниченный круг уголовно-наказуемых деяний: убийство,нанесение побоев до крови или до синяков, удары палками, причинение увечий, вырывание усов и бороды, укрывательство беглого холопа, езда на чужом коне, порча чужого оружия и одежды. «Правда Ярославичей» - принята на съезде детей Ярослава (1054-1072). .

- содержала нормы, обеспечивающие защиту от посягательств на княжеское хозяйство и на жизнь представителей княжеской администрации.

- совсем запрещает кровную месть, заменяя ее во всех случаях системой вир, строго учитывая при этом общественное положение убитого.

В связи с восстанием бедноты в 1113 г. Владимир Мономах принял специальный юридический сборник «Устав Владимира Всеволодовича Мономаха», состоявший из постановлений, цель которых – смягчить противоречия в Киевском государстве. Он устанавливает основные принципы феодального семейного, наследственного,опекунского, уголовного и процессуального права.

– Краткая Правда (Правда Ярослава + Правда Ярославичей) и Устав князя В. Мономаха, появившиеся в разные времена, впоследствии были объединены и составили вторую, Пространную редакцию Русской правды. возникли статьи о дикой вире, о закладе имущества, торговле и ростовщичестве, о наследстве, закупах… Она устанавливает суровые наказания и высокие штрафы за посягательство на феодальную собственность; отразила процесс дальнейшего углубления классового расслоения общества, бесправное положение трудящихся масс (холопов, смердов, закупов…).

Ко второй половине 12 в., Сокращенная из Пространной, редакция Русской Правды

Значение:

2. Первый кодекс русского феодального права

3. Почти единственный источник, из которого получены сведения о классовой структуре древнерусского общества

4. Свод законов Древнерусского государства, выражающий волю господствующего класса феодалов и направленную на полное подчинение феодально-зависимого населения.
.

Политические формы отечественной государственности в период феодальной раздробленности. Общественный строй, форма правления и государственный механизм Новгородского государства.

, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности,

Наследственное право

Наследственное право знало оба вида наследования: наследованные по завещанию ("приказное") и наследованное по закону ("отморщина"). Завещание составлялось в письменной форме. Наследниками по закону считались прямые и боковые родственники: отец, мать, сын, брат, сестра и т.д.. Правом наследования пользовался и переживший супруг до смерти или до вступления в новый брак. Если у наследодателя остались долги, то наследники обязаны были расплатиться.

 

Судебный процесс

Судебный процесс в Новгороде и Пскове носил состязательный характер,. Вызов на суд производился по повестке ("позовнице"). Уклонение от явки на суд означало проигрыш дела. Доказательствами при рассмотрении дела могли быть: -1) собственное признание обвиняемого, - 2)показания свидетелей, послухов, 3)- судебный поединок, 4) - письменные документы.

Свидетели были 2-х категорий:

- очевидцы (видоки) - свидетели факта; - послухи - свидетели доброй славы ответчика.

При поединке побежденный проигрывал процесс.

. Своеобразной формой процесса был "извод", в "Русской правде" - "свод. Различались "вольная присяга" и "судебная присяга". "Вольная присяга" - это принесение добровольной присяги по требованию истца

. "Судебная присяга" - присяга на суде по требованию .

исковая давность -. Это срок, установленный законом, в течение которого обратившись с иском в суд и доказав свою правоту можно было восстановить свои нарушенные права. Решение суда оформлялось письменно.

 

 

Образование единого Русского (Московского) государства, его форма, центральные и местные органы власти и управления

Создание Русского централизованного государства было вызвано усилением экономических связей между русскими землями; Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которая со временем стала столицей великой державы, имеющей выгодное экономическое и географическое положение (возникла в тогдашнем центре русских земель, поэтому была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов; стояла на пересечении речных и сухопутных торговых путей). К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.

Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.

Только с конца 13 в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Возглавлял Русское государство великий князь, сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества .Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности. В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений иКомпетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения..В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органыгубные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь,. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Крестьяне

Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых),живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов

крестьянин получал льготу (освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет) и подмогу (ссуду) – деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная – серебром – дала название крестьянам, ее взявшим, – серебренники.

.. развитии крестьянского хозяйства в Московской Руси становится сужение возможностей выхода и прикрепление крестьян к земле. Старожильцами назывались крестьяне, долгие годы жившие на земле феодала и платившие подати,

В первой половине XVII в., Соборное Уложение 1649 г. закрепило бессрочный сыск крестьян, поставив последнюю точку в процессе их закрепощения. Крепостное право, т.е. право землевладельца. Соборное Уложение, однако, охраняло при этом личность крестьянина, посягательства на его жизнь и честь оставались уголовно наказуемыми. Права крестьян оговаривались законом, в том числе право равного суда для всех.

Холопы

В указанном периоде прослеживаются две тенденции в развитии холопства: утрата холопом статуса раба и ограничение холопства государством. исчезает такой источник холопства, как плен в 15 веке. Судебники объявляют бежавшего из плена холопа свободным

Оформление холопства кабального (за денежный заем) Кабальные составлялись площадными холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. По Уложению 1597 г. холопы оставались «приписанными» к господину после уплаты долга

Судебник 1550 г.

Судебнику 1550 г. дореволюционная историография уделяла большее внимание. Самое раннее его толкование было дано Татищевым.Дело в качестве основного акта Судебник 1497 г., а также составлявшиеся на его основании уложенья

Судебник 1550 г. - это “кодекс, определяющий формальную внешнюю сторону права: судопроизводство…”. Малочисленность же норм гражданского и уголовного права он объясняет господством еще в этих областях права обычного.

Одним из важнейших источников Судебника 1550г. явилось законодательство .

Он состоит из 100 статейправовых институтов г.)

Стоглав и Домострой

В 50-е г. XVI в Русском государстве укреплялись законодательные основы всех сфер общественно-политической жизни. В феврале 1551 г. на церковном соборе в Москве Иван IV выступил с речью, в которой изложил шестьдесят девять вопросов к церкви и просил дать ответы на них “по правилам Святых отцов”. Ответы деятелей церкви составили книгу (Стоглав), разделенную на 100 глав, в основном по вопросам канонической жизни. Для практического руководства Стоглав был разослан по монастырям и церквям. Но земский собор 1667 г. отменил постановления Стоглава, и этот сборник в основном является памятником старообрядчества. В те же, 50-е г. в царском окружении был составлен сборник бытовых, нравственно-моральных и юридических правил поведения – Домострой. В домострое проповедовались жесткие правила, посредством которых государственная власть намеревалась бороться с нарушениями нравственных устоев.

Соборное Уложение 1649 г.

В 1613 г. с воцарением Михаила Романова закончился период Смутного времени. Долгое время власти и не помышляли о кодификациях, довольствуясь текущим законодательством..

Грандиозный московский бунт 1648 г. закончится созывом 16 июля 1648 г. Земского собора,

. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами,

Соборное Уложение – первый в истории России систематизированный закон..

 

 

Судебник Ивана III

 

Судебник 1497 г. дает новое понятие преступления, увеличивает число деяний, признаваемых господствующим классом уголовно наказуемыми. Под преступлением понималось «лихое дело», т.е. деяние, нарушающее интересы господствующего класса и государства.

Перечисляя такие виды преступлений, как татьба, разбой, душегубство, ябедничество.

Образование абсолютной монархии в России. Реформы государственного механизма в 18в.

Середина ХVП века - это период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства,

Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVП ввчерез расширение посевных площадей ; происходит специализация районов по производству определенных сельскохозяйственных продуктов.Ускоренному развитию промышленностиполитике Петра I

экономическая политика которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, В конце ХVП в. увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства.среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой. Именно оно явилось основой, Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.

Образование СССР

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.На Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивдение отряды местной вооруженной оппозиции.Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон СССР, был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

· комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР

· бюджетную комиссию

· комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ

· комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР

· комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах

· комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26-27 июня проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.

Система кодекса

УК РСФСР 1922 года состоял всего лишь из 218 статей, четверть из которых относились к общей части. Это был один из самых коротких уголовных кодексов во всей мировой истории[17].Кодекс состоял из Введения, Общей и Особенной частей.Общая часть регулировала пределы действия кодекса, общие начала применения наказания, определение меры наказания, роды и виды наказаний и других мер социальной защиты, порядок отбывания наказания (позднее отбывание наказания стало регламентироваться Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 года).Особенная часть УК состояла из восьми глав: государственные преступления; должностные (служебные) преступления; нарушение правил об отделении церкви от государства; преступления хозяйственные; преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; имущественные преступления; воинские преступления; нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.В число государственных преступлений включались также преступления против порядка управления: оскорбление представителя власти, самоуправство, подделка документов, побег арестованного и т. д. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности делились на пять видов: убийство, телесные повреждения и насилие над личностью, оставление в опасности, преступления в области половых отношений, иные посягательства на личность и её достоинство.

Особенности кодекса

Преступление

В УК РСФСР 1922 года закреплялся классовый характер советской уголовной политики. Преступлением признавалось:всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.В кодексе не просто давались формальные определения основных уголовно-правовых понятий, но и раскрывалась их социальная, классовая сущность: нормы кодекса были направлены на защиту рабоче-крестьянского правопорядка, государства и общества. Учёными отмечаются и другие достоинства этого кодекса, выгодно отличавшие его от предшествовавших нормативных актов[18]: в кодекс вновь вернулись нормы о виновном характере ответственности, о формах вины; подчёркивается гуманизм системы наказаний.В ст. 27 Кодекс выделял 2 категории преступлений: 1) направленные против установленных рабоче-крестьянской властью основ нового правопорядка или признаваемые ею наиболее опасными и 2) все остальные преступления. Для первой категории устанавливался низший предел наказания (не менее определённого срока), для второй — высший предел. В судебной практике при этом, согласно разъяснениям Верховного суда РСФСР, применялось более строгое деление: к первой категории относились лишь деяния, посягающие на основы советского строя: контрреволюционные преступления, шпионаж, бандитизм и корыстные хозяйственные и должностные преступления с тяжелыми для государства последствиями[19].

Аналогия закона

Ещё в процессе обсуждения кодекса многочисленные споры вызвало наличие в нём нормы об аналогии закона: ст. 10 Кодекса устанавливала, что «в случае отсутствия в Уголовном Кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям Уголовного Кодекса, предусматривающим наиболее сходные по важности и роду преступления».Председатель Малого Совнаркома (подготовившего проект УК ранее в марте 1922 г. без этой нормы) указывал, что аналогия — это отступление от принципа законности, и её введение обуславливает существование судебного произвола. Главным же доводом сторонников аналогии было указание на то, что четыре года Советской власти, особенно с учетом спешки принятия УК, — срок слишком малый для правильного прогноза возможных форм преступлений при отсутствии исторических аналогов социалистического УК. И действительно, на практике в период действия этого кодекса аналогия применялась редко и в отношении реально опасных деяний, при этом она свелась к расширительному толкованию норм кодекса[20]. Этому способствовало и уголовно-процессуальное законодательство: например, пункт 3 ст. 235 УПК РСФСР говорил, что суд в распорядительном заседании рассматривает обвинительное заключение с точки зрения того, предусмотрено ли обвинение Уголовным кодексом и какой именно статьей, то есть УПК требовал прекращения уголовного преследования во всякой стадии процесса при отсутствии в действиях лица состава преступления. Поэтому, когда в УК возникали пробелы из-за появления новых общественно опасных деяний, отпадения или изменения степени их общественной опасности, то в УК РСФСР законодательно вносились соответствующие дополнения или изменения. Общее число изменений за время действия УК РСФСР 1922 года было довольно значительным.

Вина

В отличие от Руководящих начал 1919 года, в кодекс были включены положения о виновной ответственности: статья 11 кодекса устанавливала следующие положения:

Наказанию подлежат лишь те, которые: а) действовали умышленно, то есть предвидели последствия своего деяния и их желали или же сознательно допускали их наступление; илиб) действовали неосторожно, то есть легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий или же не предвидели их, хотя и должны были их предвидеть.— Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, ст. 11.

Эти определения были в целом основаны на ст. 48 Уголовного уложения 1903 года, с некоторыми изменениями: в формулу умысла включён элемент предвидения преступных последствий, а возможность предвидеть общественно опасные последствия не включена в явной форме в формулу преступной небрежности, хотя и понималась как необходимая предпосылка долженствования предвидения наступления последствий[21].Нормы УК РСФСР 1922 года о вине с незначительными изменениями вошли в последующие законодательные акты Союза ССР и РСФСР, похожие формулировки содержатся и в действующем в настоящее время Уголовном кодексе РФ.

Субъект преступления

Возраст уголовной ответственности установлен кодексом в 14 лет (ст. 18). При этом к несовершеннолетним от 14 до 16 лет могли вместо наказания применяться меры медико-педагогического воздействия. Достаточно широко определяется круг лиц, которые могут быть признаны невменяемыми: к их числу в ст. 17 кодекса отнесены все лица, совершившие преступление в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности, или вообще в таком состоянии, когда они не могли отдавать отчет в своих действиях.

Наказание

В УК РСФСР 1922 года для обозначения мер воздействия, применяемых к преступнику, употребляется термин «наказание», причём наказание хотя формально и рассматривается как разновидность «мер социальной защиты», но фактически противопоставляется таким мерам, не содержащим элемента кары[22].В ст. 8 кодекса устанавливаются цели наказания: общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.В УК РСФСР 1922 года были предусмотрены наказания — от общественного порицания до лишения свободы: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; полная или частичная конфискация имущества; штраф; поражение прав; увольнение от должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред.Смертная казнь

в виде расстрела формально не была включена в систему наказаний кодекса, поскольку считалось, что её применение должно носить исключительный и временный характер, «вплоть до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом»[23][24].Наиболее строгим видом наказания, предусмотренным УК РСФСР 1922 года, было лишение свободы, максимальный срок которого устанавливался в 10 лет; при этом лишение свободы не могло назначаться как альтернатива штрафу, который при отсутствии у осуждённого средств для его уплаты заменялся принудительными работами.Следует отметить, что первоначально планировалось установить максимальный срок лишения свободы в 5 лет, а минимальный — в 6 месяцев. Лишение свободы задумывалось разработчиками кодекса как мера исключительно исправительная: резолюция IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции по докладу о современной карательной политике гласила:

1)… Лишение свободы имеет своей целью перевоспитание впавших в преступление граждан и приспособление их к условиям существующего строя.2) Краткосрочный арест как мера не перевоспитания, а так называемого юридического исправления требует помещения арестованных в одиночные камеры, что в переживаемых условиях неосуществимо. Поэтому арест не введен в систему наказаний в проект Уголовного кодекса.3) Лишение свободы как мера исправительная может достигать желательных результатов лишь при значительных сроках, дающих возможность ознакомиться с личностью преступника и применить к нему те или иные методы воздействия. Поэтому в проекте Кодекса минимальный срок этого вида наказания установлен шесть месяцев.4) В зависимости от тяжести преступления и степени вредности и опасности преступника для общества объём наказания лишением свободы варьирует от 6 месяцев до 5 лет и применяется по так называемой прогрессивной системе постепенным смягчением режима в зависимости от степени исправления, характеризуемой поведением и трудолюбием заключенного.— Вестник советской юстиции на Украине. 1922. № 2. С. 72—73[25].

Однако, как показала практика, установление минимального 6-месячного срока лишения свободы оказалось ошибочным: всего через год (законом от 10 июля 1923 года) было введено краткосрочное лишение свободы[26].Лишение прав заключалось в лишении активного и пассивного избирательного права (в том числе в профессиональные организации), права занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на суде, попечителем и опекуном. Самое лёгкое наказание — общественное порицание — заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т. д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу с опубликованием приговора в печати за счет осужденного либо без такового.В ст. 49 Кодекса вводилось понятие «социально опасные элементы» в виде высылки лиц, которые представляли «социальную опасность», на срок до трёх лет, к тому же с неуголовно-правовыми основаниями её применения (за «связь с преступной средой» и «прошлую деятельность», то есть, например, даже за наличие судимости). Эта норма явилась новацией по отношению к советскому законодательству 1917—1922 гг., и не раз приводила впоследствии к перегибам, подобным объявленной в 1921 году Центроугрозыском «неделе воров», когда арестовывались все лица, ранее судимые за имущественные преступления независимо от того, какую деятельность они осуществляли в настоящий момент[27]. Она обоснованно критиковалась уже в момент принятия и много позже, например, В. Д. Смирновым и М. Д. Шаргородским [28].10 августа 1922 года Ф. Э. Дзержинский подписал декрет ВЦИК о применении высылки до трех лет за причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам (вопрос о такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста согласно утверждению ВЦИК). Административная высылка в соответствии с Декретом от 16 октября 1922 г. стала применяться к двум категориям лиц: к деятелям антисоветских политических партий (ст. 60, 61, 62 УК) и к дважды судимым по ст. 76, 85, 93, 140, 170, 171, 176, 180, 182, 184, 189—191 и 220 УК.

Особенная часть







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.022 с.)