Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Физическая и математическая модели гармонических колебаний.
«Знакомство с колебаниями»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: дать представление о существовании большого и разнообразного класса явлений – колебаний
Ученик: наблюдает явление. Проверяет правильность своих предположений
относительно основных характеристик колебательного движения.
Учитель: демонстрирует в натурном эксперименте различные колебания, например, шарика в сферической ямке, шарика между двумя стенками. Обращает внимание на связь между натурными колебаниями и их компьютерной моделью.
|
|
«Модель пружинного маятника»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: cделать первый шаг к построению математической и физической моделей гармонического осциллятора.
Ученик: наблюдет движение модели. Знакомится с основными параметрами пружинного маятника: жесткостью и удлинением пружины, массой груза. Возвращается к представлениям о периодичности изменений смещения груза, его скорости, действующей на него силы и таким образом закрепляет знания, полученные в натурном эксперименте.
Учитель: демонстрирует колебания пружинного маятника, обращает внимание учащихся на периодичность изменения смещения, скорости, силы. Здесь полезно познакомить учащихся с содержанием окон свойства для пружины и груза.
|
|
«Условия возникновения гармонических колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: решить две методические задачи – установить условия возникновения гармонических колебаний и выяснить влияние на них постоянной силы (в частности, силы тяжести).
Ученик: наблюдает колебания трех одинаковых грузов, прикрепленных к одинаковым пружинам (один подвешен в невесомости, другой –в поле силы тяжести, третий – тоже в поле силы тяжести – движется по абсолютно гладкому столу.
Учитель:обращает внимание учеников, что колебания происходят за равные промежутки времени (можно дать определение периода) и что равнодействующая меняется по одному и тому же закону.
|
|
«Колебания бруска в жидкости»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать общность модели колебаний различной природы.
Ученик: наблюдает явление и график зависимости смещения бруска от времени.
Учитель: объясняет, что колебания будут гармоническими, пока тело частично погружено в жидкость. Доказывает, что в этом случае равнодействующая прямо пропорциональна смещению и направлена в противоположную сторону.
Примечание. В дальнейшем можно будет показать, что от плотностей тела и жидкости период колебаний Т зависит только косвенно, поскольку ими определяется глубина погружения.
|
|
«Превращения энергии»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что сумма кинетической и потенциальной энергий есть величина постоянная.
Ученик: наблюдает колебания маятника и соответствующие показания диаграмм много прибора. Убеждается, что сумма высот окрашенных частей всегда равна максимальной высоте одного из столбиков.
Учитель: в случае необходимости напоминает зависимости кинетической энергии от массы и скорости груза, а потенциальной – от жесткости и смещения пружины.
|
|
«Четверти периода»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: становить пределы изменения различных величин при гармонических свободных колебаниях.
Ученик: наблюдает пределы изменения смещения, скорости, ускорения, равнодействующей, кинетической и потенциальной энергий по четвертям периода колебаний и заполняет специальную таблицу.
Учитель: вводит понятие четвертей периода.
Примечание. Если понятия свободных колебаний, периода и частоты не были ранее определены, то это надо сделать сейчас.
|
|
«Характеристики колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: установить, какие характеристики свободных гармонических колебаний зависят от параметров системы и от каких именно.
Ученик: устанавливает качественные зависимости характеристик движения от параметров системы, меняя параметры системы. Усваивает, что является параметром системы, а что – характеристикой движения.
Учитель: совместно с учениками разрабатывает план получения количественных зависимостей. Этот план реализуется при помощи нижеследующих экспериментов.
|
|
«Измерение характеристик – тренажер»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: научить читать графики колебаний.
Ученик: измеряет период и амплитуду колебаний пружинного маятника при различных значениях жесткости пружины.
Учитель: показывает, как менять параметры системы, проверяет результаты
Примечание. Без умения читать графики дальнейшая работа с программой становится невозможной.
|
|
«Период и амплитуда»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: доказать независимость периода от амплитуды.
Ученик: определяет период колебаний при различных амплитудах. Убеждается, что период от амплитуды не зависит. Учитель организует работу учащихся.
|
|
«Лабораторная работа Т(m, К)»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: установить количественную связь между периодом, жесткостью и массой.
Ученик: меняя параметры системы, устанавливает зависимость между параметрами и характеристиками пружинного маятника. Результаты измерений заносит в таблицу, строит графики, устанавливает аналитическую зависимость. Определяет коэффициент пропорциональности 2.
Учитель: помогает ученику установить аналитическую зависимость.
|
|
«Определение массы»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: практическое применение знаний в знакомых ситуациях.
Ученик: измеряет массы, используя пружину известной жесткости.
Учитель: проверяет выполненную работу.
|
|
«Определение жесткости»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: практическое применение знаний в знакомых ситуациях.
Ученик: измеряет жесткость при известной массе.
Учитель: проверяет выполненную работу.
|
|
«Космонавт»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: применение полученных знаний в незнакомых условиях.
Ученик: создает модель установки для взвешивания космонавта в невесомости.
Учитель: помогает ученику в создании эксперимента, советует, каким инструментом и как нужно пользоваться. В качестве примера приводится один из вариантов правильного взвешивания.
|
|
Кинематическая модель свободных гармонических колебаний.
«Связь колебательного и вращательного движений»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| |
| | Цель: показать связь между характеристиками колебательных и вращательных движений.
Ученик: исследует явление, меняя скорость вращения диска.
Учитель: объясняет работу модели и формулирует задание: определить, какие параметры движения по окружности и как связаны с характеристиками
колебаний – амплитудой и периодом. Указывает на широкое применение подобных механизмов в технике.
| |
«Колебания и проекция»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: наглядно показать, что проекция точки, равномерно движущейся по окружности, совершает гармонические колебания.
Ученик: Наблюдает за движением модели.
Учитель: Объясняет работу модели. Обращает внимание учеников на то, что все характеристики движения колеблющейся точки (координата, скорость, ускорение) являются проекциями соответствующих характеристик точки, равномерно движущейся по окружности.
|
|
«Смещение»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: закрепить понимание закона, определяющего зависимость координаты от времени.
Ученик: подбирает такие массу груза и жесткость пружины, при которых круговая частота колебаний совпадает с угловой скоростью вращения точки окружности.
Учитель: ставит задачу и проверяет работу учащихся, объясняет происхождение коэффициента 2π.
|
|
«Математический маятник. Физический маятник»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: ввести понятие математического и физического маятников. Показать, что для каждого физического маятника можно подобрать такую длину нити математического маятника, что периоды их колебаний будут одинаковы.
Ученик: исследует явление. Меняя длину нити, добивается, чтобы частоты колебаний двух маятников совпали.
Учитель: Вводит понятия физического и математического маятников. Ставит проблему выбора модели (какой из маятников, физический или математический, изучать сначала).
|
|
«Затухающие колебания.Сухое трение»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: ввести понятие затухающих колебаний на примере колебаний с сухим Трением. Изучить характер этих колебаний.
Ученик: исследует характер изменения картины колебаний, меняя параметры модели (массу бруска, жесткость пружины).
Учитель: демонстрирует натурный опыт по колебаниям бруска на столе. Объясняет, почему в демпферах измерительных приборов стараются максимально уменьшить сухое трение. Предлагает один из вариантов объяснения уменьшения амплитуды: в связи с перемещением точки равновесия.
|
|
«Время затухания»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: изучить колебания, затухающие под действием силы, пропорциональной скорости. Показать, что время затухания не зависит от начальной амплитуды и что период колебаний не меняется со временем5
Ученик: исследует явление. Меняя положение равновесия, убеждается, что период колебаний не зависит от амплитуды и остается постоянным во времени.Определяет число периодов, за которое амплитуда уменьшается в 10 раз, меняя коэффициент демпфирования.
Учитель: демонстрирует затухание колебаний натурных маятников при различных демпферах. Вводит понятие времени затухания.
|
|
«Сравнение периодов затухающих и свободных колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| |
| | Цель: показать, что период собственных колебаний отличается от периода свободных и что при достаточно большой добротности эта разница настолько мала, что на практике ею часто пренебрегают.
Ученик: наблюдает влияние коэффициента демпфирования b жесткости пружины и массы груза на характеристики колебательного процесса.
Учитель: объясняет влияние отношения b / m на частоту колебаний и время затухания.
| |
«Определение относительной потери энергии за период»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что относительная потеря энергии за период – величина
постоянная, зависящая от b / m.
Ученик: производит измерения потерь энергии за период.
Учитель: вводит понятие добротности (в явном или неявном виде). Объясняет, как пользоваться компьютерной моделью. В сильных классах можно произвести следующие выкладки.
|
|
«Сложение колебаний.Пример сложения колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что сложение колебаний – это сложение перемещений.
Ученик: меняет параметры уравнений, задающих законы движения поршней, исследует явление сложения колебаний.
Учитель: определяет, что значит сложить колебания.
|
|
«Сложение колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: познакомить с частными случаями движений, возникающих при сложении колебаний.
Ученик: меняя параметры уравнения движения системы, получает различные важные случаи колебаний: биения, удвоение амплитуды, покой как результат сложения колебаний.
Учитель: объясняет процедуру сложения колебаний. Проверяет результаты Работы.
Примечание. На этой модели можно провести упражнение по определению частоты колебаний по частоте биений.
|
|
Вынужденные колебания.
«Пример вынужденных колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| |
| | Цель: показать, каким образом можно получить вынужденные колебания.
Ученик: исследует явление. Получает разные виды колебаний: затухающие, незатухающие, вынужденные, меняя параметры колебательной системы.
Учитель: вводит понятие вынужденных колебаний.
| |
«Автоколебания. Анкер»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: изучить блок-схему автоколебаний на примере анкерного механизма.
Ученик: знакомится с устройством и работой анкерного механизма, строит блок-схему автоколебаний анкерного механизма.
Учитель: демонстрирует работу маятниковых часов, вводит понятие автоколебаний, объясняет их блок-схему.
|
|
«Механическая модель генератора релаксационных колебаний»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: познакомить учащихся с принципами устройства генератора релаксационных колебаний.
Ученик: наблюдает работу генератора. Устанавливает соответствие между блок - схемой генератора и моделью.
Учитель: указывает учащимся на широкое использование генераторов релаксационных колебаний (особенно в радиотехнике).
|
|
«Параметрический резонанс»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: изучить явление параметрического резонанса
Ученик: наблюдает явление параметрического резонанса
Учитель: обращает внимание учеников на отличие этого вида резонанса от рассмотренного ранее; сообщает, каким образом внешняя сила совершает положительную работу; разбирает достаточно интересный случай параметрического резонанса – раскачивание на качелях.
|
|
«Связанные колебания»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: познакомить учащихся с явлением связанных колебаний.
Ученик: наблюдает связанные колебания.
Учитель: обращает внимание учеников на особенности связанных колебаний: повторяющаяся перекачка энергии от одного пружинного маятника к другому, поочередная их остановка, перемена фазы на противоположную при выходе из положения равновесия, сдвиг фаз колебаний маятников на 180°.
|
|
Комплект компьютерных экспериментов «Электростатика»
«Взаимодействие точечных зарядов»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: помочь ученикам разобраться с процессами, происходящими в системах, состоящих из нескольких точечных зарядов.
Ученик: изучая явление, наблюдает за изменением потенциальной и кинетической энергий системы и сил, действующих на каждый заряд. Предлагает свои варианты задач. Решает задачи.
Учитель: совместно с учениками формулирует условия задач, проверяет, как ученики усвоили «физику» изучаемого процесса. Примечание. В Т1 рассматривается отталкивание одноименно заряженных тел, в Т2 – притяжение симметрично расположенных разноименно заряженных тел.
|
|
«Колебания заряженного тела.Колебания»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что в электростатических системах могут возникать колебания; научить находить в таких системах положение устойчивого равновесия.
Ученик: наблюдает явление. Убеждается, что изменение величины заряда не сказывается на характере движения.
Учитель: организует повторение, проводит аналогию с механическими явлениями, например, со звучащей струной, обсуждает условие задачи. Обращает внимание на то, что если бы заряды не были закреплены, то система не имела бы положения равновесия.
|
|
«Модель произвольной системы зарядов»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что в чисто электростатических системах положение устойчивого равновесия отсутствует.
Ученик:пытается найти положение устойчивого равновесия и убеждается, что это невозможно.
Учитель: предлагает учащимся найти положение устойчивого равновесия или доказать, что оно не существует. Доказывает соответствующую теорему
Примечание. Эта теорема понадобится при изучении темы «Атом Резерфорда–Бора».
|
|
«Заряд на наклонной плоскости. Исследование»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: научить учащихся исследовать сложные движения.
Ученик: наблюдает явление, исследует движение системы при различных ее параметрах.
Учитель: руководит исследовательской деятельностью учеников, распределяет темы сочинений или устных ответов.
Примечание. Чтобы получить различные виды колебаний (такие, как колебания, близкие к гармоническим и явно негармонические, сложные движения с подскоками после удара о горизонтальную поверхность, скатывание с горизонтальной поверхности), достаточно менять только отношение заряда к массе подвижного тела.
|
|
«Модель опыта Резерфорда»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: дать наглядное представление о «классическом» эксперименте Резерфорда, показать, каким образом физики пришли к идее о существовании атомного ядра.
Ученик: наблюдает явление, меняя величину и направление скорости, устанавливает факторы, влияющие на угол рассеяния.
Учитель:объясняет, какие именно особенности опыта Резерфорда моделируются компьютером. Показывает, как по этим данным можно определить размеры ядра. Проще всего это сделать при лобовом столкновении (угол отклонения 180°).
|
|
«Модель атома по Резерфорду»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: исследовать движение электрона вокруг неподвижного ядра (модель
атома водорода).
Ученик: наблюдает явление. Меняя параметры системы, устанавливает на качественном уровне зависимость скорости вращения от заряда и массы. Решает задачу.
Учитель: проводит аналогию между движением спутника и электрона, обсуждает условие задачи.
|
|
«Неустойчивость атома Резерфорда»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Потери энергии на излучение имитируются потерями на преодоление сопротивления среды.
Цель: продемонстрировать неустойчивость атома Резерфорда.
Ученик: наблюдает явление, описывает характер движения «электрона», устанавливает качественную зависимость «времени жизни» от величины
сопротивления (интенсивности излучения).
Учитель: указывает на сходство и различие между рассматриваемой моделью и моделью атома Резерфорда.
|
|
«Диполи.Модель взаимодействия диполей, имеющих ось вращения»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: исследовать характер движения системы, состоящей из двух диполей.
Ученик: наблюдает явление, устанавливает положения устойчивого и неустойчивого равновесия. Решает задачу.
Учитель: совместно с учениками формулирует возможные варианты задачи. Проверяет решение.
|
|
«Модель взаимодействия свободных диполей»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: исследовать характер взаимодействия свободных диполей.
Ученик:наблюдает и изучает явление. Предлагает свои варианты задачи. Решает задачу. Прежде чем приступить к решению, ориентирует диполи вдоль одной прямой, обращая их друг к другу разноименными зарядами.
Учитель: совместно с учениками обсуждает варианты задачи. Проверяет решение.
|
|
«Движение заряда в поле диполя. Исследование»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: закрепить навыки анализа физического явления.
Ученик: исследует причины возникновения дугообразной траектории движения заряда в поле диполя.
Учитель: ставит задачу. Организует обсуждение.
|
|
«Диполь в поле заряда»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать, что диполь втягивается в электрическое поле.
Ученик: исследует явление. Решает задачу. Прежде чем приступить к решению задачи, ориентирует диполь, согласно условию. Следует обратить внимания на то, чтобы диполь был повернут к одиночному шару одноименным ему зарядом.
Учитель: организует обсуждение наблюдений. Обращает внимание учеников на характерную особенность явления: диполь перемещается в сторону возрастания напряженности электрического поля. Проверяет решение задачи.
|
|
«Модель взаимодействия произвольной системы свободных диполей и точечных зарядов»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: развить навыки описания движения сложных систем. Дать предварительное наглядное представление о некоторых процессах в электролитах при электролитической диссоциации.
Ученик: наблюдает и описывает поведение объектов, конструирует и исследует собственные системы.
Учитель: распределяет темы сочинений и устных сообщений.
Примечание. Чем больше объектов, тем больше времени нужно живой Физике для расчета движения.
|
|
Однородное поле.
«Лабораторная работа. Моделирование опыта Милликена»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: ознакомить учащихся с классическим опытом Милликена, а также с одним из методов исследования – методом компенсации
Ученик: проводит несколько опытов при различной «освещенности» капли. В каждом опыте определяет кулоновскую силу по величине силы сопротивления при установившемся движении. Подсчитывает наименьшее общее кратное кулоновских сил из всех опытов, которое и будет равно значению элементарного заряда.
Учитель: рассказывает о значении опыта Милликена и объясняет методику его проведения.
|
|
«Модель движения точечного заряда, влетающего в однородное поле под углом к силовым линиям»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: показать аналогию между движением тела, брошенного под углом к горизонту, и движением заряженного тела, влетающего в однородное электрическое поле.
Ученик: меняя параметры системы, добивается идентичности траекторий полета тел в электрическом поле и в поле земного притяжения.
Учитель: обращает внимание ребят на то, что подобие траекторий обусловливается тем, что оба движения происходят под действием постоянной силы, действующей под углом к начальной скорости. Обсуждает варианты задачи.
|
|
«Модель колебаний заряженного шарика на нити в однородном электрическом поле»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: закрепить представления об аналогии между гравитационным и кулоновским полями. Показать, что период колебаний маятника, находящегося под действием электростатического поля, зависит от массы.
Ученик: определяет на качественном уровне, от каких параметров и как зависит период колебаний маятника. Решает задачи.
Учитель: проводит аналогию между кулоновским и гравитационным полями, в частности обращает внимание учащихся на то, что ускорение свободного падения можно назвать напряженностью поля гравитации, обсуждает совместно с учащимися варианты задачи.
|
|
«Диполь в однородном поле»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: познакомить с поведением диполя в однородном поле.
Ученик: наблюдая движение модели при различных ее параметрах, исследует ее движение: определяет устойчивую и неустойчивую ориентации диполя относительно направления электрического поля; экспериментально проверяет независимость периода колебаний диполя от напряженности. Отвечает на вопросы, содержащиеся в окне модели. Решает задачи.
Учитель: обращает внимание ребят на то, что диполь имеет собственную частоту и может совершать собственные и вынужденные колебания. При решении задачи 2 можно использовать более простую модель.
|
|
Электростатическая индукция.
«Притяжения одноименно заряженных тел»
| Скриншот компьютерного эксперимента
| Цель: наглядно продемонстрировать явление электростатической индукции и поведение проводников в электрическом поле
Ученик:наблюдая за процессом появления наведенных зарядов, качественно определяет условия, при которых одноименно заряженные тела притягиваются.
Учитель: распределяет темы сочинений или устных ответов. В сильных классах предлагает произвести количественную оценку условий притяжения одноименно заряженных тел.
|
|
|