Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Панамский кризис и интервенция США в панаме

Поиск

После гибели генерала Омара Торрихоса (1981) усилился отход панамского правительства и ведущей партии правящего блока – Революционно-демократической (РДП) от начатого им курса преобразований. Конституционная реформа 1983 г. заменила Национальное собрание народных представителей обычным парламентом – Законодательной ассамблеей. Формально в стране существовал многопартийный конституционный режим, но на деле реальная власть оказалась в руках генерала Мануэля Норьеги, занявшего в 1983 г, пост командующего Национальной гвардией Панамы (в 1984 г. преобразована в Силы национальной обороны). М. Норьега в прошлом был известен как сотрудник О. Торрихоса и старался представить себя продолжателем его дела. Он высказался в защиту суверенитета и за неукоснительное осуществление договора 1977 г. о канале. Панама выступала против вмешательства США в центральноамериканский конфликт, за мирное решение его и стала одним из инициаторов и участников Контадорской группы. В то же время Норьега все более подчинял своему контролю гражданское правительство и фактически утвердил режим личной диктатуры при опоре на Силы национальной обороны. В социально-экономической политике панамских властей произошла определенная переориентация на передачу ряда государственных предприятий частному капиталу и расформирование крестьянских производственных кооперативов, ограничение прав и завоеваний трудящихся, закрепленных в трудовом кодексе, что вызвало рост их недовольства.

С другой стороны, активизировалась оппозиция режиму отстраненных от власти в 1968 г. традиционных партий и других политических группировок, требовавших ликвидации особой роли вооруженных сил в политической жизни, ухода Норьеги с поста командующего, демократизации республики, оздоровления экономики путем сотрудничества с иностранным капиталом и поощрения частной инициативы, дальнейшего сокращения государственной собственности и государственных расходов. Оппозиция обвиняла Норьегу и возглавляемое им военное и гражданское руководство в диктатуре и коррупции, в нарушении прав человека. Оппозиция опиралась на большинство предпринимателей, мелкобуржуазные слои, либеральную интеллигенцию, часть трудящихся. Правящий блок во главе с РДП поддерживали, помимо военных, ряд националистических, реформистских и левых партий, в том числе Народная партия Панамы (коммунисты), влиятельные профсоюзы, которые критиковали отдельные аспекты социальной политики и авторитарные тенденции режима, но видели в Норьеге защитника национального суверенитета от империалистического вмешательства США и выступали против возврата к власти старых партий.


Оппозиция развернула кампанию забастовок, демонстраций, митингов. На улицах вспыхивали беспорядки. Сторонники властей предпринимали ответные действия. Общество раскололось, обстановка в Панаме накалялась.

По мере приближения срока полной передачи канала панамскому правительству и ликвидации американских военных баз в Панаме (конец 1999 г.) в США усиливались требования в пользу изменения договора, которое позволило бы сохранить в той или иной форме присутствие Вашингтона в зоне канала и после окончания этого срока. Норьега же занимал в этом вопросе твердую позицию. Осложнение внутриполитической обстановки в Панаме побудило США выступить с обвинениями Норьеги в нарушении демократических свобод и прав человека, в коррупции и в причастности к международной торговле наркотиками. В связи с этими обвинениями сенат США в июне 1987 г. потребовал отставки Норьеги. ОАГ осудила это решение как вмешательство в дела Панамы.

В феврале 1988 г. президент Панамы Э. Дельвалье попытался освободиться от опеки Норьеги и объявил о его смещении с поста командующего Силами национальной обороны. Нарьега отказался подчиниться и настоял на решении Законодательной ассамблеи об отставке Дельвалье и назначении другого президента. Дельвалье бежал в США в поисках поддержки. Вашингтон не признал нового президента, ввел экономические санкции против Панамы и блокировал панамские вклады в американских банках. В Панаме начались спад деловой активности, бегство капиталов из страны, усилились антиправительственные забастовки. Многие латиноамериканские правительства осудили действия Норьеги и присоединились к обвинениям в его адрес. Но одновременно они выступали против вмешательства в дела Панамы внешних сил, призывали к решению конфликта в Панаме между оппозицией и властями самими панамцами с помощью диалога.

Острая политическая борьба развернулась в Панаме в преддверии всеобщих выборов 7 мая 1989 г., на которых правительственной Коалиции национального освобождения противостоял Гражданский демократический альянс оппозиции. Выборы проходили в присутствии иностранных наблюдателей и увенчались победой оппозиции и ее кандидата Гильермо Эндары. Однако правительство объявило о победе с небольшим перевесом правительственной коалиции, что вызвало бурные протесты оппозиции, переросшие в уличные беспорядки и столкновения с силами порядка. Тогда 10 мая власти аннулировали итоги выборов как сопровождавшиеся нарушениями и спорные и заявили о необходимости повторных выборов. Но это не успокоило оппозицию, ряды которой ширились по мере ужесточения режима Норьеги и роста произвола с его стороны. США усилили обвинения


в адрес панамских властей, угрожая применить силу для смещения и захвата Норьеги. ОАГ признала, что в ходе выборов правительство Панамы и его сторонники допустили нарушения, но в то же время вновь высказалась против вмешательства извне в дела Панамы. Попытки ОАГ организовать переговоры противоборствующих сторон в Панаме при своем посредничестве не увенчались успехом. Оппозиция настаивала на признании своей победы, смещении Норьеги и отстранении Сил национальной обороны от участия в политической жизни.

Положение в Панаме продолжало обостряться. Было раскрыто несколько заговоров против Норьеги. 3 октября 1989 г. группа военных подняла восстание с требованиями отставки диктатора, но оно было подавлено. Руководители и организаторы восстания были тут же расстреляны. 11 октября Норьега был провозглашен «координатором народной власти», а 14 декабря – главой правительства, чем были закреплены его неограниченные полномочия. Норьега обвинил Вашингтон в причастности к попыткам его свержения и в подготовке интервенции против Панамы. 15 декабря в Панаме было объявлено «военное положение для сопротивления американской агрессии».

В ночь на 20 декабря 1989 г. американские войска численностью свыше 20 тыс. человек атаковали позиции Сил национальной обороны Панамы в густонаселенных кварталах столицы. Целями вторжения были объявлены свержение диктатуры Норьеги, его захват для передачи судебным органам США, восстановление демократии и защита проживающих в Панаме американских граждан. Силы национальной обороны оказали сопротивление, но войска США, имевшие подавляющее преимущество, в течение 20 декабря овладели основными стратегическими позициями в столице. 25 декабря Норьега явился в представительство Ватикана в Панаме. В начале января по настоянию Вашингтона он был выдан американцам и отправлен под арест в США. Там началась подготовка суда над ним по обвинению в нарушении прав человека, коррупции и причастности к контрабанде наркотиков в США.

21 декабря конституционным президентом Панамы был провозглашен победивший на аннулированных Норьегой майских выборах кандидат Гражданского демократического альянса оппозиции Гильер-мо Эндара, сформировавший новое правительство республики. К середине февраля 1990 г. американские войска были выведены из Панамы, кроме 13,5 тыс. человек, постоянно находившихся на военных базах США в зоне Панамского канала.

Вторжение войск США в Панаму было осуществлено под благовидным предлогом устранения коррумпированного преступного диктатора, связанного с наркомафией, восстановления демократии и передачи власти законно избранному панамцами президенту. Но в


любом случае это было грубейшим нарушением норм международного права, прямой вооруженной интервенцией, показавшей, что и в новых условиях Вашингтон не отказался от рецидивов имперской политики в Латинской Америке. От бомбардировок, артобстрела и военных операций погибли несколько сотен панамцев и свыше 4 тыс. человек, преимущественно гражданское население, были ранены. В столице значительно пострадали жилые кварталы. США добились замены неугодного им режима на дружественный в стратегически важном для них районе Панамского канала. Многие латиноамериканские правительства и парламенты, ОАГ, Генеральная Ассамблея ООН выразили осуждение интервенции США в Панаме.

В сентябре 1991 г. в Майами в США наконец начался долго готовившийся американскими судебными органами процесс над Норьегой. В апреле 1992 г. он был признан виновным в причастности к контрабанде наркотиков и в других злоупотреблениях и приговорен к 40 годам заключения.

Правительство Гильермо Эндары восстановило конституционный режим, подвергло чистке Силы национальной обороны и подчинило их контролю гражданских властей. Были смещены и преданы суду по обвинению в коррупции и нарушении прав человека многие чиновники прежней администрации. Правительство высказалось за соблюдение условий договора 1977 г. о канале, за развитие сотрудничества с латиноамериканскими государствами и с США. В преддверии передачи канала Панаме в феврале 1993 г. был издан закон о создании панамского управления межокеанской зоны. После некоторых колебаний страны региона признали новое правительство Панамы, хотя высказывались и сомнения в законности полномочий Эндары без повторных выборов.

Программа правительства Эндары предусматривала сокращение госаппарата и государственных расходов, приватизацию госсектора, снижение таможенных пошлин на импорт и другие меры в духе рекомендаций международных финансовых организаций. В 1990– 1991 гг. США предоставили Панаме 1 млрд. долл. в виде безвозмездной помощи и кредитов. Такая политика и помощь США содействовали стабилизации финансовой системы и экономическому росту (на 8% в 1992 г.), но увольнения в госсекторе, снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, беззащитность национальных мелких и средних предпринимателей перед экспансией иностранных товаров и капиталов вызвали нарастание недовольства в стране и падение авторитета правительства Эндары. Контрабанда наркотиков, коррупция и злоупотребления властей процветали и при новом правительстве. Активизировалась оппозиция. Революционно-демократическая партия, скомпрометированная сотрудничеством с Норьегой, постаралась отмежеваться от своего недавнего прошлого и вновь обратиться к наследию Торрихоса, стоявшего у истоков этой

311 '


партии. РДП имела 11 из 68 мандатов в парламенте. В 1991 г. в ряды оппозиции перешла Христианско-демократическая партия – крупнейший до того участник правительственного блока. В ноябре 1992 г. референдум по предложенным правительством Эндары поправкам к конституции, позволявшим, в частности, ликвидировать в стране по примеру Коста-Рики вооруженные силы, послужил поводом для выражения массового протеста против правительства Эндары и его политики. 60% избирателей не явились на референдум, а 2/3 проголосовавших высказались против предложений правительства. На президентских выборах 8 мая 1994 г. победил кандидат оппозиционной РДП Эрнесто Перес Бальядарес.

Центральноамериканский конфликт в 80-е годы был опасным очагом международной напряженности. Но в начале 90-х годов он был в основном урегулирован. Центральная Америка перестала быть объектом конфронтации между США и СССР с их союзниками. Прекратилась необъявленная война против Никарагуа, разоружены контрас, достигнуто мирное урегулирование в Сальвадоре, реализованы многие согласованные решения центральноамериканских республик. Реальные очертания приобрело сотрудничество государств, активизировались интеграционные усилия. На смену диктаторам пришли конституционные режимы, хотя в Гватемале и Гондурасе сохранялось значительное влияние в политической жизни вооруженных сил, имели место нарушения прав человека.

Ход событий в Центральной Америке в 80-е годы выявил бесперспективность в новых условиях дальнейшей революционной вооруженной борьбы в странах региона. Ее продолжение вело к новым человеческим жертвам, разрушению и дезорганизации экономики, усугублявшим бедствия населения, к встречной эскалации насилия справа, к опасному разрастанию и затяжке вооруженных конфликтов без явных шансов на решающий успех. Ситуация сложилась не в пользу революционной альтернативы, которая в итоге уступила место эволюционным процессам. Но революционный подъем, и в первую очередь Никарагуанская революция, а также борьба левых сил Сальвадора выполнили ближайшую историческую задачу, устранив накопившиеся на пути прогресса и демократизации преграды и ускорив позитивные перемены в субрегионе, дали стимул борьбе против диктатур в других странах Латинской Америки.

Сандинистская революция в Никарагуа потерпела неудачу в попытке найти быстрый и радикальный путь к созданию альтернативного капитализму общества социальной справедливости. Революционеры ушли от власти. Но непосредственные, ближайшие цели революции были достигнуты: свергнута многолетняя мрачная диктатура, в Никарагуа установился в итоге конституционный режим,

312
хотя путь к нему оказался нелегким. Политический плюрализм, аграрная реформа, смешанная экономика, неприсоединение во внешней политике – эти программные лозунги СФНО стали реальностью и в основном сохранились при новом правительстве. Было нанесено военное поражение вооруженной контрреволюции. Сандинисты остались влиятельнейшей силой в общественно-политической жизни республики, гарантом революционных завоеваний.

В развитии Никарагуанской революции было много общего с происшедшей на 20 лет ранее Кубинской революцией. Это проявилось и на стадии антидиктаторской борьбы, и в свержении диктатуры, и во многих революционных преобразованиях, и в эволюции самого революционного режима вплоть до середины 80-х годов, и в нараставшем противоборстве с контрреволюцией и с США. Никарагуанская революция как бы замкнула цикл латиноамериканских революций, начатый Мексикой в 1910 г. Общими чертами этих революций были систематические насильственные вооруженные формы борьбы, острые проявления классового антагонизма, быстрая радикализация социальных и политических преобразований и перерастание революционной власти в диктатуру. Но одновременно Никарагуанская революция несла в себе новые черты, особенно проявившиеся к концу пребывания у власти сандинистов, которые сближали ее, как и Чилийскую революцию 1970–1973 гг., с позднейшими поисками левыми силами новых путей преобразования общества на основе конституционного развития, демократизации, политического плюрализма и смешанной экономики. В этом также проявилось историческое значение Никарагуанской революции и ее опыта.

КУБА: ОБОСТРЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

Своими специфическими особенностями среди других стран Латинской Америки отличалась Куба, остававшаяся единственной страной континента, которая избрала путь построения альтернативного капитализму социалистического общества.

Во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов на Кубе продолжалось начавшееся в предыдущий период упорядочение государственного управления экономикой. В декабре 1975 г. на 1 съезде Коммунистической партии Кубы были одобрены директивы по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1976–1980 гг. В январе 1976 г. началось внедрение единой системы управления и планирования экономики (СУПЭ), учрежден комитет по ценам. С 1978 г., впервые после 1966 г., возобновилось составление ежегодных госбюджетов.


Среднегодовые темпы роста экономики Кубы в 1976–1980 гг. (до 4%) оказались ниже запланированных. Стали сказываться трудности нового этапа развития, требовавшего большей интенсификации производства, роста капиталовложений. Ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура – упали цены на сахар. Эти проблемы усугублялись неэффективностью самой командно-административной системы, господствовавшей на Кубе, как и в других социалистических странах. Но имелись и достижения. В полтора раза – до 10 млрд. кВт • ч – возросло производство электроэнергии, на 72% – продукции машиностроения. За пятилетку среднегодовое производство сахара-сырца выросло на 25% и составило 7 млн. т. Механизированная уборка сахарного тростника в 1980 г. составила 45%.

Во второй пятилетке (1981–1985), основные направления которой были одобрены на II съезде партии в декабре 1980 г., среднегодовое производство сахара достигло 8 млн. т. Механизированная уборка тростника в 1985 г. поднялась до 62% (в 1990 г.–до 71%). За 5 лет (1981–1985) удалось сократить число рубщиков тростника с 350 тыс. до 72 тыс. человек. В целом среднегодовые темпы роста экономики Кубы за 1976–1985 гг. превышали 5%.

В сельском хозяйстве государственный сектор сосредоточил с 70-х годов 80% угодий и поставлял основную массу товарной продукции. 20% угодий (1,5 млн. га) осталось в распоряжении почти 200 тыс. крестьянских хозяйств, объединенных в Национальную ассоциацию мелких землевладельцев (АНАП). На их долю в середине 80-х годов приходилось 50–75% урожая табака, кофе, какао, овощей, 18% сахарного тростника, 25% скота. Среди них развивались разнообразные формы кооперации и кооперативных связей с государством. Со второй половины 70-х годов заметное распространение получила производственная кооперация, ранее практически отсутствовавшая. В 1985 г. уже имелось 1378 производственных кооперативов, объединивших 82 тыс. семей и располагавших 1 млн. га. К 1989 г. коллективным хозяйствам принадлежало 12% земельных угодий. 8% земли осталось в руках нескольких десятков тысяч самостоятельных семейных хозяйств. Размеры кооперативов были невелики: в среднем на каждый из них в 1985 г. приходилось 50 семей и 800 га земли. Это были объединения крестьянских семей для совместной деятельности, получавшие помощь от государства. В первой половине 80-х годов им удалось повысить урожайность и доходность своих хозяйств.

Много значили для Кубы экономические связи с другими социалистическими странами в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). К концу 80-х годов 85% внешней торговли острова приходилось на социалистические государства, в том числе 70% – на СССР. Куба постоянно получала из Советского Союза


на безвалютной основе, часто в кредит, необходимые ей нефть, черные металлы, удобрения, трактора, грузовики, зерно. Взамен Куба обеспечивала 1/3 потребления сахара в СССР, поставляла цитрусовые и другую продукцию. СССР покупал кубинский сахар по стабильным преференциальным ценам, значительно превышавшим мировые рыночные цены. Помощь Кубе оказывали советские специалисты. СССР и другие социалистические страны помогли Кубе в подготовке собственных квалифицированных кадров. В конце 80-х годов в СССР обучались 8 тыс, кубинских студентов. С участием Советского Союза на острове были построены или реконструированы сотни предприятий. рамках Комплексной программы СЭВ, принятой в 1985 г., Куба специализировалась на развитии электроники и биотехнологии. В 81 г. на Кубе с помощью Советского Союза началось строительство первой атомной электростанции «Хурагуа», затянувшееся, правда, вплоть до 90-х годов и оставшееся незавершенным. В 80-е годы был лажен выпуск продукции электронной промышленности. Куба стала ставлять в СССР дисплеи. В 1986 г. был открыт Центр генной инженерии и биотехнологии.

Приоритетное внимание уделялось социальной политике. Куба стала страной всеобщей занятости и грамотности, с обязательным бесплатным 6-летним образованием. К прежним нескольким техническим школам прибавились сотни новых. Количество университетских студентов за 30 послереволюционных лет увеличилось с 15 тыс. до 200 тыс. Численность научных работников превысила 40 тыс. Особенно заметных успехов Куба достигла в здравоохранении. Количество врачей возросло с 6 тыс. до 31 тыс., детская смертность (в возрасте до 1 года) сократилась с 6 до 1,2%, средняя потенциальная продолжительность жизни достигла 74 лет. По обоим показателям Куба обогнала остальные страны Латинской Америки. Большой интерес в ряде стран вызвал опыт Кубы по введению обслуживания населения «семейными врачами», с закреплением определенных семей за конкретными врачами.

В феврале и ноябре–декабре 1986 г. состоялись две сессии III съезда Компартии Кубы, принявшего программу партии, рассчитанную на построение социализма, и директивы по третьему пятилетнему плану на 1986–1990 гг., по которому предусматривались среднегодовые темпы роста экономики – 5% и производительности труда – 3,5%.

Однако выполнить эти задания не удалось. В 80-е годы в развитии кубинской экономики выявились серьезные трудности и недостатки. Углубились хозяйственные диспропорции. Все очевидней становилась неэффективность сложившейся системы хозяйствования, что было общим явлением для всех социалистических стран. Большие средства были вложены в капитальное строительство, не приносившее отдачи


из-за растянутых сроков его завершения («долгострой»). В то же время недоиспользовались уже имевшиеся производственные мощности. В строительстве остро ощущалась нехватка рабочей силы, тогда как занятые в народном хозяйстве трудящиеся и их рабочее время использовались часто непродуктивно. Падала дисциплина труда. Рост заработной платы намного опередил темпы повышения производительности труда. Централизованное управление огосудар-ствленной экономикой становилось все более громоздким и неповоротливым. Чрезвычайно разросся административно-управленческий аппарат, достигший в 1984 г. полумиллиона человек, тогда как все население Кубы к концу 80-х годов насчитывало 10 млн. человек. Процветали расточительство, бесхозяйственность, потребительские, иждивенческие настроения. Прогрессировала коррупция.

Напряженные отношения с США побуждали Кубу много внимания и средств уделять обороне. Помимо хорошо обученных и оснащенных регулярных вооруженных сил численностью до 300 тыс. человек Куба в 80-е годы имела 1,5 млн. человек в составе территориального резервного народного ополчения. Большие средства расходовались на социальную политику, на экономическую и военную помощь развивающимся странам. Условия жизни населения оставались скудными. Сохранялась введенная еще в начале 60-х годов карточная система распределения основных продуктов и товаров широкого потребления. Правда, в отличие от остальных латиноамериканских стран, определенный скромный уровень потребления и социальной защищенности, образование, занятость были гарантированы для всего населения, что поддерживало веру масс в преимущества социализма.

После 1975 г. Куба воспользовалась отменой ограничений ОАГ на связи с островом других государств континента и получила кредиты на приобретение новой технологии, оборудования и другие цели, с тем чтобы с помощью полученных средств ускорить создание конкурентоспособного производства на экспорт. Вырученной затем от экспорта валютой предполагалось расплатиться за кредиты. Однако на этом пути Кубу постигла та же участь, что и другие латиноамериканские страны. Расчеты на выполнение намеченной программы создания новых конкурентоспособных производств и на рост доходов от экспорта не оправдались. В основной отрасли – производстве сахара, дававшего более 70% выручки от экспорта, темпы роста оказались гораздо меньше предусмотренных, причиной чему помимо общей неэффективности экономики были засухи и ураганы 1983–1986 гг. К этому добавились падение цен на мировом рынке на сахар и другие товары кубинского экспорта, увеличение импорта нефти и нефтепродуктов. В связи с ростом потребления внутри страны, Кубе даже пришлось часть валюты затратить на


закупку на мировом рынке недостающего сахара, с тем чтобы выполнить договорные обязательства по поставкам сахара в СССР и другие страны. А тем временем с начала 80-х годов условия кредитования в мире ужесточились. Подскочили проценты и соответственно выплаты Кубы по внешней задолженности, достигшей к 1987 г. 5,7 млрд. долл. (не считая большой задолженности социалистическим странам). Куба оказалась вынужденной сократить расходы на импорт и прибегнуть к экономии получаемых из СССР нефтепродуктов и их частичному реэкспорту на мировой рынок ради получения дефицитной валюты. Выплата по процентам в 1986 г. превысила поступление на Кубу новых валютных средств.

Принадлежа к мировой социалистической системе и восприняв вслед за СССР и другими ее членами при их содействии образец государственно-бюрократического социализма, Куба на новом витке мирового развития оказалась втянутой вместе с ними в полосу растущих трудностей и проблем, завершившихся на рубеже 80-х и 90-х годов глубоким кризисом «реального социализма» и развалом социалистического содружества. Для Кубы это повлекло особенно тяжкие последствия ввиду чрезвычайной зависимости всей ее экономики от внешних факторов, от связей с СССР и другими социалистическими государствами, которые осложнились и стали свертываться.

Возникшие проблемы подверглись острому обсуждению на июльском пленуме ЦК Компартии Кубы в 1986 г. и на второй сессии III съезда партии (ноябрь–декабрь 1986 г.), принявших решения о начале процесса «исправления ошибок». Главное внимание в экономике обращалось на повышение эффективности труда, преодоление бюрократизма. Разрабатывались меры по совершенствованию хозяйственного механизма, экономии ресурсов, налаживанию дисциплины, сокращению административно-управленческого персонала, борьбе с бесхозяйственностью и хищениями.

Принятые меры не затрагивали основ командно-административной системы и «государственного социализма». Более того, кубинское руководство видело выход из осложнений и неудач в дальнейшем укреплении и развитии централизованной государственной собственности и директивных методов управления, контрольных функций, в недопущении частной собственности, свободного рынка и розничной торговли как ведущих к реставрации капитализма. На первый план выдвигались борьба против корыстных и эгоистических интересов, индивидуализма, стимулирование настроений коллективизма, трудового энтузиазма и «пролетарского интернационализма», веры в коммунистические идеалы. Вновь стали возрождаться лозунги и традиции 60-х годов, в частности массового добровольного труда. В 1987 г. в Гаване свыше 400 тыс. человек безвозмездно отработали на стройках не менее 40 часов каждый.


Кубинское руководство настаивало на сохранении и укреплении Однопартийной политической системы с монополией на власть Коммунистической партии как выражающей интересы всех трудящихся. Компартия опиралась на сеть массовых организаций и являлась основой всей политической структуры общества. Она объединяла в своих рядах в начале 90-х годов свыше 600 тыс. коммунистов. В 1986 г. комсомольская организация насчитывала 600 тыс. членов, Профцентр трудящихся Кубы–3 млн., комитеты защиты революции – 6,5 млн. человек. Почти поголовное вовлечение жителей острова через эти и другие организации, через выборные органы власти в экономическую, социальную и политическую жизнь страны при господстве общегосударственной собственности на средства производства рассматривалось как подлинное народовластие в противоположность буржуазной представительной демократии, отстраняющей основные массы населения от реального участия во власти. В действительности же это была интеграция всего народа в структуры тоталитарного режима с жестко централизованным и бюрократизированным партийно-государственным руководством. Оппозиционная политическая деятельность на острове была запрещена как враждебная народной власти. Непререкаемым авторитетом и неограниченными полномочиями верховного вождя революции продолжал пользоваться глава партии, государства и правительства Фидель Кастро.

С октября 1990 г. стали создаваться народные советы в городских кварталах. В их состав включились делегаты от муниципальных органов власти, промышленных предприятий, общественных и профсоюзных организаций. Основной их задачей должна была стать мобилизация жителей по кварталам на решение конкретных локальных проблем, контроль за деятельностью местных предприятий, бытовых служб, благоустройство территории.

Новые тенденции наметились в отношении партии и государства к церкви и христианству. Была признана необходимость полного включения верующих в общественно-политическую жизнь, обращалось внимание на совпадение социалистических и христианских идеалов. В 1991 г. верующим было разрешено вступать в компартию.

Однако улучшить положение на острове не удалось. Задания третьей пятилетки не были выполнены. ВВП в 1986 г. вырос лишь на 1,4%, а в 1987 г. упал на 3,8%. В 1988–1989 гг. экономические показатели росли на 1–2% в год. В 1990 г. ВВП сократился на 3,6%. Производство сахара в 1990 г. осталось на уровне начала 80-х годов (8 млн. т в год). Внешний долг в валюте к 1990 г. достиг 7,5 млрд. долл. С 1986 г. Куба вынуждена была приостановить выплату внешней задолженности из-за отсутствия наличных ресурсов. Приток новых кредитов практически прекратился. Куба пыталась стимулировать туризм, доход от которого в 1991 г. достиг 300 млн.,


в 1993 г.– 700 млн. долл. Но это не могло серьезно улучшить обстановку. Давала себя знать и экономическая блокада со стороны соседних США. Несмотря на льготные для Кубы условия товарооборота и экономического сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами, Куба оказалась не в состоянии покрыть расходы на импорт из этих стран и к 1991 г. задолжала Советскому Союзу 19 млрд. руб.

Особо тяжкие последствия для Кубы имел крах дружественных ей режимов в СССР и в Восточной и Центральной Европе в 1989–1991 гг. Россия и бывшие социалистические страны Европы резко сократили торгово-экономические связи с островом – до 7% от прежнего уровня в 1992 г. К тому же они перешли в торговле с Кубой на валютные расчеты по ценам мирового рынка. Для Кубы, экономика которой практически всецело зависела от внешнего рынка, главным образом от связей с данными государствами, это было катастрофическим ударом. Поставки нефти и нефтепродуктов на остров уменьшились с 13 млн. т в 1989 г. до 6 млн. т в 1992 г. В ноябре 1992 г. было подписано новое торгово-экономическое соглашение Кубы с Россией, по которому в 1993 г. Куба обязалась поставить в Россию 1,5 млн. т сахара в обмен на 2,5 млн. т нефти и нефтепродуктов. На острове стала остро ощущаться нехватка энергоносителей, горючего, запасных частей, оборудования, сырьевых и продовольственных товаров, которые страна получала до тех пор извне на льготных условиях. В результате в 1991 г. производство упало на 24%, а в 1992 г. еще более, сократившись наполовину по сравнению с концом 80-х годов. Выработка сахара-сырца в 1992 г. уменьшилась до 7 млн. т. В 1993 г., когда ко всем бедам добавился разрушительный ураган, нанесший миллиардный ущерб хозяйству Кубы, удалось выработать лишь 4,2 млн. т сахара, а в 1994 г.–4 млн. т. Это создало чрезвычайные трудности для выполнения республикой экспортных обязательств.

В новых условиях, когда Куба лишилась всякой поддержки извне, большую опасность приобрела для кубинского режима открытая враждебность к нему могущественнейшего северного соседа. США усилили давление на Кубу, ужесточили ее экономическую блокаду, настаивая на ликвидации режима Ф. Кастро. В октябре 1992 г. президент США Дж. Буш подписал принятый Конгрессом закон, согласно которому, помимо эмбарго на торговлю самих США с Кубой, запрещалось торговать с Кубой филиалам американских компаний, расположенным в других странах. Товарооборот этих филиалов с Кубой превышал 700 млн. долл. в год. Кроме того, Вашингтон отныне мог запретить на 6 месяцев заход в порты США судов любых стран, доставляющих грузы на Кубу или с Кубы. Новый закон задевал суверенитет государств, в которых имелись филиалы американских компаний и которые торговали с Кубой или посылали свои суда на остров.


Кубинское руководство прибегло к чрезвычайным мерам по мобилизации собственных усилий республики. В 1990 г. Фиделем Кастро был выдвинут лозунг «Социализм или смерть!». Многолюдные митинги выражали решимость их участников не отступать и отстаивать до конца идеалы социализма и суверенитет страны. Были проведены военные приготовления с участием миллионов кубинцев к защите острова от потенциального вооруженного вторжения США. Эти опасения оживились после интервенции Вашингтона в Панаме. Было объявлено о переходе к «особому периоду в мирное время» в связи с резким ухудшением внешнеэкономических условий и к стратегии «выживания». Предусматривались сокращение производства и распределения потребительских товаров, ассигнований на социальные расходы, жесткая экономия энергетических и топливных ресурсов, максимальная мобилизация трудовых усилий. Система нормирования распространилась практически на все виды продукции и товаров для населения. Нормы снабжения стали очень скудными. Ежедневная норма отпуска хлеба на одного человека в 1991 г. уменьшилась до 80 г. Развернулась кампания по самообеспечению населения продовольствием, в том числе предприятий, учебных заведений. Свободные городские территории, дворы, стадионы стали отдаваться под огороды. Масса горожан направлялась на сельхозработы. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность в свободное от работы время.

Куба старалась расширить торгово-экономические связи с капиталистическими странами, в том числе с государствами Латинской Америки, привлечь к сотрудничеству иностранный капитал в виде совместных предприятий. К 1993 г. на острове действовало более 80 таких предприятий.

Все эти меры имели ограниченный эффект. Они не могли вывести страну из тяжелого и все углубляющегося кризиса экономики и предотвратить дальнейшее ухудшение снабжения населения. В условиях тотального дефицита росли спекуляция и «черный» рынок.

Ужесточилась борьба с пустившей глубокие корни коррупцией. В 1989 г. к расстрелам и длительным срокам тюремного заключения были приговорены несколько высших руководителей армии и министерства внутренних дел по обвинению в коррупции и участии в международной контрабанде наркотиков. С октября 1990 г. начались широкие аресты административных работников и других лиц, обвиненных в хищениях государственной собственности, спекуляции, мошенничестве и взяточничестве. Число арестованных по этим обвинениям к апрелю 1991 г. достигло почти 2 тыс. человек. В 1991–1993 гг. были арестованы и преданы суду также небольшие группы лиц из интеллигенции и студенчества, пытавшихся явочным порядком создать оппозиционные организации и «правозащитное движение» и выступавших с обвинением существующего режима в


нарушении демократии и прав человека. Действия диссидентов были расценены как контрреволюционные, нацеленные на свержение народной власти.

В начале 90-х годов оживилась политическая активность враждебной режиму Ф. Кастро части кубинской эмиграции, главным образом в США, где проживало 2 млн. лиц кубинского происхождения. Основным центром их сосредоточения стал курортный город Майами во Флориде, в непосредственной близости от Кубы. В США и некоторых других странах действовали эмигрантские организации разной ориентации – от крайне правых до реформистских. Крах мировой системы социализма, распад СССР и углубление кризисной ситуации на Кубе стимулировали их надежды на скорые политические перемены на острове.

Оппозиционные режиму Ф. Кастро эмигрантские организации и группы объединились в две коалиции. Наиболее правые и консервативные силы составили Национальный фонд американцев кубинского происхождения со штаб-квартирой в Майами. Его возглавил лидер мощной финансовой группировки флоридских бизнесменов, кубинцев по происхождению Хорхе Мас Каноса. Фонд выступал за самые жестокие меры против режима Ф. Кастро и его насильственное свержение и готовился к роли будущей правящей элиты на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.015 с.)