Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски как фактор динамики состояния национальной экономической безопасности

Поиск

Статистика и уровень рисков провоцирующих угрозы национальной экономической безопасности

Оценка рисков и угроз экономической безопасности.

Разработка мер по предотвращению угроз экономической безопасности.

Риски как угрозы национальной и индивидуальной (предпринимательской) экономической безопасности

Национальная экономическая безопасность (НЭБ) – социально-экономические, политические, правовые и иные условия, создаваемые государством, специализированными органами власти и управления, администрациями регионов и субъектов хозяйствования, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны (предприятию, организации) непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз, провоцируемых многочисленными рисками.

НЭБ – состояние национального хозяйства и экономики, определяемое степенью защищенности от внутренних и внешних угроз, темпов экономического, инновационного и информационного развития, темпов демографического роста, состояния экологии, качества жизнеобеспечения граждан.

В узком смысле НЭБ – предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.

НЭБ реализуется через систему мер обнаружения, предотвращения, страхования и устранения рисков и гроз экономической безопасности путем превентивного, прямого административного, экономического контрольно-финансового, судебного и иных форм воздействия на экономическую, производственную, финансовую и иные подсистемы и отдельные значимые их элементы, объекты производственно-хозяйственной деятельности, подвергающиеся опасности разрушения, банкротства, существенного снижения объёмов производства, в том числе, под давлением криминальных, теневых, коррумпированных частных и групповых интересов.

Роль предпринимательства в предотвращении рисков и угроз НЭБ двояка:

- максимальное развитие системы экономической безопасности предприятия

- индифферентное и даже безответственное отношение к НЭБ.

В силу этого борьба

Различают:

Бюджено-налоговая безопасность

Информационная безопасность

Личностная безопасность предпринимателя

Продовольственная безопасность

Социальная безопасность трудового коллектива предприятия

Безопасность труда

Финансовая безопасность

- В процессе анализа и классификации рисков, особо важной задачей является выявление рисков способных создавать угрозы национальной и секторальной экономической безопасности экономики и производственного комплекса Российской Федерации.

- На основании этого необходимо осуществление постоянного мониторинга и прогноза возникновения рисков, инициирующих возникновение угроз экономической безопасности, динамики их накопления и оценки характера и степени их воздействия.

- Экономическая угроза представляет собой опасность разрушения экономической системы, предприятия (бизнеса), стратегии развития экономики и общества, либо наносит ему более или менее значительный ущерб.

- Под угрозой ЭБ следует понимать - совокупность рисков, определяемых экономическими, правовыми, криминальными и иными условиями, процессами, факторами влияния, провоцирующих угрозы реализации национальных и частных экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов хозяйственной деятельности.

В данном случае риски выступают исключительно в негативном смысле.

Угроза экономической безопасности может быть определена в конечном виде как ущерб, отражающийся в экономических показателях снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени.

С позиций конкретного руководителя или предпринимателя ряд ученых[1] в своих исследованиях предлагают подразделять экономические угрозы на внутренние и внешние.

- Накопление подобных угроз (рисков) в значительной массе хозяйственных структур выходит за рамки частных проблем и создает угрозы национальной экономической безопасности.

Потенциальное накопление внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики инициирует:

- рост внешних угроз более высокого порядка,

- усиливает уязвимость отечественных производителей перед иностранными конкурентами,

- ведет к усилению зависимости экономики от импорта продовольствия, машин, оборудования, технологий, инвестиций и инноваций.

Опасность для экономики представляет также ситуация, при которой более половины экспорта приходится на сырьевые товары, ограничивающие разнообразие иных источников доходов.

 

1. Макроэкономические внутриэкономические виды рисков, способствующих возникновению угроз экономической безопасности:

- несовершенство законодательства;

- уровень теневой экономики;

- снижение объемов и темпов производства;

- размеры «бегства» капиталов:

- сокращение наукоемких производств;

- снижение инвестиционной и инновационной активности;

- преобладание сырьевой направленности экспорта;

- финансовая дестабилизация;

- сокращение запасов сырьевых ресурсов в наличие трудностей в их обеспечении;

- неэффективная валютная, налоговая и таможенная политика государства;

- недостаточная кредитно-банковская поддержка реального сектора;

- неэффективность фондового рынка в плане привлечения инвестиций;

- чрезмерность таможенных и валютных барьеров, особенно со странами СНГ;

- технологическое отставание традиционных отраслей и отсутствие мотивации к обновлению;

- снижение конкурентоспособности производимых продукции и услуг;

- разрушение технологических связей;

- ухудшение материально-технической базы

- невостребованность результатов отечественных научных исследований и разработок.

2. Социально-политические:

- усиление страновых и региональных рисков;

- региональная дестабилизация;

- рост сепаратистских тенденций;

- увеличение социальных диспропорций в оплате труда;

- ухудшение демографической ситуации и кадрового потенциала;

- ухудшение морального состояния общества;

- падение доверия к руководящим органам и личностям.

3. Внешнеэкономические и внешнеполитические:

- межстрановые военные конфликты;

- нарушение партнерских связей между странами СНГ;

- технологическая и кредитно-финансовая зависимость от международных фондов и иностранных государств;

- низкая конкурентоспособность отечественных технологий;

- отток высококвалифицированных кадров за рубеж.

4. 0рганизационно-правовые:

- ослабление механизмов государственного регулирования;

- нарушение межрегиональных и межотраслевых производственных связей;

- возникновение структурных деформаций;

- отсутствие средств стабилизационных фондов;

- ошибки в проведении реструктуризации, разгосударствлении и приватизации;

- криминальная борьба за передел собственности и т.д.

5. Инновационно - технологические:

- неверная расстановка приоритетов в научных исследованиях;

- предрасположенность к разработке проектов с высокой степенью риска;

- неэффективное размещение производств в соответствии с потребителями;

- отсутствие венчурных фондов;

- неразвитость ресурсосберегаюших технологий.

6. Экологические:

- размещение производств и применение технологий, создающих угрозы для окружающей природной среды и человека;

- использование затратных ресурсо-энерго-трудоемких технологий;

- отсутствие мотивации и стимулирующих мер по внедрению экологически чистых технологий и продуктов.

7. Информационные:

- отсталость используемых информационных технологий и компьютерной техники;

- недооценка цифровых технологий;

- отсутствие или недостаточность правовой защищенности информации.

Указанные показатели и их постоянное отслеживание позволят своевременно обнаруживать проблемы развития промышленных предприятий не переходящие в угрозы их экономической безопасности.

 

Это предполагает поиск мер государственного регулирования в целях создания прогрессивной структуры экспорта и экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности отечественной экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.006 с.)