Тема 9. Комедия и комическая опера последней трети века. Серьезное и смешное В пьесах Д. Фонвизина и И. Крылова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Комедия и комическая опера последней трети века. Серьезное и смешное В пьесах Д. Фонвизина и И. Крылова.



Комедии Сумарокова как первые образцы русской комедии.Причины распространения комических и легких жанров.Развитие жанра комедии к концу века. Понятие о комической опере. Герои комических опер.

Фольклорное элементы. Сосуществование в рамках произведений этого жанра нравоучительного и собственно комедийного начала. Социальная направленность «Несчастья от кареты» Княжнина и «Ябеды» Капниста.

«Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина как вершинные достижения русской драматургии 18 века. Проблематика этих произведений. Система персонажей. Характеры. Приемы создания комического. «Душеполезное» в комедиях Фонвизина.

«Подщипа» Крылова в ряду других его драматических сочинений. Сосуществование в ней обличительного и пародийного начал. Связь драматических сочинений Крылова с его лирикой, журналами и прозой. Журнал как особый жанр в его творчестве. «Почта духов»; проблематика, композиция. Раннее творчество Крылова как предтеча «басенного» периода.

Тема 10. Русский сентиментализм.

Споры о русском сентиментализме. Сентиментализм как творческий метод.

Н.Карамзин как основоположник русского сентиментализма. Соотношение лирического и эпического в его творчестве. «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма. Романтические элементы в других повестях писателя.

Басни, сказки и песни И.Дмитриева в связи с проблемой русского сентиментализма.

Самостоятельно изучается тема «Демократическая проза»: жанры, герои (М.Чулков, Ф.Эмин).

П рактическое занятие «Поэзия последней трети века»
Тексты для чтения темам 8 - 10

Александр Сумароков. Две комедии разных периодов по выбору студента.

Материалы из журналов Николая Новикова.

Иван Богданович. Душенька.

Василий Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.

Михаил Херасков. Россиада.

Василий Капнист. Ябеда.

Яков Княжнин. Несчастье от кареты.

Одну из комических опер на выбор – кроме перечисленных выше (лучше всего взять образцы Попова, Аблесимова или Матинского).

Денис Фонвизин. Послание к слугам моим. Лисица – казнодей. Бригадир.

Недоросль. Вопросы. Всеобщая придворная грамматика.

Образцы малых жанров поэтов последней трети века.

Николай Карамзин. Бедная Лиза. Одна из романтических повестей. Лирика.

Иван Дмитриев. Басни. Песни. Модная жена.

Александр Радищев. Житие Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Поздняя лирика.

Иван Крылов. Материалы из журнала «Почта духов». Каиб. Подщипа.

Философская лирика.

 

 

РАЗДЕЛ 5. Русская литература 18 века как трамплин. Значение литературы периода для дальнейшего развития русской литературы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пассивные: лекция, устный опрос на лекции, предзачетное тестирование.

Активные: подготовка к лабораторным и практическим занятиям (самостоятельная работа с текстами и научной литературой на бумажных носителях и в интернете), самостоятельное освоение ряда тем (чтение текста, раздела учебника и дополнительной литературы), подготовка докладов по предложенным темам, выполнение творческих письменных домашних заданий.

Интерактивные: работа в малой группе на лабораторных занятиях, участие в дискуссиях на практических занятиях, обсуждение подготовленных соучениками докладов.

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Виды самостоятельной работы

Подготовка к практическим занятиям – работа с текстами, учебной и дополнительной литературой, подготовка ответов на предложенные вопросы.

Подготовка к лабораторным занятиям – в составе малой группы самостоятельная разработка предложенной темы.

Самостоятельное изучение ряда тем, не вошедших в лекционный курс и не изучаемых на практических и лабораторных занятиях.

Выполнение творческих заданий – подготовка во внеаудиторных условиях письменной творческой работы.

Работа с научной литературой – подготовка к зачету с использованием дополнительной литературы, указанной в программе.

Подготовка докладов по предложенным темам.

Курс обеспечен комплектами заданий для самостоятельной работы и иными учебно-методическими материалами, где даются необходимые рекомендации для самостоятельного освоения тем или отдельных вопросов курса. Задания и материалы размещены в локальной сети ЮФУ (в Цифровом кампусе: http://incampus.ru/, в ИИК ЮФУ: http://mmedia0.cc.rsu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а)основная литература

Тексты

1.Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гуд­
зий. М.,1973.

2.Памятники литературы Древней Руси: В 10т. М, 1978 - 1990.

3.Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси).
М., 1969.

4.Библиотека литературы Древней Руси в 20-ти тт. Издание не завершено.

5. Хрестоматии по русской литературе 18 века, составленные Н.Кокоревым, Макогоненко, Западовым – любое издание.

Учебники

1. История русской литературы. В 4 тт. Л.,1980. Т. 1.

2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 5. М.,
1989.

3. История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С.
Лихачева. М., 1985.

4. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской
литературы. 2-е изд. Л., 1987.

5. Архангельская А.В., Пауткин А.А. Русская литература Х1- ХУ11 вв. М., 2003.

6.Древнерусская литература Х1-ХУ11 вв. Под ред. В.И.Коровина. М., 2003.

7.Федоров В.И. Русская литература ХУ111 века (любое издание).

8..Орлов П.А. история русской литературы ХУ111 века (любое издание)

9.Лебедева О.В. История русской литературы ХУ111 века. М., 2000.

б)дополнительная литература

1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков:
Эпохи и стили. Л., 1973.

3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.
М.,1979.

4. Лихачев Д.С, Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней
Руси. Л., 1984.

5. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века.
Л.,1973.

6. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XV11 века. М,
1974.

7. Романов Б А. Люди и нравы Древней Руси. М; Л., 1966.

 

8. Берков П.Н. История русской комедии 18 века. Л.,1977.

9. Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины 18 века. М., 1978.

10.Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

11.Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

12. Смирнов А.А. литературная теория русского классицизма. М., 1980.

13.Стенник Ю.В. Русская сатира 18 века. Л., 1985.

14.Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе 18 века. М., 1985.

в)программное и коммуникационное обеспечение

На сайте факультета представлен учебно-методический комплекс по дисциплине, включающий программу курса, литературу, глоссарий, тезисные планы лекций, темы практических и лабораторных занятий и методические рекомендации для подготовки к ним, темы курсовых и дипломных работ. Работу с интернетом студенты могут осуществлять как со своих персональных компьютеров, так и в читальном зале библиотеки или в интернет-классе факультета. Домашние письменные работы могут быть отправлены электронной почтой на кафедру истории русской литературы (iaya@sfedu.ru). Результаты контрольных и письменных работ выкладываются на сайте факультета. В рамках курса проводятся презентации.

 

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На кафедре имеется комплект учебно-методической литературы в бумажной версии, учебная литература. Аудитории оснащены мультимедийным проектором с экраном для презентаций, в интернет-классе имется доступ во всемирную сеть и локальную сеть ЮФУ. Такие же возможности предоставляет и читальный зал библиотеки.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП по направлению 032700 Филология, профил: «Прикладная филология (Русский язык)».

Автор: Жак Е.С., ст. преподаватель кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.

Рецензент: Ларионова М.Ч., д.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы.

Программа утверждена на заседании кафедры истории русской литературы от 19.01.2011 г., протокол № 5.

Программа одобрена на заседании НМС факультета филологии и журналистики от 01 февраля 2011 года, протокол № 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.013 с.)