Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпидемиология и течение ПТСР↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Краткие вы волы Явление ПТГРпртзйи-лп-кннмянж* ЯЮД^Й-ужетчеСКоТТЬКО ВСКОВ назад, но диагностические параметры этого расстройства все еще уточняются. В настоящее время это понятие используется в отношении человека, у которого тяжелая (или незначительная) травма вызвала "сильный страх, беспомощность, или ужас" и привела к развитию (1) навязчивых, повторяющихся симптомов. (2) реакции избегания стимулов, ассоциирующихся с травмой и оошего психологического оцепенения и изоляции и (3) общей психологической возбудимости. Это расстройство может длиться от одного до трех месяцев (острое) или более трех месяцев (хроническое) или же проявиться впервые, по крайней мере, через шесть месяцев после травмы (отложенный дебют). Большая часть длиюльных симптомов ПТСР. по-видимому, имеет биологическую основу, несмотпя на то. что причиной этого состояния являются какие-то внешние условия: это одно из редких в психиатрии состояний, которое можно смоделировать На животных. Несмотря на возможную тяжесть травмы, состояние боль-шинства пациентов стечением времени улучшается, но есть и такие, у которых причины, распространение ПТСР среди населения, подвергшегося воздействию стрессора, в течение жизни составляет 30%. хотя текущая —распространенность в той же группе через несколько лет после травмирующего события обычно несколько ниже ] 0%. В течение месяцен, и даже лет симптомы расстройства могут то затухать, то возвращаться но при ретравматизации они обычно разгораются с новой силой. Дл? небсшШогр1соличёства пациентов, в особенности тех, кто получает $$< соотвётётаующуШтерапню, ПТСР'иногда превращается в сгартовук площадку для личностного роста. ...... 27 Часто ПТСР перерастает или проявляется'коморбидно с другими расстройствами, такими как генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, эндогенная депрессия, хроническая дистимия, алкоголизм, и соматоформные рас-стройства. Его развитие определяется как характером и силой стрессора, так и внутренней предрасположенностью пациента, а также лечением, которое он получит после (обычно сразу после) травмирующего события. Хотя к настоящему моменту многое о ПТСР нам уже известно, еще больше относительно этого расстройства предстоит прояснить в будущем. Ссылки ня литературу—— Adler A: Neuropsychialric complications in victims ofBoston's Cocoanut Grove disaster. JAMA 123:1098-1101.1943
American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington. DC. American Psychiatric Association. 1952 3. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual оГ Mental 4. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental 5. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental 6. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental 7. Blanchard 1:8. Hickling EJ. Taylor ЛЕ: The psychophysiology of motor-vehicle 8. Breslau N. Davis GC. Andrcski P. et al: Traumatic events and posttraumatic 9.__ Brom D. Kleber RJ. Hofman MC: Victims of traffic accidents: Incidence and _ 10. Burstein A: Treatmen} noncompliance in patients with posttraumatic stress ' 11. Cassiday KL. Lyons JA: Recall of jraurnatic memories..foJJowing-~c«rebral—----- -— - vascular accident Л Trauma Stress" 5:627-631.1992 12. Cohen S: Aftereffects of stress on human performance and social behavior: A 13. Cottier LB. Compton WM. Mager D. et al: Posttraumatic stress disorder among 14. Curran PS. Bell P. Murray A. et al: Psychological consequences of ihc '•'• •' 15. Davidson JRT."Hughes D.'Dlazer D. et al: Post tr.iumatic stress disorder in tlu- 1 • Vi^sTJous \ ''.' '••• •. fa mail'.•: лчыег. K-; k\ Coi;;'.-.:",X, 12.199! 17. Eberiy RE, Engdahl BE: Ргсч-alence of somatic and psychiatric disorders among former 18. Engdahl BE. Speed N. Eberiy RE. et aj: Comorbidity of psychiatric disorders 19. Elder GH-. Clipp EC: Wartime losses and social bonding: Influence across 40 20. Escobar Jl, Canino G, Rubio-Stipec M. et al: Somatic symptoms after a natural 21. Fairbank JA. Hansen DJ. Fiherling JM: Patterns of appraisal and coping across 22. GleserG. Green BL. Winget C: Prolonged Psychpsocial Effects ofDisastcr: Л Study W 23. Goldfcld AD. Mollica RF. Pcsavemo BH. el al: The physical and psychological 24. Giilhcil TO: True or false memories of sexual abuse? Л forensic psychiatric 25. Handford HA. Mayes SD. Mattison RE. et al: Child and parent reaction to the 26. Hefez A. Metz L. Lavie P: Long-term effects of extreme siluational stress on 27. Helzer JE. Robins 1,N. McEvoy L: Post-traumatic stress disorder in the general
28. Herman JL: Trauma and Recovery. New York. Basic Books. 1992 29. Herman JL: Sequelae of prolonged and repeated trauma: Evidence for a complex 30. Horowitz MJ: Stress Response Syndromes. Norihvale. NJ. Jason Aronson. 1978 31. Kardiner A: The Traumatic Neuroses of War. New York. Hocber. 1941 32. Kilpatrick DG. Resnick HS: Posttraumatic stress disorder associated with _;_____ Davidson JBT Fna FR (eris)- Pnmraumalic-SlrgiiS-Disordcj^-DSK^IV- and----------- Beyond. Washington, DC. American Psychiatric Press. 1993. pp 113-Г43 33. Kilpatrick DG. Saunders BE. Amick-McMullan A. et al: Victim and crime -------- disorder.-Behav-rrher20:199--214:1989............ 34. 'Kinzie JD: Posttraumatic effects and their treatment among Southeast Asian refugee.*. In Wilson JP. Raphael В (eds): International Handbook of Traumatic :35. KmzIelDrSack \VI1, Angell Rlf. cVal: The psychiatric effects of massive trauma ', 36, Kluznik JC. Speed N. VanValkenburg C, et*al: Forty-year follow-up of I'nitcd ^Ш'--,. State' prisoners of-a. - Am J Psych-::;rv 1IV144.V 1-16.198ft BSfc - I. -- 37. Kuch К, Cox BJ: Symptoms of PTSD in 124 survivors of the holocaust. Am J Psychiatry 149:337-340.1992 38/ Kulka RA. Schlenger WE. Fairbank JA. et al: Trauma and the Vietnam War • Generation. New York. Brunner/Mazel. 1990 39. Kutz I, Garb R, David D: Post-traumatic stress disorder following myocardial 40. Madakasira S, O'Brien KF: Acute post-traumatic stress disorder in victims of a 41. March JS;. What constitutes a stressor? 'l"he «criterion A» issue. In Davidson 42.__ Marcus P. Rosenberg A: Healing Their Wounds: Psychotherapy with Holocaust 43. McFarlane AC: Life events and psychiatric disorder: The role of a national disaster. Br J 44. McFarlane AC: Vulnerability to posttraumatic stress disorder. In Wolf.ME. 45. McHugh PR: Psychiatric misadventures. The American Scholar 61:497-510.1992 46. Page WF. Engdahl BE. Eberly RE: Prevalence and correlates of depressive 47. Perry S. Difedc J. Musngi G. et al: Predictors of posttraumalic stress disorder 48. Petersen HD. Abildgaard U. Daugaard G. et al: Psychological and physical 49. Pilowsky I: Minor accidents and major ps\chological trauma: Л clinical
50. Pitman RK.. Orr SP. Forgue DF.. et al: Psychophysioloeic responses to-'combat 51. Ploeg HM. Klein WC: Being held hostage in the Netherlands: A study of long- 52. Reich JH: Personality disorders and posttraumatic stress disorder. In Wolf ME. and Treatment. Washington. DC. American Psychiatric Press. 1990. pp 65-79 53. Ross RJ. Ball WA, Sullivan KA. et al: Sleep disturbance as the hallmark of 54. Rundell JR. Ursano RJ, Holloway HC. ct al: Psychiatric responses to trauma. 55. Sack WH, Clarke G. Him C, et al: A 6-year follow-up study of Cambodian 56. Shore JH, Vollmer WM, Tatum EL: Community patterns of post traumatic; ^ 57. Smith P.M. Nort-h CS. McCool RE. el al: Acute posldisask-r pr-chiatric disor :;:,„•....дьйилв*^....«/."..*. _....................,,.......... <*•. «t&'-VA^tteaaBfti*::».. of combatstressreaction(bank shock) in 1982 Lebanon war. Br J Clin Psychol 27:125-135.1988 59. Solomon Z. Oppenheimer D, Schwarzwald J. et al: Postiraumatic stress disor 60. Sleinilz LY: Psycho-social effects of the Holocaust on aging survivors and their 61. Suikcr PB. Winstead DK. Galina ZH. et al: Cognitive deficits and psychopa- 62. Trimble MR: Post-traumaiic Neurosis. Chichestcr, Wiley, 1981 63. True WR. Rice J. Eisen SA. et al: A twin study of genetic and environmental _Psvchiarv50-.257-264.199J__________________________________ -' 64. Ursano RJ. Boydstun JA. \Vheatlev RD: Psychiatric illness in US. Air Force Viet Nam 65. Weisacth L: A study of behavioural responses to an industrial disaster. Acta Psychiatr
66. Wilson JP. Krauss GE: Predicting post-traumatic stress disorders among 67. Zeiss RA, Dickman HR: PTSD 40 years later Incidence and person-situation •. л ТРАВМЫ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ * ... 1-. -. -.-. •.-•'..... (По: О. Еуег$1те & Ь. ЕуегЯте, "ТЬе Тгашпа Кезропзе", №\у Уогк. \*/\У. N011011, 1993..Из материалов Первой Российско-Американской Школы по.работе с постгравматическим стрессом Институт "Гармония" - О1утр1а 1п5Шш.е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Жертвы страдают от одного или более факторов, вызванных травмой: 1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут/пока потенциальные 2. Отсутствие похожего опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к 3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. 4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать _____ сохраняется долг-ОтДаже у компетентных и независммыхттюдейжоТут наблюдаться признаки выученной беспомощности. 5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут оказаться разлученными * -< ' •--;-*>• ' • •--;-;..—-.г ; „л гг» «'-С г» < >,<..... ' ••'• надежд на восстановление утраченного * 6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, •-;""Т,. б *..,.-., •,• I совершенно новых и враждебных условиях. 7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации 8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может —9г—Поведение-во время события. Каждай~х"оге"л~бы ~выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись. 10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что натворила катастрофа с его окружением и социальной структурой. В той мере, в какой новые культуральные правила или нормативное поведение обусловлены происшедшим, человек может быть вынужден адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб может сочетаться с социальной оскорбительностью. ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В. Е.-Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматическим стрессом, Институт ''Гармония" - О1утр1а 1п5Ши1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) . 39 смыслами: в одних случаях эти смыслы сугубо индивидуальны, в других — совпадают с общечеловеческими или являются результатов их интериоризации. "Графическая метафора/уточняет проблему уровня, с которым. вступает во взаимодействие помогающее лицо. Именно здесь могут возникать неожиданные коллизии, особенно — гфи диссоциации уровней. Присущие даже самой гармоничной личности те или иные степени их антиномичности в условиях травмы и ее переживания могут и заостряться, и нивелироваться. Это очень точно схвачено Павлом Коганом: ~ И не'много странно, и немного жутко — что казалось раной, оказалось шуткой. И немного жутко, и немного странно — что казалось шуткой, оказалось раной. А на более "легком уровне" — в анекдоте о человеке, оплакивающем смерть жены: "Оди-и-и-н! Оди-и-и-н! Со-о-ов-се-е-ем одн-и-ин. Оли-ин! Оди-ин?Со-овсе-ем Оди-ин! О-дин?! Один! Сов-сем о-дин! О-дин,о-дин, сов-сем о-дин!" I -': Эти две схемы иллюстрируют некоторые закономерности, важные г для работы С личн™""-'"ч 1фитравмэт«ческ«х-|>асетройствахгв^астностяг~ |"' "Пространства личности" обращают внимание на то,, что ^травматическое событие выступает для человека в двух ипостасях: как | Объективное г^бытие-и-как-еге -'^внутренняя картина": Объективные" |- события—даже самые необычные — не несут в себе -травмирующего ^или'драматического значения, которое формируется при встрече события РсДичм Устными: смыслами. Другое дело, что событие может встречаться ^^рЖЙ^МИ-.прдавляющему большинству личностными смыслами.) 1.№оваййвдЫая в МКБ-10 способность вызвать, диет ресс почти у любого Ж~*^* ^"^"^Ж.^^ * • *' -' ' | ^ловерЩаким образом, является характеристикой не самою события Рю^^та^Шго, а его вшения и фрс-ита вчаимо.^ нствия,'с"Лмчн6стными Ёа^ш&^икЛ. •>»-», •. • • -,-гл-.. Ц '" - 1 ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ ж •. •. ' 1* •. В. Е. Каган (По материалам Первой Рсчхийасо-Американской Школы по работе с постгравматичесхим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1п5иЧи1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Что можно предпринять в стрессовой ситуации В случаях катастроф пострадавшие семьи могут переживать: • Нарастание раздражительности, споров *и семейных ~» Дети цепляются за взрослых, перестают играть или в'едут себя регрессивно. • Болезни и психосоматические проблемы у взрослых и детей. • Истощение. • Снижение интимности: • Злоупотребление алкоголем или другими веществами. | С, Что Вы можете сделать для семьи: * Ж • - Слушать и сопереживать. Сочувствующий слушатель очень важен. ж» Проводить время с травмированным человеком. Ничто не Ж. ' заменяет присутствия человека. §1» Предлагать поддержку и сочувствие. Выраженная вами поддержка УТРАТЫ (по материалам ТЬе Тгаитаис 51ге$51п$1!1и1е, 1992) Контакты н отношения. Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми. Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не в том, что случилось. Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими — '• возмбжш: ош1Т^/к1е^а^6д1тся"в1грёвоге7 Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты. Собираясь периодически с вашими друзьями и людьми, переживающими похожие на вашу ситуации, вы можете создать группу поддержки, важную и для вас и для других. Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей — сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям. 2. Забота о себе. Позаботьтесь о питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело — оно нуждается в уходе и поддержке. • Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам удовольствие. Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим..потребностям; например, выключите -или «е смотрите "Новости", если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным стрессовыми событиями: что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т.д. Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете далее справляться со стрессом. Это трудно. : но используйте те возможности, которые у вас есть. Делайте повседневные житейские дела г— они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим (самой) собой и успокоить тревогу. Время больших стрессов — не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни: если у вас есть выбор — не спешите принимать решение. Не продолжайте действовать.в том ключе, в котором действовали во время кризиса. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, теХспособов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны. ~" 4. Действуйте". ~ Выражайте ваши мнения кому-нибудь связанному с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить. Не избегайте тех сфер жизни — политической, гражданской, общественной — в которых вы можете выразить свою точку зрения. Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там. где это возможно — на работе, среди друзей, соседей. Узнавайте о том. что для вас важно (например, предпринимаемые меры безопасности и т.д.). 5. Помогайте вашим детям справиться со стрессом. Прежде всего, вы можете помочь вашим детям пережить случившееся тем лучше, чем лучше вы справляетесь с вашим собственным стрессом, т.е. вашими "потребностями и переживаниями по поводу случившегося. Говорите с детьми о сл\^и_в_шемся. о_б"их.п.ер.еживания.\-и-страхах-— они заинтересованы в этом. Побуждайте детей спрашивать и отвечайте на их вопросы, Просиспгге их (сами или. если не можете, найдите кого-нибудь) — объ.г.'Яите. что: кое пожар...лподпети: фрорнчм н. ч., «зависимости отх:;- '•!••• •••а про:1'••:"• миего. "И Если вы потеряли кого-то из любимых людей, расскажите детям об этом человеке. Ваши отношения с этим человеком продолжаются постольку, поскольку вы сохраняете память о пережитом вместе с ним. • 6. И щите дальнейшей помощи. Разговаривайте с выминающими у пас доверие представителями общественности. Устанаапивайте контакты с помогающими организациями — Красный Крест и т.д. Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом. вызйв'аеТе очень"оол"ьшуГо"озаооченность у близких "или склонны к саморазрушительном}, или опасномч поведению — алкоголь, наркотики, агрессия — обратитесь к психологу или психотерапевту. 45 В. Е. Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1пзМи1е," СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Установите, что именно в этой ситуации является стрессовым для вас., Особое внимание обратите на поведенческие проявления. Опишите ваши стрессовые реакции на ситуацию. ^ддышите_глубщо.41.задайте себе следующие вопросы: ' •г Изменить свое отношение Взглянуть на стресс как возможность научиться. Подумать о том, что в моей жизни хорошо. Много ли будет подобных ситуаций в году?. Как я могу помочь себе расслабиться? Стоит ли все это того, чтобы так расстраиваться1; Разве кто-то должен решить это вместо меня? Изменить свое поведение Не спешить~и не суе I и I ься-------------------........... Поговорить с кем-нибудь о своих чувствах Не ПЕРЕ-куривать, -пивать, -едать Поискать информации и совета • Заняться любимым делом, почитать, погулять Мой план: 1. 2. 1ЮССТАНОШ1ЕШ1Е ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА В. Е. Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с пбсттравматйческим стрессом, Институт '"Гармония" - О1утр1а 1пзи1и1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Предлагаемые «ДЕЛАТЬ» и «НЕ ДЕЛАТЬ». Приводятся действия, помогающие защитному совладанию, зависящие от травматического события и посттравматической картины. 4* КАК ПОМОГАТЬ ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМУ В. Е. Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Инсппуг "Гармония" - О1утр1а 1п5Ши1е, СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония". 1995) Для непрофессиональных помощников: • Поощряйте клиента к рассказу вам о его (ее)" чувствах. • Не ждите, что мужчина будет лучше-справлятЬея с травмой. — • Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о
• Напоминайте, что переживания клиента нормальны. • Не пытайтесь уверять клиента, что все будет хорошо. - это
• Не пытайтесь навязывать клиенту свои объяснения того, • Не говорите клиенту, что вы знаете - что он переживает. Вы •__ Будьте готовы вообще не говорить. Может быть достаточно • Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, —-—действительной'жертве: можете хами оказаться со-жертвой. • Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ^ '" ' ' '* -^ :"'Л-*' '••'"'• •'"-*"• -• •: •7:-:-ул:., -. V-:.. -^9... • Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи -" :~ прибегнуть к>.-ной помори', даже если ысзмнпря •• о не но влечены д/ в события. Посещайте судебные слушания, встречи общественности и любые мероприятия, которые прямо относятся к травме. Предлагайте клиенту, обратиться за поддержкой. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему. Попытайтесь понять пути, которыми каждый помогает себе на свой лад. Не бойтесь спрашивать - как человек справляется ^цзавлрй. Но не задавайте вопрос6в~~о~дёталях травмы. Если клие-нт говорит об этом - слушайте его. Самое хорошее - следовать за клиентом. Нет никакой необходимости делать все лучше. Не составляйте никаких планов восстановления для клиента и для себя. 5(1 ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ ПО ХОДУ ВОССТЛНОВЛ К! I! 1Я В. Е. Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Институт "Гармоний" - 01утр1а 1пзши1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Для переживших травму Здесь приводятся нормальные реакции после травмы. • Интенсивность и частота проявлений посттравматических • Члены семьи и друзья становятся со-жертвами. У них • Колебания между чувствами, связанными с контролем.
• Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований. • Вспышки пережитого в сознании (Ла$ЬЬаск$) - нормальная • Ситуации, которые живо напоминают пережившем) травму о ней, могут запускать те самые чувства, которые были ----------- непосредственно "после травмы. Это; например. могуТ'оыть годовщины, статьи о чем-то похожем на пережитое, возвращение на место пережитого, судебные данные и проч. • Восстановление после травмы - не мгновенное избавление юн исцеление. Травма - хотя, конечно,.лучше бы ее не было - стали частью Вашего'жизненного опыта. Восстановление можно г 'сравнить с «перевариванием» этого опыта. Оно необхойимо, хоть и нелегко. КОГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ ИСКАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ? • (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а Гпзшш'е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Для переживших травму Так как не существует двух совершенно одинаковых людей, момент, когда становится нужной профессиональная помощь психотерапевта, у разных.чюдей рд^личен.__И..все лсе.мож.на-указать на пюГчгпо у большинства людей достаточно похоже. Итак, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту, когда: • Ваша жизнь идет наперекосяк: супружеские проблемы, • Когда у вас есть хронические физические и телесные • Вы полностью поглощены мыслями о пережитом'.
• Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь. • Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться • Вы испытываете чувство безнадежности, тяжелую депрессию _• Вы надеетесь^что алкоголь или какие-то другие' веогесТва успокоят вашу боль - физическую или душевную. • И, наконец, когда вы просто хотите, чтобы вам^ кто-то ломрг^ РЕБЕНОК И ТРАВМ А В. Е. Каган (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматнческнм стрессом, Институт "Гармония" - О1уптр1а 1л511Ш1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) Пережившие испуг или травмированные лети (особенно — маленькие) выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической' и психологической зрелости для достаточного понимания происшедшего с ними. В большинстве случаев эти поведенческие изменения проходятвхроктггтгеутрго"шести нелеТГьГ Взрослые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о захваченное™ чем-то ужасным. После травмы очень важно, чтобы родители уделяли ребенку как можно больше времени и делали как можно больше для его успокоения. Обычно для детей и для взрослых лучше всего как можно скорее вернуться к обычной повседневной жизни. Но если ребенок очень испуган или ведет себя необычно, не надо ему выговаривать или наказывать. Неплохо уделить дополнительное время в следующие за травмой несколько недель, чтобы поговорить с ребенком о сл\чившемся и стимулировать его к обмену с вами его (ее) чувствами и переживаниями по повод) случившегося. Имейте в виду, что ребенок может нуждаться в нескольких — не одном — разговорах с родителями, прежде чем он сможет разрешить свои сомнения и неясности. Ниже приводятся чаще всего встречающиеся у детей симптомы пережитой травмы: -_.!•. _Н_аибо^е^^^111ая_Бервая..р5акиия_т=^гхрах_Дети -часто не хотят-расстаться с родителями даже ненадолго; некоторые могут в прямом смысле слова цепляться за родителей и нуждаться в ____ их.постоянном, присутствии, физическом контакте с ними-и ус 2. Возможны ночные кошмары с участием не связанных с пережитым ужасных - вещей. Некоторые дети не могут засыпать одни или в темноте. и беспомощность. Вспышки раздражительности и упрямства, неуправляемое поведение (как и перепады настроения) обычно присущи пережившим травму детям.,. - 4. Отказ от посещений школы часто является симптомом 5. У многих переживших травму детей душевная боль отливается ____ пониманием л. полюгать-ребенку-успокои-тьея^-------------------- 6. Обычно отмечается широкий крут проявлений страхового или 7. Многие травмированные дети регрессируют или временами 8. Травмированным детям присущи изменения привычек питания. 9. Некоторые дети воспринимают случившееся как следствие 3. Некоторые дети реагируют» на травматические события гне:-.-">м и враждебностью. О'м'чно --тот г.-;в выражас '\ петскнй стрпч ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМУ (По К. Рупооз & К. Набег "СЫ1с1геп Ехровед ю Сотпшгшу Ую1епсе". Из материалов Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1п$11Ш1е, ГПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995) ОСНОВЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (в подготовке данного материала использованы методические разработки СгурНоп Р1асе, США) " * Находящийся в кризисе человек не ридит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой стороны, с ллот момент человек максимально открыт новому опыту. • Кризис может являться результатом длительно развивающегося • Кризис может возникнуть как_в ответ на_катастрофу^_так_и._ц.а^.... • Кризис может привести к положительным личностным переменам и • Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями. Три стадии развития кризисного процесса Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса совсем не обязательно окажется клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то. начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой. 1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом - используются привычные для человека способы решения проблем ------ задействуются знакомые ресурсы; " - сохраняется гибкость в решении проблемы; - напряжение и релаксация сбалансированы. Если привычные способы решения проблем не срабатывают, • • 2. Стадия 'мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом рае-:огощ_!цеии1.'не\г..•ренности.и.;"гра>".г. - еще больше возрастает напряжение; - происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних — пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации; - уменьшается гибкость в подходе к проблеме; - напряжение преобладает над релаксацией. На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может,получить помощи, наступает следующая стадия. 3. Критическая -с/т/дшь-Характеризуетеятювышением тревоги, ч\ вствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности: - проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, - разрушаются привычные механизмы преодоления; - происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не - человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора. Кризис можетзавершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. Кризисная интервенция: Работа, направленная на выражение сильных эмоции. Уменьшение смятения благодаря процессу повторения. Открытие доступа к исследованию острых проблем. Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента. Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта. Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией - это работа с интенсивными чувствами и -й*»81Ч-»&*да12>5!и' ' "•.Ч1^-'^. •?*'••=";•• /-,/—--л---^«Ж^т/^зда%-.Г-- проблемами. Помощь при кризисе центрирована па проблеме, п не на человеке. Этим кризисная чнпЛ-рненння о:пличиепн:н нт кт1с\'.ич новация 1^-.» пакотсрспии. Основные принципы кризисной интервенции: - кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не наличности; - кризисная интервенция это не консультирование и не психотерапия; - кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации; - нереш
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.013 с.) |