Цель
| Исследование уровня предметно-практической деятельности
|
Задание 1
| «Тест с кубиками». Предложите ребенку четыре кубика размером 8 см* и попросите его построить башню. Если он не может это сделать самостоятельно, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его
|
Здоровые дети
| В 18 месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех- четырех кубиков
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Может самостоятельно построить башню, но чаще выполняет эти постройки в свободной игре, а не по инструкции
|
Средняя
стадия
| Слабо реагирует на речевую инструкцию, но может следить за действиями психолога. Может построить башню из кубиков в вертикальном положении в свободной игре. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструировании дорожки, поезда. Не умеет обыгрывать постройку. Наиболее привычной формой обыгрывания постройки является ее разрушение
|
Тяжелая
стадия
| Не реагирует как на речевую, так и на «зрительную» инструкцию. Постоянно уходит от контакта. В свободной игре может расставлять кубики, но без учета формы постройки. Стереотипные манипуляции с кубиками
|
Цель
| Исследование уровня дифференцировки форм
|
Задание 2
| «Тост с геометрическими фигурами». Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Выньте фигуры из прорезей и предложите ребенку вложить их обратно, чтобы доска снова стала гладкой
|
Здоровые дети
| Ребенок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| В свободной игре может правильно соотнести с местом не только круг, но и другие фигуры. Однако при просьбе психолога выполнить задание проявляет негативизм, уходит от общения
|
Средняя стадия
| Может случайно вложить фигуру в нужное отверстие в свободной игре. Отмечаются хаотичные манипуляции, уход от выполнения задания
|
Тяжелая стадия
| В свободной игре может «вытряхнуть» фигурки из отверстий, нецеленаправленно с ними манипулирует: кидает, крутит в руках. Контакт с психологом затруднен, уходит от выполнения задания
|
Цель
| Исследование уровня дифференцировки величины предметов
|
Задание 3
| Тест с пирамидкой. На глазах у ребенка рассыпьте пирамидку и попросите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец). Понаблюдайте за самостоятельными действиями ребенка: способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их
|
Здоровые дети
| Ребенок к 18 месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец
|
Дети с РДА
| Легкая
стадия
| В свободной игре может собрать пирамидку с учетом величины колец. Например, начать с самого большого кольца. Однако соблюдение последовательности затруднено. В процессе общения со взрослым может уйти от задания, могут наблюдаться хаотичные манипуляции с кольцами
|
Средняя
стадия
| Успешно разбирает пирамидку, особенно в свободной игре. Испытывает существенные трудности в сборе колец, особенно с учетом размера. В свободной игре может собрать кольца, но без учета величины. Наблюдается повышенная отвлекаемость при выполнении заданий
|
Тяжелая
стадия
| Уходит от выполнения задания, не смотрит на психолога. В свободной игре не выполняет функциональных действий с игрушкой. Кидает, кусает ее, раскидывает кольца. Испытывает оживление при выполнении этих действий. Затрудняется собрать кольца на стержень, отвлекается на другое задание
|
Цель
| Исследование уровня развития двигательной сферы (крупной погорит)
|
Задание 4
| Ребенка просят спуститься, подняться по лестнице, принести игрушки, перешагнуть через небольшой предмет
|
Здоровые дети
| В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, способен нести с собой игрушки, перешагивать через палку, лежащую на полу
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Наблюдается двигательная заторможенность или расторможенность, в зависимости от обстановки. В привычной обстановке движения достаточно координировании. В непривычной обстановке наблюдается скованность или импульсивность движений
|
Средняя стадия
| Может наблюдаться неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестнице, особенно при спускании с нее. Движения слабо координированны
|
Тяжелая стадия
| Часто наблюдается задержка в развитии ходьбы. Одновременно начинает бегать и ходить. Бег отличается импульсивностью, порывистостью. Характерен бег с широко расставленными руками. Нередко ходит на цыпочках
|
Цель
| Оценка развития тонкой моторики
|
Задание 5
| Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линии. Попросите его повторить ваши действия
|
Здоровые дети
| Ребенок полугора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Затруднив имитация движений взрослого. Сопротивляется при оказании помощи. В свободной игре может карандашом провести вертикальные и горизонтальные линии. Отмечаются стереотипии (повторяющиеся движения)
|
Средняя стадия
| Не может повторить любое движение взрослого из-за трудностей контакта. В свободной игре может удерживать карандаш и наносить неопределенные линии. Наблюдается хаотичность, нецеленаправленность графических движений. Редко обращает внимание на результат. Карандаш удерживает в кулаке, но делает это неуверенно
|
Тяжелая стадия
| Инструкцию не воспринимает, отвлекается. Удерживает карандаш, но часто использует его не по назначению: берет в рот, кусает, кидает, пачкается, перекладывает из руки в руку
|
Цель
| Оценка развития памяти
|
Задание 6
| Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме
|
Здоровые дети
| Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия, по памяти
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Затруднено выполнение действия по памяти. Наблюдается высокое развитие зрительной и слуховой памяти. Более доступно запоминание маршрута на прогулке, расположение знаков на грампластинке или на кассете (безошибочно выбирает нужную музыку). Запоминает стихи, тексты
|
Средняя стадия
| Действия не повторяет, так как с трудом сосредоточивается на инструкции (уходит от контакта). Кроме того, может испытывать трудности при слуховом восприятии инструкции. Между тем демонстрирует хорошее развитие зрительной памяти. Запоминает песни, любит слушать музыку
|
Тяжелая стадия
| Контакт невозможен, хотя действия может запомнить. Возможны отсроченные реакции (г1овторение отдельных действий в свободной игре). Проявляет недовольство, когда не включают музыку. Капризничает, бегает, но свои просьбы не выражает даже жестом
|
Цель
| Оценка речевого развития
|
Задание 7
| Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машинку, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»
|
Здоровые дети
| В полтора года ребенок может назвать как минимум один предмет
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого, не смотрит в лицо говорящему. Лучше реагирует на шепот. Предлагаемые предметы не называет. Может быть развита фразовая речь, но не обращенная к человеку. Эхолалии не только отдельных слов, но и фраз
|
Средняя стадия
| Задание не выполняет, так как нет реакции на речь взрослого. Могут наблюдаться эхолалии и аффективные слова
|
Тяжелая стадия
| Контакт затруднен. Активно манипулирует с предметами, инструкцию не понимает. Отсутствует фиксация взгляда на говорящем. Эхолалия отдельных звуков. Речевой мутизм
|
| | | | |