Эпидемиология и течение ПТСР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпидемиология и течение ПТСР



Краткие вы волы

Явление ПТГРпртзйи-лп-кннмянж* ЯЮД^Й-ужетчеСКоТТЬКО ВСКОВ

назад, но диагностические параметры этого расстройства все еще уточняются. В настоящее время это понятие используется в отношении человека, у которого тяжелая (или незначительная) травма вызвала "сильный страх, беспомощность, или ужас" и привела к развитию (1) навязчивых, повторяющихся симптомов. (2) реакции избегания стимулов, ассоциирующихся с травмой и оошего психологического оцепенения и изоляции и (3) общей психологической возбудимости. Это расстройство

может длиться от одного до трех месяцев (острое) или более трех месяцев (хроническое) или же проявиться впервые, по крайней мере, через шесть

месяцев после травмы (отложенный дебют). Большая часть длиюльных

симптомов ПТСР. по-видимому, имеет биологическую основу, несмотпя

на то. что причиной этого состояния являются какие-то внешние условия:

это одно из редких в психиатрии состояний, которое можно смоделировать

На животных.

Несмотря на возможную тяжесть травмы, состояние боль-шинства

пациентов стечением времени улучшается, но есть и такие, у которых
--- улучшения не насгч паегЛртгсерьезных Травмах, вн<Гзависимости от их

причины, распространение ПТСР среди населения, подвергшегося

воздействию стрессора, в течение жизни составляет 30%. хотя текущая —распространенность в той же группе через несколько лет после

травмирующего события обычно несколько ниже ] 0%. В течение месяцен, и даже лет симптомы расстройства могут то затухать, то возвращаться

но при ретравматизации они обычно разгораются с новой силой. Дл?

небсшШогр1соличёства пациентов, в особенности тех, кто получает $$< соотвётётаующуШтерапню, ПТСР'иногда превращается в сгартовук

площадку для личностного роста.


...... 27

Часто ПТСР перерастает или проявляется'коморбидно с другими расстройствами, такими как генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, эндогенная депрессия, хроническая дистимия, алкоголизм, и соматоформные рас-стройства. Его развитие определяется как характером и силой стрессора, так и внутренней предрасположенностью пациента, а также лечением, которое он получит после (обычно сразу после) травмирующего события. Хотя к настоящему моменту многое о ПТСР нам уже известно, еще больше относительно этого расстройства предстоит прояснить в будущем.

Ссылки ня литературу——

Adler A: Neuropsychialric complications in victims ofBoston's Cocoanut Grove disaster. JAMA 123:1098-1101.1943

2.

American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington. DC. American Psychiatric Association. 1952

3. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual оГ Mental
Disorders, cd 2. Washington. DC. American.Psychiatric Association. 1968

4. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental
Disorders, cd 3. Washington. DC. American Psychiatric Association. 1980

5. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental
Disorders, ed 3. rev. Washington. DC. American Psychiatric Association. 1987

6. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental
Disorders, ed 4. Washington. DC. American Psychiatric Association, in press

7. Blanchard 1:8. Hickling EJ. Taylor ЛЕ: The psychophysiology of motor-vehicle
accident related posttraumatic stress disorder. Biofeedback and Self-Regulation
16:449-458.1991

8. Breslau N. Davis GC. Andrcski P. et al: Traumatic events and posttraumatic
stress disorder in an urban population of young adults. Arch Gen Psychiatry'
48:216-222.1991

9.__ Brom D. Kleber RJ. Hofman MC: Victims of traffic accidents: Incidence and _
___ p.re^ention-of-post-traumatic-strcsrtKsorde"rrCirn "PsycfioT"49Tl 31 -140.1993

10. Burstein A: Treatmen} noncompliance in patients with posttraumatic stress '
disorder. Psychosomatics 27:37-40.1986

11. Cassiday KL. Lyons JA: Recall of jraurnatic memories..foJJowing-~c«rebral—----- -—

- vascular accident Л Trauma Stress" 5:627-631.1992

12. Cohen S: Aftereffects of stress on human performance and social behavior: A
review of research and theory. Psychol Bull 88:82-108.1980 - Л '

13. Cottier LB. Compton WM. Mager D. et al: Posttraumatic stress disorder among
substance users from the general population. Am J Psychiatry I49:664r670,1992

14. Curran PS. Bell P. Murray A. et al: Psychological consequences of ihc '•'• •'
Enniskillen bombing. Br JPsychiatry 156:-!79-482.1990 .-,<*$.w -

15. Davidson JRT."Hughes D.'Dlazer D. et al: Post tr.iumatic stress disorder in tlu-
eoir.immity: An tpi;'. -rniological sti-' •'. Psychol Меч! 21:1-9. 19У1 ^l:*

1 • Vi^sTJous \ ''.' '••• •. fa mail'.•: лчыег. K-; k\ Coi;;'.-.:",X, 12.199!


17. Eberiy RE, Engdahl BE: Ргсч-alence of somatic and psychiatric disorders among former
prisoners of war. HospComm Psychiatry 42:807-813.1991

18. Engdahl BE. Speed N. Eberiy RE. et aj: Comorbidity of psychiatric disorders
and personality profiles of America» World War II prisoners of war. J Ncrv
MentDts 179:181-187.1991 '

19. Elder GH-. Clipp EC: Wartime losses and social bonding: Influence across 40
years in men's lives. Psychiatry 51:177-198.1988

20. Escobar Jl, Canino G, Rubio-Stipec M. et al: Somatic symptoms after a natural
disaster A prospective study. Am J Psychiatry 149:965-967.1992

21. Fairbank JA. Hansen DJ. Fiherling JM: Patterns of appraisal and coping across
.... strossor conditions among former prisoners of war with and without
posttrjuni.ilic stress disorder. J Consult Clin Psychol 59:274*-28l.l99l

22. GleserG. Green BL. Winget C: Prolonged Psychpsocial Effects ofDisastcr: Л Study W
- 1Jm1aloCTeefc-№<^4TrtC>Vcadem1cI)ressn981 f~...................

23. Goldfcld AD. Mollica RF. Pcsavemo BH. el al: The physical and psychological
sequelae of torture: Symptomatology and diagnosis. JAMA 259:2725-2729.1988

24. Giilhcil TO: True or false memories of sexual abuse? Л forensic psychiatric
view. Psychiair Ann 23:527-531.1993

25. Handford HA. Mayes SD. Mattison RE. et al: Child and parent reaction to the
Three Mile Island nuclear accident. J Am Acad Child Psychiatry 25:346-356.1986

26. Hefez A. Metz L. Lavie P: Long-term effects of extreme siluational stress on
sleep and dreaming. Am J Psychiatry 144:344-347.1987

27. Helzer JE. Robins 1,N. McEvoy L: Post-traumatic stress disorder in the general
population. N Engl J Med 317:1630-1634.1987

 

28. Herman JL: Trauma and Recovery. New York. Basic Books. 1992

29. Herman JL: Sequelae of prolonged and repeated trauma: Evidence for a complex
posttraumatic syndrome (DESNOS). In Davidson JRT. Foa EB (eds): Posttrau-
matic Stress Disorder: DSM-IV and Beyond. Washington. DC. American
Psychiatric Press. 1993. pp 213-228

30. Horowitz MJ: Stress Response Syndromes. Norihvale. NJ. Jason Aronson. 1978

31. Kardiner A: The Traumatic Neuroses of War. New York. Hocber. 1941

32. Kilpatrick DG. Resnick HS: Posttraumatic stress disorder associated with
exposure to criminal victimization in clinical and community populations. In

_;_____ Davidson JBT Fna FR (eris)- Pnmraumalic-SlrgiiS-Disordcj^-DSK^IV- and-----------

Beyond. Washington, DC. American Psychiatric Press. 1993. pp 113-Г43

33. Kilpatrick DG. Saunders BE. Amick-McMullan A. et al: Victim and crime
factors associated with the development of crime-related post-traumatic stress

-------- disorder.-Behav-rrher20:199--214:1989............

34. 'Kinzie JD: Posttraumatic effects and their treatment among Southeast Asian

refugee.*. In Wilson JP. Raphael В (eds): International Handbook of Traumatic
\ Stress Syndromes. New York. Plenum Press. 1993. pp 311 -319

:35. KmzIelDrSack \VI1, Angell Rlf. cVal: The psychiatric effects of massive trauma
es-hscss. OttCambodian children: I. The children. J Am Acad Child Psychiatry 25:370-
№^37£|986 ?V4';'' Ч-' -• ' ' ••- '

', 36, Kluznik JC. Speed N. VanValkenburg C, et*al: Forty-year follow-up of I'nitcd ^Ш'--,. State' prisoners of-a. - Am J Psych-::;rv 1IV144.V 1-16.198ft

BSfc - I. --


37. Kuch К, Cox BJ: Symptoms of PTSD in 124 survivors of the holocaust. Am J Psychiatry

149:337-340.1992

38/ Kulka RA. Schlenger WE. Fairbank JA. et al: Trauma and the Vietnam War • Generation. New York. Brunner/Mazel. 1990

39. Kutz I, Garb R, David D: Post-traumatic stress disorder following myocardial
infarction. Gen Hosp Psychiatry 10:169-176.1988

40. Madakasira S, O'Brien KF: Acute post-traumatic stress disorder in victims of a
natural disaster. J Nerv Ment Dis 175:286-290.1987

41. March JS;. What constitutes a stressor? 'l"he «criterion A» issue. In Davidson
JRT. Foa EB (eds): Posttraumatic Stress Disorder: DSM-IV and Beyond.
Washington. DC. American Psychiatric Press. 1993. pp 37-54

42.__ Marcus P. Rosenberg A: Healing Their Wounds: Psychotherapy with Holocaust
____ 5A'j^iyjpJlJ>DdJ.lieij_rl^ili5.S=-Ne.\v.york, Prncger..L989............... ______________

43. McFarlane AC: Life events and psychiatric disorder: The role of a national disaster. Br J
Psychiatry 151:362-367.1987

44. McFarlane AC: Vulnerability to posttraumatic stress disorder. In Wolf.ME.
Mosnaim AD (eds): Posttraumatic Stress Disorder: Etiology. Phenomenology,
and Treatment. Washington. DC. American Psychiatric Press. 1990. pp 2-20

45. McHugh PR: Psychiatric misadventures. The American Scholar 61:497-510.1992

46. Page WF. Engdahl BE. Eberly RE: Prevalence and correlates of depressive
symptoms among former prisoners of war. J Nerv.Mcnt Dis 179:670-677.1991

47. Perry S. Difedc J. Musngi G. et al: Predictors of posttraumalic stress disorder
after burn injury. Am J Psychiatry 149:931-935.1992

48. Petersen HD. Abildgaard U. Daugaard G. et al: Psychological and physical
long-term effects of torture. Scand J Soc Med 13:89-93.1985

49. Pilowsky I: Minor accidents and major ps\chological trauma: Л clinical
perspective. Stress Medicine 8:77-78.1992

 

50. Pitman RK.. Orr SP. Forgue DF.. et al: Psychophysioloeic responses to-'combat
imagery of Vietnam veterans with posttraumatic «Stress disorder versus other
anxiety disorders. J Abnorm Psychol 99:49-54.1990

51. Ploeg HM. Klein WC: Being held hostage in the Netherlands: A study of long-
term after-effects. J Traum Stress 2:153-169.1989

52. Reich JH: Personality disorders and posttraumatic stress disorder. In Wolf ME.
M05.najrn-AD (eds): P6sltrWmaTfc~S~t7e"ss"T)lsorder Etiology. Phenomenology.

and Treatment. Washington. DC. American Psychiatric Press. 1990. pp 65-79

53. Ross RJ. Ball WA, Sullivan KA. et al: Sleep disturbance as the hallmark of
_posuraumatic„stress..disorder. Am.J_ PsychjatryJ 46:651-707.1989_______________

54. Rundell JR. Ursano RJ, Holloway HC. ct al: Psychiatric responses to trauma.
Hosp Comm Psychiatry 40:68-74,1989

55. Sack WH, Clarke G. Him C, et al: A 6-year follow-up study of Cambodian
rej\jgj:cjjdolcsccnts traumatized as children. J Am Acad Child Adplesc. Psychia­
try 32:43 Ы37, 1993

56. Shore JH, Vollmer WM, Tatum EL: Community patterns of post traumatic; ^
stress disorders. J Nerv Ment Dis 177:681-685,1989'•

57. Smith P.M. Nort-h CS. McCool RE. el al: Acute posldisask-r pr-chiatric disor­
ders: Identification»: ncrsons at пм. Am ' Psjch.^ry 14?:202-2v6.199Q
Solon» 'nbenisti • " Mikuiii.. \folkv.,-, ''the Isrsc;-^«vsuaHie.1

:;:,„•....дьйилв*^....«/."..*. _....................,,.......... <*•. «t&'-VA^tteaaBfti*::»..


of combatstressreaction(bank shock) in 1982 Lebanon war. Br J Clin Psychol 27:125-135.1988

59. Solomon Z. Oppenheimer D, Schwarzwald J. et al: Postiraumatic stress disor­
der among frontline soldiers with combat stress reactions: The 1982 Israeli
experience. Am J Psychiatry 144:448-454.1987

60. Sleinilz LY: Psycho-social effects of the Holocaust on aging survivors and their
families. J Gerontol Soc Work 4:145-152.1982

61. Suikcr PB. Winstead DK. Galina ZH. et al: Cognitive deficits and psychopa-
ihology among former prisoners of war and combat veterans of the Korean
conflict. Am J Psychiatry 148:67-72.1991

62. Trimble MR: Post-traumaiic Neurosis. Chichestcr, Wiley, 1981

63. True WR. Rice J. Eisen SA. et al: A twin study of genetic and environmental
contributions to liability for posttraumalic stress symptoms. Arch Gen

_Psvchiarv50-.257-264.199J__________________________________ -'

64. Ursano RJ. Boydstun JA. \Vheatlev RD: Psychiatric illness in US. Air Force Viet Nam
prisoners of war A five-year follow-up. Am J Psychiatry 138:310-314,1981

65. Weisacth L: A study of behavioural responses to an industrial disaster. Acta Psychiatr
Scand 80<suppi 355): 13-24,1989

 

66. Wilson JP. Krauss GE: Predicting post-traumatic stress disorders among
Vietnam veterans. In Kelley WE (ed): Post-traumatic Stress Disorder and thc
War Veteran Patient. New York. Brunner/Mazel. 1982. pp 102-147

67. Zeiss RA, Dickman HR: PTSD 40 years later Incidence and person-situation
correlates in former POWs. J Clin Psychol 45:80-87.1989


•. л

ТРАВМЫ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ *

... 1-. -. -.-. •.-•'.....

(По: О. Еуег$1те & Ь. ЕуегЯте, "ТЬе Тгашпа Кезропзе", №\у Уогк.

\*/\У. N011011, 1993..Из материалов Первой Российско-Американской

Школы по.работе с постгравматическим стрессом Институт

"Гармония" - О1утр1а 1п5Шш.е, СПб Институт психотерапии и

консультирования "Гармония", 1995)

Жертвы страдают от одного или более факторов, вызванных травмой:

1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут/пока потенциальные
жертвы будут предупреждены - например, постепенно достигающие
критической фазы наводнения_ид.и_.надвлгающийсяураган*-шторм.- — -
Чем внезапнее событие, тем оно более разрушительно для жертв.

2. Отсутствие похожего опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к
счастью, редки - люди часто учатся переживать их на пике момента:
даже после травмы поддержка или руководство могут быть
болезненными или запаздывать.

3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю.
Например, постепенно развивавшееся наводнение может и спадать
медленно, а землетрясение длится несколько секунд и приносит
гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых
продолжительных ужасов (например, в случаях угона самолета)
травматические эффекты могут умножаться с каждым
последующим днем.

4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать
события во время природных катастроф; может пройти немало
времени, прежде чем человек сможет контролировать самые
обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля

_____ сохраняется долг-ОтДаже у компетентных и независммыхттюдейжоТут

наблюдаться признаки выученной беспомощности.

5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут оказаться разлученными
с любимыми или потерять кого-то -погибшими;"само"е7"вёрбятноГ
худшее - это пребывать в ожидании открытия всех возможных утрат.
Кроме того, жертва может из-за катастрофы потерять свою
социальную роль и позицию. В' случае длительных
травматических событий человек может лишиться всяких

* -< ' •--;-*>• ' • •--;-;..—-.г ; „л гг» «'-С г» < >,<..... '

••'• надежд на восстановление утраченного *

6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой,
чогут оказаться некоссшповимьш;:: жертва может оказаться в

•-;""Т,. б *..,.-.,


•,•

I


совершенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации
могут изменить личностную структуру человека и его
«познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью
могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне.
Высоко вероятен при близком столкновении со смертью тяжелый
экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может
оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с
системой ценностей решения, способные изменить жизнь -
например, кого спасать, насколько рисковать, кого.обвинять.

—9г—Поведение-во время события. Каждай~х"оге"л~бы ~выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что натворила катастрофа с его окружением и социальной структурой. В той мере, в какой новые культуральные правила или нормативное поведение обусловлены происшедшим, человек может быть вынужден адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб может сочетаться с социальной оскорбительностью.


ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

В. Е.-Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматическим стрессом, Институт ''Гармония" - О1утр1а 1п5Ши1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)


. 39

смыслами: в одних случаях эти смыслы сугубо индивидуальны, в других — совпадают с общечеловеческими или являются результатов их интериоризации.

"Графическая метафора/уточняет проблему уровня, с которым. вступает во взаимодействие помогающее лицо. Именно здесь могут возникать неожиданные коллизии, особенно — гфи диссоциации уровней. Присущие даже самой гармоничной личности те или иные степени их антиномичности в условиях травмы и ее переживания могут и заостряться, и нивелироваться. Это очень точно схвачено Павлом Коганом:



~ И не'много странно, и немного жутко — что казалось раной, оказалось шуткой.

И немного жутко, и немного странно — что казалось шуткой, оказалось раной.

А на более "легком уровне" — в анекдоте о человеке, оплакивающем смерть жены: "Оди-и-и-н! Оди-и-и-н! Со-о-ов-се-е-ем одн-и-ин. Оли-ин! Оди-ин?Со-овсе-ем Оди-ин! О-дин?! Один! Сов-сем о-дин! О-дин,о-дин, сов-сем о-дин!"


I -': Эти две схемы иллюстрируют некоторые закономерности, важные г для работы С личн™""-'"ч 1фитравмэт«ческ«х-|>асетройствахгв^астностяг~ |"' "Пространства личности" обращают внимание на то,, что ^травматическое событие выступает для человека в двух ипостасях: как | Объективное г^бытие-и-как-еге -'^внутренняя картина": Объективные" |- события—даже самые необычные — не несут в себе -травмирующего ^или'драматического значения, которое формируется при встрече события РсДичм Устными: смыслами. Другое дело, что событие может встречаться ^^рЖЙ^МИ-.прдавляющему большинству личностными смыслами.) 1.№оваййвдЫая в МКБ-10 способность вызвать, диет ресс почти у любого

Ж~*^* ^"^"^Ж.^^ * • *' -' '

| ^ловерЩаким образом, является характеристикой не самою события

Рю^^та^Шго, а его вшения и фрс-ита вчаимо.^ нствия,'с"Лмчн6стными

Ёа^ш&^икЛ. •>»-», •. • • -,-гл-..


Ц '" - 1 ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

ж •. •. '

1* •. В. Е. Каган

(По материалам Первой Рсчхийасо-Американской Школы по работе с постгравматичесхим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1п5иЧи1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Что можно предпринять в стрессовой ситуации

В случаях катастроф пострадавшие семьи могут переживать:

• Нарастание раздражительности, споров *и семейных
раздоров—до применения насилия.__________

~» Дети цепляются за взрослых, перестают играть или в'едут себя регрессивно.

• Болезни и психосоматические проблемы у взрослых и детей.

• Истощение.

• Снижение интимности:

• Злоупотребление алкоголем или другими веществами.
7, • Чувство вины.

|

С, Что Вы можете сделать для семьи:

*

Ж • - Слушать и сопереживать. Сочувствующий слушатель очень важен.

ж» Проводить время с травмированным человеком. Ничто не

Ж. ' заменяет присутствия человека.

§1» Предлагать поддержку и сочувствие. Выраженная вами поддержка

УТРАТЫ

(по материалам ТЬе Тгаитаис 51ге$51п$1!1и1е, 1992)

Контакты н отношения.

Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми.

Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не в том, что случилось. Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими — '• возмбжш: ош1Т^/к1е^а^6д1тся"в1грёвоге7 Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты. Собираясь периодически с вашими друзьями и людьми, переживающими похожие на вашу ситуации, вы можете создать группу поддержки, важную и для вас и для других.

Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей — сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям.

2. Забота о себе.

Позаботьтесь о питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело — оно нуждается в уходе и поддержке. • Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам

удовольствие.

Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим..потребностям; например, выключите -или «е смотрите "Новости", если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным стрессовыми событиями: что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т.д.

Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете далее справляться со стрессом. Это трудно. : но используйте те возможности, которые у вас есть.


Делайте повседневные житейские дела г— они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим (самой) собой и успокоить тревогу.

Время больших стрессов — не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни: если у вас есть выбор — не спешите принимать решение.

Не продолжайте действовать.в том ключе, в котором действовали во время кризиса. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, теХспособов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны.

~" 4. Действуйте". ~

Выражайте ваши мнения кому-нибудь связанному с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить.

Не избегайте тех сфер жизни — политической, гражданской, общественной — в которых вы можете выразить свою точку зрения.

Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там. где это возможно — на работе, среди друзей, соседей.

Узнавайте о том. что для вас важно (например, предпринимаемые меры безопасности и т.д.).

5. Помогайте вашим детям справиться со стрессом.

Прежде всего, вы можете помочь вашим детям пережить случившееся тем лучше, чем лучше вы справляетесь с вашим собственным стрессом, т.е. вашими "потребностями и переживаниями по поводу случившегося.

Говорите с детьми о сл\^и_в_шемся. о_б"их.п.ер.еживания.\-и-страхах-— они заинтересованы в этом.

Побуждайте детей спрашивать и отвечайте на их вопросы,
сообразуясь в своих ответах с их потребностями, интересами и
возможностями (возраст, уровень зрелости и понимания). Это поможет
их заинтересованности быть "Я-ориентированной"; т.е. они смогут
переживать — как событие затронуло их, их жизни и тех людей, которых
он и любят.
^ детей в том, что они теперь н безопасности.

Просиспгге их (сами или. если не можете, найдите кого-нибудь) — объ.г.'Яите. что: кое пожар...лподпети: фрорнчм н. ч., «зависимости отх:;- '•!••• •••а про:1'••:"• миего.



Если вы потеряли кого-то из любимых людей, расскажите детям об этом человеке. Ваши отношения с этим человеком продолжаются постольку, поскольку вы сохраняете память о пережитом вместе с ним.

6. И щите дальнейшей помощи.

Разговаривайте с выминающими у пас доверие представителями общественности.

Устанаапивайте контакты с помогающими организациями — Красный Крест и т.д.

Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом. вызйв'аеТе очень"оол"ьшуГо"озаооченность у близких "или склонны к саморазрушительном}, или опасномч поведению — алкоголь, наркотики, агрессия — обратитесь к психологу или психотерапевту.


45
ЧТО ДЕЛАТЬ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ;

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1пзМи1е," СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Установите, что именно в этой ситуации является стрессовым для вас., Особое внимание обратите на поведенческие проявления. Опишите ваши стрессовые реакции на ситуацию. ^ддышите_глубщо.41.задайте себе следующие вопросы: '


•г




Изменить свое отношение Взглянуть на стресс как возможность научиться. Подумать о том, что в моей жизни хорошо. Много ли будет подобных ситуаций в году?. Как я могу помочь себе расслабиться? Стоит ли все это того, чтобы так расстраиваться1; Разве кто-то должен решить это вместо меня?

Изменить свое поведение

Не спешить~и не суе I и I ься-------------------...........

Поговорить с кем-нибудь о своих чувствах Не ПЕРЕ-куривать, -пивать, -едать Поискать информации и совета • Заняться любимым делом, почитать, погулять

Мой план:

1.

2.


1ЮССТАНОШ1ЕШ1Е ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с пбсттравматйческим стрессом, Институт '"Гармония" - О1утр1а 1пзи1и1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Предлагаемые «ДЕЛАТЬ» и «НЕ ДЕЛАТЬ».

Приводятся действия, помогающие защитному совладанию, зависящие от травматического события и посттравматической картины.


4*

КАК ПОМОГАТЬ ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМУ В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Инсппуг "Гармония" - О1утр1а 1п5Ши1е, СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония". 1995)

Для непрофессиональных помощников:

• Поощряйте клиента к рассказу вам о его (ее)" чувствах.

• Не ждите, что мужчина будет лучше-справлятЬея с травмой. —
чем женщина.

• Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о
причиненной ему боли.

 

• Напоминайте, что переживания клиента нормальны.

• Не пытайтесь уверять клиента, что все будет хорошо. - это
невозможно.

 

• Не пытайтесь навязывать клиенту свои объяснения того,
почему все случилось.

• Не говорите клиенту, что вы знаете - что он переживает. Вы
не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а
не клиенту) уменьшить возникающую тревогу в связи с тем.
как вы переживаете случившееся с ним (ней).

•__ Будьте готовы вообще не говорить. Может быть достаточно
______ просто_быть...с_клиен.ток1.._______________________________

• Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните,
что хотя вы сами и не были жертвой травмы, вы, помогая

—-—действительной'жертве: можете хами оказаться со-жертвой.

• Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических
ощущениях, которые могут быть связаны с вашей обычной
работой.

^ '" ' ' '* -^ :"'Л-*' '••'"'• •'"-*"• -• •: •7:-:-ул:., -. V-:.. -^9...

Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи -"
• обращении к профессионалу* нпппимер. И сами не бойтесь

:~ прибегнуть к>.-ной помори', даже если ысзмнпря •• о не но влечены д/


в события.

Посещайте судебные слушания, встречи общественности и любые мероприятия, которые прямо относятся к травме. Предлагайте клиенту, обратиться за поддержкой. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему. Попытайтесь понять пути, которыми каждый помогает себе на свой лад.

Не бойтесь спрашивать - как человек справляется ^цзавлрй. Но не задавайте вопрос6в~~о~дёталях травмы. Если клие-нт говорит об этом - слушайте его. Самое хорошее - следовать за клиентом. Нет никакой необходимости делать все лучше.

Не составляйте никаких планов восстановления для клиента и для себя.


5(1

ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ ПО ХОДУ ВОССТЛНОВЛ К! I! 1Я

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Институт "Гармоний" - 01утр1а 1пзши1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Для переживших травму

Здесь приводятся нормальные реакции после травмы.

• Интенсивность и частота проявлений посттравматических
^реакций^оудут. ослабевать..- -.. — —

• Члены семьи и друзья становятся со-жертвами. У них
развиваются собственные посттравмзтическме последствия.

• Колебания между чувствами, связанными с контролем.
ч\вством тревоги или зависимости.

 

• Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований.

• Вспышки пережитого в сознании (Ла$ЬЬаск$) - нормальная
реакция на пережитые травматические события. Они могут
запускаться всем, что напоминает вам о травме (увиденным,
звуками, запахами, известиями о чем-то, напоминающем
травму). Далеко не всегда вам \дается осознать - что именно
служит запускающим фактором. Эти вспышки б\дут со
временем постепенно уменьшаться.

• Ситуации, которые живо напоминают пережившем) травму о ней, могут запускать те самые чувства, которые были

----------- непосредственно "после травмы. Это; например. могуТ'оыть

годовщины, статьи о чем-то похожем на пережитое, возвращение на место пережитого, судебные данные и проч. • Восстановление после травмы - не мгновенное избавление юн исцеление. Травма - хотя, конечно,.лучше бы ее не было - стали частью Вашего'жизненного опыта. Восстановление можно г 'сравнить с «перевариванием» этого опыта. Оно необхойимо, хоть и нелегко.


КОГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ ИСКАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

ПОМОЩЬ?

• (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а Гпзшш'е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Для переживших травму

Так как не существует двух совершенно одинаковых людей, момент, когда становится нужной профессиональная помощь психотерапевта, у разных.чюдей рд^личен.__И..все лсе.мож.на-указать на пюГчгпо у большинства людей достаточно похоже. Итак, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту, когда:

• Ваша жизнь идет наперекосяк: супружеские проблемы,
семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе или
в учебном заведении.

• Когда у вас есть хронические физические и телесные
нарушения, а никаких медицинских причин не находят.

• Вы полностью поглощены мыслями о пережитом'.

 

• Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь.

• Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться
на чем-то.

• Вы испытываете чувство безнадежности, тяжелую депрессию
или гнев.

_• Вы надеетесь^что алкоголь или какие-то другие' веогесТва успокоят вашу боль - физическую или душевную.

• И, наконец, когда вы просто хотите, чтобы вам^ кто-то ломрг^


РЕБЕНОК И ТРАВМ А

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматнческнм стрессом, Институт "Гармония" - О1уптр1а 1л511Ш1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Пережившие испуг или травмированные лети (особенно — маленькие) выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической' и психологической зрелости для достаточного понимания происшедшего с ними. В большинстве случаев эти поведенческие изменения проходятвхроктггтгеутрго"шести нелеТГьГ Взрослые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о захваченное™ чем-то ужасным.

После травмы очень важно, чтобы родители уделяли ребенку как можно больше времени и делали как можно больше для его успокоения. Обычно для детей и для взрослых лучше всего как можно скорее вернуться к обычной повседневной жизни. Но если ребенок очень испуган или ведет себя необычно, не надо ему выговаривать или наказывать. Неплохо уделить дополнительное время в следующие за травмой несколько недель, чтобы поговорить с ребенком о сл\чившемся и стимулировать его к обмену с вами его (ее) чувствами и переживаниями по повод) случившегося. Имейте в виду, что ребенок может нуждаться в нескольких — не одном — разговорах с родителями, прежде чем он сможет разрешить свои сомнения и неясности.

Ниже приводятся чаще всего встречающиеся у детей симптомы пережитой травмы:

-_.!•. _Н_аибо^е^^^111ая_Бервая..р5акиия_т=^гхрах_Дети -часто не хотят-расстаться с родителями даже ненадолго; некоторые могут в прямом смысле слова цепляться за родителей и нуждаться в

____ их.постоянном, присутствии, физическом контакте с ними-и ус­
покоении.

2. Возможны ночные кошмары с участием не связанных с пережитым ужасных - вещей. Некоторые дети не могут засыпать одни или в темноте.


и беспомощность. Вспышки раздражительности и упрямства, неуправляемое поведение (как и перепады настроения) обычно присущи пережившим травму детям.,. -

4. Отказ от посещений школы часто является симптомом
неразрешенной проблемы.. ' '•'''•-

5. У многих переживших травму детей душевная боль отливается
в форму телесных, физических расстройств. Многие жл.чуются
на боли в животе и головные боли, не имеющие физических
причин. Эти жалобы могут использоваться Как основание для
непосещения школы. Родители должны относиться к этому с

____ пониманием л. полюгать-ребенку-успокои-тьея^--------------------

6. Обычно отмечается широкий крут проявлений страхового или
избегающего поведения — таких, как страхи выходить из дома,
оставаться одному или быть в замкнутом пространстве.

7. Многие травмированные дети регрессируют или временами
возвращаются к свойственному более младшему возрасту
поведению. Некоторые мочатся в постель, утрачивают
навыки опрятности, сосут пальцы или вообще ведут себя как
малыши.

8. Травмированным детям присущи изменения привычек питания.
Они могут отказываться от еды или оставлять пищу за щекой.

9. Некоторые дети воспринимают случившееся как следствие
своих проступков и думают, что этого можно было избежать,
если бы они были хорошими. Испытывающие чувство вины
дети нуждаются в успокоении -взрослыми.


3. Некоторые дети реагируют» на травматические события гне:-.-">м и враждебностью. О'м'чно --тот г.-;в выражас '\ петскнй стрпч




ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМУ

(По К. Рупооз & К. Набег "СЫ1с1геп Ехровед ю Сотпшгшу Ую1епсе". Из материалов Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1п$11Ш1е, ГПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)



ОСНОВЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

(в подготовке данного материала использованы методические разработки СгурНоп Р1асе, США)

" * Находящийся в кризисе человек не ридит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой стороны, с ллот момент человек максимально открыт новому опыту.

• Кризис может являться результатом длительно развивающегося
процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.

• Кризис может возникнуть как_в ответ на_катастрофу^_так_и._ц.а^....
незначительное событие (по типу "последней капли'').

• Кризис может привести к положительным личностным переменам и
явиться важным жизненным опытом.

• Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями.

Три стадии развития кризисного процесса

Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса совсем не обязательно окажется клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то. начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.

1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом
напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем.
Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, человек, чтобы с
—ней справитьс-я, иепояьзует прошлый опыт. На этой стадий: ~

- используются привычные для человека способы решения проблем
и механизмы защиты;

------ задействуются знакомые ресурсы; "

- сохраняется гибкость в решении проблемы;

- напряжение и релаксация сбалансированы.

Если привычные способы решения проблем не срабатывают,
наступает вторая стадия. „„

• • 2. Стадия 'мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом
напряжения:. •

рае-:огощ_!цеии1.'не\г..•ренности.и.;"гра>".г.



- еще больше возрастает напряжение;

- происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних
источников помощи;

— пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;

- уменьшается гибкость в подходе к проблеме;

- напряжение преобладает над релаксацией.

На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может,получить помощи, наступает следующая стадия.

3. Критическая -с/т/дшь-Характеризуетеятювышением тревоги, ч\ вствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:

- проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация,
ощущение хаоса;

- разрушаются привычные механизмы преодоления;

- происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не
воспринимаются как источник помощи);

- человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации
как суицид, убийство и другие противоправные действия.

На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности

выбора.

Кризис можетзавершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.

Кризисная интервенция:

Работа, направленная на выражение сильных эмоции. Уменьшение смятения благодаря процессу повторения. Открытие доступа к исследованию острых проблем. Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента. Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта. Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией - это работа с интенсивными чувствами и

-й*»81Ч-»&*да12>5' ' "•.Ч1^-'^. •?*'••=";•• /-,/—--л---^«Ж^т/^зда%-.Г--

проблемами. Помощь при кризисе центрирована па проблеме, п не на человеке. Этим кризисная чнпЛ-рненння о:пличиепн:н нт кт1с\'.ич новация 1^-.» пакотсрспии.


Основные принципы кризисной интервенции:

- кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не наличности;

- кризисная интервенция это не консультирование и не психотерапия;
при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому
что у человека нет сил с ними справиться;

- кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.247 с.)