Статья 93. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 93. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними



Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 

 

Задача 1. ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского Автономного округа с заявлением к федеральному госучреждению «Ханты-Мансийский лесхоз» с иском о признании незаконным бездействия по выдаче лесорубочных билетов Управлению поисково-разведочных работ ОАО «Сургутнефтегаз» по лицензионным участкам: Рогожинский-3, Южно-Лямский и Южно-Галяновский; об обязывании лесхоза выдать лесорубочные билеты. Заявленные требования основаны на ссылке на ст. 66 ЛК РФ и мотивированы тем, что бездействием лесхоза по выдаче лесорубочных билетов нарушается право Общества производить на определённых лицензионных участках; затрагиваются коммерческие интересы, так как задержка выдачи лесорубочного билета срывает календарный план работ. Решением суда исковое заявление удовлетворено. Ответчик «лесхоз» обжаловал решение суда в связи с тем, что оно вынесено в нарушении норм АПК РФ; в нарушении норм материального права: лесобилет и его выдача не являются административными актами.

Оцените обоснованность решения суда на основе анализа лесного законодательства.

о ввдение в действие лк

Статья 3

Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статья 4

1. Договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

2. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Статья 6

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

 

 


Статья 12

1. Признать утратившими силу:

1) раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610);

 

 

лк

 


Статья 42. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет

См. Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденные приказом МПР РФ от 22 сентября 2005 г. N 265

Часть первая утратила силу с 1 января 2008 г.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Части третья - десятая утратили силу с 1 января 2008 г.

Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

 


Как следует из материалов дела, Агентство лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с актом (решением) от 30.12.2005 N 604 предоставило ОАО "Сургутнефтегаз" земельные участки в составе земель лесного фонда согласно прилагаемому перечню, предложив возместить потери лесного хозяйства и указав директору лесхоза выдать лесорубочные билеты после подтверждения возмещения потерь лесного хозяйства.
Структурное подразделение ОАО "Сургутнефтегаз" - Управление поисково-разведочных работ письмом от 23.01.2006 N 01-20-03-98 обратилось в лесхоз о получении разрешения на проведение работ и о выдаче лесорубочных билетов под поисковые скважины N 797, N 860 Рогожниковского-3 лицензионного участка, N N 9101, 9102, 9103 Ляминского-25 лицензионного участка, N 9003 Южно-Ляминского лицензионного участка, N N 502, 503 Южно-Галяновского лицензионного участка и трасс перевозки бурового оборудования к ним.
Лесхоз, не отказав в проведении работ, выписал счета-фактуры N 69, 70, 71, 72, 73, 75, 76 от 08.02.2006 на оплату лесных податей за древесину и за перевод лесных земель в нелесные.
ОАО "Сургутнефтегаз" произвело оплату суммы 451876 руб. за перевод лесных земель в нелесные земли и суммы 322226,60 руб. лесной подати за древесину, отпускаемую на корню, что подтверждается платежными поручениями N N 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292 от 14.02.2006.
Лесхоз, выдав лесорубочные билеты N N 14, 15 от 21.02.2006 и N 17 от 22.02.2006 на три участка, приостановил выдачу лесорубочных билетов на остальные участки в связи с обнаружением совершения обществом лесонарушения.
ОАО "Сургутнефтегаз", считая действия лесхоза по выдаче лесорубочных билетов незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц суд проверяет оспариваемые действия (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При разрешении спора судебные инстанции пришли к выводу о том, что у лесхоза отсутствовали основания для невыдачи лесорубочных билетов на предоставленные участки, лесхоз ограничил права общества на осуществление лесопользования, выдав лесорубочные билеты на проведение работ не на все выделенные участки, неправомерно приостановив выдачу лесорубочных билетов.
При этом арбитражный суд исходил из того, что на проведение работ на участках лесного фонда, связанных с рубкой леса, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает выдачу лесорубочных билетов, которые должны быть выданы в разумный срок.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда основанными на правильном применении норм Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, лесхоз не подтвердил правомерность своих действий со ссылкой на нормы закона.
Доводы лесхоза о том, что законность его действий не может быть рассмотрена в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с исключением лесхозов из состава госорганов, суд кассационной инстанции отклоняет.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2005 N 244-р лесхоз является федеральным государственным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации.
По гражданскому законодательству Российской Федерации учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Таким образом, лесхоз, совершая действия по выдаче лесорубочных билетов, осуществляет полномочия государственного органа и представляет интересы государства. В этой связи отношения по выдаче лесорубочных билетов носят публично-административный характер, а оспаривание действий по выдаче лесорубочных билетов, в данном случае, указывает на наличие административно-правового спора, который подлежит рассмотрению в порядке административного производства.
ОАО "Сургутнефтегаз" в заявленных требованиях ссылается на нарушение прав по осуществлению лесопользования.
Статья 30 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда и прав участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В этой связи арбитражный суд правильно применил статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка лесхоза на применение Указа Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" как аналогии закона при определении срока выдачи лесорубочного билета признается судом кассационной инстанции ошибочной.
Действие названного Указа распространяется на порядок обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами по вопросам осуществления и охраны прав личности и не распространяется на порядок рассмотрения заявлений, установленный процессуальным законодательством.
При этом следует согласиться с доводами лесхоза о том, что текст постановления апелляционной инстанции по содержанию повторяет текст решения суда первой инстанции. Однако данные обстоятельства не являются безусловным основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Задача 2. Чебаркульский опытный лесхоз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию «Санаторий «Кисегач» о взыскании лесных податей в размере 170 000 рублей. Решением суда иск удовлетворен.

Администрация г. Чебаркуль Челябинской области постановлением от 13.10.93 г. закрепила за Фондом имущества совета федерации профсоюзов Челябинской области 67 га земель особо ценных, рекреационного назначения, занятых санаторием. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Чебаркуль выдал государственный акт о предоставлении названных земель фонду в бессрочное (постоянное) пользование для санатория. Из лесов, переданных в пользование санаторию, 47 га относятся к 1 и 2 зонам округов санитарной охраны курортов.

Оцените обоснованность решения суда. Предложите свое решение дела.

30 В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации

_30 (введен в действие с 04.02.97) платежи за пользование лесным

_30 фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

_30 Судами не выяснен вопрос о том, относится ли лес первой

_30 группы, расположенный на землях, используемых санаторием, к

_30 лесному фонду либо он изъят в установленном порядке.

_30 В материалах дела отсутствуют разрешительные документы

_30 Правительства Российской Федерации или иного соответствующего

_30 органа об изъятии этих земель из земель лесного фонда и передаче

_30 их в пользование санаторию.

_30 В случае если названные земли не изымались из земель лесного

_30 фонда, суду следует установить, на каких правовых основаниях

_30 санаторий пользуется участками лесного фонда и является ли он тем

_30 лицом, которое в соответствии с требованиями статей 17 и 104

_30 Лесного кодекса Российской Федерации должен платить лесные подати.

_30 При новом рассмотрении дела суд должен определить возможность

_30 применения к возникшим правоотношениям решения Челябинского

_30 областного суда от 19.02.01 о признании подпункта "б" пункта 5

_30 приложения N 2 к постановлению Законодательного собрания

_30 Челябинской области от 25.11.99 N 708 "Об утверждении ставок

_30 лесных податей" в отношении санаториев и курортов противоречащим

_30 федеральному законодательству.

_30 Кроме того, для полного выяснения обстоятельств дела суду

_30 следует рассмотреть вопрос о возможности привлечения к участию в

_30 деле в качестве третьего лица администрации Челябинской области


Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.023 с.)