Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Поиск

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

5. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 88. Проект освоения лесов

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 89 ЛК РФ

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

См. Административный регламент предоставления Минприродой России государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2012 г. N 379

Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.


3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

Статья 11. Территориальное общественное самоуправление малочисленных народов

В целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с федеральными законами осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.


Боните́т ле́са (нем. Bonität, от лат. bonitas — доброкачественность) — таксационная характеристика лесного насаждения, определяющая потенциальную продуктивность насаждения и скорость роста деревьев.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе:

2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

 

3) осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

6) устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

7) создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.

Статья 24. Общие положения об использовании лесов

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.


Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях,законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Задача5. Общество с ограниченной ответственностью "Плодородие" обратилось в Арбитражный суд области с заявлением (с учетом уточнения) к Департаменту С. области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании незаконным выраженного в письме от 16.07.2014 N 01-10-1307 решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в Гагаринском лесничестве, квартал 22, выделы 6, 9 ТОО "Величково" Мишинского участкового лесничества, общей площадью 10,8 га, для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча торфа на Рябцевском месторождении), сроком до 31.03.2024 и с требованием восстановить нарушенное право путем возложения на Департамент обязанности заключить договор аренды поименованного выше лесного участка сроком до 31.03.2024. Суд в иске отказал.

Проанализируйте действующее законодательство и предложите свое решение.

общество с ограниченной ответственностью "Плодородие" (далее по тексту - ООО "Плодородие", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнения) к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее также - Департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 16.07.2014 N 01-10-1307 решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в Гагаринском лесничестве, квартал 22, выделы 6, 9 ТОО "Величково" Мишинского участкового лесничества, общей площадью 10,8 га, для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча торфа на Рябцевском месторождении), сроком до 31.03.2024 и с требованием восстановить нарушенное право путем возложения на Департамент обязанности заключить договор аренды поименованного выше лесного участка сроком до 31.03.2024.

Как установлено судами обеих инстанций и подтверждено материалами дела, на основании распоряжения администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм и постановления администрации Смоленской области от 28.08.2008 N 463 "Об утверждении Порядка предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Смоленской области", ООО "Плодородие" предоставлен горный отвод площадью 103 гектара для добычи торфа на Рябцевском месторождении, расположенном в Гагаринском районе Смоленской области, в границах, установленных горноотводным актом N 88 на добычу общераспространенного полезного ископаемого.

Департаментом Смоленской области по природным ресурсам Обществу выдана лицензия от 25.03.2009 N СМО 80036ТО сроком действия до 30.03.2014 на разработку Рябцевского торфяного месторождения.

07.12.2012 ООО "Плодородие" (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка площадью 16,7 га, расположенного по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, Гагаринское лесничество, Мишинское участковое лесничество, ТОО "Величково", квартал 22 выделы 2, 5, 6, 9, 11. Лесной участок предоставлен для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации и до 31.03.2014 - окончания срока действия лицензии от 25.03.2009 N СМО 80036ТО.

По акту приема-передачи участок передан арендатору.

После продления до 31.03.2024 срока действия упомянутой лицензии Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 10,8 га для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча торфа на Рябцевском месторождении) на срок до 31.03.2024.

Письмом от 16.07.2014 N 01-10-1307 Департамент отказал в предоставлении лесного участка в аренду, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р размещение предприятия по добыче торфа в защитных лесах, относящихся к категории лесов, находящихся в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, не предусмотрено.

Общество оспорило отказ Департамента в судебном порядке.

Признавая незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении ООО "Плодородие" в аренду испрашиваемого лесного участка, суд исходил из того, что нормами лесного законодательства не запрещается выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда, в том числе защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов. Одновременно суд указал на запрет размещения объектов капитального строительства при использовании таких лесных участков в указанных выше целях, при этом отразил, что Общество запрашивало данный лесной участок не для размещения предприятия, а для разработки месторождения полезных ископаемых.

С названными выводами согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что Департамент не доказал факт наличия на испрашиваемом участке объектов капитального строительства, либо намерения Общества создать такие объекты.

Данные выводы судов основаны на неверном применении норм материального права.

В пункте 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ или Кодекс) перечислены виды использования лесов, в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Между тем, согласно частям 1 и 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Частью 1 статьи 102 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Кодекса).

В части 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В силу части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее по тексту - Перечень N 849-р).

Согласно пункту 2 названного Перечня карьеры, а также база полевая торфяная производственная и предприятие по добыче торфа включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций отказ в предоставлении испрашиваемого лесного участка мотивирован тем, что настоящий лесной участок относится к землям лесного фонда и расположен в защитных лесах категории "запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов".

С учетом приведенных законоположений размещение карьера, а также базы полевой торфяной производственной и предприятия по добыче торфа в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в пункте 2 Перечня N 849-р (в редакции, действовавшей в момент отказа в удовлетворении заявления Общества о продлении срока действия договора), противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Департамента в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в Гагаринском лесничестве квартал 22 выделы 6, 9 ТОО "Величково" Мишинского участкового лесничества, общей площадью 10,8 га, для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча торфа на Рябцевском месторождении) сроком до 31.03.2024, соответствуют упомянутым нормам лесного законодательства, в связи с чем у судов не имелось оснований для признания его незаконным.

Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы права, решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В то же время предусмотренных законом оснований для прекращения производства по настоящему делу, как того просит податель кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А62-5586/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Плодородие" требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

 

 

1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно государственному стандарту «торф органическая горная порода, образующая в результате отмирания и неполного распада болотных растений в условиях повышенного увлажнения при недостатке кислорода и содержания не более 50% минеральных компонентов на сухое вещество» [2].

Торф может быть использован в качестве топлива для производства электроэнергии и тепла; в садоводстве и сельском хозяйстве в качестве материала, улучшающего почву или часть компоста; в качестве источника химических веществ и лекарственных средств, таких как смолы или антибиотики. Важно отметить, что 3% мировой суши является торфяниками, содержащими около 500 миллиардов тонн углерода. Большая часть торфяников находится в России, Канаде, Индонезии и США. При этом основные производители и пользователи торфа находятся в Финляндии, Беларуси, Эстонии, Ирландии, Индонезии, Швеции и Российской Федерации.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая возможность создания специальной правовой модели регулирования специфических правоотношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья (ст. 1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»), при этом в настоящее время на федеральном уровне отсутствует специальное нормативное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе добычи торфа. Общественные отношения по использованию и переработке данного природного ресурса также не регулируются специальным нормативным правовым актом [8].

На данный момент в России добыча торфа регулируется законодательством о недрах и обязывает все организации его добывающие осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами и нормами, действующими для добычи полезных ископаемых без исключения. Закон о недрах регулирует «отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер» [3].

В связи с этим, следует отметить, что лицензирование добычи торфа является неотъемлемой частью процедуры получения разрешения на его добычу. При этом необходимо учитывать тот факт, что торф залегает в болотах, которые согласно ст. 5 Водного кодекса РФ относятся к поверхностным водным объектам и соответственно охрана и использование данного водного объекта регулируется водным законодательством, при этом торф не находится в недрах. Согласно ст. 5 ВК РФ границу болота устанавливают «по границе залежи торфа на нулевой глубине». Это определение опирается на естественнонаучную характеристику [1].

Согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Водное законодательство предъявляет отдельные требования к охране болот. Согласно ст. 57 ВК РФ запрещено загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами. Данный запрет обусловлен важной ролью болот в экосистемах. Загрязнение болот чревато уничтожением их экосистемы.

Поскольку торф и сапропель согласно приведенным выше нормам закона являются полезными ископаемыми и их добыча относится к недропользованию (что влечет необходимость получения соответствующей лицензии), Из содержания самого п. 28 Правил также следует, что необходимость получения лицензии на пользование недрами возникает лишь при условии, если добыча торфа и сапропеля и иные работы связаны именно с недропользованием, что полностью соответствует требованиям Закона РФ «О недрах»

 

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля

1997 г. N 383 утверждены Правила предоставления в пользование

водных объектов, находящихся в государственной собственности,

установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии

на водопользование и распорядительной лицензии (далее - Правила).

Пунктом 28 Правил предусмотрено, что для получения лицензии на

водопользование, связанное с использованием поверхностных водных

объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля,

буровых и иных работ, связанных с недропользованием,

представляется также лицензия на пользование недрами.

 

 

Задача6.

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" об обязании в течение 60 календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок площадью 2,0 га, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Истринское участковое лесничество, кв. 89 выд. 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 752-2011-04, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.

Согласно Постановлению Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.2012, истец наделен полномочиями регулирования деятельности в сфере лесных отношений на территории Московской области.

В соответствии с пунктом 3.3 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Обращаясь с исковым заявлением в суд, Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что ответчиком требование пункта 3.3 договора аренды не исполнено.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В пунктах 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

В пункте 3 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В самом договоре аренды стороны, установив срок подготовки и утверждения проекта освоения лесов, не предусмотрели порядок его подготовки, условия их взаимодействия, сославшись на законодательство. Между тем, законодательством предусмотрены общие положения, кроме того, не установлен срок подготовки и утверждения проекта.

Между ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" и ФГУП "Рослесинфорг" 11.11.2013 был заключен контракт N 02567567/0287-13, согласно которому филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" обязуется разработать проект освоения лесов.

Решениями от 13.11.2013 и от 17.09.2014 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области отказала ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" в уточнении границ лесного участка по причине отсутствия согласования лесного участка с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчик принимает меры для подготовки и утверждения проекта освоения лесов, фактически исполняя условие договора аренды.

Кроме того, составление проекта освоения лесов в силу закона невозможно до формирования границ арендуемого лесного участка.

Из материалов дела следует, что 23.07.2012 на спорный лесной участок ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" был выдан кадастровый паспорт с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0040303:551.

В кадастровом паспорте было указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Согласно пункту 2 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.

Возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы законом не предусмотрена.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 07.03.2000 N 3486/99, от 14.08.2001 N 9162/00 при решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

По смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статей 16 и 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов.

Таким образом, избранный истцом способ защиты прав в виде обязания ответчика составить проект освоения лесов на лесной участок и получить положительное заключение государственной экспертизы не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.

Аналогичные выводы относительно отсутствия правовых оснований для понуждения к составлению проекта освоения лесов изложены в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа 14.10.2014 по делу N А41-1946/14, от 22.10.2014 по делу N А41-1351/14, от 05.12.2014 г. по делу N А41-1323/14.

При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Найдите проект освоения лесов в Томской области проанализируйте его и решите дело по существу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.013 с.)