Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что необходимо сделать до обращения↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К неврологу?
Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии. Обратить внимание хорошо ли ребёнок понимает обращённую к нему речь. Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Выяснить, достаточно ли хороший у ребёнка слух. Иногда факт, что малыш не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
В каких случаях следует обратиться к врачу? v Ребёнок в 1 год не говорит лепетных слов или не понимает простых вопросов («Где папа?», «Где ляля?»), не выполняет простых инструкций («Принеси то-то», «Дай ручку», «Нельзя»). v Ребёнок в 2 года не говорит, или использует только лепетные слова, не использует словосочетаний, не выполняет простых инструкций, не показывает по просьбе части тела, часто называемые предметы. v Ребёнку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих. v Ребёнок более старшего возраста, но его речь отличается от речи сверстников (использует мало слов, делает много грамматических ошибок, переставляет слоги, не произносит многие звуки и т.д.). v Ребёнок испытывает трудности при обучении чтению, письму. Причины нарушения речевого развития достаточно многообразны, зачастую присутствуют сочетания различных факторов. Это внутриутробная патология (тяжёлый токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору); патология во время родов (родовая травма, асфиксия); наследственные и социальные факторы; тяжёлые заболевания впервые годы жизни.
Варианты нарушения речевого развития
Наиболее простой и распространённый вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалия. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно «научить» мышцы языка и губ определённым комбинациям для произнесения определенного звука. При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (языка, нёбо, губы) возникает дизартрия. При этом страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Это достаточно тяжёлое состояние, при котором наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжёлые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга. Нередко диагностируется стёртая псевдобульбарная дизартрия. Исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, желательна совместная работа логопеда и невролога. При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины нёба и т.д.) также наблюдается искажённое произнесение всех звуков. Речь невнятная, монотонная. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога. Полное или частичное отсутствие речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, называется алалией. Это тяжёлое состояние.
Моторная алалия – это недоразвитие активной речи. У таких детей выявляются выраженные затруднения при накоплении словарного запаса, фразу они строят с трудом, неправильно, в словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены звуков. Иногда у них имеется «свой» язык, которого окружающие не понимают. Дети значительно отстают в речевом развитии. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. Гораздо реже речь ребёнка не развивается из-за того, что он не понимает обращённую к нему речь. Он её слышит, но не может уловить смысл, как будто это иностранный язык. Такое состояние – сенсорная алалия – возникает при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучить стишки и предложения, но зачастую не вникают в смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличить от умственной отсталости, снижения слуха и др. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психологом. В настоящее время, согласно международной классификации МКБ-10, выделяется понятие специфического расстройства развития речи. Это состояние первично и не является следствием органического поражения, травмы, инфекции, задержки психического развития, аутизма и проч. Дети с данной патологией испытывают трудности при понимании и произношении речи, несмотря на соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью. К этой группе относятся дети с нарушениями артикуляции, активной речи и/или понимания речи. Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Состояние, когда до определённого возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесённого заболевания или травмы возникли нарушения, называется афазия. У детей это встречается редко, но в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи всегда требуются экстренные диагностика и лечение. В детском возрасте также встречается реактивный мутизм – немота, возникшая у владеющего речью ребёнка как невротическое проявление (но похожим образом могут начинаться психические заболевания). Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Требуется обязательная консультация невролога. Кроме того, нарушение развития речи встречается при задержки психического развития, нарушении слуха, аутизма, эпилепсии, психических заболеваниях. В каждом конкретном случае речь имеет свои особенности и характерные черты.
10
Что делать? Выбор лечения при нарушении речевого развития определяется тяжестью речевого расстройства и сопутствующей патологией. В лёгких случаях достаточно своевременной логопедической коррекции. Чаще требуется комплексный подход к терапии. Занятие с логопедом, а при необходимости с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше. Они должны быть регулярными. Родителям необходимо принимать активное участие в формировании речи у ребёнка: выполнять с ним «домашние задания», обеспечивать достаточный объём коммуникаций, оказывать психологическую поддержку. Учитывая повышенный уровень тревоги, заниженную самооценку, социально-эмоциональные нарушения, которые присущи данной категории детей, они часто нуждаются в помощи психолога. Медикаментозная коррекция заключается в назначении препаратов, улучшающих функциональную активность клеток мозга, что способствует улучшению памяти, внимания, усвоению речевых навыков. Хорошей альтернативой медикаментозному лечению является метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП), в основе которого лежит лечебное воздействие постоянного тока малой интенсивности на ткани головного мозга. Эффективность ТКМП подтверждена в ряде научных исследований. Расположение активного электрода над проекцией речевых зон позволяет активизировать их функциональные резервы. Оказываемое воздействие является физиологичным и мягким, не имеет побочных эффектов. Данная методика активно используется в Институте мозга человека Российской академии наук для лечения не только речевых расстройств, но и нарушений внимания, гиперактивности, негрубых отставаний в психическом развитии. Своевременная диагностика и коррекция позволяют избежать речевых нарушений или значительно облегчить их последствия. Но нельзя забывать, что в лечении ребёнка с нарушением развития речи чрезвычайно большую роль играют родители. Результат во многом зависит от их терпения, пунктуальности и точности выполнения рекомендаций специалистов.
А.М. Ливинская, кандидат медицинских наук, Институт мозга человека Российской академии наук
Лямблиоз: Мифы и реальность
С лямблиозом у детей связано множество мифов. Нередко лямблиям приписывают магические свойства, связывая с ними любые отклонения в состоянии здоровья ребёнка, вплоть до тяжёлой неврологической патологии. Часто родители считают, что лямблии – это гельминт, которого они невооружённым взглядом могут обнаружить в фекалиях, в то время как это простейшее размерами 10-15мкм. Большинство людей слышали о сложностях диагностики лимблиоза и считают, что лямблии быстро погибают при попадании во внешнюю среду.
Возбудитель
Возбудителем лямблиоза (синонимы: гардизиас, жиардиаз) являются простейшее Giardia lamblia (Lamblia intestinalis), имеющая две стадии развития – вегетативную и цистную. Вегетативные формы лямблий предназначены для паразитирования в организме человека. Они очень подвижны. В передней закруглённой части тела лямблии находится присасывательный диск, которым она прикрепляется к клеткам кишечного эпителия. При комнатной температуре вегетативные формы лямблий быстро погибают. Цисты – это неподвижные формы лямблий, приспособленные для существования во внешней среде. Они отличаются выраженной кислотоустойчивостью, способны сохраняться в лажной среде при температуре 18 – 22ºC в течение 60 дней, в увлажнённых фекалиях – до 3 недель, в водопроводной воде – до 3 месяцев, а при высушивании погибают за несколько минут. Цисты относительно устойчивы к хлору (обычная его концентрация, используемая для обеззараживания воды, не убивает их); при кипячении, под воздействием 2% раствора лизола или фенола погибают через 30 – 60 мин. Лямблиоз распространён повсеместно, заболеваемость колеблется в пределах 0,5 – 18%. Среди детей частота заболевания составляет 27 – 70%. В России лямблиоз является самым распространённым протозоозом.
Источник инфекции
Источником является только больной или носитель лямблий, то есть заразиться при общении с домашними животными невозможно. От больного человека во внешнюю среду выделяется огромное количество цист лямблий: 1,0г фекалий ребёнка может содержать 214800 цист, 1,0г фекалий взрослого человека – до 12млн цист. Для заражения достаточно от 10 до 100 цист. Восприимчивость к лямблиозу высокая, особенно среди ослабленных детей и лиц с иммунодефицитами.
12
Механизм передачи Основной механизм передачи – фекально-оральный. Обычно он реализуется в первую очередь водным (употребление некачественной питьевой воды, купание в открытых водоёмах) и контактно-бытовым (посуда, предметы обихода, игрушки) путям меньшее значение имеет пищевой путь (инфицированные продукты). Передача инфекции контактно-бытовым путём (игрушки, фломастеры, карандаши, которые дети тянут в рот, и т.д.) широко распространён в детских учреждениях и «закрытых» коллективах, где поражённость (инвазированность) лямблиями достигает 20 – 40%.
Инкубационный период С момента попадания лямблий в организм до развития заболевания проходит от 1 до 3 недель. После попадания лямблий в организм человека у 35 – 70% инфицированных не происходит колонизация слизистой оболочки тонкой кишки, то есть паразит проходит организм «транзитом». У 5 – 15% возникает бессимптомное носительство паразита – человек остаётся здоровым, и только в остальных развивается клиническая картина заболевания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.008 с.) |