Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов. Анализ равновесных состояний в отрасли.

Поиск

Предмет изучения и основные задачи микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма и альтернативной стоимости. Проблема выбора.

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экон. процессов, явлений и принятием решений экон. субъектами о наиболее эффективном размещении ресурсов. Предметом МЭ выступает исследование механизма деятельности субъектов хозяйствования, выражающихся в разработке, принятии и реализации ими собственных решений для достижения поставленных целей и обеспечения прибыльного функционирования производства. Объектом МЭ следует считать с-му организационно-экон. отношений, в пределах к-ых субъект хозяйствования рационализирует потребление ограниченных ресурсов, обеспечивает производство и сбыт произведенных благ и услуг, рационализирует инвестиции и расходование прибыли. Экон. потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экон. деятельности. Средства, удовлетворяющие потребности называются благами. Экон. ресурсы элементы, используемые для производства экон. благ. Безграничность потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставила перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования ограниченных ресурсов адекватно важности намеченных целей. МЭ изучает экон. поведение людей как субъектов хозяйствования, предполагающее рациональность их действий в процессе организации производства, использования редких ресурсов, позволяющих извлекать их хоз. деятельности максимальные желаемые результаты при минимальных затратах на производство. Главная задача субъектов МЭ заключается в том, чтобы осуществить экон. выбор, обусловленный ограниченность ресурсов. Экон. выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при к-ом достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. В любом обществе ограниченность ресурсов обуславливает необходимость выбора решения вопросов: что производить, как производить, для кого производить. Для решения основной экон. проблемы – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ). Производственные возможности – возможности общества по производству экон. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: а) ограниченности (редкости) ресурсов; б) эффективности экономики; в) экономическом выборе; г) альтернативных затратах. Ценовой фактор играет определяющую роль при обеспечении производства ресурсами, ибо на их основе складываются из­держки производства, формируется цена реализации произво­димых благ и услуг, обеспечивается доходность и прибыль­ность производства. Поэтому ценообразование – это цент­ральный вопрос МЭ. Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стои­мость» – стоимость, измерен­ная с т.з. потерянной возможности заниматься наилучшей из дос­тупных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.

Предмет МЭ – поведение, приносящее наилучшие результаты при наименьших затратах, т.е. рациональное экон. поведение. Сущность концепции экон. рациональности сводится к тому, что в рыночной экономике, базирующейся на свободной конкуренции, выигрывает и получает максимальную прибыль тот, кто ведет себя рационально с т.з. расходования ресурсов, организации производства, планирования отпускных цен, расходования извлекаемой из процесса производства прибыли.


Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек.

Первый подход. Прибыль = разница между общим доходом и общими издержкам (TR-TC). Общая прибыль будет максимальной при объеме производства, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.

Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли.

Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).


11. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

Всякий раз, определяя равновесный объем производства, следует находить точку, в которой MR = МС, и опускать из нее проекцию на ось Q. При этом ориентиром неизменно является кривая предельных издержек фирмы. Предельные издержки фирмы определяют цену предложения фирмы (есть смысл производить продукцию или нет). Если фирма сталкивается с рыночной ценой Р1, то в соответ­ствии с установкой на максимизацию прибыли она будет про­изводить Q1 единиц продукции. Если рыночная цена опустится доуровня Р2,то фирма сократит производство до Q2единиц про­дукции и будет работать в условиях самоокупаемости, компен­сируя получаемыми доходами свои экон. издержки. Если цена продолжит снижаться до уровня Р3, то фирма сокра­тит производство до Q3, стремясь минимизировать свои убытки. Наконец, если рыночная цена опустится до уровня Р4, фирме придется выбирать: остановить производство или осуществлять его на уровне Q4. Т.е.: для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, кривая предельных издержек выше точки ее пересечения с кривой сред­них переменных издержек (AVC) совпадает с кривой предложения фирмыв краткосрочном периоде. Именно кривая МСпоказывает, какое кол-во продукции будет производить фирма при каждом данном уровне цены.

Если предложение переменного ресурса для конкурентной отрасли характеризуется совершенной эластичностью, то кри­вая отраслевого предложения этой отрасли мо­жет быть получена путем горизонтального суммирования со­ответствующих участков кривых предельных издержек всех фирм. Если же увеличение потребления переменного ресурса в отрасли сопровождается увеличением его цены, то отраслевая кривая предложения краткосрочного периода приобретет на­клон более крутой, чем тот, что образуется при неизменных це­нах на ресурс. И напротив, снижение цены переменного ресурса при увеличении его потребления в краткосрочном периоде отражается на кривой отраслевого предложения конкурентной отрасли большей пологостью по сравнению с ситуацией, когда цены на ресурс не изменяются. Однако можно вполне опреде­ленно утверждать, что, как бы ни изменилась цена переменного ресурса при изменении его потребления, кривая отраслевого предложения совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде имеет положительный наклон. Это значит, что для увеличения объемов производства конкурентной отрасли необходимо, чтобы покупатели были готовы предлагать за большее количество товара более высокую цену.

 


Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в со­стоянии долгосрочного равновесия, необходимо соблюдение условий: 1. Фирма не должна иметь мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при заданной величине постоянных издержек, а это означает, что краткосрочные предельные издержки должны равняться краткосрочному предельному доходу. 2. Каждая фирма должна быть удовлетворена размера­ми имеющегося у нее предприятия, т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов. 3. Не должно быть мотивов, побуждающих старые пред­приятия покидать отрасль, а новые – входить в нее. Если эти требования соблюдаются, тогда: 1) цена окажется равной краткосрочным предельным издержкам; 2) цена будет равна краткосрочным предельным из­держкам; 3) цена уравняется с долгосрочными средними издержками. И лишь в таком случае будет достигнуто долгосрочное равновесие. Уравнение долгосрочного равновесия: Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

При соблюдении описанных выше условий фирма будет нахо­диться в состоянии долгосрочного равновесия в точке Е при цене Р и объема выпуска продукции Q. Нарушение любого из указанных условий выведет фирму из состояния долгосрочного равновесия. В долгосрочном периоде рыночные силы под воз­действием спроса и предложения приводят фирмы к такому со­стоянию, когда все они производят продукцию на уровне дол­госрочных средних издержек, а это означает, что фирма покры­вает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную при­быль, которая включается в издержки. Никто не может полу­чить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродол­жительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы пережи­вают многократные случаи прохождения точек равновесия.

Вариант долгосрочного равновесия исхо­дит из условия, что изменение объема производства в отрас­ли происходит при соблюдении постоянных цен на ресур­сы. Значит, издержки производства в отрасли не меняются. Такую отрасль принято называть отраслью постоянных из­держек. Естественно, что и кривая предложения здесь будет строиться с учетом постоянных издержек, т.е. они не будут влиять на цену и объем производства. Отрасль постоянных издержек имеет совершенно эластичную кривую предложения долгосрочного периода. Но на практике цены на ресурсы очень изменчивы, и конкурентные фирмы вы­нуждены приспосабливаться к этим условиям. Предложе­ние будет также меняться в зависимости от доходов или из­менения вкусов потребителей. Если цены ресурсов повышаются при увеличении объемов производства (отрасль возрастающих издержек), то кривая отраслевого предложения принимает положительный наклон, а если цены ресурсов снижаются (отрасль убывающих издержек), - то долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет отрицательный наклон.

 


*** Совершенная конкуренция и эффективность.

По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресур­сов. Используемые здесь свободные цены позволяют, таким образом, распределить ограниченное число ресурсов, что приводит к максимиза­ции удовлетворения человеческих потребностей. Это достигается за счет того, что, с одной стороны, ресурсы распределяются так, чтобы с их по­мощью создавать ассортимент продукции, который наиболее необходим обществу. С другой стороны, производство продукции обеспечивается наименее дорогостоящим способом за счет применения новейшей тех­нологии. Или, иначе говоря, производство ведется таким образом, чтобы на изготовление продукции затрачивался минимум ресурсов. Но подоб­ный подход для рынка явно недостаточен. Нужна не только совершенная технология, очень важно, чтобы производилась та продукция, которая в данный момент нужна обществу. Денежная оценка такого товара и есть та общественная мера, тот критерий, к-ый характеризует относительную предельную ценность этого продукта. Может возникнуть вопрос о том, до какой степени в условиях совершенной конкуренции фирмы будут развивать производство? Предприниматели бу­дут производить продукт до тех пор, пока цена на товары и предельные из­держки не уравняются. Это как раз и будет означать, что ресурсы в условиях совершенной конкуренции распределяются эффективно. Таким образом, следует отметить, что высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует экономика состояния совершенной конкуренции, происходит потому, что предприятие и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизи­рует удовлетворение запросов потребителей. Равенство в долгосрочном пе­риоде цены и минимума средних издержек показывает, что фирмы заинте­ресованы использовать самые совершенные технологии и с учетом своих из­держек производства назначать самую низкую цену на производимую про­дукцию. Равенство цены и предельных издержек производства свидетельст­вуют о том, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребитель­скими вкусами. Только в условиях конкурентного равновесия достигается максимальные совокупный выигрыш и эффективность.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.


Рынки ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и

ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида, кол-ва и качества ресурсов. При этом формирование спроса на ресурсы и их предложение имеет свою специфику.

Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы, и наоборот. Ресурсы – это специфический товар, в отношении к-ого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Ресурсы часто ограничены, и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.

Вовлечение в производство ресурсов зависит от их производительной отдачи, к-ая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.

Неценовые факторы, определяющие спрос на ресурсы: 1. производительность ресурса; 2. рыночная цена продукта, произведенного с помощью этого ресурса; 3. изменение цены на др. ресурсы.

Устойчивость спроса на ресурсы зависит от их производительной силы и величины спроса на товар, произведенный с помощью этих ресурсов. Этот показатель вводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт (прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу МР ), предельный продукт в денежном выражении (прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства MRP = MP*P) и предельные издержки (прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы). Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурсов до тех пор, пока доход от предельного продукта не уравняется с предельными издержками (MRP = MRC).

Цены на продукт и предельный доход при совершенной конкуренции равны, потому равны и цены на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, поэтому из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурсы плавно понижается.

При несовершенной конкуренции фирма в целях увеличения объема производства устанавливает более низкую цену. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции.

Отраслевой спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной его цене. Рыночной спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Ценовая эластичность спроса - % изменение объема спроса на ресурс в ответ на % изменение его цены. Она зависит от эластичности спроса на продукт, произведенный посредством данного ресурса, доли издержек на ресурс в общих издержках, технических возможностей замены одного ресурса другими и эластичности их предложения, временного периода, а также коэффициента снижения предельного продукта ресурса.

Правило максимизации прибыли: фирма будет реализовать ресурсы в сочетании, пока цена каждого вводимого фактора производства будет равна его предельному продукту в денежном выражении P = MRP. Т.е. MRPL/PL = MRPK/PK = 1.

Структура рынков ресурсов: продавцы (домашние хозяйства), покупатели (фирмы).ё


*** Предельны продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

Предельный продукт труда – увеличение выпуска продукции в результате применения дополнительной единицы ресурса труда, т.е. найма дополнительной единицы труда.

Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и предельного дохода, к-ый может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен: MRPL = MPL * MR (МРL – предельный продукт ресурса труда; MR– предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции). С ростом количества труда, вовлеченного в производство, величина предельной доходности убывает. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, по мере роста объема выпускаемой продукции сокращается предельный доход. Во-вторых, величина самого предельного продукта начинает уменьшаться согласно действию закона убывающей отдачи факторов производства. Стоимость предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по к-ой продана дополнительная продукция: VMPL = MPL * P. Перед принятием решения об использовании в производстве дополнительного количества единиц труда фирма всегда сравнивает возможный доход с издержками, т.е. оценивает прибыль. Прирост общих издержек фирмы за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Когда фирма нанимает работника на совершенно конкурентном рынке труда, то предельные издержки на каждый человеко-день труда будут равны ежедневной заработной плате (MRCL = W). Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит: Dприбыли = Dвыручки - Dиздержек = МРL * (Р – W).

Величина предельной доходности труда показывает конечный результат привлечения одного дополнительного работника. Однако наем этого работника одновременно увеличивает и издержки на величину его заработной платы. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника, влияющий на объем прибыли фирмы, определяется как разность предельной доходности ресурса и размера заработной платы дополнительного работника: MRPL - MRCL = MRPL - W.

Условие максимизации полезности работника – предельная норма замещения свободного времени доходом, равна заработной плате: MRSHI = W.

Условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной заработной плате.

Предложение труда зав-т от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем кол-ве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Индивидуальное предложение труда зависит от реализации эффектов замещения и дохода. Если превалирует эффект замещения (рабочий замещает свободные часы сверхурочными), то с ростом з/платы увеличивается предложение труда. При превалировании эффекта дохода (индивид чувствует себя богаче и может больше получать удовольствия от отдыха) рост з/платы отражается сокращением предложения труда. Когда эффекты равны, рост з/платы не оказывает влияния на объем предложения труда. Индивидуальное предложение труда имеет ту особенность, что при падании реальной з/платы (покупательская способность номинальной з/платы) ниже какого-то минимума домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ – эффект замещения при низком доходе. Однако в целом на отраслевом рынке труда предложение любого вида труда будет возрастать с ростом з/платы, несмотря на превалирование эффекта дохода у отдельных работников.

При совпадении объемов спроса и предложения на рынке труда з/плата выступает как равновесная, и все точки на кривой предложения труда, находящиеся выше равновесной ставки з/платы, будут сопряжены с избытком труда, а находящиеся ниже этой точки – с его дефицитом.

 

 


Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Влияние ставки процента на принятие решений по долгосрочным инвестициям. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.

Инвестиции – вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ц/б или непосредственно предприятий с целью получения дополнительной прибыли или оказания влияния на дела предприятия, а также увеличения запасов капитала в экономике.

Цель инвестирования – максимизация прибыли, к-ую может обеспечить желаемый объем производства.

Различают кратко- (период окупаемости не более года) и долгосрочные инвестиции (окупаются за ряд лет).

Чтобы определить краткосрочный спрос, рассчитывают предельную норму окупаемости за год – прирост чистого дохода, полученный при инвестировании одной денежной единицы, выраженный в процентах (mri).

Спрос на инвестиции в краткосрочном периоде предъявляется в тех пределах, при к-ых предельная чистая окупаемость (разница м/у предельной нормой окупаемости инвестиций и ставкой ссудного процента (i): nri=mri-i) инвестируемых ср-в будет превышать тот доход, к-ый может быть получен от ден. ср-в, положенных в банк. Прибыль будет максимальной – если mri=i.

Долгосрочные инвестиции связаны с расходами ср-в, направляемых на новое строительство, реконструкцию, научную разработку.

Факторы, действующие на долгосрочный спрос на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала и на подготовку кадров; налоги на предпринимательский бизнес; масштаб производства; времени (т.к. инвестиции вкладываются сегодня, а доход они будут приносить в будущем).

Фирма должна сопоставлять текущие затраты с будущими потоками доходов, используя метод дисконтирования (приведение эконом. показателей будущих лет к сегодняшней стоимости V = Vt / (1 + r)t где V – сегодняшняя стоимость, Vt – ценность через t периодов, r – ставка дисконтирования. Ставка дисконтирования – процентная ставка, используемая для преобразования будущей стоимости в приведенную стоимость.

Принимая решение об инвестировании, фирма должна сравнивать текущую стоимость будущих расходов, ожидаемых от инвестиций, с объемом инвестиций. Для этого используется критерий чистой

Vp=Vt\ (1+r)t , где Vp – дисконтированная стоимость (сегодняшняя стоимость ожидаемого дохода), Vt – ожидаемый в будущем доход, t – временной интервал или срок полезного использования, r – ставка процента. Формула дисконтирования показывает, что чем выше ставка процента, и чем больше срок использования, тем больше разница между будущим доходом и его сегодняшней оценкой. Для принятия решения о долгосрочном инвестировании используют также критерий чистой дисконтированной стоимости – NVp.

NVp=-I+Vt1\(1+r) + Vt2\(1+r)2 +…+Vtn\(1+r)n, где I – величина инвестиций, n – срок службы проекта, r – ставка %, Vt – ожидаемый доход, t – временной интервал.

Условие принятия положительного решения по инвестированию: NVp>0.


Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли. Неопределенность, риск и прибыль. Неопределенность, инновации и прибыль. Монопольная прибыль.

Наряду с трудом, капиталом и землей к основным факторам производства принадлежит предпринимательская способность – способность человека использовать наиболее эффективное сочетание ресурсов для производства благ и услуг. Доходом ПС яв­ляется эконом. прибыль. В самом общем виде прибыль определяют как разность между общим доходом фирмы (выруч­кой от реализации) и общими издержками. Экономисты разли­чают явные и неявные издержки производства и, соответствен­но, бухгалтерскую и эконом. прибыль. Бухгалтерская прибыль равна разности между общим до­ходом фирмы и явными издержками, к-ые представляют со­бой платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов. Затраты ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы (капитал, труд) – это неявные издержки. В сумме явные и неявные из­держки дают эконом. издержки. Эконом. прибыль можно рассчитать, если из общего дохода фирмы вычесть эконом. издержки. Когда эконо­м. прибыль равна нулю и фирма покрывает все свои из­держки, то говорят, что фирма получает нормальную (нулевую) эконом. прибыль. Это минимальная прибыль, позволяет предпринимателю работать безубыточно с т.зр. экономиста. Это доход, к-ый получает предприниматель, используя в процессе производства собственные ресурсы.

Основные источники эконом. прибыли: а) риск, связанный с неопределенностью, присущей рыночной экономике; б) инновации; в) наличие монопольной власти.

В реальной рыночной экономике постоянно изменяются спрос, предложение, цены ресурсов и товаров, вкусы и предпочтения потребителей, техника, технология производства. Это порождает неопределенность и риск. Различают два вида риска. Вероятность одного из них можно оценить (риск пожара, наводнения и т.д.), а значит, и застраховаться от него. Такой риск называют страхуемым. Страховые взносы, выплачиваемые страховым компаниям, предприниматель включает в издержки производства. Риск другого вида вызывается непредсказуемыми изменениями спроса, предложения и цен, цикличностью развития экономики, изменением эконом. и политической обстановки в стране. Его невозможно заранее оценить, а значит, и застраховаться от него, т.е. это нестрахуемый риск. Предприниматель определяет стратегию фирмы, принимает решения о том, какие товары поставлять на рынок, по какой цене, какие каналы использовать для продвижения товара к потребителю. При этом он берет нестрахуемый риск на себя.

Инициативный, творческий человек не только использует существующие возможности для получения эконом. прибыли, но и сам создает их. Новаторы внедряют новые идеи в производство, стремятся найти новые сочетания ресурсов. Инновации позволяют предпринимателю предложить потре­бителю новый товар или снизить издержки традиционного, тем самым обеспечивая определенные конкурентные преимущест­ва. Создается как бы временная монопольная власть, к-ая и позволяет предпринимателю получать эконом. прибыль. Инновации связаны с неопределен­ностью и риском. Новому товару не всегда легко найти потреби­теля, финансирование его разработки и производства может принести предпринимателю огромные убытки. Даже в случае успеха проекта вознаграждение за инновации носит временный характер: высокая прибыль привлечет конкурентов, они на­чнут поставлять на рынок такой же товар или применять такие же или аналогичные способы производства. Нововведения посте­пенно станут достоянием большого числа фирм, что отразится снижением цен и прибыли. Со временем эконом. при­быль исчезнет.

Известно, что монополия может получать эконом. прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Используя свой контроль над ценой, она устанавливает цены выше предельных издержек, ограничивая предложение товара. При этом увели­чивается продолжительность времени, в течение к-ого мо­нополия получает прибыль. Тому способствуют барьеры, пре­пятствующие вхождению в отрасль других фирм. Прибыль еще называют монопольной. Благодаря монопольной власти, фирма, занима­ющая доминирующее положение на рынке, способна умень­шить неопределенность и риск. Предприниматель, принимая на себя конъюнктурный риск, осуществляет инновации и этим приносит обществу несомненную пользу.

Функции прибыли: - выступает движущей силой, стимулом развития производства; - ожидание эконом. прибыли побуждает предпри­нимателя эффективнее использовать ресурсы в процессе про­изводства; - обусловливает эффективное распределение ре­сурсов между альтернативными производствами; - является одним из важнейших финансовых ис­точников инвестиций.


Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению.

Землевладение – признание права данного лица на определенный участок земли на установленных законом основаниях. Землепользование – право пользования землей в законном порядке. Землевладельцы являются собственниками земли, к-ые имеют право на владение и распоряжение ею; землепользователи – лица, арендующие землю.

Равновесная (прокатная) цена земли, или чистая земельная рента, уравновешивает спрос на землю со стороны ее потенциальных арендаторов и предложение услуг земли со стороны земельных собственников. В условиях неэластичного предложения уровень, на к-ом устанавливается земельная рента, зависит только от спроса на услуги земли. Чистая земельная
рента
представляет собой доход, получаемый каждым собственником земли или других природных ресурсов, предложение ко­торых строго фиксировано. Основной причиной ее существования является монополия на землю как на объект собственности, а источником – более высокие цены на продукты земли. Чистая земельная рента – это разновидность эконом. ренты, т.е. дохода, получаемого собственником любого ресурса предложение к-ого ограничено.

При использовании ранжированных ресурсов возникает дифференциальная рента, причиной существования к-ой является монополия на землю как на объект хозяйствования. Дифференциальная рента по плодородию имеет место в случае ранжирования земельных участков в зависимости от степени их плодородия; дифференциальная рента по местоположению появляется на участках, разноудаленных от рынков сбыта. Дифференциальная рента всех видов изымается землевладельцами через механизм арендной платы. Пользователь земли выплачивает ее владельцу сумму – арендную плату. В арендную плату помимо земельной ренты могут входит амортизационные отчисления на сооружения, возведенные на участке до сдачи его в аренду, а также ссудный процент на вложенный в землю капитал.

При купле-продаже земельного участка земля рассматривается как капитальный актив, запас, способный приносить поток дохода, т.е. ренту. Цена земельного участка рассчитывается как дисконтированная стоимость по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего доход, прямо пропорциональна величине земельной ренты (арендной платы) и обратно пропорциональна норме ссудного процента: P = (R/i) *100%, где R – земельная рента, i – норма ссудного процента.

 

 

 


Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

Теория внешних эффектов используется при разработке эконом. политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику. При использовании ресурсов окружающей среды, а также нередко в процессе производства возникают отрицательные ВЭ – загрязнение воздуха и воды вредными выбросами промышленности. результатом отрицательных ВЭ является избыточное использование природных ресурсов. Их расточительное перепотребление может улучшить качество окружающей среды будущих поколений и снизить воспроизводимость естественных богатств.

Целью административных мер является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышения качества окружающей среды.

1. экологические предписания (стандарты, нормы), к-ые способствуют ослаблению нагрузки на ОС и снижению внешних издержек. Контролируемыми переменными, регулирующими допустимую нагрузку на ОС считаются: а) выбросы (предельно допустим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.014 с.)