Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия проведения логопедического массажа

Поиск

При составлении схемы логопедического массажа для кор­рекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать сле­дующие определенные условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оп­тимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

Положение ребенка

При массаже положение ребенка должно быть максималь­но удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидя­щего ребенка.


Правила проведения массажа

ш Массаж должен быть дифференцированным: необхо­димо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (ги-перкинезы), особенности в строении артикуляционного ап­парата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов арти­куляции;

■ Схема логопедического массажа должна опираться
на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разра­
ботавших специальные массажные комплексы;

■ Массажные приемы должны быть просты и доступны
для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

■ Приемы массажа не должны вызывать болезненных
ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.


16 Логопедический массаж


Логопедический массах 17



 

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Оценка степени выраженности нижеперечисленных фак­торов позволяет определить особенности строения и анато­мические дефекты артикуляционного аппарата. Однако сле­дует помнить, что окончательное суждение о степени и ка­честве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кож­ных покровов. При этом отмечают:

• наличие кожных высыпаний, герпеса и других па­
тологических изменений; *

• выраженность носогубных складок и их симметрич­
ность;

• характер линии губ и плотность их смыкания, тол­
щина губ;

• наличие неконтролируемых (рефлекторных) подер­
гиваний мышц лица (гиперкинезы);

• состояние лимфатических узлов (не увеличены ли
они).

Далее необходимо отметить особенности строения артику­ляционного аппарата и дефекты анатомического характера:

• наличие расщепления верхней губы, представляю­
щего собой врожденный дефект артикуляционного
аппарата, вызывающий значительные функциональ­
ные нарушения или послеоперационные рубцы;

• состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть
вперед (прогения) или верхняя (прогнатия), откры­
тый ли прикус (частичное отсутствие соприкосно­
вения зубов верхней и нижней челюстей, особенно
фронтальных), глубина посадки зубов;


 

• наличие короткой подъязычной уздечки, оценка ее
эластичности, массивности, расположения;

• состояние твердого нёба (узкое, куполообразное или,
наоборот, плоское), расщепление твердого нёба;

• состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный ма­
ленький язычок, отсутствие его).

Обследование артикуляционной моторики Движения губ

ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верх­ние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения
губами вверх, вниз, вправо влево.

■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед
хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Движения нижней челюсти

■ Широко открыть рот и удерживать его в таком поло­
жении под счет от 1 до 30.

■ Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.
Движения языка

ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на ниж­нюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5.

■ Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше
кончик языка «иголочкой». Удерживать положение под счет
от 1 до 5.

■ Рот широко открыть. Высунуть язык как можно даль­
ше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык
в глубь рта. Повторить несколько раз.

■ Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно ка­
саться кончиком языка то правого угла рта, то левого.

■ Рот широко открыть. Поочередно упираться кончи­
ком языка то в верхние, то в нижние зубы.


 

 

18 Логопедический массаж


Логопедический массаж 19


 


Состояние мышц щек

■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Перегонять воздух из одной щеки в другую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.01 с.)