Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический фактор внешней среды.

Поиск

Политический фактор внешней среды.

 

политические факторы. Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года. Кроме прогноза политической обстановки в стране, предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в таких областях, как:

− социальная защищенность населения;

− внешняя торговля;

− политика ценообразования;

− экологические мероприятия;

− охрана труда и здоровья трудящихся;

− наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

 

Руководство должно следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федерального правительства, за отношением политиков к монополизму, кредитами Федерального Правительства и регионов для финансирования долгосрочных программ, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами;

Социальный фактор внешней среды.

 

социальные факторы. Анализироваться должны многочисленные факторы, от которых непосредственно зависят успехи или неудачи фирмы. К таким факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость (трудность) проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом данный анализ дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам;

Деятельность предприятия в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Во-первых, потому, что они обуславливают внутреннюю среду предприятия. Во-вторых, потому, что они влияют на другие компоненты внешней среды. Основные социальные факторы, влияющие на деятельность предприятия:

• демографическая ситуация в регионе;

• половозрастная структура населения;

• средний уровень дохода и прожиточный минимум;

• культурная среда и моральные ценности, религия;

• уровень образования;

• вопросы общественной жизни региона.

Существенную роль в функционировании предприятия играет способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности (насколько значима и/или престижна для них работа на предприятии). Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; внутренние ожидания людей от работы в организации; различные риски, опасения.

Все параметры макроокружения взаимосвязаны. Поэтому в стратегическом планировании следует учитывать влияние не одного или нескольких факторов, а совокупное влияние всех факторов одновременно, что затрудняет процесс анализа.

Экономический фактор внешней среды.

 

экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для организации. Некоторые элементы в экономической окружающей среде должны постоянно отслеживаться и оцениваться. Среди них темп инфляции или дефляции, ставки налогов и банковские проценты, уровни доходов населения и занятости, курсы валют и т.д., каждый из этих факторов может представлять угрозу или новую возможность для фирмы. Например, во времена экономического спада фирма, занимающаяся выпуском запасных частей для автомобилей, будет процветать потому, что потребители предпочтут ремонтировать старые автомашины, а не покупать новые. Поэтому одним из важнейших вопросов, который предприятию необходимо выделить в анализе экономической среды, является следующий: «На какой стадии цикла деловой активности находится национальная экономика в настоящий момент и когда наступает следующая стадия цикла?»;

Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе, а именно:

• темпы роста отраслей;

• динамика развития рынка и его насыщенность;

• уровень инфляции и безработицы;

• процентные ставки за кредит;

• инвестиционная и налоговая политика;

• политика в области заработной платы и цен;

• налоговая база;

• экономическая ситуация в регионе;

• уровень доходов населения;

• темпы роста экономики страны и отрасли;

• внешнеторговые барьеры;

• таможенная политика.

Поскольку мировая экономика существенно влияет на деятельность компании, следует тщательно анализировать общеэкономические процессы.

 

Фактор конкуренции.

 

конкуренты. Ни одна фирма не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Необходимо предвидеть действия своих конкурентов. Анализ конкурентов, как правило, включает следующие элементы: 1) анализ будущих целей конкурентов; 2) оценка текущей стратегии конкурентов; 3) обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют предприятия; 4) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Для исследования этих элементов профессор Гарвардского университета Майкл Портер [14] предлагает четыре вопроса:

1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?

2. Какие изменения вероятны в стратегии конкурента?

3. В чем уязвимость конкурента?

4. Что может вызвать сильные ответные меры со стороны конкурента?

Кадры – как фактор внутренний среды.

 

стратегии управления персоналом, направленные на эффективное использование труда во всех его проявлениях, как фактора производства;

Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы фирм показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях. Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования /14/. Анализ должен дать ответ на следующие вопросы /2/:

• каковы компетентность и подготовка высшего руководства фирмы?

• насколько эффективна и конкурентоспособна система вознаграждения?

• как обеспечивается преемственность руководящих кадров?

• эффективно ли проходит подготовка, повышение квалификации кадров?

• есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?

• насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?

 

Финансы - как фактор внутренний среды.

 

финансовые стратегии, которые ответственны за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж и расходование финансовых ресурсов;

Финансовое состояние фирмы во многом определяет то, какую стратегию выберет руководство на будущее. Как правило, анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии. К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее:

• анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники проблем;

• финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить проблемы на качественном и количественном уровне;

• возможность использования альтернативных финансовых стратегий;

• финансовый анализ определяет величину капитала фирмы, его структуру в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;

• финансовый анализ облегчает работу с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;

финансовый анализ эффективен в контроле за издержками.

 

Понятие стратегии.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:

· конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

· перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

· в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии для предприятия, которое хозяйствует в отрасли, где данный фактор имеет решающее значение, и технологии быстро меняются.
Существует четыре основных типа стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Различают следующие виды стратегии фирмы [2]:

 

1. По уровню управления:

общая (базовая, портфельная);

функциональная;

операционная (конкретные подходы в руководстве ключевыми оперативными единицами фирмы).

 

2. По направленности развития:

технологическая (технологический компонент ставится в один ряд с финансовыми, определяется разработкой новых конкурентоспособных продуктов, технологий их производства);

продуктовая (включает освоение нового продукта: изучение его новизны, качества, выявление типов рынков и состава потребителей, разработку технологии производства данного продукта).

 

3. В зависимости от возраста рынка и товара (по И. Ансоффу) [7]:

стратегия глубокого проникновения;

расширения рынка;

разработки товара;

диверсификации.

 

4. В зависимости от уровня конкуренции в отрасли (по М.Портеру)[14]:

преимущество в издержках;

дифференциация;

фокусирование.

 

5. По характеру воздействия:

стратегия наступления (атакующая) (завоевание и расширение рыночного сегмента);

обороны (удержание существующей рыночной доли);

отступления (уход с рынка или ликвидация данного бизнеса).

 

6. По характеру развития (похожа на предыдущую, но связана не с долями рынка, а с объемами деятельности и капитала):

стратегия ограниченного роста;

роста;

сокращения;

комбинированная.

 

7. По уровню конкуренции:

своевременного освоения продукта;

ориентации на производство однородной продукции;

искусственного устаревания продукции и т.д.

 

Оценка выбранной стратегии

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

приемлемость риска, заложенного в стратегии.

 

Стратегический выбор.

 

На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.

Существует четыре вида альтернатив:

Рост;

Ограниченный рост;

Сокращение;

Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.

Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия. Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.

Сокращение осуществляется разными путями:

полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;

избавление от лишних элементов;

сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями. Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.

Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства. Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и допущения представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс планирования.

Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)

Появление модели (матрицы) БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").

Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты - рыночные лидеры - от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы:

 

i «Проблема» «Звезды»
  «Собака» «Дойная корова»
     

Малая Высокая

Относительная доля

Пример 1. Если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный

конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5

(10/20).

В основе матрицы БКГ лежат два предположения:

1.Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.

2.Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.

В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рьшков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:

"Проблемы" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для

поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.

"Звезды" (быстрый рост/высокая доля) - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.

"Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель-"сбор урожая".

"Собаки" (медленный рост/малая доля) - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия - прекращение инвестиций и скромное существование.

Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в таблице 2

 

Вид стратегической единицы бизнеса Прибыль Денежные потоки Возможные стратегии
"Проблема" Низкая, растущая, нестабильная Отрицательные Анализ: сможет ли бизнес подняться до уровня "звезды"?
"Звезда" Высокая, стабильная, Примерно нулевые Инвестиции для роста
  растущая    
"Дойная корова" Высокая, стабильная Положительные, стабильные подразделена Поддержание прибыльности инвестиций в другие я-"
"Собака" Низкая, нестабильная Примерно нулевые Ликвидация полразделения/ "сбор урожая"

Сильная / рождение

Может быть неприбыльной. Денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно

осуществить через:

• Попытку улучшить положение - Старт (Е, I, L) или

• Полное стремление к получению доли - Быстрый рост (В, С, Е, G, L, N, О, Р, Т, V).
Инвестируйте быстро, как того требует рынок.

Сильная / рост

Вероятно прибыльная позиция. Вероятно чистая наличность берется в заем. Естественное развитие

можно осуществить через:

• Попытку улучшить положение - Достичь лидерства в ценообразовании (А, С, N, U, V, W) или

• Энергичное стремление к получению доли - Быстрый рост (В, С, Е, G, L, N, О, Р, Т, V). Инвестируйте с целью увеличения темпов роста.

Сильная / зрелость

Прибыльная позиция. Производитель чистой наличности. Естественное развитие (выборочное

развитие) может быть осуществлено через:

• Удержание положения - Защита положения (А, С, N, U, V, W) или Удержание доли - Расти
вместе с производством (А, В, С, F, G, J, N, P, T, U).

Реинвестируйте по мере необходимости.

Сильная / старость

Прибыльная позиция. Производитель чистой наличности. Естественное развитие может быть

осуществлено через:

• Удержание положения - Защита положения (А, С, N, U, V, W) или
. Собрать -(D,H, к, M,Q,R,VtW).

Выборочное развитие может быть осуществлено через:

• Удерживать - Держитесь за нишу (С, D, N, Q, U). Минимальные реинвестиции для
поддержания положения.

Заметная / рождение

Вероятно неприбыльная. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие можно

осуществить через:

• Выборочное приобретение доли - Сосредоточение, Постепенно приобрести положение или

• Полное стремление к получению доли - Быстрый рост (В, С, Е, G, L, N, О, Р, Т, V).
Инвестируйте избирательно.

Заметная / рост

Минимально прибыльная. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие можно

осуществить через:

• Попытку улучшить положение - Лидерство в ценообразовании на наиболее важном рынке (А,
C,N,U,V,W).

Выборочное развитие можно осуществить через:

• Выборочное стремление к получению доли - Постепенная дифференциация.
Избирательное инвестирование для улучшения положения.

Заметная / зрелость

Умеренно прибыльная позиция. Производители чистой наличности. Естественное развитие может

быть осуществлено через:

• Надлежащая эксплуатация - Расти вместе с производством (А, В, С, F, G, J, N, P, T, U). Выборочное развитие можно осуществить через:

• Найти свою нишу и защищать ее (A, G, I, M, R, Т) или

• Доказать жизнеспособность. Минимальное и/или избирательное реинвестирование. Заметная /старость

Умеренно прибыльная. Сбалансированный поток наличности. Выборочное развитие можно осуществить через:

• Пожинайте плоды - Эксплуатация рыночной ниши (В, С, Т, L, N, P, U, V) или

• Удерживать - Удержать нишу (С, D, N, Q, U) или

• Поэтапный уход - Уход (D, M, Q, R, W).

Минимальное инвестирование в эксплуатацию или отказ от инвестирования.

Прочная / рождение

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие или выборочное

развитие может быть осуществлено через:

• Выборочный поиск своего положения - Сосредоточение (G, L, Т) или
» Доказать жизнеспособность. Инвестируйте очень избирательно.

Прочная / рост т

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или поток наличности сбалансирован. Естественное развитие или выборочное развитие может быть осуществлено через:

• Выборочный поиск своего положения - Сосредоточение, дифференциация (G, L, Т) или Доказать жизнеспособность через:

• Стремительный поиск своей доли - Успеть (D, E, L, M, P, Q, R). Избирательное инвестирование.

Прочная / зрелость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Выборочное развитие можно

осуществить через:

• Найдите нишу и держитесь в ней - Удержать нишу (С, D, N, Q, U).
Если жизнеспособность нельзя доказать, рекомендуется Выход через:

• Поэтапный выход - Выход (D, M, Q, R, W). Минимальное реинвестирование или отказ от
инвестирования.

Прочная / старость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Если жизнеспособность нельзя

доказать, рекомендуется:

• Выход через:

Поэтапный уход - Уход (D, M, Q, R, W) или

Отказ - Отказ (X). Деинвестирование или отказ от инвестирования. Слабая / рождение Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем. Жизнеспособность можно доказать через:

• Догнать - Догнать (D, E, L, M, P, Q, R). Если нет, то:

• Выход - Выход (D, M, Q, R, W) или

• Выход - Отказ от инвестирования (D, К, Q, R, S). Слабая / рост

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или движение наличности сбалансировано. Доказать жизнеспособность через:

. Сдвиг - (D, L, M, N, Q, R, V, W) или Возобновите (D, М, О, Р, Q, R, U). Если жизнеспособность нельзя доказать, то Выход через:

• Отказ (X). Инвестируйте или откажитесь от инвестиций.
Слабая / зрелость

Неприбыльная позиция. Чистая наличность может браться в заем или может быть производителем чистой наличности. Докажите жизнеспособность:. Сдвиг (D,L,M,N,Q,R,V,W) или

• Обновление (D, М, О, Р, Q, R, U).

Если жизнеспособность нельзя доказать, то выход:

. Поэтапный уход - Уход (D, M, Q, R, W). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций. Слабая / старость Неприбыльная позиция. Выход - Отказ (X). Отказ от инвестиций.

Политический фактор внешней среды.

 

политические факторы. Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года. Кроме прогноза политической обстановки в стране, предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в таких областях, как:

− социальная защищенность населения;

− внешняя торговля;

− политика ценообразования;

− экологические мероприятия;

− охрана труда и здоровья трудящихся;

− наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

 

Руководство должно следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федерального правительства, за отношением политиков к монополизму, кредитами Федерального Правительства и регионов для финансирования долгосрочных программ, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.016 с.)