ТОП 10:

Виды торгов и порядок их проведения



 

Проведение торгов регулируется «Основным положением порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов для государственных нужд в Российской Федерации» (утв. Госстроем РФ N БЕ-18-9 06.05.1997), Методическими рекомендациями по проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) от 30.09.1997 №117, Гражданским кодексом, а также с учетом норм, сложив­шихся в мировой практике.

В строительной отрасли подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

Ø на строительство предприятий, зданий и сооружений произ­водственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";

Ø выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструк­торских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

Ø поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";

Ø управление проектом, консультирование, надзор;

Ø любые технические и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Основными участниками подрядных торгов являются: заказ­чик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и офе­ренты.

Заказчик обычно назначает организатора торгов, контролиру­ет работу тендерного комитета, устанавливает окончательные ус­ловия контракта и заключает его с победителем торгов. К моменту принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен иметь необходимые инвестиционные ресурсы, что под­тверждается соответствующими финансовыми документами (на­пример, постановлением государственного органа власти, кре­дитным договором, банковской справкой).

Организатор торгов обязательно должен иметь статус юриди­ческого лица и лицензию на право проведения торгов. Он готовит необходимые документы, публикует в официальной печати объяв­ления и рассылает приглашения. Официальными источниками, в которых публикуются объявления об открытых тор­гах на территории Российской Федерации, а также результаты их проведения, являются информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги», сайт РФ для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru, и другие информационные порталы. Организатор торгов также осуществляет сбор и анализ оферт, рассматривает возможные апелляции участников, ут­верждает результаты торгов и несет все расходы по их проведе­нию. Кроме того, основной функцией организатора торгов явля­ется формирование тендерного комитета и организация его рабо­ты. В качестве организатора торгов могут выступать специализи­рующиеся на их проведении фирмы, а также любые организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности. Организатором торгов может быть и сам заказчик.

Тендерный комитет может быть постоянным или временным органом, создаваемым непосредственно заказчиком или органи­затором торгов для их проведения. Постоянный тендерный коми­тет может быть ведомственным, территориальным или муници­пальным; он создается как самостоятельная организация с права­ми юридического лица и осуществляет свою деятельность на до­говорной основе.

Тендерный комитет формируется по принципу коллегиально­сти: в него входят представители заказчика (не менее трех человек), организатора торгов, эксперты и консультанты. В его составе могут быть обра­зованы также секретариат и подкомиссии для решения различных задач. Тендерный комитет осуществляет сбор заявок на участие претендентов в предварительной квалификации, регистрацию и хранение конкурсных предложений, оформление документов по подготовке и проведению подрядных торгов, разрабатывает тен­дерную документацию и документацию по предквалификации (ли­бо заказывает их разработку консалтинговой фирме) и органи­зует ее распространение. Также тендерный комитет рассмат­ривает возможные споры, претензии участников торгов (в первой инстанции) и определяет победителя торгов. Все заседания и ре­шения тендерного комитета оформляются соответствующими протоколами.

Претенденты — это организации, фирмы, консорциумы (как отечественные, так и международные), зарегистрированные на тер­ритории Российской Федерации, выразившие согласие участвовать в торгах на условиях, объявленных их организатором, и подавшие заявку в письменном виде.

Оферта — формальное предложение определенному лицу заключить сделку с указанием всех необходимых для этого условий. В связи с этим оференты— это лица (претенденты), приславшие оферту (тендерное предложение), содержащую их согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации, и подкрепленную банковской гарантией. При этом оферент может прислать встречное предложение (альтернативный вариант), по­вышающее эффективность реализации инвестиционного строительного проекта.

Содержание основных этапов процесса торгов приведено на рис. 3.2

 

Основные этапы Процедуры процесса подрядных торгов (конкурса) Лица, причастные к подрядным торгам
Заказчик Организатор торгов Тендерный комитет (комиссия) Претенденты Участники торгов (оференты)
1. Подготовительный Решение о назначении организатора и времени проведения подрядных торгов        
Формирование конкурсной комиссии, публикация объявления      
Разработка конкурсной (тендерной) документации      
Проведение предварительного квалификационного отбора претендентов      
Распространение тендерной документации      
Разработка оферт претендентами      
2.Проведение торгов Прием конкурсных заявок (оферт)  
 
 

 


  Разработка и утверждение регламента          
  Вскрытие оферт      
  Экспертиза и оценка конкурсных (тендерных) предложений    
3. Подготовка и заключение контракта   Подготовка контракта        
  Заключение контракта        

Рис. 3.2. Общая типовая организационная схема процесса подрядных торгов:

варианты, зависящие от распределения функций между сторонами

Процедуры подготовительного этапа включают принятие заказ­чиком решения на проведение торгов, создание организационной структуры участников, разработку тендерной документации и рас­сылку ее потенциальным претендентам.

Приняв решение о проведении торгов, заказчик назначает ор­ганизатора торгов или заключает контракт с фирмой, которой по­ручается выполнение обязанностей организатора. Финансовые взаимоотношения между ними регулируются соответствующим разделом контракта. При этом организатор торгов оплачивает расходы, связанные с деятельностью тендерного комитета по под­готовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.

Подрядные торги могут быть открытыми и закрытыми. В слу­чае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в официальных периодических изданиях за 2—6 месяцев до срока представления оферт. Это объявление обычно содержит следую­щую информацию: наименование заказчика и организатора тор­гов, вид торгов и предмет торгов, краткую характеристику места строительства, ориентировочные объем и сроки выполнения ра­бот, условия исполнения контракта, необходимые ограничения, адрес, сроки и условия получения тендерной документации, срок представления оферт.

При проведении закрытых торгов сообщение о предваритель­ной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета непосред­ственно в адрес потенциальных претендентов, которые являются наиболее известными подрядчиками в данной отрасли и количест­во которых ограничено. Нередко предложения и условия торгов передаются 1—2 подрядчикам, с которыми предполагается заклю­чить контракт.

Квалификационный отбор претендентов на участие в подрядных торгах – это процедура по определению квалификации и опыта персонала, а также технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента по выполнению выставляемого на торги подряда.

Квалификационный отбор создает ряд преимуществ для заказчика, представляющего государственное учреждение.

Распространением тендерной документации по запросам претендентов занимается обычно секретариат тендерного комитета, действующий в соответствии с разработанной и утвержденной инструкцией.

На этом собственно подготовительный этап заканчивается. По­лучившие тендерную документацию претенденты самостоятельно (либо с привлечением инженерно-консультационных фирм) раз­рабатывают свои оферты в соответствии с «Инструкцией оферен­там», которая приводится в составе тендерной документации. При этом привлекаемые консультационные фирмы должны иметь ли­цензии на соответствующие виды работ. Кроме того, одна и та же консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки торгов одновременно с заказчиком и претендентом.

Началом открытия торгов является дата официальной публикации объявления об их проведении в средствах массовой инфор­мации или дата рассылки предложений участникам закрытых торгов. Тендерный комитет определяет также дату закрытия тор­гов и сроки рассмотрения оферт.

Оферта принимается секретариатом тендерного комитета с немедленной регистрацией и выдачей расписки либо уведомления, подтверждающего ее прием и регистрацию. Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем конверте содержатся заявка на участие в тор­гах и копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, во внутреннем — предложения оферента и бан­ковская гарантия. Внутренний конверт на момент подачи оферты должен быть запечатан.

При приемке оферты секретариат тендерного комитета прове­ряет соблюдение всех установленных требований. Если во внеш­нем конверте отсутствует хотя бы один из вышеуказанных доку­ментов (запечатанный внутренний конверт, заявка или копия пла­тежного документа о внесении задатка), то тендерный комитет на своем заседании может принять решение об отказе в приемке оферты, оформленное соответствующим протоколом, о чем высы­лается уведомление претенденту:

По истечении срока подачи оферт в установленный ранее день и час на заседании тендерного комитета при наличии его полно­мочного состава (кворума) производится вскрытие внутренних конвертов. На заседании тендерный комитет с помощью экспертов удостоверяется в полноте представленных во внутренних конвер­тах документов и их соответствии основным требованиям тендер­ной документации. В случае полного соответствия оферта прини­мается к рассмотрению, а претендент получает статус оферента. Если же представленная оферта не соответствует требованиям, со­держащимся в тендерной документации, и исправление недостат­ков меняет предложение оферента, данная оферта не рассматри­вается; при обнаружении недостатков, не меняющих предложе­ния оферента, тендерный комитет может потребовать привести представленные документы в соответствие с тендерной докумен­тацией в установленные сроки. Эти решения фиксируются в про­токоле заседания комитета.

Если все представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но име­ют отрицательный результат; в этом случае заказчик может на­значить повторные торги. И наконец, торги могут быть объявлены несостоявшимися, если до окончания срока их закрытия не поступило ни одной оферты, либо все представленные оферты не имеют банковских гарантий. При этом организатор торгов и тен­дерный комитет не несут никакой ответственности за результаты торгов, оплаченный залог возвращается оферентам.

Принятие и утверждение решения тендерного комитета осу­ществляется на основании анализа и оценки поданных предложе­ний в течение срока, установленного для экспертизы оферт. Этот срок определяется на первом заседании тендерного комитета и за­висит от сложности инвестиционного проекта, но не может быть более шести месяцев после вскрытия внутренних конвертов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.016 с.)