Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучать всех, как сильных, так и слабых.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Система Л.В. Занкова – это универсальная педагогическая технология, а значит, эффективна для всех детей, у которых нет психических и интеллектуальных патологий. Принцип обучения в быстром темпе не должен реализовываться в ущерб детям, воспринимающим материал медленнее. В то же время нельзя тормозить тех детей, которые учатся быстрее. Принцип универсальности обучения предполагает дифференцированный подход к детям. Выполнение задачи обучения как сильных, так и слабых Л.В. Занков связывал с выявлением, формированием и рациональным использованием индивидуальных склонностей и способностей каждого ученика. Направленность педагогического процесса на личность конкретных детей – требование хорошо представленное в трудах Л.В. Занкова. Таким образом, его можно считать одним из основателей личностно-ориентированной парадигмы образования, признанной сегодня официальным направлением организации образования в России. Основной формой организации обучения в системе Л.В. Занкова является урок. Экспериментальная деятельность Занкова и его учеников позволила значительно развить эту традиционную организационную форму обучения. Прежде всего, Л.В. Занков отказывается от объяснительно-иллюстративного метода обучения и предлагает опираться на проблемный и поисковый методы. Знания не сообщаются в готовом виде, а формируются у детей как результат собственного поиска, наблюдения, анализа фактов, эксперимента, мыслительной деятельности. Определяющее значение приобретает озарение, вдохновение и их стимулирование методами беседы, диспута, анализа и др. «Коллизии» – так называл Л.В. Занков обсуждения возникающих проблем на уроке, для решения которых ребята предлагают самые разные гипотезы. Возникает спор, каждый настаивает на собственном решении. Следует проверять все, все результаты проверки проанализировать, чтобы понять, почему и как получилось то или иное решение, верен ли ответ? Если задача решается несколькими способами, какой более рациональный, удобный, интересный, эмоциональный и приятный? «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждения, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками»[16]. Вообще, главным знаком системы Л.В. Занкова можно признать знак вопроса. Именно он побуждает человека искать ответ, а для этого анализировать условие, вопрос задачи, предполагать возможные направления поиска. Важны те вопросы, которые дети задают учителю и взрослым, но более важны вопросы, которые они задают себе! Чем я владею и что мне надо, чтобы решить возникшую передо мной задачу? Что я должен сделать, чтобы найти ответ на свой вопрос? Где я могу получить недостающую информацию? Занковский урок – это творческий совместный поиск учителя и детей знаний, нового, интересного, прекрасного. Он не может быть проведён по заранее написанному конспекту. Можно только продумать те проблемы, которые будут ставиться на уроке перед детьми, насколько они отвечают возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, какие способы предъявления этих проблем, какие психические качества и процессы развивают разрешение этих проблем. Если есть какой-нибудь рисунок – значит нужно что-нибудь с ним сделать: рассмотреть, что-то измерить, подвергнуть его каким-нибудь метаморфозам и пр. Не должно быть наглядности для занимательности. Леонид Владимирович был категорически против занимательной игры и наглядности на уроке. Учебная деятельность предполагает преодоление себя и развитие, т.е. стремление вперёд, а не откат назад к дошкольной игре. Игра и наглядность должны быть наполнены дидактическим смыслом. Ребёнок должен стремиться к открытию, а не к игре. Но если игра стимулирует стремление к открытию, если она эффективна для развития ученика, значит она оправдана. Главным логическим приёмом системы Л.В. Занкова является сравнение. В ходе обучения постоянно сравнивается: известное с неизвестным, фигуры, буквы, знаки, слова, выражения, задачи, их варианты решения и ответы и пр. В ходе сравнения возникают предположения решения учебных задач. Притом, что урок у Л.В. Занкова – это свободное творчество, важно, чтобы это творчество было последовательным. Знания должны предлагаться в таком порядке, чтобы «одно из них находило своё естественное продолжение в последующих заданиях. … Учащиеся должны привыкнуть анализировать связи и закономерности. А это возможно только через реализацию принципа системности. Очень важно, что эти связи не внешние, формальные, а внутренние, существенные. Они определяются не тем, что изучение кусков материала соседствует во времени, а тем, что каждое соотношение частей материала знаменует собой поступательное движение в формировании системы знаний у школьников. Без интенсивной работы ищущей мысли школьника невозможно формирование системы знаний»[17]. Основной заслугой Л.В. Занкова в дидактике является то, что он доказал необходимость включения эксперимента в школьную педагогическую практику, показал, что только через анализ своих действий в плане эффективного развития учащихся, учитель реализует цель своей деятельности. Когда учитель может доказать, что его действия позитивно влияют на личность детей, он может быть уверен в своём деле. «Наше исследование – писал Л.В. Занков – взятое в целом, представляет собой, по сути дела, одну из разновидностей изучения и обобщения опыта школ и учителей. Конечно, мы имеем при этом в виду не только выявление передового опыта, но и его научное объяснение[18]». В этом ключе, проводимая нами конференция, материалы которой публикуются в настоящем издании, соответствует Занковскому направлению в работе, поскольку основной целью наших собраний является именно обобщение и научная оценка передового опыта учителей с надеждой выработать направления повышения эффективности развивающего обучения, реализуемого ими. Показателем эффективности учительской работы является качество самостоятельной деятельности учеников. Если ученик приобретает новые актуальные для него способы действий, если повышается его личностная эффективность, если он стремится познавать мир вокруг себя и себя в окружающем мире – значит осуществляется верно развивающее обучение, большой вклад в технологию которого внёс Л.В. Занков. Система Л.В. Занкова предполагает приоритет конкретного развития личности, учёт её интересов при обучении и воспитании. Таким образом, её можно рассматривать как предпосылку личностно-ориентированного обучения, декларируемого сегодня на государственном уровне как ведущее направление развития образования.
Зависимость качества обучения от соотношения Репродуктивных и продуктивных методов Л.В. Старилова учитель начальных классов (гимназия № 1, г. Воскресенск) В теории и практике обучения долгие годы школьника рассматривали в качестве объекта учебно-воспитательных воздействий, благодаря которым он должен овладеть определённым потенциалом знаний. Основным методом обучения был репродуктивным, преобладали приёмы повторения, деятельность по образцу. Главным результатом такого обучения было накопление знаний и умений, а развитие мышления, сознания и личностных качеств отступало на второй план. Учебники нового поколения, разработанные по системе Л.В. Занкова, построены на деятельностной основе и направлены на всестороннее личностное развитие младших школьников. В качестве общего основания выступает организация многогранной учебной деятельности школьников, включающей познавательную практическую деятельность, взаимодействие с объектами окружающего мира, коммуникативную деятельность. Переакцентация традиционных компонентов, преимущественно информативных методов, в аспекте задачи личностного развития должна осуществляться в рамках расширения деятельностного подхода. В этой связи правомерным можно считать увеличение аппарата усвоения, объёма самостоятельных работ по освоению содержания, заданий в задачной форме, вовлечение школьника в планирование и осуществление учебного процесса. В практическом плане это означает, что ученику передаётся часть функций учителя. Учащийся, с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового материала: формулирует правило, тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым на уроке упражнениям. Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств интеллекта. Включение школьников в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию, обобщение, обеспечивает разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Любая форма организации учебной деятельности в условиях классно-урочной системы, конечно, включают коммуникативное взаимодействие учащихся. Личностно-ориентированное обучение меняет схему и иерархию связей, взаимоотношений «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция ученика как организатора познавательной деятельности. Возникают отношения партнёрства, активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности. Такой подход к обучению школьников с преобладанием продуктивных методов обучения будет способствовать повышению качества обучения, всестороннему личностному развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.01 с.) |