Стремились уловить отдельные мгновения жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремились уловить отдельные мгновения жизни.



Рассматривали своё течение как явление, которое тесно связано не с богословием, а с искусством.

Особенно интересовались формальной стороной стиха. Например, Брюсов мечтал создать сборник под названием «Все напевы», где были бы представлены стихотворения всех существующих ритмов и размеров.

В центр ставили не этику, а эстетику. Важно не добро, а красота.

Младшие символисты:

Стремились соединить искусство и мистику.

Исходили из платоновского двоемирия (мы видим только отражённый мир).

Главное не отобразить мир реальный, а интуитивно познать высшую реальность. Вещный мир – это оболочка, которая служит для познания вечного, ирреального мира. Познать этот вечный мир можно с помощью символа, который является, по словам Белого, «окном в вечность».

Кризис символизма – 1910 год. Но задолго до этого А. Блок создаёт пьесу «Благанчик»,

в которой высмеивает фальшивый мистицизм символизма. Белый не прощает ему это.

АКМЕИЗМ

Акмеизм – (от греч. «akme» - высшая степень чего-либо, вершина) /адамизм /– литературное течение, сформировавшееся после распада символизма (1910г.) и противопоставленное ему.

Представители: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Николай Оцуп, Владимир Нарбут, Михаил Кузмин, Михаил Лозинский, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева.

Журналы: «Гиперборей», «Аполлон».

Особенности течения:

Главное – изображение реальной жизни с её калейдоскопом запахов, ощущений, цветов, звуков.

Главное – высокая техника стиха. (Создание «цеха поэтов». Принцип средневековых мастеров в Западной Европе).

Стремление приблизить поэзию и прозу. Стихи похожи на дневниковые записи или разговор.

Отсутствие упоминаний о политике.

Отсутствие интереса к «гиперрефлексии» человека.

Переход от женского начала (вечная женственность у символистов) к мужскому. Появление темы сильной личности.

Эротическая тема, в отличие от символистов оказывается не мистически- религиозной, а земной, телесной, чувственной.

Важной является тема путешествия, странничества. Если у символистов лирический герой действует среди потусторонних миров, то лирический герой акмеистов путешествует по реальной земле.

Если для символистов важным является только дух, то для акмеистов важна и кровь, раса, национальность человека.

Если символизм абстрактность, то акмеизм (термин Гумилёва) – кларизм (термин Кузмина), прекрасная ясность.

Мандельштам: «Акмеизм не только поэтическое, но и нравственное течение». Обращение внимания не только на эстетику, но и на этику.

Кумирами акмеистов являются Шекспир, Рабле, Фр. Вийон, Теофиль Готье, Пушкин, Тютчев, Баратынский, Некрасов, они опираются на творчество Анненского.

Отличие творчества акмеистов от творчества И. Анненского:

Анненский: Основные темы его поэзии – тоска, уныние, смерть, депрессия.

Акмеисты: Темы, связанные с пробуждением всего живого, отсутствие нарочитой усложнённости, яркость, эмоциональность.

Основные сборники:

Н. Гумилёв: первый сборник стихов «Путь конквистадоров», сборники: «Романтические цветы», «Колчан».

А.Ахматова «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени», «Нечет».

О.Мандельштам: «Камень», «Tristia» («Скорбь»), «Воронежские тетради», статья «Утро акмеизма».

 

Манифесты акмеизма в виде статей Гумилёва и Городецкого были опубликованы в 1913 году. Выступая как решительные противники символизма, акмеисты тем не менее отметили, что их «достойным отцом» был символизм. (Гумилёв). Было время, когда сам Николай Гумилёв «поверил в символизм, как люди верят в Бога» (А.Ахматова), но осенью 1911 года он возглавляет «бунт» группы поэтов, пожелавших освободиться от опеки Вяч. Иванова и сбежать из его «башни». Был создан «цех поэтов», из коего затем выделилась локальная группа акмеистов, которую возглавили Гумилёв и Городецкий. Стремясь освободиться от «мистического тумана символизма», акмеисты призывали сблизить поэзию с действительностью, полюбить «этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время». (С. Городецкий). Многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности акмеисты противопоставляли «прекрасную ясность» поэзии и слова, «земную», материально-чувственную предметность художественного образа и языка.

Отношение к вещи у символистов и акмеистов:

У символистов редко встречается упоминание о вещах, а если и встречается, то эти вещи символизируют что-то высокое, вселенское. Например, солнце воспринимается символистами как мифологема о страдающем Боге.

У акмеистов появилось человечески интимное и жизненное осмысление вещи. Вещь приобретает конкретное значение.

 

Вечная тема поэзии – любовь – трактовалась акмеистами как игра, органично вписываясь в жанр пасторали, идиллии, мадригала. Современность рассматривалась ими сквозь призму «мелочей, прелестных и воздушных». Эстетизация «весёлой лёгкости безумного жития» обнажала сознательную установку акмеистов на «театрализацию» жизни. Всё это сближало акмеистов и, в частности, поэзию Кузмина с творчеством художников «Мира искусства» - К. Сомова, А. Бенуа и др., на чьих полотнах царила атмосфера маскарадных праздников.

В акмеистской эстетической программе было немало противоречий. Отвергая интерес к мистическому, непознанному, акмеизм тем не менее требовал «всегда помнить о непознаваемом», допуская возможность художника подходить к самой границе непостижимого, в особенности если это касалось человеческой психики. Но при этом провозглашалась объективность, конкретность переживания, сознательная ограниченность эмоционального диапазона.

Много позже Сергей Городецкий, оценивая роль и место акмеизма в русской литературе, писал: «Нам казалось, что мы противостоим символизму. Но действительность мы видели на поверхности жизни, в любовании мёртвыми вещами и на деле оказались лишь привеском к символизму».

Акмеизм оказался одной из самых сильных поэтических школ двадцатого века. Он дал Гумилёва, Ахматову, Мандельштама, каждый из них повлиял на пути, которыми пошла поэзия всего столетия. Он отозвался в стихах некоторых советских поэтов, из которых можно назвать Н. Тихонова и Э. Багрицкого. Именно акмеизм оказал решающее влияние на судьбу русской поэзии в эмиграции. После революции 1917 года в течение нескольких лет за границами России, Советского Союза оказалось не менее девяти миллионов русских людей. Среди них было больше сотни поэтов, живших в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, Праге и Берлине. Самая большая русская колония и самые сильные поэты образовались в Париже. Здесь оказались участники «Цеха Поэтов» акмеисты Георгий Иванов, Георгий Адамович, Ирина Одоевцева. С берегов Невы на берега Сены переносится «частичка» акмеизма и создаётся так называемая «Парижская нота» - отчасти стиль, отчасти литературная школа. Акмеизм в своём «парижском» варианте меняется, он утрачивает жизнелюбие, ориентированность на мировую культуру. Парижская нота – это ностальгическая нота. Стихи слагаются с установкой на скуку.

В России после революции остаются Гумилёв, расстрелянный по ложному обвинению в августе 1921 года, Осип Мандельштам, погибший в лагере «Вторая речка» в декабре 1938 года, Анна Ахматова, сын которой, Лев Николаевич Гумилёв, большую часть своей жизни проведёт в тюрьме.

 


ФУТУРИЗМ

Футуризм – (от лат. Futurum - будущее) – одно из ранних реалистических течений в европейском искусстве и культуре, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Представители:

Итальянские: Маринетти

Русские: э гофутуристы – Северянин, Фофанов, Георгий Иванов, Олимпов; кубофутуристы «Гилей» - Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Кручёных, Каменский; «Мезонин поэзии» - Хрисанф, Шершеневич; «Центрифуга» - Б. Пастернак, Асеев, Бобров.

Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (архитектуре, скульптуре), нашли своё отражение и в литературе, театре, музыке, живописи, кинематографе. Начиная с «Манифеста итальянского футуризма» (1909) Ф. Маринетти, футуристы прокламировали полный разрыв с традиционной культурой. Ими отвергается как сухая выхолощенность академического искусства, так и сентиментальность искусства салонного. В равной степени отрицаются импрессионизм и символизм. Футуристы стремились отыскать и ввести в художественную практику новые формы отображения современного «машинного» мира. Они обосновали эстетику индустриальной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

Общие черты русского и итальянского футуризма:

Желание сформировать язык нового времени – «телеграфный», отрывочный язык. «Рассуждения о «слове на свободе» (Маринетти), «словоновшестве» (Кручёных)

Цель искусства – создание новой реальности. Призыв «бросить классику с парохода современности» (Маяковский).

Эксцентричность, эпатаж, сопровождение выступлений скандалами.

Отказ от углублённого психологизма.

Различные черты:

Итальянские футуристы были тесно связаны с «сильными мира сего» - с властями. Русские футуристы никогда не были лакеями власти.

Футуристы Италии проповедовали насилие, войну. В русском футуризме не было антигуманных идей агрессии.

1. Выступления футуристов сопровождались скандалами. Намерением напугать и встряхнуть обывателя продиктованы тезисы «Манифеста итальянского футуризма»: «До сих пор литература воспевала задумчивость, неподвижность, экстаз и сон; мы же хотим воспеть наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака»; «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными.». Маринетти предлагает уничтожить интеллектуальные виды развлечений. Театры за ненадобностью упразднить, оставить лишь мюзик-хол, ибо мюзикл-хол уничтожает всё торжественное, освящённое традицией серьёзное искусство и одинаково доступен всем. Одновременно футуристами делается ставка на то, чтобы сломать всё традиционное человеческое восприятие реальности.

2. Начав с эстетической агрессии против консервативных вкусов и традиций, итальянские футуристы закончили прославленьем культа силы и апологией войны – «гигиены мира».

Русский литературный футуризм возник почти одновременно с итальянским и испытал его влияние (культ современного индустриализма и техники, отрицание традиционноц культуры). Но в целом он решительно отличался от итальянского с его идеями насилия и агресссии.

3. Футуризм в России был неоднороден, но всех футуристов объединяло ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), предчувствие «мирового переворота», рождения «нового человечества». Они считали, что художник в своём творчестве не должен подражать природе, он «самотворец», через его творческую волю природа создаёт «новый мир, сегодняшний, железный» (К. Малевич). Футуристы поставили проблему самоценности художественного творчества, свободного от каких бы то ни было поэтических норм и традиций. «Идеи, сюжетов - нет»(Маяковский).

4. Художник – «самотворец» не только жизни, но и языка. Призывая к полному слому и языка, и традиционных изобразительно-выразительных средств, футуристы настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве», культивируя «самовитое» слово «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) или слово-неологизм для прямого социального воздействия, «нужного для жизни» (Маяковский), изобретая «внесловесный» язык как поэтическую самоцель («Заумь» Кручёных). Например, знаменитое пятистишье, ставшее своего рода «визитной карточкой» Кручёных: «Дыр бул щил/щур/ Скум /Вы со бу/ Р л Эз» Кручёных пишет: «Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», оно захватанное. Поэтому я называю лилию еуы и первоначальная частота восстановлена».

В 1912 появляется сборник, написанный на жёлтой бумаге «Пощёчина общественному вкусу». Футуристы собирались в кафе «Бродячая собака», «Розовый фонарь».

5. В поисках «первооснов» слова, футуристы обращались к «истокам» народной жизни, к славянской и русской мифологии, к народному искусству (лубку, раешнику, фольклору). Эстетизму символистской поэзии («символятине») они противопоставили «изначальное» - первобытно-уродливое, безобразное. Отталкиваясь от символизма, футуристы искали пути к непосредственно вещной действительности, разрушая границы межу искусством и жизнью, ориентируясь на язык улиц, рекламу, плакат.

В поисках новых форм и новой содержательности футуристы широко использовали звукоподражания или сочетали диссонирующие звуки, экспериментировали над стиховой графикой, прибегали к «свободному синтаксису», избегая знаки препинания, набирали стихи шрифтами разных размеров (Примеры: сборники Кручёных «Взропщем» 1913г. и «Утиное гнёздышко…дурных слов» 1914). Произведения футуристов отмечены резкими контрастами комического и трагического, фантастики и газетной повседневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров. Они привносил в искусство предчувствие революционных перемен, обновляя содержание и формы, открывали дорогу следующим за ними течениям в литературе и искусстве, например, экспрессионизму.

6. На одном эпатаже и отрицании искусство не может существовать долго. Футуризм уже к 1920-м годам становится «классикой», уступая новым течениям в искусстве, в частности, в живописи – кубизму (кубофутуризм Малевича). В дальнейшем в творчестве того же Малевича он станет основой нового течения в изобразительном искусстве, названном художниками суперматизмом (с 1915 г.), но более известном как абстракционизм. Абстракционизму, как искусству, в котором каждый может вкладывать в произведение любую мысль и как угодно трактовать его формы, суждена будет долгая жизнь. В разных модификациях (поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство) он существует и поныне.


4 Роды литературы:

 

Эпос –

Эпос – ( греч. Epos – слово, рассказ) термин имеет два значения.

В историко-литературном смысле эпосом называют народные поэмы и сказки, былины (русский народный эпос, античный эпос и др). Примеры: «Илиада», «Одиссея» (Греция), «Энеида» (Рим), «Махабхарата», «Рамаяна», «Калевала», ирландские саги, «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моём Сиде», старшая и младшая «Эдда» (Скандинавия), «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Грузия), «Песнь о нибелунгах» (Германия).

В теоретическом смысле эпосом называют литературный род, основной чертой которого является развёрнутое изображение человеческих характеров.

1. Зародившаяся в глубокой древности эпическая форма поэзии представляет собою повествование о важном для всего племени или народа событии. Повествование это могло быть как стихотворным, так и прозаическим. В эпосе события предстают как бы независящими от рассказчика, который стремиться к максимальной активности изображения и словно отсутствует в произведении. Только в 18-20 веках автор перестанет скрывать своё присутствие и начнёт напрямую обращаться к читателю с советами и комментариями. Со временем формы и функции эпоса усложняются и развиваются.

2. В эпосе начинают использоваться разнообразные способы передачи событий. В начале это был безличный рассказ, в котором подробно описывался внешний вид действующих лиц и предметов, их окружающих. Персонажи в эпосе прибегают к диалогам и монологам; повествование обычно ведётся в прошедшем времени. В современном (с 18 века) эпосе автор уже становится участником и режиссёром событий, причём при их изображении применяются все временные формы.

3. Выделяют:

Традиционный эпос Он сгруппировался вокруг эпопеи или романа-эпопеи. Ярчайшими примерами эпопейного жанра являются «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова и «Василий Тёркин» А. Твардовского.

Романический эпос Роман, романическая повесть, новелла. К первой трети 19 века этот тип эпоса из периферийного жанрового образования, в котором он пребывал в течение чуть ли не пяти сотен лет, превратился в центральное не только в русской, но и в мировой литературе.

Очерковый эпос Старая, дореалистическая традиция его не знала. Это новое явление, получившее развитие прежде всего в русской литературе, выдвинула мастеров-очеркистов величайшего класса, среди которых одно из первых мест принадлежит М.М. Пришвину.

4. У всех этих разновидностей эпоса есть нечто, связывающее их в единое целое – это принадлежность к эпическому роду со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанные с объективированным изображением жизни, событийностью, наличием героя, трёх видов времени и т.д. Вместе с тем каждая названная родовая разновидность имеет не только жанровую, но и родовую специфику. Современный традиционный эпос унаследовал все основные родовые черты, в том числе и заглавный художественный принцип, направленный на поэтизацию действительности и связанный с ней способ подражания, названный Максимом Горьким обобщающей идеализацией, а также особое пристрастие к истории, к изображению народной, национальной жизни, самого духа эпохи. Романический эпос, который веками блуждал по «обочинам» литературного процесса, к началу 19 века обрёл себя. Его внимание приковано не сколько к судьбе всего народа, сколько к процессу выделения и обособления личности. Что касается очеркового эпоса, то он, в отличие от традиционного и романического эпоса, не имеет глубоких эстетических корней и вырос из интереса к конкретному факту, событию, происшествию.

5.Формы эпического жанра: Малая (рассказ)

Средняя (повесть)

Большая (роман)

 

 

ЛИРИКА –

Лирика – (греч. Liricos- поющееся под звуки лиры). Лирика определялась Аристотелем как повествование, в котором «подражающий остаётся самим собой, не изменяя своего лица».

Особенности лирики как литературного рода:

Лирика передаёт внутренний мир личности, отражает её эмоции

Событийность и описательность в лирике не являются главными элементами. На первом плане стоит переживание лирического героя. Лирика стремиться передать неповторимость этого индивидуального переживания, усиленного в то же время до всечеловеческого масштаба, что и позволяет читателю воспринимать лирическое произведение как отражение собственного чувства.

В отличие от эпоса, в лирике главенствует не предмет изображения, а отношение к нему автора

Лирика оперирует экспрессивными формами речи и непосредственно связана со стихом

Наиболее чистой формой лирики является медитация – сосредоточенное размышление, самосозерцание

Если в эпосе преобладает время прошедшее, то в лирическом произведении обычно передаётся событие или чувство героя, протекающее в настоящий момент

В лирике и эпосе перед нами изображение характеров, но трактовка этих характеров различна. Например: Лермонтов-лирик создаёт стихотворение «И скучно, и грустно», а Лермонтов-романист – развёрнутый характер Печорина в романе «Герой нашего времени». Нам ясно, что перед нами и в том, и в другом случае – отражение определённой общественной обстановки, но с разными задачами, которые и определили различный способ изображения человека. В одном случае автор стремиться дать нам развёрнутую картину жизни в законченных характерах и событиях, а в другом – он показывает эту жизнь через её воздействие на тончайшие и глубинные человеческие переживания, которые не находят себе выражения в какой-либо внешне ощутимой и законченной форме, в действиях и поступках, но в то же время весьма важны для понимания жизни и характеров, ею создаваемых.

Лирические жанры:

Ода; Элегия; Гимн; Сатира; Эпиграмма; Эпитафия;

Мадригал; Послание; Баллада; Романс

 

В античный и средневековый период существовало чёткое разделение на любовную, философскую, пейзажную лирику, но позже, особенно в XIX и вXX веках это разделение размывается, лирика пейзажная приобретает философичность и т.д.

Лирика и эпос взаимопроникаемы. В эпическом произведении с развёрнутым сюжетом нередко встречаются так называемые «лирические отступления», да и всё произведение в целом может быть окрашено лиризмом (повести и рассказы М. Пришвина, «Владимирские просёлки» В. Солоухина). Существуют и лиро-эпические жанры, характеризующиеся отчётливо выраженным сюжетом. ( роман в стихах, поэма, баллада, басня, некоторые разновидности песни).

В 20-30 годы 20 века сложилась теория эпизации лирики. В одной из статей того периода говорилось, что основная особенность социалистической лирики заключается в эпизации лирики и лиризации эпоса. Советская поэзия уничтожила понятие лирической темы и утвердила предметность. Но тогда потеряло значение прежнее деление искусства на эпический и лирический род Считалось, что ни о каком самовыражении и самораскрытии в социалистической лирике не должна идти речь. Позже филологи отказались от этой идеи.

 

ДРАМА

Драма – третий литературный род, принадлежащий не только к литературе, но и к театру, поскольку успех театральной постановки зависит не только от достоинств текста, но и во многом определяется игрой актёров, режиссёрской трактовкой, художественным и музыкальным оформлением и т.п.

Особенности драмы как литературного рода:

На первом плане стоит действие, в силу чего характеры в драме очерчены резкими штрихами. В этих характерах преобладает конфликтное начало, проистекающих из социально-исторических или общечеловеческих нравственных противоречий.

В драме имеется лишь одно средство характеристики персонажей. Этим средством является прямая речь, выражающаяся в монологах и диалогах. Личность автора, его мысли и чувства в драме передаются только через поступки героев и тот пафос, которым одушевлено произведение. Единственная возможность хотя бы как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц – это ремарки. Однако ремарки за редкими исключениями представляют собой краткие указания для режиссёра, актёров и художника, оформляющего спектакль. Для зрителя, если он не читал пьесы, ремарка пропадает.

Драматический образ может конкретизировать только то, что можно показать внешне – в движениях, вещах, в разговоре людей друг с другом. Но он не может с такой полнотой раскрыть внутреннее содержание человека во всех его тончайших оттенках, как это доступно эпосу и лирике.

Драматический образ ограничен и условиями сценической площадки, на которой разыгрывается драма. Она не позволяет драматургу изображать, например, такое большое количество действующих лиц, какие могут быть изображены в романе, не позволяет охватывать неограниченно большие периоды жизни героев. Например, для постановки «Войны и мира» Л. Толстого предполагалось ставить пьесу в течение нескольких вечеров, но и то при условии, что будет показан лишь материал двух последних томов, а первые будут оставлены в стороне. Всегда перевод из одного вида искусства (литературы) в другой (драматургия) невероятно сложен. Достоевский: «Эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия с драматической».

С античных времён и почти до конца XIX века драма оставалась наиболее широко распространённым видом словесного искусства. Театр посещали тысячи зрителей, тогда как число читателей было значительно меньше. Тому несколько причин. Драма позволяет воспринимать образы в живых картинах, а игра актёров акцентировать авторскую идею, донося её даже до неискушённого читателя, что создаёт «единое поле притяжения» в зрительном зале. Гоголь: «Драма живёт только на сцене. Без неё она, как душа без тела». Театр – не только кафедра, с которой проповедуют, но и праздничное место общения, отвлекающее от будничных забот. Мало находится любителей читать пьесу, а не смотреть её в театре.

Развитие и совершенствование кино поколебало и в значительной степени подорвало мощную притягательность театрального зрелища. Этот процесс усилился с появлением телевидения. И всё-таки телевидение и кино не убили и не убьют театра, ибо «живая» игра актёров, сама атмосфера зрительного зала обладают особым эффектом воздействия. Это понимали в самом начале 20 века, когда создавались роскошные большие кинотеатры, убранство и атмосфера которых были призваны имитировать театр.

Драматические жанры:

Трагедия

Комедия (итальянская комедия масок, водевиль, фарс, буффонада, «светская» комедия 18 века).

Драма (мистерия, моралите, «мещанская драма», мелодрама

Опера

Драматурги: 1) 18 века: Шаховской, Хмельницкий, Фонвизин («Недоросль», «Бригадир»).

2) 19 века: Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово - Кобылин, Чехов.

3) 20 века: Блок, Маяковский, Вишневский, Корнейчук, Тренёв, Розов, Вампилов, Арбузов, Петрушевская.

 

Жанры литературы

БАСНЯ - краткий стихотворный аллегорический рассказ с назидательным окончанием. В басне дан краткий сюжет, изложенный в стихотворной форме. Вольный стих, благодаря своей разностопности, особенно гибко передаёт интонацию лукавого, двусмысленного повествования. Характеры в басне изображены аллегорически (лиса – аллегория хитрости, осёл – аллегория упрямства, заяц – аллегория трусости и т.д.)

В баснях показываются взаимоотношения животных, вещей, иногда показаны столкновения людей, но эти столкновения сводятся к простейшим формам. («Демьянова уха»)

Басня возникла ещё в шестом веке до нашей эры, и её родоначальником считается древнегреческий баснописец мудрец Эзоп. По его имени иносказательную речь, столь характерную для басенного жанра, именуют «эзоповым языком». Источником общеизвестных во всём мире басенных сюжетов стал и созданный на фольклорной основе памятник древнеиндийской литературы 3-4 века «Панчатантра «Панчатантра» («Пятикнижие»).

Благодаря своей краткости, образности и точности выводов басня пользовалась успехом всегда и у всех слоёв общества. Общечеловеческая типичность ситуаций и их оценка в басне делают её вечно молодым жанром, который, несмотря на свою кажущуюся простоватость продолжает существовать и в наши дни. В России, например, это басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова продолжают традиции Дмитриева и Крылова.

 

РАССКАЗ – один из доминирующих жанров в современной прозе. Почти до конца XIX века под рассказом понимали не столько определённую жанровую форму, сколько манеру повествования в романе или повести, и только Чехов закрепил в сознании читателя отличие рассказа как малой формы от повести и романа.

В настоящее время рассказом называют небольшое повествовательное произведение, в котором действует ограниченное число персонажей и описывается какое - нибудь одно событие. Рассказ требует от автора лаконизма повествования, который (лаконизм) обычно достигается путём строгого отбора деталей описания или характерных особенностей психологии и действий. Например, в рассказе Чехова «Дочь Альбиона» психологический портрет англичанки-гувернантки создаётся с помощью подчёркивания её постоянного выражения. «С презрением на всё смотрит…» «Медленно повела нос в сторону Грябова и измерила его презрительным взглядом. С Грябова подняла она глаза на Отцова и его облила презрением» «По жёлтому лицу её пробежала надменная презрительная улыбка».

Мастера рассказа:

19 век Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Чехов «Спать хочется» «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», Гаршин «Atallea princips»

20 век 1-я половина Горький «Челкаш», Бунин цикл «Тёмные аллеи», Леонид Андреев «Бергамот и Грарська». 2-я половина Людмила Петрушевская, Дина Рубина, Астафьев, Распутин ( «Уроки французского» ), Шукшин «Срезал»,

ПОВЕСТЬ –

Повесть – эпическое произведение, являющееся своего рода промежуточным жанром между романом (большой формой) и рассказом (малой формой). Рубеж между романом и повестью не всегда может быть точно обозначен. Например, роман Тургенева «Рудин» по формальным признакам может быть назван повестью, а повесть Пушкина «Капитанская дочка» в немалой степени удовлетворяет требованиям, предъявляемым роману. М. Горький все свои произведения, даже «Жизнь Клима Самгина», называет повестями.

В древнерусской литературе «повестью» называлось всякое повествование, рассказ, претендующие на объективное изложение событий, тогда как произведения субъективно-лирического характера именовались «словом». Таким образом, уже заглавия в литературе XII-XVII вв. информировали читателя о направленности произведения («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злочастии»). В современной русской и зарубежной прозе границы между романом и повестью весьма подвижны, и различие между ними определяется в основном объёмом.

В классической повести на первом плане статические компоненты сюжета – психологическое состояние героя, пейзаж, интерьер.и т.п. Сюжет в повести как правило не столь динамичен, как в романе, важное место в повести отводится рассказчику, нередко выступающему от первого лица (Лесков «Очарованный странник», М. Горький «Детство»).

Повесть почти повторяет все романные модификации, за исключением ранних (плутовской и рыцарский романы). Кроме того существует ещё одна особая разновидность повести – философская повесть, почти не имеющая аналогов в романной форме. В философской повести всё подчинено раскрытию какого-либо политического или философского тезиса. Это был распространённый жанр эпохи Просвещения, особенно любимый Вольтером (повести «Кандид, или Оптимизм», «Задиг, или Судьба», «Микромегас»).

 

РОМАН –

Роман – ( франц. Roman, англ. Novel).

В средние века романом называли всякое произведение, написанное на романском, а не на господствовавшем в литературных и научных кругах латинском языке. Роман представляет собой развёрнутое во времени и пространстве произведение, в центре которого – эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.

История романа

Роман имеет свою давнюю и богатую историю, истоки которой уходят в античность. Именно тогда складывается способ романного мышления, отличающийся от того, каким пользовались создатели эпопей. В романе, по определению Белинского, предметом изображения является комплекс «чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни».

Античный роман ещё сохраняет некоторые традиции фольклора и мифологии, в нём преобладает событийная динамика, заслоняющая пока внутренний мир действующих лиц. Таков авантюрно-аллегорический роман римского писателя Апулея, известный под названием «Золотой осёл» (II до нашей эры).. Но уже у его современника грека Лонга в романе «Дафнис и Хлоя» приключения отступают на второй план, а внимание автора сосредотачивается на изображении чувств влюблённых.

Средневековый роман В средневековье (12-14 века) зарождается рыцарский роман, усвоивший обе тенденции. Наряду с передачей индивидуальной психологии героя (правда, ещё в самых общих чертах) важное место в рыцарском романе занимает описание многочисленных, часто фантастических, приключений. Весьма популярны были на протяжении нескольких лет анонимные романы о легендарном короле бриттов Артуре и его рыцарях, а также анонимный роман об идеальной любви «Сказание о Тристане и Изольде», роман Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги» (12 век). Притягательность рыцарских романов была настолько велика, что в Испании с ними боролись как с общественным бедствием церковные власти. Великий роман Сервантеса «Дон Кихот» отчасти возник из желания высмеять многочисленные подделки, эксплуатирующие рыцарскую тему. В Россию рыцарский роман проник в новое время (17-18 века) и представлял собой переделки на отечественный лад западноевропейских образцов («Повесть о Петре Златых ключей», «Бова-Королевич» и др.) Уже к концу 18 века русский рыцарский роман вытесняется в пространство так называемой «лубочной литературы» (дешёвые издания, рассчитанные на невзыскательного малограмотного читателя). Средневековый роман нередко имел стихотворную форму, иногда с добавлением прозаических частей. Впоследствии европейский роман становится исключительно прозаическим, и отступление от этой нормы – роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» воспринимается современниками как произведение новаторское. Вслед за рыцарским романом возникает и роман пасторальный (лат boucolos. - пастушеский)., имеющий ещё более древние корни, нежели рыцарский. В Древней Греции ещё в 3 веке до нашей эры в творчестве Феокрита, а веком позднее в произведениях Мосха и Биона оформилась так называемая букколистическая поэзия, воспевающая счастливую жизнь тружеников-поселян, близких к природе (её основными формами были идиллия и эклога). Отсюда и происходит название идиллия, обозначающее состояние внутренней тишины и покоя, гармонии с собой и окружающим миром. В 15-16 веках пасторальный роман становится популярным в литературах Европы, а название одного из них «Аркадия» Я. Саннадзаро (1504) – стало символом уголка безмятежной жизни, полной любви и неги. В 17 веке пасторальный роман приобретает отчётливо выраженную аристократическую окраску: природа в нём становится лишь изящной декорацией для галантных словоизлияний разряженных пастушков. В современной речи слово «пастораль» нередко имеет иронический оттенок, указывающий на жеманство и слащавость, свойственные этому жанру. Обострение отношений межу сословиями чётко отразилось в авантюрно –бытовом или плутовском романе ( пикареска ). Плутовской роман возник в конце 15 века в Испании и там же, почти сразу, обрёл классическую форму, остававшуюся практически неизменна протяжении более трёх столетий. Главное действующее лицо плутовского романа – ловкий пройдоха, авантюрист, всеми возможными средствами пробивающий себе дорогу в верхние слои общества. Повествование в нём обычно ведётся от лица героя, как его рассказ или переживание о былом. Герой продвигается по служебной лестнице, проходит множество ступеней и наблюдает жизнь отнюдь не с парадной стороны. Моральная неразборчивость персонажа находит объяснение в обличении разнообразных пороков общества, где каждый озабочен только своим успехом. Плутовские романы: 1. Анонимный роман испанского автора «Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (1554). 2. Алеман и-де-Эгеро «Жизнеописание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.146.13 (0.099 с.)