О чём ты воешь, ветр ночной, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О чём ты воешь, ветр ночной,



О чём так сетуешь безумно?

МЕТАФОРА –

Метафора – (греч. Перенос») – вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении – по форме, цвету, ценности, функции и т.д. (шатёр леса, золотая голова, река спит, медведь – о неловком человеке). Метафора –скрытое (сокращённое) сравнение, в котором отсутствует то, с чем сравнивается. «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» Улей – как бы келья (само слово «улей» не появляется).

Различают метафоры:

общеупотребительные отличаются несколько стёртой образностью, автоматизмом употребления. Используя их в художественных произведениях, авторы стремятся «оживить» ставшие уже стереотипными выражения. Пример: Гоголь «Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее, горит и дышит он». Автоматизированная метафора «небесный свод» оживает, включаясь в метафорическую цепочку – «необъятный свод» - «свод раздвинулся» - «свод горит и дышит».

индивидуально-стилистические характеризуются новизной, неожиданностью и обладают более высокой степенью выразительности: Пушкин: «Жизни мышья беготня», «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»; Маяковски й: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?»; Ильф и Петров: «Тяжёлое копыто предчувствия ударило Грицацуеву в сердце».

Метафора имеет множество разновидностей, переходных типов, сближающих её с другими тропами. Пример: метафорический эпитет - называет не столько реальный признак предмета, сколько возможный, заимствованный из другой сферы, признак.. Примеры: Пушкин: «…его тоскующую лень…», Кольцов: «На заре туманной юности», Блок: «Тоска дорожная, железная».

В некоторых случаях истолкование метафорического значения затруднено, так как цепь ассоциаций субъективна и сложна, а образ возникает на основе сочетания далёких понятий («ассоциативный образ»). Подобными метафорами насыщены стихи раннего Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, Вознесенского.

Мандельштам

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,

И день сгорел, как белая страница:

Немного дыма и немного пепла!

Несмотря на существенные различия между сравнением и метафорой, граница между ними не всегда выражена чётко. Некоторые виды метафоры легко преобразуются в сравнения при помощи выделенного союза. Это прежде всего метафора, управляющая родительным падежом. Её относят к переходному типу метафор-сравнений: Пастернак: «Булки фонарей», то есть фонари словно (точно, как бы) булки. Багрицкий: «Азовского моря корыто». (Море как корыто). Переходным типом между метафорой и сравнением является и именная метафора, употребляемая в качестве сказуемого. Есенин: «Жизнь – обман с чарующей тоскою», Цветаева о Блоке: «Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке». Некоторые метафоры вырастают из сравнений, развивая и углубляя их. Например, поэма Ивана Бунина «Листопад» начинается с развёрнутого сравнения: «Лес, точно терем расписной…». В дальнейшем на основе этого сравнения вырастает центральный метафорический образ: «И осень тихою вдовою Вступила нынче в терем свой». Метафорический образ может охватывать целое предложение или несколько предложений, составляя цепочку метафор общей семантики. Есенин: «В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть». Костёр рябины – костёр горит – костёр не согревает – такая метафора называется развёрнутой (распространённой). Метафоры нередко используются в названиях художественных произведений. В этом случае они приобретают высокую степень обобщения, выражая основную идею произведения: «Дым», «Дворянское гнездо», «Гроза», «Мёртвые души», «Обрыв» - всё это по существу символические метафоры.

Метафора приобретает характер символа при сгущённости художественного обобщения, при условии, что в ней присутствует и конкретное и обобщённое значение, причём последнее преобладает. Традиционен поэтический символ- метафора - - буря. У Некрасова и Максима Горького буря становится символом революции. Некрасов: «Буря бы грянула что ли…» Горький: «Пусть сильнее грянет буря!».

Разновидностью метафоры является и метафора-перифраз, описательное выражение, в котором вместо одного слова используется словосочетание, предложение или даже несколько предложений: Пушкин: «Но в чём он истинный был гений, Что знал он твёрже всех наук…Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон». Такой троп называют метафорой-загадкой, смысл которой вытекает из контекста или внетекстовых сведений (культурного контекста): Есенин: «Живых коней победила стальная конница» - (то есть трактора).

Модификацией метафоры может быть также метафорическое олицетворение, или персонификация – перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы и явления. Особенно часто олицетворяются явления природы:

Есенин

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Иногда олицетворение выражается через антропоморфизацию - изображения неодушевлённых явлений, в частности, отвлечённых понятий, посредством наделения их человеческими свойствами:

Ахматова

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит,

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

 

Разновидности метафоры:

Собственно метафора- «Не человек – змея!» (Грибоедов).

Метафора-эпитет- «Сияние неутолённых глаз» (Ахматова).

Метафора-сравнение- «Столетия фонарики, О сколько вас во мгле» (Брюсов).

Метафора-перифраз- «То был пустыни вечный гость – могучий барс» (Лермонтов).

Метафора-олицетворение- «О красном вечере задумалась дорога» (Есенин).

Метафора-символ- «Смертной мысли водомёт» (Тютчев).

Метафора-аллегория- «Дорога жизни» (Баратынский).

 

Метафорическое выражение может использоваться в художественном тексте и в прямом смысле – при его буквальном развёртывании. Это так называемая реализация метафоры, приём, порой создающий комический эффект. Пример: «В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно» (Маяковский)


МЕТОНИМИЯ –

Метонимия – (греч. Перемена имени) – троп, основанный на ассоциации по смежности. Вместо названия одного предмета употребляется название другого, связанного с первым пространственной, временной или логической смежностью. Примеры: «я три тарелки съел» (вместимое вместо вмещающего), «в шкафу хрусталь и серебро» (материал и изделие из него), читал Пушкина (имя автора вместо его произведения), люблю «Анну Каренину» (художественное произведение и его название).

Метонимия широко употребляется в разговорной речи, что видно из вышеприведённых примеров общеязыковой метонимии со стёртой образностью. В художественных текстах такие образы метонимий употребляются как в речи персонажей, так и в авторской речи и служат средством стилизации разговорной манеры. Так, в «Евгении Онегине» наблюдается множество случаев употребления метонимических сочетаний со стилистической разговорной окраской, не отличающихся особенной экспрессивностью: «Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать …» (то есть актрис, исполняющих эти роли); «Янтарь и бронза на столе» (изделия из янтаря и бронзы); «Партер и кресла – всё кипит» (шумит публика в партере); «Мартын Задека стал потом любимец Тани» (гадательная книга, составителем которой числился мифический Мартын Задека). Но в этом же романе поэт преобразует общеупотребительную метонимию в образную:

 

Напрасно ждал Наполеон

………………….

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Москва здесь не только метонимический образ (население столицы), но и олицетворение (коленопреклонённая, с повинной головою).

Литературной речи принадлежат метонимические перифразы типа: «на брегах Невы» (в Петербурге), «под небом Шиллера и Гёте» (в Германии), «певцу Гюльнары подражая» (Байрону). Это традиционные метонимические перифразы, характерные для поэзии 18-первой половины 19 века. В лирических произведениях метонимии, в том числе и метонимические перифразы, служат средством эмоционального сгущения поэтической речи, концентрации внимания на душевном состоянии персонажа. Например, стихотворение Пушкина «Для берегов отчизны дальней» соткано из метонимических перифраз. Группа этих тропов иносказательно обозначает Италию (берега отчизны дальней, край иной, под небом вечно голубым, в тени олив), Россию (из края мрачного изгнанья), присутствуют тут перифразы со значением «умерла» (заснула ты последним сном; твоя краса, твои страданья Исчезли в урне гробовой).

Метонимия обладает способностью создавать комический эффект при нестандартном сочетании слов, которые дают возможность восприятия отдельной детали как олицетворения «Вдруг как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда» (Булгаков). В его романе «Мастер и Маргарита» каламбурно обыгрывается название писательского ресторана, располагавшегося в доме, где якобы жила тётка Грибоедова. В просторечии ресторан называли «У Грибоедова», отсюда и реплика поэта Безродного «Я пока что обыщу Гри боедова».

В основном метонимия выражается с помощью существительных, однако встречаются метонимии и среди прилагательных. Например, у того же Булгакова «человек в сиреневом пальто» (прямое значение) превращается в «сиреневого клиента», «сиреневого иностранца», персонаж в клетчатых брюках – в «клетчатого гражданина», «клетчатого специалиста», просто в «клетчатого».

Но, по-видимому, при таком сочетании слов возникают смысловые преобразования, и мы имеем дело с совмещением метафоры и метонимии, «Лукавый кинжал» у Пушкина – обманчивый, коварный, опасный, неверный – свойства и человека и предмета. Таким образом, «лукавый» - метафора (метафорический эпитет) и метонимия.

ГИПЕРБОЛА –

Гипербола – (греч. «преувеличение») – приём, основанный на преувеличении свойств предмета. Гипербола – одно из важнейших художественных средств фольклора. В героическом эпосе описание внешнего вида героев, их силы, пиршеств и т.д. преподносился с крайним преувеличением. Делалось это для того, чтобы создать впечатляющий образ богатыря. Вот как изображена битва Добрыни с татарами:

И они стали бить-то силушку великую.

И куда идут они, так падут уличкой,

А повернутся, так падёт переулками.

Они билися –то тут целые суточки

Не сдаючись да и не пиваючись,

Да и побили они силушку великую.

Необходимой принадлежностью оды была гипербола и в поэзии классицизма.

Ломоносов

Ах! Если б ныне россов всех

К тебе горяща мысль открылась,

То б мрачна ночь от сих утех

На вечный день переменилась.

Сентименталисты создали свои, ставшие традиционными, гиперболы, связанные с проявлением чувств.

Карамзин

С улыбкой на устах, сушите реки слёз,

Текущие из глаз, печально отягчённых!

Для поэтики романтизма характерна высокая стилистика гиперболы.

Гоголь: «Чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий», «сыплется величественный гром украинского соловья».

Горький: Сердце Данко «пылало так, как солнце, и ярче солнца».

Гипербола может создавать и комическую интонацию, что свойственно, например, стилю Гоголя: «рот величиной с арку Главного штаба»; «шаровары величиной с Чёрное мо ре»; «У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями».

Иногда гипербола выражается количественными числительными: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский); «Нас тьмы и тьмы» (Блок); «На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси» (Пастернак). В этом случае говорят о предметном преувеличении – это словесно-предметные гиперболы, а не тропеические. С помощью таких гипербол Рабле описывает трапезу великане Гаргантюа, который «начинал свой обед с нескольких дюжин окороков, копчёных языков и колбасы, икры и других закусок, предшествующих вину. В это время четверо слуг один за другим непрерывно кидали ему в рот полными лопатками горчицу». Такого рода гиперболы использовал Гоголь в «Мёртвых душах» и Маяковский в поэме «150 000 000 «, создавая образ «единого Ивана».

Приём, противоположный гиперболе, - литота.

 

АЛЛЕГОРИЯ –

Аллегория – раскрытие отвлечённой идеи посредством изображения конкретного предмета или явления. Например, в баснях и сказках хитрость изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство - в виде змеи, трусость – в виде зайца, упрямство – в виде осла. Эти качества прочно закреплены за этими животными. Аллегория однозначна. Этим она отличается от символа, который всегда имеет сложный спектр значений.

 

ИРОНИЯ –

Ирония – (греч. «притворство») Скрытая насмешка, взрывная сила которой замаскирована внешне серьёзной формой; комический эффект достигается тем, что говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. Пример: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» < спрашивают осла > (И.А. Крылов). Ум приписывается тому, у кого его сложно заподозрить. На широком использовании иронии был построен «эзопов язык». Пример «аплодисменты» - пощёчины. (С-Щедрин).

Иронический взгляд на жизнь борется с фанатизмом, догмами, односторонними взглядами. Романтики даже ввели термин «романтическая ирония». Шлегель: «Ирония подсмеивается над всем миром, этим она позволяет сохранить его целостност ь».

В 20 веке взгляд на иронию меняется. Ницше: «Ирония «без берегов» губительна».

Блок статья «Ирония»: Ирония может привести человека в тупик. В иронии заключён отказ миру в благословении, лишение человека опоры. Болезнь иронии лежит в болезни личности, болезни индивидуализма».

 

СИМВОЛ –

Символ – (греч. «знак, опознавательная примета»).

Символ представляет собой обобщённый образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ многозначен, его нельзя свести к однозначному логическому определению. При восприятии символа необходимо проделать мысленную работу, цель которой – расшифровка структуры сложных символов. Например, в «Божественной комедии» Данте конкретные образы наполнены символическим смыслом. Так, Беатриче – символ чистой женственности, Гора Чистилища – символ духовного восхождения, но это символы, требующие интерпретации.

В некоторых случаях автор сам обнаруживает смысл изображаемого. Например, в стихотворении Ф. Тютчева «Смотри, как на речном просторе…» первоначально даётся конкретное изображение: поток с плывущими по нему льдинами, и лишь отдельные слова намекают на иносказательный обобщающий смысл произведения: все льдины «сольются с бездной роковой», направятся «во всеобъемлющее море». А в последней строфе раскрывается символический смысл образов: поток – это жизнь, время как таковое, льдины – аналоги судьбы конкретной личности.

О, нашей мысли обобщенье,

Ты, человеческое я!

Не таково ль твоё значенье,

Не такова ль судьба твоя?

При расшифровке символов их смысл несколько обедняется, что опять же происходит из-за многозначности этого явления.

Каждый элемент художественной системы может быть символом: тропы, художественная деталь, даже герои художественного произведения. Приобретению символического значения способствует ряд определённых условий:

Повторяемость и устойчивость образа, что делает его так называемым «сквозным образом».

Значимость образа в раскрытии произведения или в системе творчества писателя в целом.

Принадлежность образа к культурному или литературному контексту (традиционные античные или библейские символы).

В искусстве романтиков широко представлен символический пейзаж, выражающий непостижимое рассудком. Отдельные элементы природы – море, лес, небо, горы – выступают в романтическом пейзаже в качестве символов. Но и в литературе 20 века, когда усложняются представления о взаимодействии человека и природы, пейзаж в творчестве некоторых художников сохраняет философскую символическую насыщенность. Наглядным тому примером может быть проза Бунина. Море у него символизирует вечную жизнь – первозданное, надмирное, вечное. Пример: «За воротами, в бесконечной тёмной пропасти, всю ночь шумело море – довременно, дремотно, с непонятным, угрожающим величием. Я выходил иногда под ворота: край земли и кромешная тьма, крепко дует пахучим туманом и холодом волн, шум то стихает, то растёт, поднимается как шум дикого бора… Бездна и ночь, что-то слепое и беспокойное, как-то утробно и тяжко живущее, враждебное и бессмысленное…».

Термин «символ» употребляется в разных значениях и разных сферах деятельности. Им оперируют математика, логика, философия, религия, семиотика, искусство. Общее для всех значение- свойство символа подразумевать нечто большее, намекать на недосказанность. Символ определяется «просвечиванием общевидового в частном или всеобщего в отдельном, иными словами светом вечности – в мгновении».

В литературе символ является центральным понятием направления, возникшего в конце 19 века и известного под названием «символизм». В этом направлении символ имел особое значение, выражая идеи, которые находятся за пределами чувственных восприятий.

Типы символов:

Традиционный Содержит известные ассоциации и используется как готовый образ (лира – символ поэзии, чаша, кубок – символ жизни). Источниками традиционной символики служат античная и библейская мифология, литературная традиция, философские концепции. Традиционный символ может наполняться новыми смыслами, преобразовываться, становиться индивидуальным.

Индивидуальный Традиционный символ одиночества – «пустыня» часто используется Лермонтовым, но в разных стихотворениях поэта смысл этого слова расширяется, образуется общий, сложный смысл символа. Примеры: «За жар души, растраченный в пустыне…» - здесь «пустыня» - светское общество; «В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нём тихий пламень чувства не угас…» «Пустыня» - край изгнанья, сибирская каторга. «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит» - «Пустыня» - образ безлюдной ночной Земли, устремлённой к небесам, к Богу, космический взгляд на землю.

 

Символическая система каждого большого поэта даёт представление о поэтической модели мира, которую он создаёт в своём творчестве.

 

ГРОТЕСК

 

Слово «гротеск» произошло от итальянского слова «grottesco» - причудливый и слова «grotta» - грот. Это слово имеет два значения:

1. Вид орнамента. С помощью такого орнамента действительность отражалась причудливо, фантастически. Гротеск в период средних веков стал характерной формой народной культуры, выразившей стихийно-диалектическое понимание бытия (карнавалы, в изобразительном искусстве – химеры (её тело сочетает в себе три: льва, козы и змея) на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и т.п.). Гротеск достиг художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись Босха, Брейгеля), когда он наделяется демонстративно жизненным антиаскетизмом, пронизан острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. Гротеском были названы др.-римские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 веке при раскопках подземных помещений (гротов!) «Золотого дома» Нейрона (1 век) и др. сооружений. Гротеск использовался в декоративных росписях эпохи Возрождения (например, фрески в Ватикане).

2. Особый тип художественной образности, основанный на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир – мир, который таит в себе многозначность. Гротескный мир – абсурдный, нелепый, иногда страшный. Преувеличение, гиперболизм, чрезмерность, избыток являются, по общему признанию, одним из самых основных признаков гротескного стиля. Некоторые исследователи считают гротеск особым типом мировоззрения писателя.

Современные серьёзные теоретические работы по гротеску принадлежат Ю.В. Манну и Вольфгангу Кайзеру и Шнеегансу. Различают несколько видов гротеска:

· средневековый и ренессансный гротеск (гротеск первого типа)

· романтический гротеск (гротеск второго типа)

Различные черты:

(1) средневековый и ренессансный гротеск (далее – гр. 1 типа) тесно связан с народной культурой, носящей площадной и всенародный характер. Самое яркое произведение этого типа – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Романтический гротеск (далее – гр. 2 типа) более камерный, он не так тесно связан с народной площадной карнавальной культурой. Он становится формой для выражения субъективного, индивидуального мироощущения.

(2) Гр. 1 типа более весёлый, радостный. Страшное показано одновременно смешным (страшное побеждено смехом). Существующий мир разрушается, чтобы вновь возродиться лучше прежнего. Мир гр.2 типа – в той или иной степени страшный, пугающий и чуждый человеку мир. Всё привычное, обыденное, общепризнанное оказывается бессмысленным, сомнительным, чуждым, враждебным человеку. Примирение с миром или не происходит вообще, или происходит в мистическом плане.

(3) Образ чёрта присутствует и в том, и в другом типе гротеска, но если в гр. 1 типа чёрт – весёлый собутыльник, балагур, носитель неофициальной точки зрения, святости наизнанку, представитель материально-телесного низа, то в гр.2 типа чёрт - воплощение страшной силы, которая может уничтожить человека, лишить его разума.

(4) Мотив безумия присутствует в гр. 1 и 2 типов, поскольку, обезумев, человек смотрит на мир иначе, не так, как обычные люди. Но в гр. 1 типа безумие – весёлая пародия на «официальный ум», на одностороннюю серьёзность официальной «правды». Это – праздничное безумие. В гр. 2 типа безумие приобретает мрачный, даже трагический оттенок, подчёркивает одиночество человека, его затерянность во вселенной

(5) Мотив маски присутствуетв гр. 1 и 2 типов. Но в гр.1 типа маска связана с радостью перевоплощения, с весёлым отрицанием однозначности, связана с метаморфозами, нарушением законов, границ. В маске воплощается игровое начало жизни. Маска – воплощение жизненных сил, наполненности, изобилия, многоликости жизни. В гр. 2 типа маска утрачивает карнавальность: она пугает, т.к. всегда что-то утаивает, скрывает, прячет. Иногда за маской – пустота, бездна. В романтическом гр. Появляется идея о том, что человеком управляет великая, нечеловеческая сила – люди становятся куклами, марионетками – появляется мотив трагедии куклы.

(6) Гр. 1 типа приближает мир к человеку, «отелеснивает» его, ородняет его через телесную жизнь. В гр. 2 типа образы материально-телесной жизни -еда, питьё, совокупление, роды – почти вовсе утрачивает своё значение и превращаются в «низкий быт». Теоретики гр. 2. типа – Фр. Шлегель и Жан- Поль.

Художественные гротесковые произведения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.071 с.)