ВИРЕЧАНА( ЧИСТКА С ПОМОЩЬЮ СЛАБИТЕЛЬНОГО)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВИРЕЧАНА( ЧИСТКА С ПОМОЩЬЮ СЛАБИТЕЛЬНОГО)



Виречана является процедурой для чистки тонкого кишечника и органов зоны питты — печени и желчного пузыря. Она работает в направлении сверху вниз для удаления питта-ассоциированной амы в виде кислых выделений. В силу тесной связи питты с кровью эта процедура также способствует очищению последней.

Понос как болезненный симптом (диарея) и тот понос, который возникает под действием слабительных трав, используемых при виречане, сопровождаются совершенно разными физиологическими эффектами. Диарея возникает при отравлении. Если продолжительную диарею не остановить вовремя, создается угроза обезвоживания организма наряду с ухудшением пищеварения и всасывания питательных веществ. Напротив, виречана представляет собой естественный очистительный процесс, инициируемый с помощью трав, и прекращающийся как только организм очищается от амы. Остаточные эффекты от слабительных быстро проходят, и у пациента появляется ощущение легкости и жизненности благодаря тому, что организм освободился от токсинов. Виречана — это контролируемый процесс, который собирает аму из многих мест пребывания питты в теле, концентрирует ее в тонкой кишке и затем изгоняет. Посредством виречаны функция питты восстанавливается. Соответственно, все метаболические процессы усиливаются и становятся гармоничнее.

Терапия виречаны подходит при всех типах заболеваний, связанных с питтой, среди которых повышенная кислотность, язвенная болезнь, колит, крапивница, геморрой, хронические головные боли, некоторые типы диабета, аллергий и заболеваний кожи (угревая сыпь, дерматит, псориаз, экзема), проказа, витилиго и плоский лишай. Она также бывает эффективна при мигренях и малабсорбции. Виречану не используют у младенцев, беременных женщин и в преклонном возрасте Она противопоказана при выраженной слабости пищеварения, язвенном колите (болезни Крона), обезвоживании, истощении и сильной лихорадке, а также если в стуле пациента имеются следы крови.

В слабительных травах, используемых для виречаны, преобладают яла и притви. Вода и земля, в отличие от воздуха и огня, тяжелые. Притяжение тянет их вниз; поэтому слабительные травы действуют тоже сверху вниз. Они действуют с разной силой на разных людей. У чувствительных людей небольшое количество слабительного может привести к большому объему испражнений. Другим же необходима более выраженная стимуляция, сильные травы и высокие дозы. Тип и доза слабительного определяются конституциональным типом пациента (по дошам).

Люди с преобладающей питтой, имеющие склонность к жидкому стулу, получают мягкие слабительные, например, нишаттар (Epomea turpetum). Люди капхи с тяжелым клейким стулом и медленным обменом требуют более сильного слабительного, например, амальтаса (Cassia fistula) или India lagurnum. Люди ваты имеют тенденцию к твердому сухому стулу и запору. Их труднее прослабить. Для этого используют семена джайпала (Croton tinglium) или масло из эранды (касторовое масло). Некоторые травяные слабительные сочетают множество ингредиентов и хорошо работают при любом конституциональном типе. В «Чараке» приводится описание 315 травяных составов, которые можно использовать для проведения виречаны. Выбор слабительного для конкретного пациента — задача и ответственность аюрведического врача.

Перед описанием процедуры я хотел бы привести пример из клинической практики.

Один из моих пациентов страдал хроническим дисбалансом питты, который осложнялся желчнокаменной болезнью, увеличением печени, хроническим гастритом и геморроем. Я провел основную пурвакарму, виречану и затем — расаяну из трав для усиления ослабленных органов и укрепления иммунной системы. Пациент избавился от проблем с пищеварением, от пищевой аллергии и желчных камней, функции печени пришли в норму.

 

Подготовка к виречане

К виречане пациента подготавливает проведение снеханы и сведаны. Полное промасливание используется для открепления токсинов и их выведения из тканей зоны питты в тонкий кишечник. Это помогает добиться полного и комфортного очищения. Как объяснялось в предыдущей главе, промасливание бывает не только внешним, но и внутренним. Последнее выполняется с помощью приема внутрь маслянистых субстанций на основе ги. Тикта грита — лучшая из них. Приготовленная с использованием минимум 53 трав, она воздействует не только на органы зоны питты, но и на доши по всему телу.

Пища, потребляемая непосредственно перед виречаной, увеличивает секрецию органов зоны питты. Ее свойства способствуют усилению питты — эта пища острая, пряная и кислая. Как только пища достигает тонкого кишечника, принимают слабительное (на второй — то есть кислой — стадии прапака). На кислой стадии прапака увеличивается секреция органов питты, что способствует успеху процедуры. Чтобы пища достигла этой стадии пищеварения, требуется примерно два с половиной часа. В случае преждевременного приема слабительного (пища — еще в желудке) очищение будет неэффективным.

Поев, пациент должен расслабиться и воздержаться от физической и умственной деятельности. Иначе кровь и активность дош будет отвлечена от желудочно-кишечного тракта к периферическим зонам тела. При этом доши могут увлечь за собой токсины, собравшиеся в тонком кишечнике. Это существенно ограничит очистительную способность виречаны.

Проведение виречаны

Виречана проводится в часы наибольшей физиологической активности питты — около полудня или полуночи, когда агни бхута сильнее всего влияет на окружающую среду. Если виречану планируется провести в дневные часы, то пациент получает завтрак, увеличивающий питту, около 11 ч утра, слабительное же принимает около 13 ч. Но предпочтительнее выполнять эту процедуру ночью, перед отходом ко сну. В это время организм спокойнее, и питта активнее. Прием пищи в таком случае происходит около 19 ч, слабительного — в 21 ч 30 мин, как раз в начале периода питты. Следует повторить, что прием пищи и слабительного в правильное время способствует максимальному выделению питты и питта-ассоциированных токсинов.

Спустя несколько часов после приема слабительного пациент чувствует необходимость опорожниться. В течение первого часа с этого момента стул может произойти от 4 до 10 раз. В каждом случае — свои особенности. Индивидуальный отклик различен, в зависимости от конституционального типа и от количества скопившейся амы. У одного человека будет 6 испражнений, у другого — 15. В идеальном варианте стул произойдет 6 — 8 раз. Как только кишечник освободится от токсинов, позывы естественным образом утихнут. Консистенция стула в ходе процедуры постепенно меняется с твердой на жидкую. Могут появиться легкие колики или чувство жжения в области заднего прохода. Эти симптомы возникают из-за наличия в стуле питта-ассоциированной амы и не являются причиной для беспокойства. Однако, если они становятся слишком сильными, для облегчения этих симптомов пациенту можно предложить небольшое количество тикта гриты. Это единственный случай, когда во время виречаны допускается прием пищи.

Пациент не должен пить. В случае крайней необходимости он может сделать один-два глотка чистой воды с небольшим количеством высушенного сока сахарного тростника (чадра) и черной соли (саиндхава). После каждого стула во избежание обезвоживания он может также получать некоторое количество сахарно-солевого раствора, который исполняет роль электролитной смеси. Еще лучше — коллоидный минеральный концентрат.

Виречана считается успешной, если пациент имел стул не менее 4-6 раз. Иначе процедуру следует повторить в течение нескольких часов. Небольшое количество опорожнений предполагает недостаточность очищения тонкого кишечника от амы. Чистка обречена на неудачу, если плохо работает вата. В этом случае пациент испытает вздутие живота в околопупочной области или напряжение брюшной стенки. Задержка газов и фекальных масс, насыщенных токсинами, может вызвать дискомфорт, привести к появлению кожного зуда и металлического вкуса во рту. Если это происходит, пациент получает горячий чай из свежего имбиря или специальные травяные препараты для усиления способности пищеварительного огня к удалению амы. Кроме этого, пациент должен пить теплую воду. На брюшную область накладывается теплый компресс. Через несколько часов необходимо повторить снехану и сведану, и затем еще раз принять слабительное, чтобы завершить очистительный процесс. Частоту стула необходимо записывать, отмечая количество, цвет, запах, консистенцию, наличие слизи, крови и паразитов. По времени полного завершения очищения у пациента будет совершенно жидкий стул с примесью слизи, который указывает на полное опустошение тонкого кишечника. Слизь выходит при этом из желудка (зоны капхи). Процесс завершен и прекращается сам собой.

После проведения виречаны пациента предупреждают о необходимости избегать холодных напитков и холодной ванны, которые сужают шроты, возбуждают вату и мешают естественному потоку энергии. Холодная жидкость сильно нагружает пищеварительный огонь, и без этого уже ослабленный. Пациенту советуют отдохнуть, провести некоторое время в тепле, в расслабленном состоянии, избегая сексуальной активности. Для успокоения желудочно-кишечного тракта ему следует пить теплый чай из ромашки или солодки. Виречана сильно влияет на ятхар агни, поэтому в течение нескольких дней после процедуры следует придерживаться специальной диеты. Это позволит огню восстановить обычную силу и обеспечит оптимальное пищеварение.

В очень редких случаях виречана вызывает обезвоживание и или головокружение. Для преодоления этих последствий необходимо оставаться в кровати и постоянно понемногу прихлебывать из стакана раствор электролитов до полного возвращения сил.

После виречаны пациент чувствует себя чистым, легким и сильным. Функция питты приходит в норму. Улучшаются пищеварение, всасывание и аппетит. Уходят вздутие живота и тяжесть. Сознание очищается, ум набирает остроту. Симптомы болезней питта-типа исчезают.

Виречана усиливает действие расаяны — процедуры омоложения дхату, очищая пищеварительный тракт и улучшая пищеварение.

 

БАСТИ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА)

Басти, возможно, можно назвать самой сильной из всех процедур панчакармы. Ее хвалят в один голос все аюрведические научные трактаты, включая «Чараку». Считается, что вамана, виречана и насья, вместе взятые, составляют половину пользы панчакармы. Другая половина — это басти, или лечебная клизма. Буквальное значение слова «басти» — «пузырь». Процедура имеет такое название, вероятно, потому, что в старые времена в качестве емкостей для клизмения использовали полые органы (пузыри) животных или сумки из кожи. Другое значение слова — «оставаться на месте». В этом смысле процедуру можно понимать как имеющую отношение к тому, что сохраняется или удерживается внутри. Суть басти (клизмы) состоит во введении лекарственных веществ в толстый кишечник через прямую кишку. Хотя данная процедура непосредственно воздействует на толстый кишечник, ее нельзя считать лишь «местным» лечением. Толстый кишечник редко подвергается лечению для его собственной выгоды. Скорее, басти применяется в силу жизненной связи толстого кишечника с другими органами и тканями. Следовательно, оказывает сильное влияние на состояние всего тела, на все доши и дхату.

В «Чараке» строение организма сравнивается с большим деревом. На дереве есть цветы, плоды, ветви, ствол и корни. От корней зависит питание всех остальных частей. Через корни в тело дерева поступают вода и питательные вещества (минеральные соли), которые затем циркулируют по всем органам дерева и преобразуются в материю ствола, ветвей и т.д. Поэтому корни можно считать главным органом, поддерживающим жизнь дерева. Аналогично древесным корням толстая кишка поддерживает жизнь организма человека.

Роль толстого кишечника в жизнеподдержании складывается из трех факторов: он является главным органом всасывания питательных веществ при пищеварении прапака; это место сосредоточения ваты — движителя двух других дош, и, следовательно, всей физиологической активности; он является «первичным получателем» всех отходов. Басти балансирует и питает вата-дошу. Если вата работает нормально, она способствует выходу токсинов из дхату и их удалению. Вата играет ключевую роль в развитии болезней, так как она переносит аму из мест ее образования к глубоким органам и тканям. Устраняя дисфункцию ваты, мы приобретаем контроль над болезнетворным процессом до того, как он перейдет в фазу распространения (прасару) — третью фазу болезни. Басти похожа на процедуру клизмения. Вместе с тем есть существенные, кардинальные отличия басти от обычной клизмы, или промывания ободочной кишки, по способу проведения, цели и эффектам процедуры. Обычная клизма способствует дефекации и лечит большей частью локальные симптомы запора. Она вымывает кал, который накапливается в прямой и сигмовидной кишках (то есть затрагивает последние 25 — 30 см толстого кишечника). Промывание толстого кишечника использует большие объемы клизменной жидкости, вычищает фекалии по всей его длине и имеет вид многократного промывания водой. В последние годы люди, практикующие промывание, стали экспериментировать с добавлением в воду разных веществ.

С точки зрения аюрведы увеличенное внимание к толстому кишечнику как к главному пути удаления отходов вполне оправдано, однако многократное промывание водой, равно как и введение в неё кислорода, может привести к ослаблению и иссушению слизистой, ещё сильнее нарушая нормальную деятельность вата-доши. При проведении промывания и клизм не принимается в расчёт питательная способность толстого кишечника. Тем временем, если басти используется как часть панчакармы, она чистит не только толстый кишечник, но и всё тело. Обеспечение нормальной деятельности толстого кишечника, помимо избавления от фекалий, предполагает много других аспектов. Вата, склонная к лёгкому возбуждению и иссушению, должна успокаиваться и подпитываться. Поистине, через толстую кишку можно питать весь организм. Успокаивающие и питательные свойства процедуры басти полностью соответствуют данным потребностям.

При басти в нижний отдел кишечника вводятся маслянистые лекарственные субстанции, которые удерживаются там и впитываются в тело. Толстая кишка лечится на всём своём протяжении от илеоцекального сфинктера до ануса. При этом удаляются не только накопленные фекальные массы, но также ама и токсины, подтянувшиеся из дхату. Кроме избавления от токсинов, басти приносит восстановление всех функций толстого кишечника, а также питание и восстановление всем органам тела.

 

Показания для басти

Басти является наиболее эффективным способом лечения заболеваний, происходящих от дисфункции ваты. К этому кругу проблем относятся запор, поясничные боли, ишиас, ревматизм, подагра, артрит и различные нервно-мышечные заболевания (геми- и параплегии, то есть параличи; полиомиелит, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, множественный склероз, а также дистрофия и атрофия нервов и мышц). Басти помогает при эпилепсии, умственной отсталости и нарушениях деятельности чувственного аппарата.

Второе место пребывания ваты и «подведомственный» ей орган — это кости. Поэтому басти очень благотворно сказывается на заболеваниях астхи дхату (костной ткани), например, при остеопорозе. Басти приносит огромную пользу многим пациентам, которые не могут получать ваману и виречану. Басти противопоказана младенцам, а также лицам, страдающим диареей, ректальным кровотечением, язвенным колитом, дивертикулитом, раком прямой или толстой кишки, полипами, высокой лихорадкой и некоторыми типами диабета. В эффективности басти я убедился на опыте в первые месяцы медицинской практики. Ко мне явился человек с сильной икотой. Она продолжалась почти все сутки, независимо от того, в какой позе он находился. Пациент и его семья перепробовали все возможные средства без какого-либо положительного результата. Человек отчаялся, не мог спать и есть твердую пищу. Выяснилось, что, помимо икоты, он страдает от хронического колита и повышенной кислотности.

Свое лечение больной начал с гомеопатии. Икота не прекратилась. Больной обратился к западной медицине, конкретно — к гастроэнтерологу. Обследование показало наличие незначительного гастрита и гастродуоденита. Было назначено медикаментозное лечение этих заболеваний, от которого икота не уменьшилась. В конце концов пациент пошел к натуропатам. В течение двух суток ему ставили припарки, давали рвотные и делали клизмы с кофе, но состояние не улучшилось. В отчаянии семья пациента решилась положить его в далекий бомбейский госпиталь, но там не оказалось мест. Случайно зять пациента услышал о моем существовании и пригласил меня приехать. Честно говоря, мной овладела робость. Много докторов безуспешно пытались помочь человеку. И кто я такой? Молодой человек в начале своей медицинской практики. Однако я оценил брошенный мне вызов и решил испытать силу древнего знания. Во время осмотра я узнал, что больной шесть дней не опорожнял кишечник. Родственники считали, что это — результат отсутствия твердой пищи в его рационе. Я подтвердил для себя наличие всех дисфункций, установленных другими докторами, но также почувствовал, что они проглядели какой-то важный момент. Я задумался и понял, что ответ надо искать в «Чараке», точнее — в описаниях ваты и ее субдош. Вата подразделяется на пять вайю (субдош). Каждая из субдош управляет в теле одним из направлений движения. Апана вайю движется сверху вниз, отвечая за удаление мочи и каловых масс. Она явно «сбоила», так как дефекации не было в течение длительного времени. Я понял, что вместо того, чтобы двигаться вниз, она могла двигаться вверх, и это отклонение от естественного движения вмешивалось в деятельность другой субдоши — удана вайю. От этого возникал кризис взаимодействия, который мог быть причиной икоты.

Я знал, что при всех дисфункциях ваты рекомендуют басти. Я объяснил пациенту, что требовалось сделать, но он не верил в то, что «клизма» может принести облегчение. К счастью, его теща была знакома с аюрведой и уговорила зятя попробовать. «В конце концов, если это поможет, нам не придется ехать 600 миль до Бомбея».

Я начал с очистительной водной нируха басти. Через три часа я выполнил пациенту питательную масляную анувасан басти. Еще через три часа — вторую нируха басти. На следующий день я, к огорчению, узнал, что состояние пациента не изменилось. Семья была разочарована тем, что ничего не произошло. Но я почему-то был уверен в правильности выбранного пути. Благодаря этому, мне позволили продолжить лечение. Я произвел анувасан басти, затем — через три часа — нируха басти и после ушел домой. Когда я вернулся вечером, чтобы поставить еще одну анувасан басти, пациент встретил меня на пороге. Он был счастлив. «Вы — великий доктор! — сказал он. — После вашего ухода я пошел в туалет. Вышли фекалии, твердые как камень. К моему удивлению, после этого стула икота прекратилась. Спасибо!» Я был счастлив и немного удивлен успехом такого простого лечения.

Вернувшись домой, я стал раздумывать над тем, как здорово все-таки, что человек получил такие замечательные результаты за считанные часы, с помощью простого лечения. Все предыдущие методы фокусировались на воспалении верхних отделов пищеварительного тракта. Они не принимали в расчет возможность того, что отходы и токсины, пребывая в организме пациента, нарушали нормальную деятельность ваты (нормальное движение).

Я не лечил гастрит или икоту. Я воздействовал на апана вайю, восстанавливая ее способность к правильному движению сверху вниз, а значит, нормальную перистальтику кишечника. Это уменьшило вздутие живота и количество газов, а также удалило малы, накопившиеся в толстом кишечнике. Как только апана вайю начала течь в правильном направлении и кишечник освободился от части токсинов, остальные субдоши тоже стали работать правильно. Икота прошла, как только была устранена гиперактивность удана вайю.

Другой пример эффективности басти — пример мужчины, который на момент обращения страдал последствиями инсульта шестимесячной давности. Левая сторона его тела была полностью парализована. В диагнозе звучала «вялая сгибательная гемиплегия». Его семье было сказано, что кроме как поддерживать жизнь этого пациента, ничего другого не остается. Доктора назначили ему физиотерапию, но сомневались в ее эффективности. Действительно, шесть месяцев физиотерапевтического лечения не принесли никаких улучшений. Его привезли ко мне на кресле-коляске, и он не мог даже приподняться на руках. Согласно текстам аюрведы, такие состояния ясно приписываются блокировкам в течении ваты. Я разработал для этого пациента специальную программу, включавшую снехану, пинда сведану, насья и специальную разновидность басти, предназначенную для восстановления мамса дхату и нервно-мышечных функций. За два года лечения пациент почти полностью восстановил подвижность своего тела и координацию движений. Правда, ему приходится концентрироваться на движениях при быстрой ходьбе и вставании. Он живет полноценной жизнью.

По причине неполноценного питания и физических нагрузок многие пациенты в Индии страдают от спондилеза — воспаления шейных и поясничных позвонков, а также от дисковых грыж. Даже после хирургического вмешательства многие люди с этой патологией продолжают испытывать хроническую боль и становятся инвалидами. Наряду с этим я не разубеждался, что панчакарма с акцентом на басти быстро избавляет таких пациентов от боли и мышечных спазмов или хотя бы уменьшает их. В большинстве случаев подвижность позвоночника восстанавливается. Должен отметить, что я пока не знаю, до какой степени могут быть восстановлены разрушенные дегенеративным процессом диски. Чтобы установить это, потребуются годы исследований.

Басти успешно лечит ишиас и люмбаго. Пациенты не только освобождаются от боли и возвращаются к работе, но также избавляются от необходимости хирургического вмешательства. Болезни позвоночника возникают в результате повреждения астхи либо маджа дхату. Воспаления позвоночника, обычные при заболеваниях костей и костного мозга, являются результатом накопления амы, которая серьезно блокирует работу ваты в этой области.

Поскольку вата управляет костями и костным мозгом, басти и особенно — масляная басти являются существенной частью лекарственных программ. Тяжелая, маслянистая природа лекарственных веществ, используемых при таких басти, хорошо противостоит легкой, подвижной природе возбужденной ваты. Эти пациенты нуждаются в тщательном внутреннем и внешнем промасливании. Такое промасливание удаляет аму из позвоночника, корректирует дисфункцию ваты, устраняет боль и восстанавливает подвижность. Я получал замечательные результаты, используя масляную басти при полиомиелите и мышечной дистрофии.

ВАРИАНТЫ БАСТИ

Басти используется для многих нужд, поэтому конкретный вариант басти подбирается в соответствии с целью лечения. Один тип басти удаляет аму, которая скапливается в толстом кишечнике после подготовительных процедур. Другой вариант басти нормализует деятельность ваты.

По причине своей разносторонности, басти, безусловно, является самой важной процедурой панчакармы. Вамана и виречана также очищают организм от токсинов, но, кроме этого, басти выполняет две другие функции. Успокаивающая басти успокаивает доши, уменьшает симптомы и улучшает состояние пациента. Питательная басти питает и восстанавливает дхату, усиливает их деятельность и укрепляет иммунитет.

Несмотря на то что во всех основных аюрведических текстах басти отводится первое место среди процедур панчакармы, существует несколько систем ее классификации. Наиболее емкой является классификация по месту применения. Другая классифицирует басти по назначению. Третья — по частоте и длительности. Давайте обсудим эти системы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.014 с.)