Методические приёмы и средства реализации системы Л.В. Занкова в начальных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приёмы и средства реализации системы Л.В. Занкова в начальных классах



А.А. Рябикова,

(МОУ «СОШ № 26», г. Воскресенск)

 

 

Большой опыт работы по системе Л.В. Занкова позволяет мне утверждать, что эта система эффективна во всех классах школы. Она реализует две основные цели современного образования: развитие личности относительно самого себя и организация сотрудничества в системе учитель – ученик.

Развитие человека предполагает качественную перестройку его мыслительной деятельности. Л.В. Занков определял развитие личности как усовершенствование ума, воли, чувств. Ум проявляется в наблюдательности, умении видеть разные стороны в одном предмете; воля начинается с желания, постановки цели и попытки её достижения; развитие чувств – с радости познания, умения любить и защищать красоту, стыда и любви к людям на пути порядочности и совести. Такое развитие происходит на каждом уроке по системе Занкова.

Учебники Занковской системы построены с учётом принципов целостности, системности и последовательности, т.е. все предметы связаны между собой. Так, целью «Азбуки», используемой детьми в 1 классе, обучающимися по системе Занкова является достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Она позволяет и читающим и нечитающим детям, с равным успехом, погрузиться в удивительный и разносторонний мир знаний.

У детей в 6 – 8 лет развита ассоциативная память и косвенное восприятие. Программа составлена так, чтобы дети быстро продвигались в развитии. С первого класса даётся существенный объём сведений о роле теоретических знаний. Вводятся термины: «существительное», «прилагательное», «глагол»; категории: «число» и «род» (существительных), «форма» и «вид» (глаголов); «предложение» (его виды); «морфемный состав слова», «орфограмма».

Фрагмент урока: «Как ввести части речи?»

(на доске: имена существительные, прилагательные, глаголы)

- У. Как можно разделить эти слова на три группы?

- У. А если к каждому слову задать вопрос?

(ученики предлагают свои ответы, в рассуждение втягиваются все)

- У. А слова «красный», «побежал» подходят к выделенной группе?

- У. Выделим первую группу?

- У. Почему «стол» и «стул» мы выделили в одну группу? Может мы ошиблись?

- У. Что обозначают слова?

- У. Подбери ещё слова, обозначающие предмет…

Учитель вводит термины, т.е. слова, которые вошли в первую группу – это имена существительные.

На уроке ребёнок всё время интенсивно мыслит. На каждом этапе работы обеспечивается взаимосвязь накопленных знаний. Материал подобран так, что всё время идёт процесс возвращения к изученному на новом витке знаний.

Особое значение в системе Занкова имеет правильная организация помощи детям.

Примеры: 1) «Песенка алфавита»

(учитель ведущий). Дети хором называют показанную в азбуке (на радуге) букву,

(ученики по очереди ведущие) продолжают песенку до конца.

Заканчивая азбуку, дети выучивают наизусть название и последовательность всех букв.

2) игра «обозначь звук»

Учитель называет слова: чашка - [ч], енот – [й о]

3) игра: напечатай в станок соседей буквы …

4) При изучении букв и звуков помогает «пирамида». Работа идёт блоками с опорой на пирамиду в сравнении.

 
 

 

 


С третьей четверти первого класса дети начинают каждую неделю писать сочинения. Эта работа требует учёта реализации следующих принципов системы:

1) учить ребёнка самовыражаться. Постепенно от устных рассказов дети переходят к письменным высказываниям. Темы сочинений могут быть любыми, например: «Как я провёл лето?»

2) развивать активную речевую деятельность из потребности детей выразить свои чувства, впечатления, наблюдения. Учить ребёнка говорить – значит учить его видеть и наблюдать, чувствовать.

Источники сочинений: экскурсии, рассмотренные картины (например, простые репродукции).

Сочинения можно подразделить на два типа: репродуктивные («Расскажи о любом математическом знаке»; «Докажи, что мышь дикое животное»; «Новогодний праздник»; «Что я знаю о белке?»; «Почему идёт дождь?») и фантазии («Что бы я сделал, если бы был волшебником?» «О чём мне рассказала капелька дождя?» «Если бы я был взрослым…, «Ну и зима[ в конце предложения знак не ставится, дети додумывают сами ]»).

Основанием для проведения сочинения может быть увиденное классом по пути в библиотеку: видели в луже воробьев – понаблюдали – поговорили об этом – сочинение: «О чём чирикал воробей?»

В работе над сочинением важно правильно организовать проверку и оценку. Отметка не ставится, оценка должна быть. При проверке, зелёным подчёркивается то, что понравилось, зачёркиваются неправильные буквы. Учитель пишет краткую рецензию на сочинение. На следующем уроке – зачитываются лучшие сочинения и фрагменты, говорится и о неудачах, но с обязательным указанием возможных путей исправления недочётов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.007 с.)