Посвящаю моему сыну Владиславу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посвящаю моему сыну Владиславу



Серегэдэль Куталион

 

 

Лук и Игра.

 

г.Мурманск.

2001 г.


Посвящаю моему сыну Владиславу

Я искренне и сердечно благодарю всех, кто, так или иначе, способствовал созданию этой книги:

Родителей, за все то добро, которое они для меня делали и делают.

Свою бывшую жену, чей уход от меня способствовал быстрому окончанию первой части этого труда.

Своих друзей, особенно Маблунга (Пономарев Алексей), Гаэра (Кукуйцев Олег) и Антонова Алексея за оказанную ими помощь при работе над книгой, за замечания и конструктивную критику.

Виктора Суворова, книги которого помогли мне хоть немного упорядочить изложение и свести изложенное в подобие системы.

Ледоруба (Кынев Павел) за идею написать предисловие для неподготовленного читателя.

Особую благодарность я выражаю Лорду Скелосу (Ушаков Алексей), за компьютерный набор большинства глав первой части и за высказанные им замечания.

Я благодарю всех, кого, прямо или косвенно, упомянул в этой книге.


Оглавление

Предисловие для неподготовленного читателя.

Книга 1. Кузница победы

1. Предисловие к 1-му изданию

2. Предисловие ко 2-му изданию

3. Об истории – немного и ненавязчиво.

4. Не навреди.

5. Лук.

6. Стрелы.

7. Колчан.

8. Аксессуары лучника.

9. Тело.

10. Дух.

11. Дополнительное снаряжение лучника.

 

Книга 2. Полет стрелы

1. Предисловие

Часть 1. Снова в школу

2. Урок первый

3. Основы теории

4. Тир.

5. Стойки, положения лука.

6. Слово об эффективности.

7. Удержание тетивы.

8. Натягивание лука

9. Прицеливание.

10. Отпускание тетивы.

11. Наедине с мишенью

12. О практической ценности трех способов натягивания лука

Часть 2. Слово о скорострельности или Анатомия Выстрела.

13. Введение в скорострельность.

14. Увидеть Путь

15. Анатомия выстрела

16. Набиваем руку


Предисловие

Кузница победы.

 


Предисловие к 1-му изданию

- …Это лучший выстрел, какой я видел в жизни!

- Худший выстрел, – я целился в лошадь.

Фильм “Великолепная Семерка”

 

Начиная разговор, сразу оговорюсь, что не ставлю своей задачей создание пособия для начинающих игроков-лучников, отвечающего на все их многочисленные вопросы. Я хочу лишь поделиться тем немногим знанием и опытом, которые у меня накопились за пять лет моей карьеры стрелка из лука. Этим я желаю подать пример тем, кто, обладая опытом, быть может, значительно превосходящим мой, старательно прячет свои секреты, обрекая потенциальных конкурентов на ошибки. А к чему приводит неопытность лучника, все мы знаем. Лично меня бросает в дрожь, когда я вижу, напротив себя, ошалевшего от страха паренька, с луком, сделанным из двух деревянных лыж и кривыми, с мятым оперением стрелами. Тайна траектории полета стрелы гарантирована. Гораздо спокойнее, когда тебе противостоит профессионал с хорошими стрелами и сильным луком. Согласитесь, лучше потерять хиты и даже заработать синяк (если нет доспеха), чем получить стрелу в лицо. Безусловно, правы те, кто скажет, что и хороший лучник может случайно зарядить в глаз. Может, не спорю. Однако, и это подтверждается статистикой и моим личным наблюдением, подавляющее число подобных травм, причиняются ”чайниками”. Я сам четыре года тому назад контузил глаз своему товарищу. Но тогда лук и стрелы у меня были значительно хуже, и парень поймал стрелу, пытаясь увернуться от нее. Останься он на месте, или лети стрела быстрее, все обошлось бы. Поэтому давайте делиться информацией, а не создавать себе дешевый авторитет, делая значительные лица и разглагольствуя о цеховых тайнах.

Сам я, Серегэдэль Куталион, без ложной скромности заявляю о себе, как о лучнике-профессионале среди игроков. Конечно, любой спортсмен-лучник заткнет меня за пояс, тут и спорить нечего, ведь для спортивного лука выстрел на 90 метров в мишень с прицеливанием от подбородка – необходимое требование. При этом стрела идет по низкой траектории, т.е. по траектории, близкой к прямой линии. На такой выстрел мой лук не способен, хоть он тресни.

Совсем недавно мне рассказали, что в Москве и Питере достаточно много настоящих сильных луков, сделанных на заказ по образцу исторических. Что на турнирах ближний рубеж стрельбы – 50 метров, причем не редкость, когда лучник из пяти стрел укладывает пять в десятку – десятисантиметровый кружок. На сколько это соответствует истине, я не знаю. Для меня это недостижимо, по крайней мере, с нынешним луком.

Но, чтобы ни говорили, – столицы есть столицы. Про другие города таких страстей мне слышать не приходилось. Чтобы вы сразу могли решить, стоит ли читать дальше, я, в двух словах, расскажу о собственных успехах.

На август 99 моя максимальная скорострельность – 21-23 стрелы в минуту с обычной для моего лука силой и удовлетворительной точностью на дистанции строевого боя (до 10 метров). Максимальная боевая скорострельность – 15 стрел в минуту. Разумеется, при самых благоприятных условиях. Средняя боевая скорострельность – 10 стрел в минуту. Как правило, я стараюсь не стрелять по людям с расстояния свыше 20 метров, хотя мне приходилось стрелять (и попадать) в цель и с 30 и 40 метров. Наиболее эффективная стрельба – от 10 метров и ближе, когда противнику трудно увернуться от стрелы, даже если он видит, что я стреляю.

Но, довольно саморекламы. Итак, те, кто еще со мной, поехали. Предметом нашего внимания станет, конечно же, лук. А в частности – лук игровой.


Предисловие ко 2-му изданию.

I had a part in everything…

Morgoth

(Blind Guardian'98 - Nightfall In Middle-Earth)

 

Случалось ли вам, перечитывая свои старые письма или дневники, а то и просто оглядываясь на недавнее прошлое, понимать, что тот, прошлый "вы" наивен и глуп? Случалось? Но означает ли это, что вы стали умным и опытным? Уверен, что даже если вы сейчас ответили да, спустя несколько месяцев вы уже будете смеяться над собой нынешним. Проводя периодически такой вот анализ, неизбежно приходишь к осознанию того, что ум и опыт понятия относительные.

Вот так и теперь, вновь перечтя свою книгу, я вижу в ней массу недостатков, исправлять которые я не имею сейчас ни времени, ни желания и предпочитаю предоставить это занятие тем, кто умнее и опытнее, либо почитает себя таковым.

Многие люди читали "Кузницу победы". Мнения были разные. Кто-то в восторге, кого-то она раздражает. Кто-то считает книгу чересчур занудной и непонятной, кто-то наоборот, излишне легкомысленной и перенасыщенной дешевыми приколами. Кто-то не нашел в ней ничего нового, для кого-то она явилась откровением и руководством к действию.

Одного моего знакомого она просто бесит. Он боится, что теперь вся страна будет смеяться над Мурманском, потому как, дескать, луки там из лыж делают. Справедливое замечание. Да вот беда, не делают в Мурманске других луков. Была правда текстолитовая модель, да как-то не прижилась. Поэтому хорошо, если смеяться будут. И чем больше смеяться будут, тем лучше – глядишь, и у нас мастера вроде Вадима из Москвы появятся. А лучников, таких, чтоб более-менее, у нас в городе можно по пальцам одной руки счесть. Так что смейся страна, смейся.

Другой чел говорит, что эта книга – лучшее, из написанного по теме игровых луков и лучников. Сами понимаете, что оспаривать это утверждение мне совсем не хочется. Посыпать голову пеплом – не мой стиль. Позитивная критика – это приятно. Но, тем не менее, если вам вдруг попадется нечто, на ваш просвещенный взгляд лучшее, сообщите мне. Если окажется, что вы были правы и первым сообщили мне о находке, обещаю при встрече упоить вусмерть.

А пока я предоставляю вниманию читателей второе издание своей книги, исправленное и дополненное. Кажется, так это принято писать в подобных случаях.

С той поры, как первое издание было запущено в FIDO прошло уже более двух лет. За это время много чего происходило. Так, вторая часть книги «Лук и Игра», заявленная ранее на май 2000 года, в срок написана не была, более того, пишется до сих пор. Причиной того является, в первую голову, моя лень, которая родилась, как известно, раньше меня. Тем не менее, жизнь не стояла на месте. Были новые Игры, интересные встречи, полезная информация и новый (увы, в том числе и печальный) опыт. Менялись и мои взгляды, как на отдельные аспекты, так и на всю проблему в целом.

Менялась и книга. То здесь, то там, вносились исправления в первую часть, по большей части, незначительные. Медленно и со скрипом писалась вторая часть, посвященная обучению технике игровой стрельбы.

В том, что такая книга нужна, сомнений у меня не возникало. В конце концов, если убрать (или переписать) главу, посвященную изготовлению лука, смеяться, в общем-то, не над чем. Если предположить, что вообще было над чем смеяться. Действие лучше бездействия. А любой путь начинается с первого шага.

Как я уже и писал в предисловии к первому изданию, "Кузница победы" – не пособие для начинающих. Это скорее мой собственный автопортрет с неизбежной долей хвастовства и самолюбования. Увы, не смотря на смирение, диктуемое разумом, сердце мое готово достать до небес. Первая часть – отражение моего опыта. Попытка заинтересовать и привлечь.

Вторая часть – тоже опыт. Но это уже пособие. Это для моих учеников. Для тех, кто не просто прочитал первую часть, но и сделал первый шаг, в надежде стать первым. Если эта книга поможет им осуществить свои устремления, я буду счастлив, зная, что часть их успеха принадлежит мне. (I had a part in everything…)

Если вы захотите высказать свое мнение или замечания о книге, я с удовольствием (эй, только без матов) выслушаю их. Критика, в особенности конструктивная, очень для меня важна. Я заранее благодарен за любые интересные материалы и рассказы обо всем, что связано с луком игровым или луком вообще. Если кто захочет поделиться своими успехами или опытом, – это вдвойне здорово. Я не обещаю ответить на каждое письмо, но буду стараться по мере сил.

За сим остаюсь искренне ваш,

Серегэдэль Куталион (Сергей Моховиков, Leopold Gray)

bow_and_play@mail.ru

 

183053 г. Мурманск,

ул. Шабалина, д.59, кв.12


Не навреди.

Хороший, плохой… Главное – у кого ружье!

Фильм “Армия Тьмы ”

Пред тем, как перейти к основной части моей книги, я считаю своим долгом затронуть тему, являющуюся, на мой взгляд, одним из краеугольных камней ролевой игры. Эта тема – забота о тех, против кого направлено наше оружие. Отличие нас, игроков, от воинов всех времен, в том и состоит, что слова враг и противник не являются для нас синонимами. Вступая в Игру, мы принимаем на себя обязательство, заботиться о том, чтобы противник, часто наш друг или хороший знакомый, не был покалечен или обезображен по нашей вине.

И речь не об ушибах и ссадинах – неизбежных спутниках любой ролевухи, где присутствует боевка. Тут уж ничего не поделаешь. Многие персонажи, в силу тех или иных причин не имеют защитных систем или защита их несовершенна. Что ж, заботиться о вашей безопасности должен не только ваш противник. Не нравятся синяки – сделайте хоть что-нибудь, чтобы их не получать или играйте в настольные ролевые игры.

Речь о том, что ломать черепа, ребра, ключицы и прочие кости; отбивать почки и другие внутренние органы; равно как выбивать глаза и зубы – все-таки не хорошо.

Я не стану углубляться в такие аспекты проблемы, как несчастный случай и злой умысел. Скажу лишь, что большинства несчастных случаев можно избежать, если не забывать простой принцип – не навреди. Злой же умысел на Игре просто недопустим.

Все вышесказанное относится, в равной степени, как к бойцам, так и к мирному населению, принимающему участие в отражении штурмов крепостей. Я, впрочем, пока не слышал, чтобы ребята настолько заигрывались, что сбрасывали на осаждающих реальные камни и лили крутой кипяток. Хотя я не исключаю и такую возможность. Но здесь уж – обязанность мастеров – отследить, у кого поехала крыша, и принять меры.

Подобный случай произошел на Нордконе-98, и, по счастью, остался в моей памяти, как забавный курьез. В конце Игры шел образцово-показательный штурм Тевтонской крепости. Все бойцы полигона (40-50 человек) собрались под стенами нашей крепости, которая оборонялась собственными силами (13-14 бойцов + женщины и дети). Штурм длился около 4 часов. Было жарко. Во всех смыслах. Ров, глубиной в рост человека, был доверху завален фашинами. Строй, накрывшись щитами, реально ломал ворота шестиметровым тараном (телеграфный столб). С обеих сторон шел интенсивный обмен стрелами из луков и арбалетов. Было жарко, чертовски жарко. Со стен летели "камни". Крыша у людей начинала ехать. И вот, у одного моего земляка, в мозгу сгорел какой-то маленький предохранитель, когда он ходил и искал, из чего бы сделать гуманизатор для арбалетного болта. Кто-то, в шутку, посоветовал ему не мучиться, и заострить болт. Так он и поступил – взял нож, и, очинив пару болтов, расстрелял их в нападавших. К счастью, те в кого он попал, были в доспехах, и, я думаю, даже не поняли, что произошло. Не понял и наш герой – как он сам потом рассказывал – в тот момент он был абсолютно уверен, что все делает правильно.

Рассказал я эту историю, дабы немного вас развлечь. Однако, у сказки есть и мораль – стрелы не должны втыкаться в тело человека или наносить прочие раны, нарушающие целостность его кожных покровов. Это – основное требование к стреле, как понимаю его я. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Разумеется, что, попадая в поражаемую зону, стрела не должна ломать кости и вообще наносить травмы более серьезные, чем ссадина или синяк. Поэтому какой-нибудь татарский лук с силой натяжения под 40 кг, конечно жутко историчен, но на Игре совершенно неуместен.

Впрочем, мастера давно уже нашли хороший способ проверки степени безопасности (читай – опасности) сомнительного на вид оружия – на его владельце. Это разумно и справедливо. Если стрелок перед Игрой не готов встать под выстрел из собственного оружия, то стрелять в других он просто не имеет права.

В завершение начатой темы, скажу, что ответственность (какое красивое женское имя!), которая ложится на стрелка (лучника или арбалетчика) на порядок выше, чем у остальных бойцов. Следует помнить, что плохой лук (арбалет), некачественные стрелы и неумелый стрелок – три фактора риска, опасные для окружающих, как по отдельности, так и в любых сочетаниях.

Поэтому, дабы свести возможность несчастного случая к минимуму, мы должны иметь качественное оружие, и, овладев им, неустанно совершенствовать свое мастерство.


Лук.

Лук – моя душа.

 

Хороший лук и качественные стрелы – половина победы в турнире, говорил я на Нордконе-97. Спустя год, я уже считал, что это 75%. Сегодня я уверен – 90%. Оставшиеся 10% я отвожу на практику с этим луком и стрелами. Победа куется в мастерских. Это относится как к оружию, так и к доспехам. Да, не всегда на 90%, но тот, кто пренебрегает этой идеей, – обречен на поражение. Успех приходит к тем, кто готовит его приход.

Вооружение можно купить. Можно сделать его самому. Можно спроектировать и дать чертежи мастеру, который сделает его за вас. Все это правильные пути. Главное – вооружение должно быть хорошим, насколько позволяют ваши силы и средства.

Свои лук и стрелы я всегда делал сам. Когда работаешь для себя, то работаешь лучше, особенно, если знаешь, что никто лучше тебя эту работу не сделает. Задумайтесь над этим.

В этой главе я расскажу о том, как сделать лук, подобный моему. Мой опыт “сын ошибок трудных” перед вами. Ваше право – использовать его или нет. Как вы могли уже убедиться, я не ставлю свой лук на верхнюю ступень. Он не историчен, что делать! Но это тот тип лука, который может позволить себе большинство лучников.

Он дешев. При определенной доле везения или настойчивости можно не потратить ни копейки на его изготовление. Или же потратить такой минимум, что и говорить смешно.

Он прост в производстве. Найти пластиковые лыжи или же заменить их подходящими текстолитовыми пластинами сейчас гораздо менее проблематично, чем вот так, с нуля подобрать материал для изготовления приличного исторического лука.

Он центральный, что уже снимает массу требований к стреле, чем если бы она предназначалась для периферийного лука. Об этом, кстати, мы поговорим чуть позже.

При небольшой силе натяжения он выбрасывает стрелу с достаточной для игрового боя скоростью. (Так, сила моего лука 12 кг. Максимальная дальность, на которую он выбрасывает стрелу с игровым наконечником – 130 метров. Таким образом, дальность прямого выстрела составляет 13 метров.)

Правильно сделанный, он позволяет добиваться значительных успехов уже на первых этапах овладения искусством стрельбы. Как в меткости, так и в скорострельности. На коротких дистанциях (до 20 метров) во время боя вне крепостных стен, преимущество имеет тот, кто стреляет быстрее, пусть даже чуть менее точно.

Итак, что же представляет собой мой лук? В средней своей части он похож на спортивный центральный лук или на знаменитый лук Рембо. Существенным отличием является отсутствие характерной полочки для стрелы, роль которой у меня выполняет нижняя сторона выреза прицельной рамки. Поскольку, эта полка, в отличие от полочки спортивного лука, имеет достаточную длину в направлении стрелы и перпендикулярна тетиве, то и стрела, ложась на эту полку и прижимаясь к ней и стенке выреза прицельной рамки, оказывается прямо напротив тетивы и перпендикулярно ей. Как вы понимаете, стенка выреза открывает продольную ось лука (проекцию тетивы на лук) и отстоит от нее на половину толщины стрелы. Описанная конструкция позволяет уменьшить время, затрачиваемое на наложение стрелы, и обеспечивает ее вылет строго в плоскости движения тетивы. Плечи моего лука сделаны из передних частей стеклопластиковых лыж, укрепленных скользящей поверхностью вовнутрь.

Поговорим теперь более подробно о том, как все это делается, и о трудностях, с которыми вам предстоит столкнуться, если вы захотите воспользоваться моим опытом.

Наибольшую проблему представляет наличие материала для плеч. В дальнейшем, плечи лука я буду называть еще дугами и крыльями. Как я уже сказал, для плеч замечательно подходят стеклопластиковые лыжи. С точки зрения лыжников это, конечно же, варварство, но у нас, лучников, другая точка зрения. Лично для меня, стеклопластиковые лыжи это полуфабрикат лука. Конечно, достать его трудно, но… чего не сделаешь, ради заветной мечты?

Я хочу рассказать вам историю о человеке по имени Арагост, который, будучи лучником в душе, страстно желал стать им в действительности. Имея перед собой пример – мой и Боромиров луки, и по достоинству оценив их конструкцию и эффективность, но не имея ни пластиковых лыж, ни средств на их покупку, он, тем не менее, добился своей цели. Вот примерно как это выглядело. Приходит он к своей матери…

– Мам, дай столько-то денег.

– Зачем тебе столько?

– Мне нужны пластиковые лыжи.

– Да зачем они тебе? Вон, у тебя деревянных полно.

– А мне нужны пластиковые, они не ломаются.

Так продолжалось какое-то время, пока сынуля маму окончательно не забодал, и она не сдалась.

– Купил лыжи?

– Купил. Спасибо мама.

– Ну как, доволен теперь? Лыжи-то хоть хорошие?

– Конечно, доволен. Стеклопластик. Высший класс!

– Ну, слава богу.

Через четверть часа мать заходит в комнату и видит, что лыжи распилены пополам. Не знаю, что она там сказала, но то, что могла бы сказать моя мать, я опубликовать не решаюсь.

Вывод – кто хочет, тот добьется.

Кроме того, существуют еще и лыжные базы, места проведения соревнований, мусорные бачки, наконец. В первом случае, можно купить у служащего по дешевке, как это было с моим последним луком. Во время соревнований, случается, ломаются и пластиковые лыжи, причем, иногда удачно – в месте установки креплений. А как-то раз мне повезло, – выходя утром на работу, я нашел пластиковые лыжи в мусорном бачке у себя под окном.

Так что – как в песне – кто ищет, тот всегда найдет.

Теперь напряжем воображение и представим, что эта проблема была нами успешно разрешена. Счастливые обладатели пластиковых лыж могут воображение не напрягать, а просто взять их в руки и проверить, подходят ли они для наших с вами целей. Если на лыжах написано СТЕКЛОПЛАСТИК, считайте, что вам повезло, если нет, – не падайте духом.

Положите лыжу на стол подошвой вниз, так, чтобы ее носок выходил за край стола на предполагаемую длину крыла. Придерживая лыжу на столе, гнем носок вниз, моделируя сначала плечо лука с надетой тетивой, а, затем, плечо лука, растянутого на длину стрелы. Делать это нужно не торопясь, прислушиваясь, не ломается ли наш полуфабрикат. Теперь резко отпустите руку. Да не ту! Которой сгибали, а не которой придерживали. Надеюсь, остальные остались довольны результатом. Повторите эту операцию многократно, изменяя скорость сгибания. Если вы сломали-таки лыжу, – не огорчайтесь, – пусть лучше она сломается сейчас, чем когда лук будет готов.

Кстати, иногда пластиковыми называют лыжи, у которых пластмассовая подошва, а с обратной стороны наклеен слой ненаправленного пластика, такого же, как тот, из которого делают игральные карты. Этот пластик, и вы можете сами убедиться, взяв такую карту, способен тянуться в любом направлении. Нас это не устраивает. Крылья, сделанные из таких лыж, скоро придется менять. Нас же интересуют лыжи, имеющие с обеих сторон волокнистый стеклопластик, волокна которого направлены, разумеется, вдоль. У плеч комбинированных стеклопластиковых луков структура та же.

Теперь, когда мы подобрали материал для дуг, поговорим об изготовлении средней части нашего лука. Я предлагаю выполнить ее из дерева – доступного и легкого в обработке материала. Достать подходящую заготовку не проблема. Середина моего лука, к примеру, когда-то была частью ограждения дорожных работ, пока темной ночью... но это уже совсем другая история. Но есть более простой и надежный вариант. В любой школе есть столярная мастерская. Объяснить, что тебе требуется, и договориться с трудовиком, проблем, думаю, не составит.

Итак, … Нет, нет, оставьте пока в покое ножовку и стамески. Не будем торопиться отделять ненужное от куска древесины, который мы, к слову сказать, еще не выбрали.

Определимся, сначала, с тем, сколько и где нужно отделить этого самого ненужного. Ваятели, даже самые гениальные, дабы мрамор зазря не переводить, начинали процесс создания статуи с набросков, зарисовок и моделирования из мягких материалов. Можно догадаться, что вся эта возня, в глазах потребителя, принижала ценность творческого процесса, что напрямую сказывалось на оценочной стоимости произведения. По этой причине и была, как я полагаю, сказана фраза – “я просто беру кусок мрамора и… отделяю все ненужное”. Вот и реклама собственной гениальности, и, как следствие, рост популярности и доходов. Но у медали две стороны – появились люди, которые упростили процесс в ущерб красоте и стали, при этом, делать заявления о своей гениальности, а тех, кто упорно отказывался понимать, в чем же эта самая гениальность состоит, просто объявляли тупицами. Прослыть тупицей желающих не оказалось, поэтому весь мир теперь восхищенно качает головой, любуясь наглядным пособием к уроку геометрии, о котором только и можно сказать, что этот параллелограмм является прямоугольником и ромбом одновременно. Но довольно об этом. У этих людей свои пути, и чем меньше мы теми путями следуем, тем лучше.

К чему я веду. Изготовление тела лука, (а именно так я стану называть его среднюю часть) по сути своей, подобно созданию скульптуры. Чем красивее и выразительнее мы его выполним, тем лучше. Это об эстетике.

Кроме того, проектируя тело лука, (или, как выражаются спортсмены, рукоять лука) мы должны соблюсти определенные размеры и пропорции и сделать это, учитывая особенности материала и индивидуальной структуры заготовки, которая из этого материала состоит. Я не стану читать вам курс материаловедения. Незачем. Те, кто заинтересован в результате, литературу по обработке древесины найдут в любой библиотеке.

Дерево, вообще, такой материал, который надо знать и любить. Тогда оно отдаст вам все и еще чуть-чуть. Оно подобно женщине – капризно и своенравно, грубое и неумелое обращение лишает его красоты, но тому, кто любит его, ценит и знает, как с ним обращаться дерево дарит, порой больше, чем можно было ожидать. Минута лирики.

Невежды думают напрасно,

Что будто дерево мертво.

Но нет – волшебно и прекрасно,

Текстурой светится оно.

Природы дивное творенье,

В разнообразии твоем

Монах усмотрит провиденье

А я – жизнь, бьющую ключом.

Текстурой, завитком волокон

Волнуя прихотливо глаз,

Лишенное природных соков,

Пленяет резчика и вас.

И, под стамескою моею,

Рождается та красота,

Которую природа в чреве

Носила долгие года.

Однако, ближе к телу, в смысле к телу лука.

Начнем творить трафарет для его профиля. И тут, отдельных вопросов, связанных с древесиной я, все же коснусь.

Излагаю прописную истину, – древесина раскалывается вдоль волокон. Направление волокон – это направление текстуры. Текстура это рисунок, образованный чередующимися темными и более светлыми слоями дерева. Поэтому проектируйте трафарет так, чтобы у него был “стержень” – пучок волокон, толщиной, как минимум в палец, идущий вдоль всей рукояти.

Как правило, я рисую трафарет, исходя из предположения, что древесина заготовки окажется абсолютно прямослойной. Рукоять, не имеющая “стержня”, если только она выполнена не из какого-нибудь супер-пупер дерева, сломается обязательно. Если не после первого натяжения лука, то на первых 2000 выстрелах. Кто подумал, что 2000 много, – ошибся. Колчан из 15 стрел можно расстрелять за 1-2 минуты или быстрее. Тренируясь в домашних условиях, а раньше я упражнялся каждый день, мне случалось опустошать его 10-20 раз. Вот и считайте – 10 дней как раз и дадут нам среднестатистические 2000 выстрелов.

Трафарет следует изготовить в натуральную величину. Спрашивается – сколько сантиметров в натуральной величине. На этот вопрос вы ответите сами. Я только назову наиболее распространенные размеры рукоятей спортивных луков – 24, 22 и 20 дюймов, что соответствует примерно 61, 56 и 51 см. Рукоять моего лука – 46 см (примерно 18 дюймов).

Кроме того, можно рассчитать рукоять, определив подходящий вам размер прицельной рамки. Для этого вам придется принять несколько постулатов:

1. Стрела располагается от концов лука на равном расстоянии. (У спортивных луков стрела несколько смещена в сторону верхнего плеча. У японских, наоборот, в сторону нижнего в соотношении 9:7. Чем одно лучше другого не знаю, я так никогда не делал.)

2. Расстояние прямого выстрела – максимальное расстояние, на которое стрела, летит строго по прямой линии. Для наших луков это ориентировочно 10 метров.

3. При вертикальном положении лука и натягивании его к подбородку (подбородок должен лечь на основание большого пальца), стрела, на расстоянии прямого выстрела, должна быть направлена прямо в мишень, а ваши глаза, при этом, - видеть мишень в верхней части прицельной рамки. Шею держим прямой.

Итак, нам потребуется линейка, достаточно длинная, и прочная нить подходящей длины. В качестве мишени будем использовать объект, сравнимый по размерам со стандартной крышкой от банки. Мишень располагаем в десяти метрах на уровне груди. Один конец нити крепим к мишени. Другой конец привязываем к какому-нибудь гвоздю. Гвоздь этот должен изображать тетиву, а нить – стрелу и траекторию прямого выстрела. Теперь, зацепив гвоздь указательным и средним пальцами и пропустив нить между ними, натягиваем ее так, чтобы она не провисала. Подбородок кладем на основание большого пальца, вернее в ложбинку, между большим и указательным пальцами. Держа в другой руке линейку (вертикально), подводим ее под нить. Теперь смотрим, на каком расстоянии от кулака нам виден верхний край мишени.

Это расстояние и есть высота нашей прицельной рамки. Плюсуем сюда расстояние для места крепления верхнего плеча и умножаем на два. То, что в результате – размер тела лука. Теперь накиньте по сантиметру с каждой стороны и чертите трафарет.

Как я уже говорил, – чем красивее, тем лучше. При этом не следует забывать о функциональности. Рукоятка должна удобно ложиться в руку, а угол наклона посадочных мест для крепления дуг (или просто угол наклона плеч) должен быть оптимальным. Что понимать под словом ОПТИМАЛЬНО, я поясню на крайних примерах. Предположим, что мы сильно, гораздо сильнее, чем разумно, наклонили плечи к себе. После надевания, тетива будет отстоять настолько далеко от рукоятки, что выстрел получится крайне вялым, если вообще останется место для стрелы. Если, наоборот, мы сильно наклоним плечи лука в противоположную сторону, то существует опасность сломать их уже только надевая тетиву.

Ваша задача – определить, при каком угле наклона выстрел получится наиболее эффективным. Изменяя угол соединения плеч и рукояти, можно регулировать силу первоначального натяжения тетивы.

При выстреле, скорость вылета стрелы зависит от скорости прохождения тетивы. Это, в свою очередь, зависит от расстояния, пройденного тетивой, массы стрелы, массы тетивы, силы первоначального натяжения тетивы, и скорости реакции дуг, т.е. того, с какой скоростью дуги принимают первоначальное положение. Сила первоначального натяжения тетивы, и скорость реакции дуг зависят, в свою очередь от материала дуг, и от распределения работы на участках их поверхности.

Выбор материала плеч мы произвели, теперь это константа. Массу стрелы и тетивы оставим, пока, в покое. Что же меняется?

Лук должен растягиваться ровно до подбородка, как я описывал уже ранее. Так что расстояние, проходимое тетивой можно менять только за счет изменения первоначального расстояния от тетивы до тела лука. Это расстояние, а также распределение работы определяются выбором длины плеча, мест крепления тетивы и ее длины и, опять же, углом наклона плеч.

Помните, что работа крыльев лука должна быть мягкой. Нужно выжать из них все возможное, не превысив, при этом, предела прочности. Сам я, не мудрствуя лукаво, плоскости посадочных мест под дуги расположил вертикально. Но к каждому виду лыж следует искать индивидуальный подход.

Наиболее разумным мне представляется определение оптимальных величин упомянутых параметров опытным путем. Для этого потребуется сделать прототип лука, представляющий из себя деревянный брусок требуемой длины, к концам которого струбцинами крепятся плечи. Теперь можно смело экспериментировать меняя угол наклона плеч. Я, правда, этим способом не пользовался, но, к счастью, мне не пришлось о том жалеть.

Итак, берем ножовку по металлу и… (содрогнитесь поклонники лыжного спорта!) распиливаем лыжи, чтобы получить плечи нужной длины. Лучше сделайте их длиннее, чем предполагаете, – лишнее отрезать легче, чем нарастить недостающее. С выбором мест крепления тетивы, также, осторожность не помешает. (Здесь я несколько отвлекусь, чтобы сказать, что крылья, сделанные из полос текстолита толщиной 7-8 мм, практически не уступают лыжам, и значительно их дешевле. Луки работы Черного Капитана (Самохвалов Алексей) из города Арзамаса, – лучшее тому подтверждение).

Можно, также, вместо бруска использовать доску в палец толщиной, а наклон плеч изменять, подкладывая под них различные клинья. Чем не метод? Собственно, трафарет рукояти можно рисовать, руководствуясь тем же принципом.

Итак, чертим "стержень", попросту говоря, доску, толщиной 1,5–2 сантиметра. Располагаем на концах "стержня" плечи. А, затем, пририсовываем все эти красивые выпуклости и вогнутости.

Примерно так же Природа творит из девочки девушку. Правда, сходство здесь, – на стадии проекта. Приступая непосредственно к изготовлению, мы удаляем лишнее, тогда как Природа добавляет недостающее. А трафарет мы рисуем, дабы удалить ровно столько, сколько нужно. Природа трафареты не рисует, но ведь и получается у нее не всегда. У вас – получится! Я верю в вас!

Вот трафарет готов. Приступим к отбору материала для воплощения нашего проекта.

Сразу вопрос – какую породу дерева лучше использовать. Да без большой разницы, лишь бы не такую мягкую как осину и не такую пористую как дуб, хотя и дубы разные бывают. Сосна или береза – вполне подходящий и доступный материал. Вопрос второй, – в каком виде материал этот должен быть. Лучше всего – в виде доски, толщиной по ширине крыла, или толще, и достаточно широкой, для того, чтобы можно было разместить на ней трафарет. Заготовка должна быть сухой, хотя и не слишком пересушена.

Если доска недостаточно гладкая, слегка остругайте ее рубанком, чтобы можно было ясно видеть рисунок текстуры. Всмотритесь в него. Я говорил и еще раз повторю: кто не знает теории, – тот слаб. Кто не слаб, – того учить не нужно. Эта доска для него – открытая книга, где все расписано. Книг по обработке древесины – море. В каждой такой книжонке – краткий курс материаловедения и приемов работы инструментами. И пересказывать то, что другие описали сотню раз, я не хочу. Уж лучше в тему, расскажу вам пошлый анекдот.

Приходит Буратино к папе Карло за советом – проблемы в интимной жизни –Мальвина отказывается заниматься с ним любовью, дескать, занозы, блин, больно. Папа Карло репу почесал.

– Вот тебе, – говорит, – мелкая наждачная шкурка. Зачистишь инструмент, и никаких заноз.

Через несколько дней папа Карло встречает сына.

– Как дела, Буратино, Мальвина дает?

– Да на кой мне теперь Мальвина? У меня теперь шкурка есть!

Продолжаем. Для тела лука вы должны выбрать такой участок заготовки, который не содержит пороков, могущих отрицательно повлиять на прочность и внешний вид будущей рукояти. При выборе, особое внимание уделите тому, как идут волокна. Если имеются изгибы волокон, например, вокруг сучков, постарайтесь трафарет разместить так, чтобы изгибы эти повторяли его профиль. Это повысит прочность рукояти.

Убедитесь, что волокна не пересекают трафарет на участках, через которые проходит "стержень". Вот, кстати, важный момент. Мы создавали трафарет для профиля лука. Но то, как он выглядит "в фас", тоже нужно учесть. Не обязательно опять чертить все на бумаге, достаточно прикинуть карандашом прямо на заготовке. Этот фас волокна тоже пересекать не должны. Напомню, – стрела располагается по центру оси лука и на равном расстоянии от его концов. Это следует учесть при определении глубины выреза прицельной рамки и высоты полки для стрелы.

И вот еще что, – поскольку я буду учить вас натягивать лук не за стрелу щепотью, не большим пальцем при помощи специального кольца, и никаким другим способом кроме как зацепом тетивы указательным, средним и безымянным пальцами, – вырез для полочки и прицела следует делать со стороны руки, которой вы держите лук. Так, например, если вы натягиваете тетиву правой рукой и, естественно, держите лук в левой, то стрела располагается с левой стороны. Если вы левша, или подобно Рембо, предпочитаете натягивать тетиву левой рукой, то вырез для стрелы делайте справа. Почему это так? Постараюсь объяснить.

При натягивании тетивы указанным выше способом, в момент ее отпускания, пальцы, фиксирующие стрелу, распрямляясь и соскальзывая с тетивы, цепляются за хвостовик стрелы и слегка поворачивают ее. Если с той стороны, куда она желает повернуться, не окажется опоры, стрела, в момент выстрела, окажется направлена не в мишень, а под некоторым к ней углом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.281 с.)