Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса. Проблема монополизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса. Проблема монополизма.



Показатели монопольной власти.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.

Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.

Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.

Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.

Показатели монопольной власти:

1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.

2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.

Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.

Меры антимонопольной политики: законодательные запреты на организацию картелей, ограничение возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.

В РБ – Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».


Рынки ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и

ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида, кол-ва и качества ресурсов. При этом формирование спроса на ресурсы и их предложение имеет свою специфику.

Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы, и наоборот. Ресурсы – это специфический товар, в отношении к-ого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Ресурсы часто ограничены, и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.

Вовлечение в производство ресурсов зависит от их производительной отдачи, к-ая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.

Неценовые факторы, определяющие спрос на ресурсы: 1. производительность ресурса; 2. рыночная цена продукта, произведенного с помощью этого ресурса; 3. изменение цены на др. ресурсы.

Устойчивость спроса на ресурсы зависит от их производительной силы и величины спроса на товар, произведенный с помощью этих ресурсов. Этот показатель вводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт (прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу МР ), предельный продукт в денежном выражении (прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства MRP = MP*P) и предельные издержки (прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы). Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурсов до тех пор, пока доход от предельного продукта не уравняется с предельными издержками (MRP = MRC).

Цены на продукт и предельный доход при совершенной конкуренции равны, потому равны и цены на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, поэтому из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурсы плавно понижается.

При несовершенной конкуренции фирма в целях увеличения объема производства устанавливает более низкую цену. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции.

Отраслевой спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной его цене. Рыночной спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Ценовая эластичность спроса - % изменение объема спроса на ресурс в ответ на % изменение его цены. Она зависит от эластичности спроса на продукт, произведенный посредством данного ресурса, доли издержек на ресурс в общих издержках, технических возможностей замены одного ресурса другими и эластичности их предложения, временного периода, а также коэффициента снижения предельного продукта ресурса.

Правило максимизации прибыли: фирма будет реализовать ресурсы в сочетании, пока цена каждого вводимого фактора производства будет равна его предельному продукту в денежном выражении P = MRP. Т.е. MRPL/PL = MRPK/PK = 1.

Структура рынков ресурсов: продавцы (домашние хозяйства), покупатели (фирмы).ё


*** Предельны продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

Предельный продукт труда – увеличение выпуска продукции в результате применения дополнительной единицы ресурса труда, т.е. найма дополнительной единицы труда.

Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и предельного дохода, к-ый может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен: MRPL = MPL * MR (МРL – предельный продукт ресурса труда; MR– предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции). С ростом количества труда, вовлеченного в производство, величина предельной доходности убывает. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, по мере роста объема выпускаемой продукции сокращается предельный доход. Во-вторых, величина самого предельного продукта начинает уменьшаться согласно действию закона убывающей отдачи факторов производства. Стоимость предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по к-ой продана дополнительная продукция: VMPL = MPL * P. Перед принятием решения об использовании в производстве дополнительного количества единиц труда фирма всегда сравнивает возможный доход с издержками, т.е. оценивает прибыль. Прирост общих издержек фирмы за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Когда фирма нанимает работника на совершенно конкурентном рынке труда, то предельные издержки на каждый человеко-день труда будут равны ежедневной заработной плате (MRCL = W). Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит: Dприбыли = Dвыручки - Dиздержек = МРL * (Р – W).

Величина предельной доходности труда показывает конечный результат привлечения одного дополнительного работника. Однако наем этого работника одновременно увеличивает и издержки на величину его заработной платы. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника, влияющий на объем прибыли фирмы, определяется как разность предельной доходности ресурса и размера заработной платы дополнительного работника: MRPL - MRCL = MRPL - W.

Условие максимизации полезности работника – предельная норма замещения свободного времени доходом, равна заработной плате: MRSHI = W.

Условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной заработной плате.

Предложение труда зав-т от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем кол-ве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Индивидуальное предложение труда зависит от реализации эффектов замещения и дохода. Если превалирует эффект замещения (рабочий замещает свободные часы сверхурочными), то с ростом з/платы увеличивается предложение труда. При превалировании эффекта дохода (индивид чувствует себя богаче и может больше получать удовольствия от отдыха) рост з/платы отражается сокращением предложения труда. Когда эффекты равны, рост з/платы не оказывает влияния на объем предложения труда. Индивидуальное предложение труда имеет ту особенность, что при падании реальной з/платы (покупательская способность номинальной з/платы) ниже какого-то минимума домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ – эффект замещения при низком доходе. Однако в целом на отраслевом рынке труда предложение любого вида труда будет возрастать с ростом з/платы, несмотря на превалирование эффекта дохода у отдельных работников.

При совпадении объемов спроса и предложения на рынке труда з/плата выступает как равновесная, и все точки на кривой предложения труда, находящиеся выше равновесной ставки з/платы, будут сопряжены с избытком труда, а находящиеся ниже этой точки – с его дефицитом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.017 с.)