Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции ФМ, как управляемой системы и их характеристика

Поиск

Основные принципы ФМ.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия.

Принципы

1)интегрированность с общей системой управления. ФМ непосредственно связан с операционным менеджментом, инновационным менеджментом, стратегическим менеджментом, инвестиционным, антикризисным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

2)комплексный характер формирования управ решения. Все управленческие решения в области формирования, распределения, использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности, его ликвидность.

3)высокий динамизм управления. Управленческие решения необходимо принимать оперативно по мере изменения ситуаций (внешних и внутренних условий).

4)ориентированность на стратегические цели. Какими бы высокоэффективными с экономической точки зрения ни казались те или иные проекты управленческих решений в области ФМ в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

5)многовариантность подходов к разработке отдельных управ решений. Нельзя останавливаться на одном варианте решения. Следует искать альтернативы.

 

2. Связь ФМ с другими дисциплинами.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия

ФМ является неотделимой частью общего менеджмента и тесно взаимосвязан с родственными дисциплинами, такими как экономика, бухгалтерский учет, а также с различными областями производства и маркетинга. В частности, предприятия и фирмы работают в тесном макроэкономическом окружении и поэтому финансовый менеджер должен знать и хорошо ориентироваться как в вопросах макроэкономики, так и микроэкономики. Особенно:

1) должен предполагать как денежно-кредитная политика государства воздействует на цены и наличные средства предприятия;

2) быть опытным в фискальной политике и знать каким образом она воздействует на экономику;

3) знать различные финансовые институты и их образ действия, оценивать потенциальные инвестиции;

4) предполагать последствия различных способов и уровней активизации финансовой деятельности и влияние изменений в экономической политике на свои финансовые решения;

5) знать взаимоотношения спроса и предложения и стратегию максимизации прибыли;

6) рассчитывать результаты, связанные с изменением различных производственных факторов, "оптимальный" уровень реализации продукции и результат ценовой стратегии; предпочтительные размеры выгодности, риск и определение стоимости и т.д.

 

 

Основная цель и задачи ФМ.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия.

Цель ФМ: обеспечение максимизации благосостояния собственника предприятия в текущем и перспективном периоде.

Задачи ФМ:

-обеспечение, формирование достаточного объема фин ресурсов, в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. При этом должно быть привлечено достаточное количество собственных фин ресурсов (50 % на 50 % в обороте), это делается прежде всего за счет повышения эффективности их использования.

-обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема фин ресурсов в разрезе основных направления деятельности предприятия.

-оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе кругооборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов.

-обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне фин риска. Это достигается прежде всего за счет эффективного управления активами, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

-обеспечении минимизации уровня фин рисков при предусматриваемом уровне прибыли

-обеспечение постоянного фин равновесия предприятия в процессе его развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

 

Элементы механизма ФМ

Механизм финн м-та предст-ет собой систему элементов регулир-их процесс разработки и реализ-ции упр-их решений в области фин деят-ти СТР-РА: 1 )гос. Нормативно правовое регилир-е: (ГК,НК,БК…) 2) рыночный механизм регулир-я финн деят-ти данный механизм формир-ся прежде всего в сфере финн рычагов,где спрос и предлож-е формир-ет уровень цен,выявляет среднюю норму дох-ти капитала,опред-ет доступ-ть финн рес-ов. 3 ) внутр механизм регулир-я отд-ых аспектов финн деят-ти формир-ся в рамках самого п/п регламентируя те или иные упр решения (устав,учетная политика) 4)система конкретных методов и приемов управления фин деят-ти это техника экон расчетов, балансовый метод,экономика-матеа метод и др.

 

Базовые концепции ФМ.

ФМ основывается на следующих фундаментальных концепциях:

1.Концепция денежного потока.

В основе обоснования финансовых решений лежит оценка денежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему; по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется дисконтирование.

2.Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Одни и те же суммы денежных средств, полученные в разное время не равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией, риском.

3.Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью). Получение связано с риском и между ними существует прямо пропорциональная зависимость (чем больше доходность, тем больше риск). Необходимо выбирать компромисс.

4.Концепция стоимости капитала. Активы предприятия должны быть профинансированы за счет накопительных источников. Обслуживание различных источников финансирования обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала - это стоимость привлечения источников финансирования: для кредита - проценты, для эмиссии акций - дивиденды.

5.Концепция эффективности рынка капитала. Предприятие выступает на рынке капитала в качестве инвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его информационной насыщенности и доступности информации. Информация влияет на ценовой курс акций.

6. Концепция асимметрии показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная информация). Информация может быть использована по разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) дает ее обнародование.

7.Концепция агентских отношений. Связана с тем, что в большинстве случаев одни лица владеют предприятием, а другие им управляют. Собственники не обязаны управлять, для этого они нанимают профессиональных менеджеров, которые должны представлять и защищать их интересы. При этом собственники несут агентские издержки (зарплата менеджерам).

8.Концепция альтернативных затрат. Управление финансами связано с выбором альтернативных решений. Этот выбор основывается на сравнении альтернативных затрат (оценке упущенной выгоды). Альтернативные затраты - это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения средств.

9.Концепция времен неограниченной деятельности предприятия. Предприятие создано на неограниченный срок.

 

Требования, предъявляемые к информации для целей ФМ

Инф-я (лат-разъяснение, изложение). Наиболее примечательное свойство инф-ии – способность вызывать изменения. Инф-я сама по себе не существует, сущ-ют лишь данные, из кот-х можно получить инф-ю. Фин управление на пр-тии м б эффективным только в том случае, если субъект упр-ия будет иметь четкое представление о средствах и обязательствах пр-тия, выручки и затратах, прибылях и налогах, о фондах и ресурсах.

Чтобы инф-я была полезной, она должна отвечать основным требованиям: 1) уместность. Инф-я считается уместной если обеспечивает возможность перспективность и ретроспективность анализа (своевременность). 2) достоверность. Определяется правдивостью инф-ии и возможностью проверки. 3) полнота. Характеризует завершенность информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планир-я и принятия управленч-х решений. 4) сопоставимость. Требует, чтобы данные о деят-ти пр-тия были сопоставимы с аналогичной инф-ей о деят-ти другого пр-тия. 5) эффектив-ть. Означает что затраты по привлечению инф-ии не должны превышать эффект, получаемый в результате ее использ-ия. 6) надежность. Опр-ся качеством учетной работы в орг-ии и системы внутреннего контроля. 7) понятность. Опр-ся простотой построения инф-ии, соответствия опред-ым стандартам. 8) релевантность (избирательность). Опр-ет достаточно высокую степень используемости формируемой инф-ии в процессе упр-ия фин деят-ю пр-тия.

 

 

Знач эффекта финн рычага

Фин рычаг (фин леверидж) -это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он хар-ет степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финн рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рента-ти собств капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собств капитал. Показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага – это приращение к рентаб-ти собств ср-в,получаемого благодоря использ-ю кредита,не смотря на платность последнего. Он рассчитывается формуле:

ЭФР=(1-Снп)*(Рк-Цк)*ЗС/СК,где Снп –ставка НО прибыли,Рк-общая рент-ть кап-ла,Цк- цена ередита,ЗК и СК-заемный и собств кап-л.

 

Средневзвеш ст-ть капитала

Это показ-ль,отражающий относит ур-нь общй суммы расх на поддержание оптим стр-ры капитала. WACC = ,где N – общее число выплат, Wi,Ki –доля и послеН-я ст-ть соотв источника капитала фирмы

WACC=(E/K)*y+(D/K)*b*(1-Xc), где у-требуемая или жид-я дох-ть СК или ст-ть СК,b- треб-я или ожид-я дох-ть ЗК или ст-ть ЗК,Xc-эффект-я ставка налога на приб,D- всего ЗК,E-всего СК,K-всего инвестир-го капитала.

Показ-ль срвзвеш ст-ти капитала отражает сложившийся на п/п минимум возврата на вложенный в его деят-ть капитал,его рент-ть.Срвзвеш ст-ть хар-ет ст-ть капитала авансир-го в деят-ть орг-ции. Экон смысл этого показ-ля состоит в том что п/П может принимать любые решения,в т ч и инвестиц-го хар-ра,если уровень их рент-ти не ниже текущего знач-я показ-ля срвзвешанной ст-ти капитала.

Осн эл-ты операц анализа

Одним из самых простых и эффек-х методов фин планир-я, а также с целью операционного стратегического планир-я явл-ся операционный анализ. Элементами операц анализа явл-ся: -операционный рычаг, (Операц рычаг рассчит-ся отношением валовой маржи к прибыли и показ-ет сколько % изменения прибыли дает каждый %изменения выручки. Организ-ии с относит-но высоким эффектом операц-го рычага рассм-ся как орг-ии, подверженные производст-му коммерческому риску. ОР=ВМ/Приб.)

-валовая маржа, (Валовая маржа – это результат от реализ-ии после возмещ-я переменных затрат. Одной из главн целей явл-ся оптимизация валовой маржи, т к именно она явл-ся источником покрытия постоян-х издержек и формир-я прибыли. ВМ=ВР-Перем затр.)

-порог рентаб-ти, (Порог рентабельности – это выручка от продаж, при которых пр-тие не получает прибыли и не несет убытки. Чем выше порог рент-ти, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентаб-ти легче перенести падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неопред-ой цены реализ-ии. Снижения порога рентаб-ти можно добиться наращиванием валовой маржи, либо сокращением постоянных издержек. Идеальные условия для бизнеса – сочетание низких постоянных затрат с высокой валовой маржой. ПR=Постоян затр./КВМ, КВМ=ВМ/ВР.)

-запас фин прочности, (Запас фин прочности: ЗФПв ден ед.=ВР-ПR, ЗФПв %=(ЗФП/Вр)*100%.)

 

Запас финансовой прочности

Это показатель операц анализа,котор показывает какое снижение выручки от продажи способно выдержать п/п без угрозы для своего ыфин положения. Если выручка от продаж становится ниже порога рент-ти,то финн состояние п/п ухудшается,образуется дефицит ликвидных средств. ЗФП=В от прод-ПR (в ден выр); ЗФП,%=ЗФП,ден/В от прод*100

 

Классификация затрат п/п

По экономическим элементам.

- материальные затраты ( топливо и энергия, расходуемые на технологические цели
и хозяйственные нужды и др)

-затраты на оплату труда ( Это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности)

-отчисления на социальные нужды ( (пенсионный, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, фонды обязательного медицинского страхования)

-амортизация основных фондов (отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством)

-прочие затраты ( это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы)

По статьям калькуляции.

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, услуги кооперированных предприятий.

3. Возвратные отходы (вычитаются).

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Основная заработная плата производственных рабочих.

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

7. Отчисления на социальное страхование.

8. Расходы на подготовку и освоение производства.

9. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие социальные расходы.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

11. Цеховые расходы.

12. Общезаводские расходы.

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные расходы.

15. Внепроизводственные расходы.

Между оборачиваемостью и финансовым результатом существует глубокая взаимосвязь: чем выше скорость обращения капитала, тем более высокий финансовый результат (прибыль) получит компания. В свою очередь, это означает рост деловой активности предприятия.

Оборачиваемость капитала оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

3. Рентабельность - яв-ся обобщающим показа-ем эфф-ти использования об кап-ла и расс-тся: Р = Пр*100 / Сок, где Сок-величина обор капит.

Этот пок-ль хар-ет величину прибыли, получаемой на каждый рубль об кап-ла, и отражает финн эфф-сть работы п/п, так как именно об капитал обеспечивает оборот всех рес-ов на п/п

4. Коэф-ент загрузки средств в обороте (Кз), обратный коэффициенту обор-ти, опр-ся по формуле: Кз = Соб / РП = 1 / Коб

 

Факторинг

Это продажа ДебитЗадолж банку или финн компании, когда покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию д/с. В факторинговых операциях участв-ют 3 стороны: факторинговая компания или отдел банка, кот покупает счета-фактуры у соих клиентов; клиент, поставщик, кредитор;п/п-заемщик, фирма-покуп-ль товара. Факторинг-ые услуги могут предлагаться с финансированием и бесфинансированием. Вслучае оказ-я услуги бесфин-я клиент подавший счет-фактуру получает от факторинг-ой компании сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа..В случае с финансир-ем клиент или пост-к товара может потребовать немедленную оплату счета-факт вне завис-т от предусм-го срока платежа за товар. Т.О.факторинг-я компания предост-ет своему клиенту кредит.ПРЕИМ-ВА ФАКТОРИНГА:1)быстрое предост-е д/с 2)улучшение балансовой стр-ры 3)освобождение от функции оценки платеж-ти дебиторов НЕДОСТАТКИ: 1)высокая ст-ть услуги 2)усложнение взаимоотн-ий с покуп-ми в рез-те смены держателя Дт/з

 

 

Основные принципы ФМ.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия.

Принципы

1)интегрированность с общей системой управления. ФМ непосредственно связан с операционным менеджментом, инновационным менеджментом, стратегическим менеджментом, инвестиционным, антикризисным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

2)комплексный характер формирования управ решения. Все управленческие решения в области формирования, распределения, использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности, его ликвидность.

3)высокий динамизм управления. Управленческие решения необходимо принимать оперативно по мере изменения ситуаций (внешних и внутренних условий).

4)ориентированность на стратегические цели. Какими бы высокоэффективными с экономической точки зрения ни казались те или иные проекты управленческих решений в области ФМ в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

5)многовариантность подходов к разработке отдельных управ решений. Нельзя останавливаться на одном варианте решения. Следует искать альтернативы.

 

2. Связь ФМ с другими дисциплинами.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия

ФМ является неотделимой частью общего менеджмента и тесно взаимосвязан с родственными дисциплинами, такими как экономика, бухгалтерский учет, а также с различными областями производства и маркетинга. В частности, предприятия и фирмы работают в тесном макроэкономическом окружении и поэтому финансовый менеджер должен знать и хорошо ориентироваться как в вопросах макроэкономики, так и микроэкономики. Особенно:

1) должен предполагать как денежно-кредитная политика государства воздействует на цены и наличные средства предприятия;

2) быть опытным в фискальной политике и знать каким образом она воздействует на экономику;

3) знать различные финансовые институты и их образ действия, оценивать потенциальные инвестиции;

4) предполагать последствия различных способов и уровней активизации финансовой деятельности и влияние изменений в экономической политике на свои финансовые решения;

5) знать взаимоотношения спроса и предложения и стратегию максимизации прибыли;

6) рассчитывать результаты, связанные с изменением различных производственных факторов, "оптимальный" уровень реализации продукции и результат ценовой стратегии; предпочтительные размеры выгодности, риск и определение стоимости и т.д.

 

 

Основная цель и задачи ФМ.

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия.

Цель ФМ: обеспечение максимизации благосостояния собственника предприятия в текущем и перспективном периоде.

Задачи ФМ:

-обеспечение, формирование достаточного объема фин ресурсов, в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. При этом должно быть привлечено достаточное количество собственных фин ресурсов (50 % на 50 % в обороте), это делается прежде всего за счет повышения эффективности их использования.

-обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема фин ресурсов в разрезе основных направления деятельности предприятия.

-оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе кругооборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов.

-обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне фин риска. Это достигается прежде всего за счет эффективного управления активами, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

-обеспечении минимизации уровня фин рисков при предусматриваемом уровне прибыли

-обеспечение постоянного фин равновесия предприятия в процессе его развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

 

Элементы механизма ФМ

Механизм финн м-та предст-ет собой систему элементов регулир-их процесс разработки и реализ-ции упр-их решений в области фин деят-ти СТР-РА: 1 )гос. Нормативно правовое регилир-е: (ГК,НК,БК…) 2) рыночный механизм регулир-я финн деят-ти данный механизм формир-ся прежде всего в сфере финн рычагов,где спрос и предлож-е формир-ет уровень цен,выявляет среднюю норму дох-ти капитала,опред-ет доступ-ть финн рес-ов. 3 ) внутр механизм регулир-я отд-ых аспектов финн деят-ти формир-ся в рамках самого п/п регламентируя те или иные упр решения (устав,учетная политика) 4)система конкретных методов и приемов управления фин деят-ти это техника экон расчетов, балансовый метод,экономика-матеа метод и др.

 

Функции ФМ, как управляемой системы и их характеристика

ФМ – совокупность управ решений, по поводу формирования, распределения и использования фин ресурсов и оптимизации денежных потоков предприятия

Ф-ии фин м-та как управляемой системы:

1) управление активами (выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности предприятия и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования)

2) управление денежными потоками (формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов)

3) упр-е капиталом (определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов.)

4) упр-е фин-ми рисками (выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию).

5) упр-е инвестициями (формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.)

6) антикризисное фин-е упр-е (постоянный мониторинг финансового состояния предприятия с целью своевременного диагностирования симптомов финансового кризиса; определение масштабов кризисного состояния предприятия и факторов его вызывающих; определение форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости — форм его внешней санации или реорганизации.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.015 с.)