Г.В. Овчаренко, А.М. Старыгина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.В. Овчаренко, А.М. Старыгина



Кафедра менеджмента

 

Г.В. Овчаренко, А.М. Старыгина

Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д: ЮРИ РАНХиГС, 2012. – 35 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению, профилю подготовки и учебного плана: 080507.65 Менеджмент организации.

Предназначен для студентов Южно-Российского института филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 080507.65 Менеджмент организации (для всех форм обучения)

 


СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе …………………………………………………………………  
Учебно-тематический план………………………………………………………………  
Программа курса………………………………………………………………………….  
Планы семинарских занятий…………………………………………………………….  
Вопросы к экзамену………………………………………………………………………  
Темы рефератов………………………………….……………………………………….  
Тесты…………………………………………….…………………………………………  
Глоссарий………………………………………………………………………………….  
Рекомендуемая литература……………………………………………………………….  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

 

В настоящее время становится все более актуальной оценка инновационной активности и инновационного потенциала, как отдельных предприятий (организаций), так и регионов, что определяет необходимость использования системы показателей, формируемых службами статистики. Инновационная экономика – экономика знаний очень гибкая и подвижная система, способная адаптироваться к условиям внешней среды. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой инновационного развития.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, – инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями. Инновационные менеджеры на производстве реализуют инновационные процессы, и должны уметь прогнозировать минимизацию их этапов по всему жизненному циклу.

Осмысление методов управления инновациями студенту необходимо иметь знания в области экономической теории, финансов, маркетинга, логистики и управления, уметь разбираться в нормативно-правовых актах РФ и зарубежных стран.

Инновационный менеджмент является одной из наиболее актуальных и значимых экономических дисциплин в современных условиях нестабильности российского рынка, который характеризуется неблагоприятным инвестиционно-инновационным климатом, выражающимся в нежелании отечественных (и тем более иностранных) инвесторов вкладывать деньги в различные инновационные проекты. Поэтому управление инновациями означает постоянный поиск инновационных управленческих решений по внедрению новшеств, реализация которых предопределит выживание в условиях жесткой гиперконкуренции, а также занятию «пионерных» позиций на рынке.

В этих условиях огромную значимость приобретает умение российских топ-менеджеров проводить эффективную оценку инновационного проекта.

Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» призвана дать студентам фундаментальные знания по управлению инновационными процессами, научить применять различные методики по оценке эффективности альтернативных инновационных проектов.

 

Целью преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов целостного представления о реализации стратегии управления инновациями как одном из инструментов системы управления инновационным развитием организации.

Задачи:

– показать место и значение инновационного менеджмента в системе управления хозяйствующего субъекта;

– изучить основные понятия инновационного менеджмента;

– сформировать практические навыки инновационного управления организацией.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основы инновационного менеджмента: основные понятия дисциплины, их место в теории развития экономики;

– особенности применения инновационного менеджмента в современных условиях реформирования производственного комплекса отечественной экономики;

– современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки в информационном центре.

Уметь: разбираться в специфике формирования и реализации инновационных стратегий;

– анализировать инновационные проекты и программы, оценивая их инвестиционную привлекательность и проводить экспертизу инновационных проектов;

– разбираться во множестве организационных форм инновационной деятельности;

– видеть сущность ценностных оснований в управлении персоналом организации;

Демонстрировать способность и готовность: прогнозировать бизнес-процессы организации на основе реинжиниринга;

– разрабатывать программы обновления производства и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

– адекватно применять полученные знания на производстве.

вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях организации, ассоциациях и совместных предприятиях;

проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных моделей управления инновациями;

владеть:

– компьютерной техникой в режиме пользователя для решения инновационных задач;

– специальной терминологией инноватики и лексикой;

– навыками овладения новыми особыми знаниями.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как: «Экономическая теория», «Теория организации», «Стратегическое управление», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Логистика», «Информатика», «Психология» и др.

В процессе обучения рекомендуется проводить лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, дискуссии по актуальным проблемам управления, работу с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии в организации и выставочные центры. Для развития творческой активности студентов рекомендуется поручать им выполнение самостоятельных творческих работ по проблемам управления инновациями.

Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование новой философии в поиске и приобретении новых особых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного менеджмента. Разработка инновационных программ и проектов. Создание творческих условий для внедрения новшеств. Формы инновационного менеджмента. Инновационные игры. Анализ прогнозирования в инновационном менеджменте.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для очной формы обучения

Наименование раздела дисциплины Лекции Сем. СРС
1. Основные понятия дисциплины «Инновационный менеджмент».      
2. Функции и методы инновационного менеджмента.
3. Инновационная сфера.      
4. Инновационный процесс в организации.
5. Инновационный потенциал организации.      
6. Управление инновационным проектом и оценка его эффективности.      
7. Организация инновационной деятельности в организации.      
8. Финансирование инновационной деятельности.      
9. Организационные структуры управления инновациями.      
10. Инновационный маркетинг взаимодействия.      
11. Инновационная стратегия.
12. Интеллектуальная собственность и ее основы.      
13. Инновационное управление человеческими ресурсами.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам антикризисного управления.

Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподавателем оказывается консультационная помощь в подборе литературы, так как приведенный список литературы может быть расширен по усмотрению преподавателя. На практических занятиях студенты должны грамотно прокомментировать ход решения задачи, поэтому знание теоретических аспектов изучаемой темы является необходимым.

На практических занятиях при заслушивании эссе и рефератов обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи, с чем в качестве выступлений на практическом занятии не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Желательно завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников практического занятия.

 

Вопросы для обсуждения

1.Сущность, цели и задачи инновационного менеджмента.

2.Понятие новшества, инноваций и инноватики.

3. Классификация инноваций и инновационных процессов.

4.Объекты и субъекты инновационного процесса.

5. Концепция длинных волн Н. Д. Кондратьева.

6. Проблемы инновационного развития государства.

7.Государственная поддержка инновационной деятельности в России.

 

Основная литература

1.Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л. Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика.- СПб.: Литер. 2007.

2.Инновационный менеджмент: учебник / под. ред. С. Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.:ИНФРА-М, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1.Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. №3. 2008.

2.Рыльков Н. М. Инновационная экономика. Биотехнология. 2008.

3.Фивейский С. А. Управление региональной инновационной системой // Инновации. №4, 2008. С. 4.

4.Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики. ЕС // Проблемы теории и практики управления. №4. 2009.

 

Вопросы для обсуждения

1. Научные подходы к инновационному менеджменту.

2. Системный подход в инновационном менеджменте.

3. Функции и методы инновационного менеджмента, их особенности.

4. Классификация инноваций как экономической категории.

5. «S» кривая жизненного цикла.

 

Основная литература

1.Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: Учеб. пособие / А. И. Базилевич; под. ред. В. Я. Горфинкеля. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.:ИНФРА-М, 2008.

3. Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2009.

Дополнительная литература

1.Афонин И. В. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ИНФРА, 2007.

3.Оголева Л. Н. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М: Изд-во ИНТРРА—М, 2007.

4.Хотяшева О. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Литер. 2009.

Вопросы для обсуждения

1. Инновационная сфера и элементы инновационной инфраструктуры.

2. Специфика взаимодействия элементов в инновационной сфере.

3. Необходимость инфраструктуры в организации.

4.Государственное регулирование инновационной сферы.

5.Взаимодействие государства, науки и бизнеса.

6.Концепция инновационного маркетинга взаимодействия.

7.Модели инновационной деятельности.

8.Жизненный цикл инновации.

 

Основная литература

1.Афонин И. В. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие. - СПб.: Литер. 2007.

3.Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во:РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2009.

Дополнительная литература

1. Карнова С. В. Инновационные подходы в маркетинговой политике современных ТНК // Маркетинг, №2, 2009.

2. Черников В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации, №7, 2007.

3. Овчаренко Г.В. Рыночная концепция инновационного процесса. Учеб. пособие. - РГАСХМ, Ростов-на-Дону. 2008.

Вопросы для обсуждения

1. Инновационный процесс: структура, этапы и особенности.

2. Модели и формы управления инновационным процессом в условиях новой экономики.

3. Специфика инновационного процесса.

4.Нелинейная модель инновационного цикла развития.

5.Управление инновационным процессом.

6. Государственное регулирование инновационного процесса в США и Японии.

Основная литература

1. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие. - СПб.: Литер. 2007.

2.Инновационный менеджмент: Учебник / Под. ред. С. Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во:РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2009.

4.Овчаренко Н.Г. Рыночные аспекты формирования инвестиционно-мотивационных механизмов инновационной восприимчивости социотехнических систем. Монография. - Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на -Дону, 2010.

5. Черников В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации, №7, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Голиченко О. Г. Национальная система России: состояние и пути развития. М.: Наука. 2009.

2.Демина И., Киселев В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики. №12. 2008.

3.Иванова Н. Национальные инновационные системы. Вопросы экономики // №7. 2008.

4.Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики. ЕС // Проблемы теории и практики управления. №4. 2009.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и понятие инновационного потенциала.

2. Модели инновационного потенциала.

3.Характеристики значимости инновационного потенциала: качественная и количественная.

4. Методы оценки инновационного потенциала.

5. Эффективность инновационного потенциала.

6. Инновационный потенциал России как фактор формирования новой экономики.

7.Формы и механизмы государственного наращивания инновационного потенциала.

Основная литература

1. Белокопытова Н.Г, Овчаренко Г.В., Чернов С.С. и др. Искусство разработки и реализации стратегии: новое видение. Монография. Новосибирск: ЦРНС – Изд-во СИБПРИНТ, 2009.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под. ред. С. Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Овчаренко Н.Г. Рыночные аспекты формирования инвестиционно-мотивационных механизмов инновационной восприимчивости социотехнических систем. Монография. Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на -Дону, 2010.

4. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: Интел-Синтез, 2008.

5.Янсен Ф. Эпоха инноваций:Учеб. пособие / Пер. с англ. М.: ИНФРА, 2002.

 

Дополнительная литература

1.Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономи­ческого развития. — М., 2007.

2.Мендели Л. Э., Васин В. А. Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы // Инновации. №1, 2008.

3.Пилипенко А. В. Инновационная активность российских предприятий, условия роста. — М.: Маркет ДС, 2008.

4.Фивейский С. А. Управление региональной инновационной системой // Инновации. №4, 2008.

5. Ярёменко Ю. В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 2007.

 

Вопросы для обсуждения

1. Проектное управление инновационной деятельностью.

2. Команда проекта и специфика ее формирования.

3. Матрица ответственности участников проекта.

4. Риски инновационных проектов и методы их снижения.

5. Оценка эффективности инновационного проекта.

Основная литература

1. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие. - СПб.: Литер. 2007.

2. Ильенковой С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.:ИНФРА-М, 2008.

4.Овчаренко Н.Г. Рыночные аспекты формирования инвестиционно-мотивационных механизмов инновационной восприимчивости социотехнических систем. Монография. Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на -Дону, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Дынкин А. А., Иванова Н. И. и др. Инновационная экономика. М.: Наука, 2004.

2.Завадовский В.В. Технология управления инновационным процессом // Инновации, №3, 2008.

3.Зеткин А. С., Кортов С. В. Методический подход к оценке инновационного потенциала проекта // Инновации №6. 2007.

4.Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов. Инновации — ключевой ресурс устойчивого развития // Вопросы экономики. №5. 2007.

5.Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий, условия роста. — М.: Маркет ДС, 2008.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность, цели и задачи инновационной политики.

2.Направления и стадии формирования инновационной политики.

3.Реализация инновационной политики.

4.Государственная и региональная инновационная политика.

Основная литература

1. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие. - СПб.: Литер. 2007.

2. Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2009.

3.Овчаренко Н.Г. Рыночные аспекты формирования инвестиционно-мотивационных механизмов инновационной восприимчивости социотехнических систем. Монография. - Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на -Дону, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Голиченко О. Г. Национальная система России: состояние и пути развития. М.: Наука. 2009.

2.Демина И., Киселев В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики. №12. 2008.

3.Иванова Н. Национальные инновационные системы. Вопросы экономики // №7. 2008.

4.Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики. ЕС // Проблемы теории и практики управления. №4. 2009.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и характеристики инновационных стратегий.

2. Типы инновационных стратегий, процесс их разработки и реализации.

3. Методы выбора инновационной стратегии.

4. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

5. Модели осуществления инновационно-технологических производственных стратегий.

Основная литература

 

1. Белокопытова Н. Г, Овчаренко Г. В., Чернов С. С. и др. Искусство разработки и реализации стратегии: новое видение. Монография. Новосибирск: ЦРНС – изд-во СИБПРИНТ, 2009.

2.Горфинкель В. Я., Швандар В.А. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.: Вузовский учебник, 2008.

3. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие. - СПб.: Литер. 2007.

 

Дополнительная литература

1.Афонин И. В. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ИНФРА, 2007.

3.Хотяшева О. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Литер. 2009.

 

Вопросы для обсуждения

1. Новационные изменения в организации: сущность, значение.

2.Сопротивление инновациям и формирование восприимчивости персонала к внедрению новшеств в производство.

3. Особенности формирования и развития инновационной культуры.

4. Реинжиниринг - новая философия бизнеса.

 

Основная литература

1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.: Вузовский учебник, 2007.

2. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие./- СПб.: Литер. 2007.

3.Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2009.

4.Овчаренко Н.Г. Рыночные аспекты формирования инвестиционно-мотивационных механизмов инновационной восприимчивости социотехнических систем. Монография. Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на -Дону, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Белоусов Д., Миляев Л. Экспресс-методика оценки уровня развития производственно-инновационного потенциала производ-ственной деятельности организаций // Экономические науки №7, 2009.

2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в.: Учеб. пособие.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3.Завадовский В. В. Технология управления инновационным процессом // Инновации, №3, 2008.

4.Киселев А. С. Социологическая перспектива инновационного общества. Учеб. пособие. — М: Изд-во ИНТРРА—М, 2007.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность философии организации и управления персоналом.

2. Парадигмы управления персоналом, их эволюция.

3. Сущность и содержание инновационного кадрового менеджмента.

4. Принципы построения гибких систем управления поведение личности в организации.

5.Сущность и понятие интеллектуального капитала как стратегического инновационного ресурса модернизации экономики.

Основная литература

1.Геращенко И. Оценка инновационного потенциала компании // Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2010.

2.Киселев А. С. Социологическая перспектива инновационного общества. Учеб. пособие. — М: Изд-во ИНТРРА—М, 2007.

3.Чернолес Г.В. Интеллектуальный капитал в структуре активов предприятия, основанного на новых знаниях // Инновации.№9, 2008.

Дополнительная литература

1.Афонин И. В. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007.

2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА, 2007.

3.Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Инновационное управление в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, 2009.

4.Понукалин А.А. Глобелис — Россия — 2007: Анализ результатов работы рекомендации и размышления // Инновации, 2008.

5.Трифилова А.А. «Открытые инновации» — парадигма современного менеджмента // Инновации. №1, 2008.

6.Хотяшева О. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. СПб.: Литер. 2007.

 

Вопросы для обсуждения

1.Цели, задачи и виды инновационных технологий обучения.

2.Инновационные деловые игры: эволюция и особенности.

3.Необходимость формирования новых управленческих кадров - инновационных менеджеров.

4. «Новая» деловая культура организаций.

 

Основная литература

1. Зинов В.Г., Лебедев Т.Я., Яшин В.Г. Потребности в инновационных менеджерах // Инновации, №3, 2008.

2. Казакова Н.В. Некоторые подходы к управлению знаниями и интеллектуальным капиталом в сфере новой экономики // Инновации, №1, 2009.

3. Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. Учеб. пособие. — М: Изд-во ИНТРРА—М, 2007.

4. Мильнер Б. Управление знаниями вызов ХХIв. Учеб. пособие. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Овчаренко Г.В., Алуханян А.А. Инновационное управление в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, 2009.

6. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Изд-во Academia, 2009.

7. Федоров В.К., Еланешникова И.К. О некоторых базовых философских категориях и закономерностях в понятийной теории инновации // Инновации, №7, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИНФРА, 2007.

2. Оголева Л. Н. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИНТРРА—М, 2007.

3. Хотяшева О. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Литер. 2007.

 

Вопросы для обсуждения

1.Предпосылки и необходимость формирования концепции инновационного маркетинга взаимодействия.

2.Эволюция инновационной теории маркетинга.

3.Принципы и уровни инновационного маркетинга.

4.Инструментарий инновационного маркетинга.

5.Маркетинговый подход к управлению инновационными изменениями.

 

Основная литература

1. Карнова С. В. Инновационные подходы в маркетинговой политике современных ТНК // Маркетинг, №2, 2009.

2. Пилипенко А. В. Инновационная активность российских предприятий, условия роста. — М.: Изд-во Маркет ДС, 2003.

3. Сорокин А. В. Новая наука об услугах // Инновации, №11, 2008.

4. Черников В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации, №7, 2008.

 

Дополнительная литература

1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.: Вузовский учебник, 2007.

2. Завлин П.Н., Казанцев А.С., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учеб. пособие./- СПб.: Литер. 2007.

3. Овчаренко Г.В., Алуханян А.А. Инновационное управление в современной организации. Учеб. пособие. — Изд-во: РГАСХМ, 2009.

4. Хотяшева О. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Литер. 2007.

Вопросы для обсуждения

1. Системы управления венчурными организациями и холдинговыми компаниями.

2. Принципы и формы финансирования инноваций.

3. Методы финансирования инновационной деятельности.

4. Экономическая эффективность инноваций.

5. Венчурное финансирование.

6. Особенности управления инновационной деятельностью.

7. Государственный механизм регулирования инновационной деятельностью.

8. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельностью в развитых странах и России.

Основная литература

1.Брыкин А. В., Шумаев В. А. Организация экономического развития экономики на основе Форсайта // Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2009.

2.Завадовский В. В. Технология управления инновационным процессом // Инновации, №3, 2008.

3.Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Изд-во Финансы и статистика, 2008.

 

Дополнительная литература

1. Кинэн М. Форсайт приходит в Россию // Форсайт, №1, 2007.

2. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов. Инновации — ключевой ресурс устойчивого развития // Вопросы экономики. №5. 2007.

3. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее //Форсайт, №1, 2007.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность, цели и задачи инновационного менеджмента.

2. Понятие новшества, инноваций и инноватики.

3. Классификация инноваций и инновационных процессов.

4. Объекты и субъекты инновационного процесса.

5. Концепция длинных волн Н. Д. Кондратьева.

6. Проблемы инновационного развития государства.

7. Государственная поддержка инновационной деятельности в России.

8. Научные подходы к инновационному менеджменту.

9. Системный подход в инновационном менеджменте.

10. Функции и методы инновационного менеджмента, их особенности.

11. Классификация инноваций как экономической категории.

12. «S» кривая жизненного цикла.

13. Инновационная сфера и элементы инновационной инфраструктуры.

14. Специфика взаимодействия элементов в инновационной сфере.

15. Необходимость инфраструктуры в организации.

16. Государственное регулирование инновационной сферы.

17. Взаимодействие государства, науки и бизнеса.

18. Концепция инновационного маркетинга взаимодействия.

19. Модели инновационной деятельности.

20. Жизненный цикл инновации.

21. Инновационный процесс: структура, этапы и особенности.

22. Модели и формы управления инновационным процессом в условиях новой экономики.

23. Специфика инновационного процесса.

24. Нелинейная модель инновационного цикла развития.

25. Управление инновационным процессом.

26. Государственное регулирование инновационного процесса в США и Японии.

27. Сущность и понятие инновационного потенциала.

28. Модели инновационного потенциала.

29. Характеристики значимости инновационного потенциала: качественная и количественная.

30. Методы оценки инновационного потенциала.

31. Эффективность инновационного потенциала.

32. Инновационный потенциал России как фактор формирования новой экономики.

33. Формы и механизмы государственного наращивания инновационного потенциала.

34. Проектное управление инновационной деятельностью.

35. Команда проекта и специфика ее формирования.

36. Матрица ответственности участников проекта.

37. Риски инновационных проектов и методы их снижения.

38. Оценка эффективности инновационного проекта.

39. Сущность, цели и задачи инновационной политики.

40. Направления и стадии формирования инновационной политики.

41. Реализация инновационной политики.

42. Государственная и региональная инновационная политика

43. Сущность и характеристики инновационных стратегий.

44. Типы инновационных стратегий, процесс их разработки и реализации.

45. Методы выбора инновационной стратегии.

46. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

47. Модели осуществления инновационно-технологических производственных стратегий.

48. Новационные изменения в организации: сущность, значение.

49. Сопротивление инновациям и формирование восприимчивости персонала к внедрению новшеств в производство.

50. Особенности формирования и развития инновационной культуры.

51. Реинжиниринг - новая философия бизнеса.

52. Сущность философии организации и управления персоналом.

53. Парадигмы управления персоналом, их эволюция.

54. Сущность и содержание инновационного кадрового менеджмента.

55. Принципы построения гибких систем управления поведение личности в организации.

56. Сущность и понятие интеллектуального капитала как стратегического инновационного ресурса модернизации экономики.

57. Цели, задачи и виды инновационных технологий обучения.

58. Инновационные деловые игры: эволюция и особенности.

59. Необходимость формирования новых управленческих кадров - инновационных менеджеров.

60. «Новая» деловая культура организаций.

61. Предпосылки и необходимость формирования концепции инновационного маркетинга взаимодействия.

62. Эволюция инновационной теории маркетинга.

63. Принципы и уровни инновационного маркетинга.

64. Инструментарий инновационного маркетинга.

65. Маркетинговый подход к управлению инновационными изменениями.

66. Системы управления венчурными организациями и холдинговыми компаниями.

67. Принципы и формы финансирования инноваций.

68. Методы финансирования инновационной деятельности.

69. Экономическая эффективность инноваций.

70. Венчурное финансирование.

71. Особенности управления инновационной деятельностью.

72. Государственный механизм регулирования инновационной деятельностью.

73. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельностью в развитых странах и России.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Бизнес-план инвестиционно-инновационного проекта разработки нового продукта (услуги) с дальнейшим продвижением на рынок.

2. Оценка экономической эффективности инвестиционно-инновационного проекта.

3. Исследование рынка для продвижения новых продуктов.

4. Математическое моделирование инновационной деятельности (различных ее аспектов).

5. Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта.

6. Оценка рисков и неопределенности при расчете эффективности инновационного проекта.

7. Анализ затрат на основные и промежуточные стадии выполнения НИОКР.

8. Интеллектуальная собственность – важнейший аспект инновационной деятельности организации.

9. Налогово-кредитный механизм как ключевой элемент господдержки инновационной деятельности.

10. Инновационный маркетинг взаимодействия в условиях новой экономики.

11. Модели организации инновационной деятельности.

12. Управление персоналом в инновационной организации.

13. Деловые игры – практический элемент процесса обучения.

14. Инновационный климат и его влияние на эффективность инновационного процесса.

15. Роль инновационного менеджмента в развитии рыночной концепции в России.

16. Основные направления инновационной политики государства.

17. Реинжинириг – революция в управлении.

18. Этапы инновационного процесса и характеристика их нелинейности.

19. Инновационная культура – новая философия бизнеса.

20. Значимость национальной инновационной системы.

21. Государственное регулирование инновационной сферы.

22. Инновации – инструмент инновационной восприимчивости.

23. Жизненный цикл инновации, продукта и организации.

24. Управление проектами – аспект реализации инновационных решений.

 

 

ТЕСТЫ

ГЛОССАРИЙ

АУТСОРСИНГ— способ оптимизации деятельности предприятий за счет передачи непрофильных функций (бухгалтерии, проведения прединвестиционных исследований и стратегического планирования, налогового планирования, обслуживания офисной техники и компьютерных систем, подбора кадров, обеспечения безопасности, организации питания и уборки офиса, юридического обслуживания и др.) внешним специализированным компаниям.

АУТСТАФФИНГ — технология менеджмента, основанная на привлечении внешних организаций и персонала управления со стороны, передаче им ряда функций управления.

БЕНЧМАРКИНГ — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использования в собственной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.241 с.)