Цель и Задачи освоения исциплины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и Задачи освоения исциплины



1.1 Цель дисциплины – в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» (профиль подготовки «Прикладная филология (Русский язык)» и бакалаврской основной образовательной программы ВПО по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, сформировать у студентов представления об историко-литературном процессе, об основных тенденциях развития русской культуры Х1-ХУ111 вв., о типологических и национальных чертах русской литературы, ее связях с мировой культурой; о своеобразии памятников изучаемого периода; об основных принципах анализа художественного текста – для обеспечения успешного использования полученных знаний и сформированных навыков в последующей проектной деятельности (образовательные и культурно- просветительские учреждения); научно-исследовательской работе (научные и научно-педагогические институты); при осуществлении редактирования текстов разного времени и происхождения (редакции СМИ).

 

1.2 Задачи дисциплины:

1) познакомить с наиболее значительными памятниками рассматриваемого периода;

2) продемонстрировать основные закономерности общекультурного и национально-культурного развития;

3) описать своеобразие данного культурного периода;

4) осмыслить связи литературы с другими видами искусства соответствующего периода;

5)представить основные этапы развития русской культуры Х1 -ХУ111вв.;

6) научить работе с литературоведческими трудами;

7) познакомить с работами выдающихся литературоведов;

8) подготовить к научно-исследовательской работе с текстом;

9) обучить различным методикам литературоведческого анализа;

10)сформировать умение составлять высказывание по историко-литературной проблематике;

11) представить данный период развития литературы как основу для последующего развития русской культуры.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

 

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» (профиль подготовки «Прикладная филология (Русский язык)» и основной образовательной программой по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла (Б3). Это первый курс из истории русской литературы, поэтому в основном базу для ее изучения составляют компетенции, полученные в средней школе, а также получаемые параллельно с изучением данной дисциплины в рамках курсов, читаемых на первом курсе, таких как «Основы филологии», «Введение в литературоведение2, «Античная литература», «Фольклор». В свою очередь овладение компетенциями в рамках данного курса необходимо при изучении последующих периодов истории русской литературы, истории мировой литературы, теоретико-литературных выборных дисциплин, для работы в рамках практикума по литературоведческому анализу, истории русского литературного языка, для редакторской практики и т.д.

На изучение дисциплины отводится 108 часов: 56 аудиторных и 52 часа самостоятельной работы студентов – во 2семестре

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина способствует формированию у студентов следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВПО:

общекультурных:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

профессиональных:

способность демонстрировать знание основных положений и концепци области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных традиционных технологий (ПК-2);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности

способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследован на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и подходов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров,аннотаций, сосавления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников в поисковых системах (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности

готовность к распространению и популяризации филологических знаний (ПК-11);

в прикладной деятельности

владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

владение базовыми навыками доработки и обработки (корректирование, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);

в организационно-управленческой деятельности

умение организовать самостоятельный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК-16).

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

специфику изучаемого периода развития литературы, приемы повествования, своеобразие жанровой системы данного периода,этапы развития культуры, содержание наиболее значительных произведений периода, их место в истории культуры, своеобразие творческой манеры изучаемых авторов, связи литературы с фольклором и с последующими периодами развития;

уметь:

анализировать текст, выявляя в нем черты определенного периода развития и индивидуальные черты; продуцировать устные и письменные монологические тексты, вести диалог по тематике курса; работать с научной литературой по литературоведению, готовить рефераты и доклады по предложенным темам; самостоятельно осваивать некоторые разделы курса;

владеть:

навыками поиска, отбора и использования информации, анализа текста, построения высказывания по литературоведению.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ.
-----------------------------------------------------------------------------------------------

раздел неделя виды учебной формы контроля и

работы и тру- промежуточная

доемкость аттестация

 

Раздел 1

«Введение» 1-2 4ч.лек., 2к.р., контр. раб.

4 ч. сам. раб.

Раздел 2

«Древнерусская

литература»

Тема 1 3 2 ч. лек., 1 ч. сам. опрос на лекции

раб.

Тема 2 4-6 6 ч.л., 4 ч. пр., 9 сам. практ.зан., лаб.раб.,

письм.дом.раб.

Темы 3,4 7 2 ч.лек, 2 ч.сам. лаб.раб.

Тема 5 8 2ч.лек., 2 сам. опрос на лекции

Тема 6 9 2ч.лек., 2 сам. лаб.раб.

Тема 7 ----- 2 сам.

Тема 8 10 2 ч.лек.,4 ч.пр., лаб.раб., предварит.

6 сам. тестирование

Тема 9 ---- 1 сам.

Раздел 3

«Основные этапы

развития русской

литературы 18 века»

Темы 1,2 11 2 ч.лек..2 пр.,

4 сам. лаб.раб.

Тема 3 12 2 ч.лек., 1 сам. опрос на лек.

Тема 4 13 2 ч.лек., 4 ч.пр.,

6 сам. лаб.раб., контр.раб.

Тема 5 14 2 ч.лек., 2 сам. опрос на лек.

Тема 6 15 2 ч.лек., 2 сам. предварит.тест.

Тема 7 16 2 ч.лек., 2 сам. опрос на лек.

Тема 8 17 2 ч. лек., 2 сам. беседа по тексту

Тема 9,10 18,19 4ч.лек., 4 пр., лаб.раб.

8 сам.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1:ВВЕДЕНИЕ

Цель этого раздела – показать своеобразие русской литературы 11-18 вв, ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает ее с последующими периодами развития нашей культуры.

Тема 1: Х ронологические, географические границы курса, принципы отбора памятников для курса.

Тема 2. Проблема периодизации литературы 11 – 18 вв. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи» и «направление». Четыре основные стиля эпохи в древнерусской литературе: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды. Периодизация в 18 вв.: центральное понятие – классицизм. З периода – в зависимости от степени «проявленности» классицизма.

РАЗДЕЛ 2.ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие 11- 17вв, его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

Тема 1. БЫТОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ: рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты.

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.

Тема2. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.

Переводная литература как основа дляразвития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие «стиль монументального историзма». Становление жан­ровой системы древнерусской литературы.

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы«Повести временных лет». Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от «Сказания о Борисе и Гле­бе» к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

«Поучение Владимира Мономаха» как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.

Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека («Хождение игумена Даниила», «Книга паломник Добрыни Ядрейковича»).

Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.

«Слово о полку Игореве» в связи с современной ему жанровой системой и культурой в целом. Черты различных жанров в «Слове». Поэтика «Слова». Образ автора.

Тексты для чтения :

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.023 с.)