Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты для макетирования↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
УДК 745.54 ББК 85.125.9
ISBN 978─5─361─00120─0 © Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2010 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова
Ю. М. Калинин, М. В. Перькова
АРХИТЕКТУРНОЕ МАКЕТИРОВАНИЕ Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия по направлению «Архитектура» Белгород
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...….………5 1. История макетирования……………………….……...………..……..6 2. Материалы и инструменты. Рекомендации по их использова- нию……………………………………………………………….....….13 2.1 Материалы для макетирования………………………………….13 2.2 Инструменты для макетирования……………………………….36 3.Основные приемы макетирования….…………………………….…40 3.1 Рекомендации по изготовлению бумажных сложных форм…....43 4.Макетный метод. Составные части архитектурного макета…......51 Практические задания по макетированию из бумаги Пластика поверхности……………………………...……………..…….70 Практическое задание № 1.Членение поверхности прямолинейным геометрическиморнаментом…...………………...………………..…....70 Практическое задание № 2.Членение поверхности криволинейным орнаментом……………………………………………………………….72 Практическое задание № 3.Архитектоника замкнутой формы со складчатой поверхноcтью……………………………………………..........................73 Практическое задание № 4. Тектоника. Одно из основных напря- жённых состояний материальной формы…………………………......74 РЕЛЬЕФ…………………………………………………………………...76 Практическое задание № 5.Фронтальная композиция из простых геометрических элементов……………………….………....……....….76 АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ……………………………….….78 Практическое задание № 6. Простое арочное сооружение (тоннель, портал)…………..........................................................................…..….…78 Практическое задание № 7. Памятник архитектуры……….…….….81 ПРОСТЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА……………………………….84 Практическое задание № 8.Выполнение макетов простых геометри- ческих тел………...………………………………………………...……..84 Практическое задание № 9.Выполнение макета из правильных и неправильных геометрических тел………………………….………….………85 УСЕЧЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА…………………………....87 Практическое задание № 10.Макеты усеченных геометрических фигур………….………………………………………………..……….…87 СТРУКТУРА ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ……………………………..….…90 Практическое задание № 11.Формирование объема шара с помощью взаимно перпендикулярных секущих плоскостей……………………..90 Практическое задание № 12.Формирование объема конуса с помощью взаимно перпендикулярных секущихповерхностей………….….……92 5. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ФОТОАНАЛИЗ ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ…………………………………………………………………….…94 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………….…………97 Приложения…………………………………………………………..…..98 Приложение 1.Упражнения по формообразованию …………..……… 98 Приложение 2.Упражнения по макетированию …………………… …100 Приложение 3.Упражнение по усилению свечения между объемами…………………………………………………………….…..102 Приложение 4. Архитектоника замкнутой формы со складчатой поверхностью………………………………………………………..….105 Приложение 5. Упражнения по обогащению объема………........…..107 Приложение 6. Упражнения по обогащению фронтальной поверхности…...………………………………………………………...109 Приложение 7. Макеты к заданиям по проектированию……………111 Приложение 8. Макеты представленные на конференции «Зодчество 2007»……………………………..…...……...…………….112 Приложение 9. Макеты дипломных проектов……………………….113 Приложение 10. Макет проекта благоустройства территории БГТУ им. В.Г.Шухова …………………………...…………………….116 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...….….117 ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач архитектурного образования является развитие у студентов объемно-пространственного мышления, необходимого для дальнейшей творческой деятельности. Макетированию отводится важное место в творческом учебном процессе, который начинается с изучения основ архитектурного проектирования и объемно-пространственной композиции. Все задания по этим дисциплинам выполняются в макетах. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор. Макет открывает возможность более полного, правильного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурных идей, макет позволяет полнее представить вертикальные проекции (фасады и разрезы) и горизонтальные (планы). Макет развивает объемно-пространственное видение и архитектурно-образное мышление. Это очень важно для процесса проектирования. Рабочий макет дает возможность наглядно представить свои идеи и свободно оперировать объемами и пространством. Работа с объемными элементами и формами позволяет усвоить определенные приемы и навыки макетного дела, знакомит со свойствами бумаги и картона как основных материалов, используемых в учебных макетах. Во время работы над макетом используются знания и навыки, полученные при выполнении чертежей, происходит закрепление материала, полученного при изучении начертательной геометрии. При выполнении макетных упражнений происходит усвоение теоретических знаний из курса «Объемно-пространственная композиция». Особое внимание уделяется упражнениям, помогающим понять сочетания сложных геометрических форм с криволинейными поверхностями. В процессе работы изучаются технические приемы и приобретаются навыки макетирования. Материал, изложенный в данном пособии, используется в учебном процессе в рамках спецкурса «Объемно-пространственная композиция», читаемого на кафедре архитектуры и дизайна на 1─2 курсах специальностей «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды» и на протяжении всего периода обучения студентов в рамках курса «Архитектурное проектирование». ИСТОРИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ История изготовления архитектурных макетов зданий началась почти одновременно с возникновением монументального строительства: именно в тот момент, когда впервые потребовалось объемно-пространственное изображение проектируемого здания. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов. В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева (рис. 1).
Рис. 1. Ярослав Мудрый, держа- Рис. 2. Макет Камерино в руках щий макет Киева покровителя города св. Венециано А венецианский живописец Карло Кривели написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города св. Венециано» (рис. 2). Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри ─ маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию (рис. 3). Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен (рис. 4). Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого - строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв. (см. рис. 1), на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в). При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего (рис. 5). Русские зодчие XVIII─XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и интерьера здания. Пример макет Исаакиевского собора (рис. 6), храма Спаса на Крови Санкт-Петербург (рис. 7).
Рис. 3. Пасхальное яйцо Рис. 4. Кукольные работы К. Фаберже домики
Рис. 5. Архитектор Огюст Монферран с макетом собора Рис. 6. Макет Исаакиевского собора
Рис. 7. Макет храма Спаса на Крови Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике ─ макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.
На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов. Макет необходим: ─ для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора; ─ рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений); ─ как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией); ─ как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора; ─ как необычный подарок (макеты «фэнтези» ─ сооружений из фильмов и мультфильмов).
Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в пропедевческих курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стилеобразования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.). Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году. Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира. Работу с материалом он построил как поиск формообразования в отношении к конструкции. Чтобы наиболее полно почувствовать возможности материала в организации пространственной композиции, макеты выполнялись без использования обрабатывающего инструмента, преимущественно только одними руками. Материалом, как правило, была бумага, солома, фольга. Альберс видел в этом особый смысл. Так, бумага используется в композиции не в своем обычном назначении – как поле для письма, а как материал для построения пространственной формы, обладающей конструктивной прочностью. Приобретают значение ее края, форма и направление складок, положение в пространстве отдельных элементов, вид ее соединения между собой: врезание, скручивание и прочее. Склеивать бумагу не рекомендуется. Применяется главным образом сшивание и скалывание с помощью булавок. В процессе работы учащиеся открывают для себя новые возможности бумаги в гибкости, жёсткости, сжатии, растяжении. Следует отметить, что Альберс требовал не просто продемонстрировать некий технический прием, но решить композицию, добившись определенной ее выразительности. К технологической стороне предъявлялись строгие формальные ограничения. Например, обязательно использовать определенный формат бумаги, при раскрое исключить отходы и прочее. Альберс считал, что такие упражнения являются отличной тренировкой в развитии пространственного и конструктивного мышления. В учебных композициях из курса Альберса отмечается, прежде всего, единство формы и конструктивной логики. Много внимания уделялось и комбинаторному мышлению, умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Высокую оценку методики Альберса дает Клод Шнайдт – влиятельный исследователь наследия Баухауза. Он утверждает, что Альберс, унаследовав положения пропедевтики Иттена и Моголь-Надя, сумел развить ее в направлении большей объективности содержания, подчеркивая эмпирический характер. В подтверждение он приводит следующее высказывание Альберса: «Именно свободное экспериментирование, не отягощенное предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, дает желаемые результаты, придает уверенность себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевческого курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…». До сегодняшнего дня в архитектурном образовании при изготовлении учебных макетов и упражнений в качестве основных материалов используют бумагу и картон.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Материалы для макетирования
При объемном макетировании могут использоваться различные материалы, выбор которых зависит от масштаба и назначения того или иного макета (рис. 8). Однако основным материалом для выполнения архитектурных макетов является бумага.
Рис. 8. Материалы для макетирования
Бумагу используют при изготовлении эскизных и учебных макетов. Применяют главным образом чертежную бумагу (ватман). Она xopoшо режется и склеивается с различными материалами. Намоченная бумага растягивается, а при высыхании вновь сжимается. Это свойство используется при склеивании подмакетников и при изготовлении планшетов. Бумага ─ прочный структурный материал (в Японии бумага издревле была строительным материалом). Вертикально поставленная трубка из бумаги может выдержать большую нагрузку. В то же время бумага легко гнется и обрабатывается. Диапазон ее свойств обусловил и разнообразие ее применения ─ из бумаги выклеивают сложнейшие структуры. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и способна передать тончайшую пластику формы. Из бумаги выклеивают пространственные, объемные и объемно пространственные композиции. В макетировании бумагой имитируют различные всевозможные строительные материалы ─ бетон, мрамор, металл и др. (рис.9).
Рис. 9. Макет детской игровой площадки
В работе над композицией из бумаги необходимо отметить несколько важных моментов. Бумага обладает богатыми светотеневыми качествами (отражательная способность ее очень высока), поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом (рис. 10 ─ 16). Это важно в заданиях, где выразительность композиции зависит от пластической разработки ее элементов (задания на построение и выявление фронтальной и объемной композиции). Темный картон и эглин не обладают этими качествами. Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты макета к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения. Применение специальных светофильтров обогащает колористическое состояние макета из бумаги. Такое освещение требует специальных приспособлений и используется, как правило, на выставках. Бумага ─ легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию, изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.
Рис. 10. Макет по ОПК на тему «Пластика поверхности»
Цвет в бумажной пластике. Не следует раскрашивать готовые изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок непременно вызовет деформацию изделия. Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого количества цвета. Для передачи цветовой характеристики предмета достаточно три-четыре наименования. Цветную поделочную бумагу лучше готовить самим. Ватман можно окрашивать акварелью, тушью и даже нитрокрасками, но наносить их следует с помощью аэрографа или пульверизатора. Наиболее доступ- ным материалом при покраске бумаги является гуашь или темпера. Эти краски податливы смешению, хорошо ложатся на поверхность бумаги с помощью поролонового валика. Его тоже можно изготовить самим. Для этого потребуется кусок поролона, обработанный ножницами в форме цилиндра, кусок прочной проволоки и часть корпуса использованной шариковой ручки, которая будет играть роль втулки в валике.
Рис. 11. Макет малоэтажного жилого дома
Раскатывать краску на поверхности листа следует в двух направлениях: вдоль и поперек. Это исключит возможность появления непрокрашенных участков. Свежеокрашенный лист бумаги разбухает и деформируется. Во избежание этого его следует прикрепить кнопками к ровной горизонтальной поверхности. После высыхания бумага натягивается и выпрямляется, становясь пригодной для использования ее в различных конструкциях. Аналогичным способом окрашивается другая половина листа, если в этом появится необходимость. Особый эффект при подготовке цветной бумаги дают наполнители. Ими могут быть алюминиевая или бронзовая пудры, небольшая добавка которых тщательно перемешивается с краской и клеем ПВА. Последний необходим для предотвращения нежелательных пятен, появляющихся в процессе работы на бумаге, а кроме того, он способствует прочному соединению деталей при склеивании. Техника конструирования изделий из цветной бумаги точно такая же, как и из белой. При выполнении надрезов после сгиба появляется белая линия на цветном фоне. Это не нарушит цветового единства изделия, а, пожалуй, наоборот, своеобразная графичность линий придаст особую строгость и свежесть композиции. Рис. 12. Макет по ОПК на тему «Контраст ─ нюанс»
Рис. 13. Макеты по ОПК на тему «Выявление объемной формы»
Рис. 14. Макеты по ОПК на тему «Обогащение фронтальной поверхности»
Эглин. Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Зрительное и осязательное восприятие бумаги и эглина различно. Эглин (пластилин) ─ аморфный материал, который дает больше работы осязательным анализаторам. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие. Характер работы с бумагой и эглином также различен. Макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (комбинаторные действия). Работа с эглином происходит путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой). Сочетание качества бумаги и эглина развивает композиционное чутье, поэтому желательно при выполнения задания эскизный макет выполнять из эглина или пластилина, чистовой ─ из бумаги (рис.15).
Рис. 15. Рабочий макет из эглина Картон может быть листовой и рулонный различной толщины и плотности. Для макетов применяют листовой картон толщиной 0,8─1 мм. Он хорошо окрашивается и склеивается. Используют картон, как правило, для изготовления макетов достаточно большого размера. В поисковых макетах, а также для имитации рельефа часто используется гофрокартон (рис. 16─18).
Рис. 16. Макеты выставочных павильонов Рис. 17. Макет входной группы
Рис. 18. Макет на тему «Знак-символ»
Рис. 19. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой»
Пенокартон ─ легкий листовой материал, представляющий собой плиты из вспененного полиуретана, оклеенные с двух сторон слоем картона. Он сочетает малый вес и достаточную прочность, отличается высоким уровнем жесткости. Внутренний полиуретановый слой не впитывает влагу. Все составляющие панелей химически инертны и не выделяют вредных для окружающей среды и человека летучих веществ. Пенокартон хорошо держит форму, отличается высокой теплостойкостью, может обрабатываться при температуре до +100°С и выдерживать кратковременное воздействие температуры до +200°С. Внутренний полиуретановый слой устойчив к большинству видов клеящих веществ и растворителей. При угловом изгибании с внеш- ней стороны материала отсутствуют характерные для картона деформации, угол получается ровным и гладким. Недостатки пенокартона: он гигроскопичен (картон впитывает влагу), относительно хрупок по сравнению с листами ПВХ и легко пачкается. Пенокартон необходимо хранить в чистом, сухом помещении, без резкой смены температур. При хранении и транспортировке следует оберегать края и углы листов от ударов, а поверхность от контакта с острыми предметами. Пенокартон нежелательно заранее извлекать из фабричной упаковки. Сильные загрязнения с поверхности этого материала удалить невозможно. При работе с пенокартоном можно: ─ резать его макетным ножом, а также с помощью электролобзика, установки для водоструйной резки или раскроечного станка, поскольку полиуретановая сердцевина не ломается и не крошится при обработке; ─ склеивать (в том числе и встык) при помощи клея или термопистолета; ─ окрашивать всеми видами красок, лаков и аэрозолей (торцы листов окрашивают кистью или валиком); ─ наносить на листы виниловую аппликацию; ─ наклеивать на пенокартон различные бумажные или полимерные носители изображений; ─ подвергать пенокартон трафаретной печати и штамповке. Пенокартон бывает двух видов: ─ стандартный белый пенокартон с гладкой матовой поверхностью (внутренний слой ─ желтовато-белый); ─ пенокартон с полуглянцевой поверхностью имеет два варианта цветового исполнения: обе стороны ─ черного цвета; одна сторона имеет покрытие черного цвета, другая ─ серого цвета (внутренний слой ─ серый). При окрашивании рекомендуется использовать краски, содержащие растворитель. Габариты листов от 910×610 мм до 2440×1220 мм. Толщина: 3, 5, 7, 10 мм.
Рис. 20. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой»
Пенопластик ─ это аналог пенокартона. Представляет собой легкие «сэндвич-панели» с внутренним слоем из вспененного полистирола и двусторонним поверхностным слоем из полимерной пленки. Пенопластик сохраняет все достоинства пенокартона, но лишен его основного недостатка – гигроскопичности. Вспененный полистирол характеризуется равномерностью структуры и изолированностью микропор, что позволяет ему не впитывать влагу. Материал экономичен и удобен в применении. Легко обрабатывается механически. Его резка, склеивание, ламинирование, нанесение изображений виниловыми пленками и красками, не вызывает затруднений. Очень малый вес обеспечивает легкость монтажа и транспортировки.
внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой»
Виды пенопластика: ─ белый (2400 × 900 × 5 мм, 2400 × 1200 × 5 мм;); ─ повышенной белизны (2400 × 900 × 5 мм); ─ пенопластик с односторонним клеевым слоем (2400 × 900 × 5 мм). Пенопластик применяется для изготовления рекламных вывесок, легких выставочных конструкций, информационных стендов, изготовления витринных декораций, каширования фотографий. В архитектурном макетировании может быть использован так же, как и пенокартон (рис. 21). Пенопласт представляет собой изоциануратуретановый материал, не содержащий озоноразрушающих хладонов. Трудносгораемый, самозатухающий материал экологически безопасен в процессе эксплуатации. Пенопласт выпускается в виде плит, возможно изготовление «сендвич-панелей» методом заливки. Пенопласт бывает гранулированный и пористерольный. Пенопласты различаются не только по структуре и цвету, но и по упругим характеристикам. Они бывают жесткие, полужесткие и эластичные. Жесткий пенопласт марки ПХВ (бежевого или другого цвета) наиболее удобен для работы. Его можно резать на электро-механическом фрезе и обрабатывать любыми инструментами. Из него получают пластины любой толщины для оклеивания фасадов зданий или рельефа, а также для изготовления деталей или моделей любой формы и конфигурации. Из этого материала выполняют различные элементы для оформительских макетных работ: стенды, буквы, эмблемы и пр. Он хорошо окрашивается любыми красками, в том числе нитрокрасками. Пенопласт марки ПС (полистирольный) ПС-1, ПС-2, ПС-3 и ПС-4 различают по твердости: ПС-1 самый твердый, ПС-4 самый мягкий и пористый. Пенопласт марки ПС имеет чисто-белый цвет, при нагревании плавится, поэтому на электромеханической фрезе его обрабатывать нельзя. Для распиловки применяют специальное приспособление ─ электроструна. Из пенопласта марки ПС с помощью электроструны можно изготовлять пластины любой толщины и значительных размеров. Его применяют в основном для изготовления рельефа, эскизных и планировочных макетах (рис. 22─23).
Рис. 22. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой»
Рис. 23. Макеты детских игровых площадок
Пластик ─ это жесткий аморфный полимер с невысокой механической прочностью при растяжении и изгибе. Пластик имеет низкую плотность, обладает отличными диэлектрическими свойствами и весьма низкой прочностью при ударе. Он легко деформируется при относительно невысоких температурах (80 °C). Из пластика изготовляют различные предметы ─ от выключателей и детских игрушек до телефонных аппаратов и внутренней отделки холодильников. Для макетов используют листовой пластик различного цвета ─ в основном белого или бежевого (близкого по цвету к пенопласту марки ПХВ) толщиной 2 ─ 6 мм, а также полистирольную пленку толщиной 0,5─1 мм соответствующего цвета (рис. 24─27). Пластик при нагревании размягчается, что позволяет изготовлять из него с помощью штампования элементы и модели самой различной формы. Рис. 24. Макет дипломного проекта православного храма
Низкая стоимость, хорошие литьевые качества, жесткость и относительно высокая прочность при склеивании ─ все эти ценные качества данного материала привели к тому, что в настоящее время из него изготовляется большая часть моделей и макетов самого различного назначения. При создании планировочных макетов для изготовления объемной зелени можно применять вспенивающийся бисерный полистирол.
Рис. 25. Макет жилого дома
Рис. 26. Макет выставочного павильона
Если его поместить в кипящую воду, гранулы увеличиваются в несколько раз; в результате получаются белые, круглой формы шарики диаметром до 15─20 мм. Для литья моделей под давлением применяют гранулированный полистирол различного цвета и формы.
Рис. 27. Макет дипломного проекта многоэтажного жилого дома
Окрашивать пластик можно только смесью нитрокраски с органическим растворителем (дихлорэтаном или хлористым метиленом). Однако из-за большой токсичности данный способ окрашивания возможен при создании соответствующих условий.
Гипс обычно применяют в чистом виде или в смесях с наполнителями (волокнами и т. п.). В ряде случаев его используют для изготовления моделей небольших габаритов (например, блок-секций, блок-квартир и др.) способом формования в простых формах. Изделия из гипса обладают низкой прочностью, хрупкостью. Они легко скалываются и ломаются. Для упрочения изделия из гипса рекомендуется армировать проволокой, а также пропитывать олифой или различными клеями. Однако обеспечить требуемую прочность изделия из гипса практически невозможно, поэтому применяется он в тех случаях, когда изделие не испытывает больших механических нагрузок при его использовании. При изготовлении архитектурных макетов гипс используется в деталях или рельефе подмакетника,когда из бумаги и других материалов передать форму и фактуру материала очень сложно (рис. 28). Рис. 28. Макет храма
Органическое стекло получило широкое распространение для изготовления макетов и моделей. Оно ударопрочное, равнопрочное во всех направлениях, легко обрабатывается различными инструментами, строгается, обтачивается, склеивается и окрашивается. При нагревании органическое стекло размягчается. С помощью штампов методом формования из органического стекла можно изготовлять детали различной конфигурации (рис. 29,30). При изготовлении архитектурных макетов из органического стекла можно сделать коробку и каркас здания, после чего фасады оклеить другими материалами. Оргстекло часто применяется для отображения поверхностей воды. Листовое оргстекло может быть прозрачным, бесцветным, прозрачным цветным и непрозрачным с наполнителем ─ полистирольное или парафинированное. Его толщина варьируется от 1 до 50 мм. Для макетирования применяют в основном оргстекло толщиной от 1 до 5 мм. Листы оргстекла выпускают, как правило, оклеенными или обернутыми бумагой. После снятия бумаги для удаления статического электричества оргстекло необходимо протереть влажной ветошью с мылом или жидкостью для мытья стекол.
Рис. 29. Макет общественного центра жилого района Рис. 30. Макет фонтана Древесина. Для изготовления объемов зданий в планировочных макетах может использоваться древесина твердых лиственных пород: бука, березы, ясеня и т. п. Древесина должна быть хорошо высушена и выдержана. При изготовлении объемов зданий в масштабе 1:1000 и менее можно использовать паркетную клепку. В некоторых случаях макеты отдельных зданий и сооружений могут быть изготовлены из древесины и фанеровочного шпона. Последний применяется и для изготовления рельефа. В этом случае горизонтали вырезаются из переклейной фанеры или твердой ДВП (древесноволокнистой плиты
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.017 с.) |