Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отработка элементарных коммуникативных действийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Активизация непроизвольного внимания к частям тела и лица. Релаксация их мышц
3. Непроизвольное внимание к артикуляционным и мимическим мышцам
Преодоление страха речи
Игра «Домик»
Основная идея этого упражнения «Домик» состоит в ослаблении или снятии страха речи. Учитывается, что психологически говорить легче, если ты невидим. Ребенок прячется в домик, взяв с собой по желанию 1-3 игрушки, и оттуда отвечает на вопросы педагога и других детей. Домик первоначально без окон. Никто ребенка не видит. Голос доносится из закрытого домика. Громкость голоса регулируется задающим вопрос, в зависимости от того, насколько хорошо он слышит ответы. Затем в домике появляется одно окно. Диалог продолжается. Появляется два, три, четыре и больше окон. Ребенок становится видимым, а затем и вовсе выходит из домика и отвечает на те же самые вопросы, которые ему задавали, когда он сидел в домике. Примерный перечень вопросов: - Кто ты? Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - Какое у тебя настроение? - Тебе нравится сидеть в домике? - В твоем домике темно или светло? - Кто еще с тобой живет в домике? - Как зовут твою маму (папу?)? - У тебя есть друзья? - Как зовут твоего лучшего друга (подругу?) - Почему тебе нравится твой друг (подруга)? -Что ты любишь кушать? - Ты умеешь плавать? - Ты умеешь …..?(вопрос дополняется в зависимости от индивидуального портрета ребенка) - Ты хочешь, чтобы в домике стало светлее? - Я открою одно окошко, хорошо? и т.п. пока не откроется весь домик. Для выработки умения управлять речью (направлением голоса, его силой и т.д.) в разных ситуациях общения можно использовать приемы слуховой стимуляции в непроизвольных действиях:
Что звучит? Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук (бубен, барабан, дудка, пианино, стук, шорох и т.п.). Ребенок должен указать на источник звука или воспроизвести его сам.
Откуда звук? Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук в одной из частей комнаты. Ребенок должен угадать и показать место, где воспроизводился звук. Отправь звук наверх вниз вправо влево далеко близко Воображаемый звук. Ребенку предлагается вообразить, что он слышит звук (мысленно), а затем спрашивают, что он слышал и где (в какой ситуации). Воображаемый собеседник. Ребенку предлагается вообразить (представить мысленно), что ему кто-то что-то говорит, а затем спрашивают у него, что ему сказали и кто сказал. Работы В рамках психокоррекционной работы полезно также использовать и психотерапевтические формулы, предназначенные для повышения чувства уверенности в речи (составлены Т.Визель ):
1. Наша речь как ручеек, Или как реки поток, Льется плавно и легко, И плывем мы далеко, Будто бы на корабле И к неведомой земле. 2. Помогает ветерок Нам сказать и звук и слог: Па-па-па и ля-ля-ля, Далеко уже земля. Ж-ж-ж-, Зу-зу, У-у, Я плыву, плыву, плыву. Не во сне, а на яву Свою песенку пою: Капитан отважный я, Покоряю я моря, И хотя еще я мал Знаю, как держать штурвал. И еще умею я Опускать вглубь якоря. Взял учение я в толк, Перед вами – морской волк.
3. Я люблю всем говорить, Что умею морем плыть. Нет акул во рту моем, Там спокойно, ночью, днем. Нету скал и нет штормов, Только много-много слов. Отчего ж их не сказать, Если некому мешать?
Особенно осложнена работа по коррекции речи при наличии особых черт характера у ребенка, требующей усиленного психотерапевтического вмешательства. Далее приводится фрагмент дневника наблюдений автора данной публикации за таким ребенком - Диночкой С-ко. Наблюдения сделаны в условиях пребывания девочки дома. Условия жизни – высоко комфортные, родители – интеллигентные спокойные люди, внутрисемейные отношения – самые благоприятные. Таким образом, какие-либо привходящие, дополнительно осложняющие терапию факты, отсутствовали. Коррекционное воздействие проходило на фоне медикаментозного лечения, назначенного опытным врачом-неврологом. 8.07.05. Девочка адекватна в поведении. Со мной улыбчива, приветлива. Мальчика- подростка Гришу, специально приглашенного в семью (в диагностических и терапевтических целях), сторонится: поза и мимика стеснения. Настроение в целом ровное. Подвижна, активна. Похоже все-таки, что физической нагрузки Диночке не хватает. Чтобы исправить это, пытались попасть в школу танцев, но оказалось, что в этот дегь она закрыта. В понедельник попытка будет повторена. Высказывания не обильны. В основном речь представлена отдельными словами или короткими фразами. Запинки единичны, но мама и няня говорят, что с утра их гораздо больше. Песенный и речевой материал, который использовался мной в прошлый приезд, помнит. При воспроизведении его мной улыбается. С гостящим в семье мальчиком Гришей (13 лет) говорить отказывается, забивается в угол и смотрит на него оттуда, правда, с неподдельным интересом.
9. 07. Я половина дня С утра девочка вела себя ровно, без каких-либо значимых особенностей. На пляже, куда мы пошли все вместе, настроение у Диночки замечательное. Принимает предложенные игры, веселится, настроение замечательное. Однако провокационная попытка приблизить ее к Грише кончается тем, что она убегает в сторону. Детьми, находящимися на пляже, не интересуется. Вполне удовлетворена обществом Гриши. С утра за завтраком отмечались запинки, в основном клонического типа и были связаны с присутствием Гриши, которого она продолжает стесняться. Вместе с тем речь ребенка более развернута, она охотнее включается в игру. Запинки в речи отсутствуют совсем. Дома речь несколько хуже, причем, намечается фиксация на определенных ситуациях, а именно: · опасность фиаско (угроза реноме собственного «Я»); · одежда (обсуждение того, что надеть и бурные возражения, если намерения взрослых не совпадают с ее желаниями); · противоположный пол в реальных ситуациях и на вербальном уровне. · возбуждение от новых событий и предметов (людей, игрушек, книг, фильмов и т.п.).
Необходимо сделать эти ситуации и темы привычными, не вызывающими эмоционального возбуждения. Во 2-й половине дня наблюдения ограничены, поскольку я отсутствую (мы с Гришей уходим на «Задорного»). Этого, 10. 07. 1-я половина дня Настроение остается ровным, поведение адекватное, однако, завтракать в нашем присутствии отказалась. Пришлось увести ее в другое место. Гришей стала интересоваться. Спросила меня, пойдет ли он на море. Когда я попробовала уточнить, кто он, ответила: «Ну, - он!» и снова дала мимику стеснения. На море ситуация поменялась в лучшую сторону. Заслуга в этом в основном Гриши. Диночку удалось так приобщить к игре, что она, сама, не заметив дотронулась до руки Гриши. Строили вместе замок из песка. Дина внесла свою лепту и даже ответила на вопрос Гриши о том, где будет ее комната, указав на самый пик башни (символично!). Я пыталась привлечь детей на пляже для совместной игры с Диной. Дети оказались еще менее контактными, чем она, причем, по сравнению с ней казались психически отсталыми. Где брать детей? Ведь они так нужны сейчас. Речь: Утренняя речь с отдельными запинками, однако число их гораздо меньше, чем вчера. Безоговорочно преобладает клонус. Во время дневного сна провела аутотернинг, формулы которого рассчитаны на непроизвольное запоминание: «Ты очень хорошая девочка, тебя все любят – и мама, и папа, и сестра, и брат, и бабушка, и дедушка, и няни – Лида и Лена, и я, и Гриша и все-все! Ты очень красиво говоришь, плавно и понятно, тебя очень приятно слушать, губки, язычок, голосок у тебя свободные, легкие, они движутся незаметно и точно и т.п.» 2-я половина дня Были гости: Виторган с женой Ириной. Диночка, встав после дневного сна, спустилась вниз и, увидев их, осталась в своем игровом уголке. Выходить к столу, стоявшему в саду, не стала. Вместе с тем она нашла фату и корону, приладила это все на себя и крутилась в доме так, чтобы ее всем было видно. Через некоторое время все же вышла и даже покружилась по просьбе брата, показывая, как развевается юбочка платья, но говорить не стала. Ушла с няней на море. Поскольку я была за столом, речи ее не слышала. После моря Дина с удовольствием и долго ужинала, съела довольно много разной еды. Была в хорошем настроении. Лида пожаловалась на то, что на пляже трудно уследить за вещами, могут украсть. Я рассказала, как у меня в Москве сорвали с шеи мобильный телефон, когда я шла из одного больничного корпуса в другой. Руки были заняты историями болезни, и какой-то мальчишка воспользовался этим, подбежал и, потянув за телефон, оборвал веревку. Она осталась сиротливо висеть на шее. Этот рассказ Диночка тут же «примерила» на себя. Она стала рассказывать, как у нее какая-то девчонка сорвала с шеи бусы. В речи тут же появились запинки. Почему? У меня пока 3 версии: 1) ее взволновала, а, может быть, и испугала, ситуация возможной кражи чего-либо у нее; 2) в рассказе, неизбежно носящем монологический характер, необходимо было строить более длинные и сложные фразы, чем те, которыми она обходится в обычной диалогической речи; 3) сказалось позднее время (было около 10 часов вечера) и, следовательно, усталость. Вполне вероятно, что причина другая. Необходимы дополнительные наблюдения. На всякий случай завтра начнем отрабатывать монологическую речь по серии сюжетных картинок. В качестве внешней опоры и в целях feed-back попробуем подключить диктофон.
11. 07. 1-я половина дня. Завтрак – запинки были, ситуативная фиксация та же. Море. Все без изменений, т.е. на море минимум речи и соответственно запинок. Я половина дня. Впервые поход в танцевальную школу. Я там не присутствовала, но, по словам мамы, Диана пошла на урок охотно, дала ручку незнакомой девочке. По окончании занятия сказала, что оно ей не понравилось, потому что другие дети начали заниматься раньше, и Диночка не все понимала из того, что требовалось сделать. Педагогом была оценена как способная (Еще бы!. Пластичности и музыкальности ей не занимать!). На удивление школа не возбудила Дину. Неудачи в речи были связаны с прежними ситуациями.
12.07. Я половина дня. С утра пришла дочка одной из работниц в доме. Девочка очень спокойная, приятная, приветливая, даже солнечная. Дине она сразу понравилась. Она с удовольствием стала с ней играть. Говорила очень хорошо. Похоже, Наташа (новая девочка) действует на нее релаксирующе. По случаю дня рождения другой работницы поставили диск с выступлением Гриши. Вначале на диске была запись оркестра. Дина с удовольствием смотрела. Очень внимательно, однако как только на экране появился Гриша, засмущалась, опустила головку, несколько раз внимательно взглянула и убежала. На море все было отлично. Но как Гриша ни старался, руку ему все-таки не дала. Долго играла с Наташей на берегу: строила замок во всем подражая старшей девочке. Во второй половине дня было импровизированное психотерапевтическое занятие. Дети пошли вместе в бассейн, и я организовала «игру», направленную на их контакты между собой. Гриша, по моей просьбе, стал кидаться шариками, «мишенью» для которых служила Наташа. Она стала отвечать ему тем же. Завязалась веселая возня, в которую Диночка включилась довольно быстро. Особенно ей понравилось «подкинутое» мной словечко нахал (под ним имелся в виду Гриша). Уперев ручку в бок, она стала кричать: «Этот нахал опять нападает!». Тогда Гриша получил указание заняться именно Диной и надо отдать ему должное сумел сделать так, что она тоже стала кидать в Гришу шарики и даже пару раз позволила ему поднять себя за бока и опустить в воду. Очень весело и много смеялась, но не перевозбужденно. Руку при этом так Грише и не дала. Речь была отличной. Несколько участилось движение – брать себя за нос рукой. Пока его можно расценивать как защитное (перенос мышечного напряжения с оральной сферы на лицевую). Следует не обращать внимания на этот жест (он вместо запинки). Еще позже мы втроем (Дина, Лена и я) совершили дальнюю прогулку – к реке. Диночка взяла с собой почти всех своих кукол в коляске, но очень скоро потребовала, чтобы их оттуда вынули, и села в коляску сама. Мы не стали возражать, т.к. понимали, что в бассейне она, действительно, устала. В этот вечер произошло знаменательное событие. Диночка показала, что осознает, зачем я рядом. Мои постоянные действия по «перебивке» даже намека на запинку стали ее раздражать. Глядя в мою сторону, она кривилась и махала рукой, как бы прогоняя. Однако предлагаемые веселые игры заставляли ее об этом забыть и мое присутствие становилось не раздражающим. Придется придумывать что-нибудь очень завлекающее, т.к. «перебивки» запинок абсолютно необходимы (патологический рефлекс долен погаснуть). Продолжаем отрабатывать «Я» - делать его привычным и не гипероценочным, а также тему гетерополовых различий. Использую все возможные жизненные и книжные ситуации. Например: «Видишь идут девочка и мальчик. Они дружат. Им очень весело и интересно друг с другом». В «Мультике» танцуют девочка и мальчик на фигурных коньках: «Видишь, как они красиво танцуют. Мальчик поднимает девочку на ручках, а потом держит ее за руку, чтобы она не упала». Пока реакции на эти «пробные камешки» почти никакой. Перед сном зашла к Диночке в комнату. Вначале она стала махать рукой, прогоняя меня, но тот же прием с интересным рассказом сработал, и она не стала сопротивляться сеансу аутотренинга. Была очень хорошо релаксирована мышечно, говорила прекрасно, заснула быстро (бассейн!!).
13.07. Я половина дня Утро. Диночка спокойна, говорит хорошо. Не сопротивляясь, поехала на занятия в «школу». Вернулась в достаточно «хорошей форме», но мама сказала, что на обратном пути в машине она заикалась. Значит, занятие в группе ее напрягает. Утешает, правда, то, что ремиссия наступает довольно быстро. На пляже, где в этот раз присутствовала мама, Диночка вначале веселилась, затем стала капризничать. Заметно было, что она зорко следит за мамой и очень боится, что она уйдет. Вместе с тем на удивление спокойно отнеслась к присутствию знакомой девочки – Катрин, которая проявила полную индифферентность и к Дине и ко всем другим «действующим лицам» (взрослым). Во время дневного сна я провела длительный аутотренинг. Похоже, он дал хороший результат, потому что в течение 2-й половины для девочка была активна и говорила с очень редкими запинками, в основном в словах, содержащих звук «Р». Очевидно, этот звук еще недостаточно «обкатан», и определенные позиции его в слове служат провоцирующим фактором. В один из моментов нашего общения Дина спросила: «А он придет?». Я сделала вид, что не понимаю, кто он. Пыталась выманить из ее уст имя Гриша разными способами, но так и не добилась успеха. Тогда я назвала это имя, сама. Дина скорчила кокетливо-стеснительную мину и сказала: «Ну да, он». Перед сном охотно рассказала мне все знакомые сказки, перелистывая страницы своих любимых книжек, чем значительно облегчила мне задачу занятия с ней.
14. 07. 1-я половина дня прошла без особенностей. Пляж, игра. Речь с легкими запинками, легко корригируется при включении ритмизирующих приемов. 2-я половина дня. Второе посещение балетной группы. Вначале Дина идти туда отказывалась, и пришлось купить ей красивую пачку, которая и решила проблему. Занималась очень хорошо и долго. На обратном пути, по словам мамы, не была возбужденной. Физически устала. Заснула достаточно легко.
15. 07. В 1-й половине дня, с утра, в речи были негрубые запинки. Их удалось купировать с помощью специальных приемов ритмизации и синхронизации механизмов говорения, в которых существенную роль сыграли диски с записями детских песенок, стихов и сказок. Позже, но еще до дневного сна, произошло знаменательное событие. Родители взяли Диночку с собой в аэропорт, встречать американских бабушку и дедушку. Вначале девочка их стеснялась, т.к. видела год назад и не помнила, кто они такие. Но дедушка оказался «добрым феем» и подарил Диночке два сногсшибательных платья и потрясающую Барби. Радости не было предела. Дома Дина, наряженная в новое розовое платье, настолько осмелела, что стала общаться с Гришей. Рассказала ему, что ей подарили еще одно, голубое платье, позволила нести шлейф и дала ручку. Вот оно! Потребовалась неделя и мощный допинг, чтобы это произошло!. До обеда очень охотно играла с Гришей и Наташей. Запинки, как заметили дети, были, но очень легкие и редкие. Гриша отметил, что в основном они касались темы «мальчик- девочка». Приходится сделать вывод о том, что установка на красивые наряды играет.положительную роль в коррекции плавности речи (устранении запинок). Вопрки всем ожиданиям, ребенок не возбуждается, получив заветное, а приходит в хорошее расположение духа, веселится без невротического флера. Поскольку же в настоящий период времени самое главное избавиться от запинок, можно «играть» на ее идее-фикс по названием «красивая в, ее надо использовать в качестве внешней опоры для создания максимально одежда». Видимо, артистическое начало настолько органично природе ребенка и настолько сильно, что бороться с темой одежды пока не следует. Напротив, ее следует использовать для создания благоприятного эмоционального фона. Поистине, велика роль индивидуальных особенностей характера, и никакие готовые рецепты здесь не годятся.
16.07. В 1-й половине дня, с утра, речь ухудшилась. Возможно, сказались вчерашние сильные впечатления, а, возможно, отрицательную сыграла смена няни (ушла –Л-а, пришла Л-да). Несмотря на это на пляже гораздо охотнее и естественнее общалась с мальчиком-ровесником: вместе с ним купалась, разговаривала. Ответила на мой вопрос о том, как его зовут: «Антон» – без запинок и мины смущения). Играла с Гришей и даже назвала его «Гришка-дурак». Осмелившись, пошла с ним (без взрослых) в воду, правда, недалеко. Солнце сегодня очень активное («кусачее»), несмотря на облачность. Может быть, это тоже явилось причиной запинок. Помогла их смягчить опять-таки ритмизация. Необходимо каждое утро начинать с речевок, песенок или стихов. Прежде, чем встать с постельки, вместе с няней нужно «исполнить» что-нибудь из детского репертуара, содержащегося на диктофоне или на кассетах. 2-я половина дня – после дневного сна. В доме гости – американские и юрмальские родственники - 7 человек. Вместе с родителями Диночки и нами, мной и Гришей, 11 человек. Если же добавить няню Лиду, то – 12. Это большое испытание, тем более, что Диночке необходимо надеть новые (по-настоящему бальные платья, привезенные в подарок из Америки) и показаться в них. В момент прихода гостей были небольшие запинки (преимущественно на «Р», например, родной брат), которые практически никто не заметил. К тому же они быстро купировались и практически весь вечер речь у ребенка была гладкой. Спасибо, Диночка, не подвела! Но... посмотрим, чем это испытание обернется завтра...
17. 07. В 1-й половине дня, с утра, дома, запинки были, но на пляже она спокойно общалась с незнакомой девочкой из Томска. Девочка эта с грубым синдромом гипердинамии вела себя провокационно. Я всячески пыталась наладить их общение. Это в общем удавалось. В один из фрагментов сеанса я стала загадывать девочкам загадки. Когда я дошла, что звучит так: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает!», Дина очень быстро, буквально без секунды промедления сказала: «Охранник». Прямо классика, обязательно опубликую этот ответ. Пусть другие тоже порадуются. Дина показала девочке из Томска пример воспитанности и хорошего тона. Правда, когда она уж совсем разошлась со своими приставаниями, Дина весьма резко поставила ее на место: «Не лезь ко мне, я тебе что сказала!» /(сказала гладко, без запинок). Во 2-й половине дня были в гостях. Там Диночка играла с детьми: девочкой 8-и лет - Дашей, Гришей и маленькой Катриной. В общем, компания не маленькая и благодаря Даше и Катрине шумная. Против ожидания Дина держалась замечательно. Хотела участвовать в играх. Вначале несколько опасалась и стояла чуть в сторонке, а потом осмелела и веселилась на равных. Не захотела даже уходить домой. Хвала богу, все идет вперед, не так быстро, как хотелось бы, но идет!
18 – 19. 07. День прошел достаточно хорошо. Во 2-й половине дня Дина очень весело играла с пришедшей в гости девочкой 8-и лет и Гришей, но, похоже, перевозбудилась, т.к. засыпала долго, а в 5-ть утра проснулась мокрая. Этот рецидив ночного энуреза в сочетании с утренней явно ухудшевшейся речью на следующий день (19.07) следует расценить как рецидив. По моим расчетам, он должен быть быстро купирован. Приму меры – посмотрим! Утром ездили в Ригу к психологу. Специалист – Валентина – вела себя достаточно психотерапевтично и предложила 5-и дневный психотренинг по программе «Мост радости». Я согласилась, но проанализировав ситуацию, думаю, что следует подождать до сентября. Необходимо «прикрыть» утомительные» для ребенка поездки в Ригу медикаментозно, поэтому окончательное решение будет принято, когда привлеку Фридман, Парцалис, а, возможно, и Альперовича, к консилиуму по медикаметозной терапии. Вечеромбыли гости с детьми. Диночка на удивление была спокойно, очень хорошо общалась со всеми, включая детей. Говорила легко, свободно, без единой запинки. Остается сделать вывод, что ребенок отлично себя контролирует, а, главное, новая для нее внушенная в аутотренинге форма поведения в ситуации общения имеет новые коммуникативные связи. Стереотипные же ситуации дома и с близкими пока еще держаться на старых ассоциациях. Необходимо перестроить отношение к ним, и теперь уже понятно, что конечный положительный результат близко.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.02 с.) |