Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки предприятия, фирмы. Специфика учета затрат на предприятиях России.

Поиск

Сущность издержек предприятия. Издержки экономические и бухгалтерские. Виды бухгалтерских издержек.

Сущность себестоимости. Виды себестоимости. Калькуляционная и элементная структура себестоимости. Основные виды элементных затрат в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Динамика структуры себестоимости в России.

Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне.

Валовой общественный продукт. Конечный общественный продукт. Годовой общественный продукт в современном понимании. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Три способа измерения ВВП и ВНП. Номинальные и реальные величины ВВП и ВНП. Чистый национальный продукт и национальный доход. Национальное богатство. Структура национального богатства России.

Экономический рост: его сущность и факторы. Инновации.

Сущность экономического роста, его значение на микро- и макроэкономическом уровнях. Способы измерения экономического роста на микро- и макроэкономическом уровнях.

Динамика прироста ВВП в России. Основные факторы экономического роста. Два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Необходимость перехода к инновационной экономики.

Экономическая социальная эффективность производства: их сущность и показатели. ИРЧП.

Экономическая эффективность как основа интенсивного экономического роста. Сущность экономической эффективности производства. Показатели экономической эффективности. Производительность труда по регионам мира и по России.

Сущность социальной эффективности. Оптимум Парето. Показатели социальной эффективности. Всеобщая декларация прав человека и социальная эффективность производства. Место России в международном показателе ИРЧП

Становление мирового хозяйства и основные формы мировых экономических связей.

Интернационализация хозяйственной жизни. Сущность мирового хозяйства. Основные формы мировых экономических связей. Закономерности развития современного мирового хозяйства. Сырьевая направленность внешней торговли России.

Международная торговля. Теории международной торговли.

Сущность международной торговли. Экспорт и импорт. Чистый экспорт. Мультипликативный эффект. Платежный баланс страны. Протекционизм и либерализм. Теории международной торговли. Внешняя торговля России: ее особенности. Соотношение между экспортом и импортом во внешней торговле России.

Международная валютная система и этапы ее развития. Современная система плавающих курсов валют.

Сущность и составные элементы международной валютной системы. Этапы развития международной валютной системы. Современная система плавающих курсов валют. Валютный курс. Межгосударственные финансово-кредитные институты. Современное положение на мировом валютном рынке. Внешний долг России: его динамика, объем и новые проблемы. Кризис современной валютной мировой системы.


ЛИТЕРАТУРА

1. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., Финансы и статистика, 2009.-544 с.

2. Курс экономической теории. Учебное пособие. 3-е издание. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.-1040 с.

3. Экономическая энциклопедия. М., Экономика, 1999. – 1055 с.


Вопросы государственного экзамена

По специальности «Туризм»

Вопрос № 2 «Дисциплины менеджмента»

 

1. Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.

2. Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления. Особенности стратегического менеджмента.

3. Функции, принципы и методы менеджмента.

4. Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.

5. Типы связей между элементами системы управления.

6. Сущность и структура стратегического управления; анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка реализации стратегии.

7. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.

8. Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.

9. Уровни управления в организации.

10. Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы; контактные аудитории.

11. Стили управления в менеджменте: авторитарный; демократический; либеральный. Лидерство.

12. Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Ключевые внутренние факторы Пирсона и Робинсона.

13. Организационные структуры как объект стратегических изменений.

14. Методы анализа среды. Методология проведения СВОТ – анализа.

15. Основные шаги процесса выбора стратегии: уяснение текущей стратегии, анализ портфеля бизнесов, выбор стратегии, оценка выбранной стратегии.

16. Миссия туристкой организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формирования миссии.

17. Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.

18. Цели организации. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.

19. Развитие теории мотивации. Сущность основных теорий.

20. Стратегии турфирм. Стратегии концентрированного роста. Возможности проведения.

21. Концепция движущих сил рыночных отношений.

22. Стратегии турфирм. Стратегии интегрированного роста.

23. Виды управленческой информации и требования к ней.

24. Стратегии турфирм. Стратегии диверсифицированного роста.

25. Управленческие решения: подготовка, принятие и реализация.

26. Стратегии турфирм. Эталонные стратегии сокращения.

27. Управление конфликтами в менеджменте.

28. Динамика продукта в стратегическом управлении. Стратегии создания нового продукта.

29. Организационная культура как объект стратегических изменений.

30. Туристская фирма, как социально-экономическая система. Свойства системы.

 


Программное содержание государственного экзамена

По специальности «Туризм»

Вопрос № 2 «Дисциплины менеджмента»

Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.

Определение понятия «менеджмент». Подходы к определению менеджмента. Общие требования к менеджеру. Основные группы ролей менеджера: межличностные, информационные, связанные с принятием решения.

 

2.Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления. Особенности стратегического менеджмента.

Доиндустриальный период управления. Индустриальный период управления. Постиндустриальный период управления.

Пояснение основных особенностей стратегического менеджмента:

- стратегическое управление не дает и не может дать точной и детальной картины будущего;

- стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем;

- требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления;

- резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения;

- при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование.

 

3.Функции, принципы и методы менеджмента.

Общие функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Современные принципы менеджмента: централизация и децентрализация в управлении, оптимальность, экономичность, целенаправленность управления, комплексность, демократизация управления.

Основные группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические (мотивационные).


4. Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.

Определение понятия «конкурентоспособность». Стратегия лидерство в издержках. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки на интересах конкретных потребителей.

 

5. Типы связей между элементами системы управления.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни управления. С помощью их решаются проблемы подчиненности, власти и влияния.

Горизонтальные связи – связи между двумя и более равными по положению в иерархии частями или членами организации.

Линейные связи – это отношения, в которых вышестоящий начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказа, распоряжения, команды.

Функциональные связи имеют совещательную природу и реализуются в форме рекомендаций.

Прямые связи – связи без посредников, зафиксированные официально в положениях об отделах или должностных инструкциях.

Косвенные связи обычно ограничены ответом на вопрос «как» и «когда» и служат для взаимообмена информацией, а также для совмещения целей обособленных частей организации.

Формальные связи – это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами.

Неформальные связи – отношения между конкретными индивидами, они не отражают официально установленные отношения между должностями.

 

6. Сущность и структура стратегического управления.

Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Стратегический контроль.

 

7. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.

Определение понятий «лидерство», «влияние», «власть». Характеристика основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.

8. Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.

Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента. Основные способы наблюдения за состоянием внешней среды.

 

9. Уровни управления в организации.

Характеристика основных уровней управления в организации: низовой уровень, средний уровень, высший уровень.

 

10. Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте.

Анализ покупателей. Анализ поставщиков. Анализ конкурентов. Анализ рынка рабочей силы. Контактные аудитории.

 

11. Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный. Лидерство.

Сравнительная характеристика основных стилей руководства, их преимущества и недостатки.

Лидерство и управление – разные понятия. Под лидерством понимается особое управленческое взаимодействие с подчиненными, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти.

 

12. Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Ключевые внутренние факторы Пирса и Робинсона.

Кадровый срез. Организационный срез. Производственный срез. Маркетинговый срез. Финансовый срез. Организационная культура.

Пирсом и Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее сильных и слабых сторонах.

 

13. Организационная структура как объект стратегических изменений.

Характеристика основных типов организационных структур в туризме: линейная, функциональная, дивизиональная, по стратегическим единицам бизнеса, матричная. Их преимущества и недостатки.

14. Методы анализа среды. Методология проведения SWOT- анализа.

SWOT-анализ является признанным методом, позволяющим провести комплексный анализ внешней и внутренней среды.

Методология этого анализа предполагает выполнение четырех последовательных шагов: выбор сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оценку приоритетов выбранных факторов внешней и внутренней среды, построение матрицы SWOT–анализа, установление связей между квадратами и выбор стратегии развития бизнеса.

 

15. Процесс выбора стратегии фирмы.

Характеристика основных шагов процесса выбора стратегии: уяснение текущей стратегии, анализ портфеля бизнесов, выбор стратегии фирмы, оценка выбранной стратегии.

 

16. Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии.

Определение понятия «миссия». Собственники организации. Сотрудники организации. Покупатели продукта. Деловые партнеры. Местное сообщество. Общество в целом. Пять факторов выработки миссии. Роль миссии в деятельности организации.

 

17. Сетевое планирование и управление в менеджменте.

Определение сетевого планирования и управления. Основные этапы сетевого планирования и управления. Основные понятия сетевой модели. Правила построения сетевой модели и ее значение в деятельности организации.

 

18. Развитие теории мотивации. Содержание основных теорий.

Основные понятия теории мотивации: мотивация, мотив, потребность. Характеристика основных теорий мотивации: содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак-Клелланд), процессуальные теории (Врум), теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

 

19. Цели организации Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.

Определение понятия «цель». Сферы, в которых организация устанавливает свои цели. Назначение иерархии целей. Цели быстрого роста. Цели стабильного роста. Цели сокращения. Основные требования к формулированию целей.

20. Стратегии турфирм. Стратегии концентрированного роста. Возможности проведения.

Определение понятия «стратегия». Стратегия развития продукта. Стратегия развития рынка. Стратегия усиления позиции на рынке.

 

21. Концепция движущих сил рыночных отношений.

Силы конкуренции по Портеру: конкурентные силы производителей аналогичной продукции, конкурентная сила поставщиков, конкурентная сила покупателей, конкурентная сила потенциальных производителей, конкурентная сила товаров-заменителей.

 

22. Стратегии турфирм. Стратегии интегрированного роста.

Определение понятия «стратегия». Стратегия обратной вертикальной интеграции.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция.

 

23. Виды управленческой информации и требования к ней.

Внешняя и внутренняя информация. Примеры подобной информации. Роль информации в организации.

 

24. Стратегии турфирм. Стратегии диверсифицированного роста.

Определение понятия «стратегия». Стратегия центрированной диверсификации. Стратегия горизонтальной диверсификации. Стратегия конгломеративной диверсификации.

 

25. Управленческие решения: подготовка, принятие, реализация.

Определение понятия «управленческие решения». Классификация управленческих решений. Процесс подготовки, принятия и реализации решения. Основные факторы, влияющие на принятие решения.

 

26. Стратегии турфирм. Эталонные стратегии сокращения.

Определение понятия «стратегия». Стратегия ликвидации. Стратегия «сбора урожая». Стратегия сокращения Стратегия сокращения расходов.


27. Управление конфликтами в менеджменте.

Определения понятия «конфликт». Типы конфликтов. Причины конфликтов. Предотвращение конфликтов.

 

28. Динамика продукта. Стратегии создания нового продукта.

Фазы жизненного цикла продукта. Стратегии выхода фирмы с новым продуктом на рынок.

 

29. Организационная культура как объект стратегических изменений. Факторы, влияющие на организационную культуру.

Содержание понятия «организационная культура». Роль организационной культуры в организации. Характеристика основных факторов, влияющих на организационную культуру.

 

30. Туристская фирма как социально-экономическая система. Основные законы (свойства) системы.

Основные элементы системы. Закон целостности, взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды, непрерывность функционирования и эволюции системы, иерархичность системы, наследственность системы, структурность, приоритет качества, приоритет интересов системы более высокого уровня перед интересами ее компонентов, надежность системы.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. – М.: «Экономист»,2004г.

2. Зорин И.В. Феномен туризма. – М.: Наука,2005г.

3. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: «Финансы и статистика»,2000г.

4. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме. Определение рыночной позиции. – М.: «Советский спорт», 2003г.

5. Ополченов И.И. Инновационные технологии повышения качества в сфере производства туристских услуг. – М.: «Финансы и статистика»,2007г.

6. Ополченов И.И. Управление качеством в сфере услуг. Учебник. – М.: «Советский спорт», 2008г.

7. Ополченова Е.В. Стратегический менеджмент. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. Химки, 2010.


Вопросы государственного экзамена

По специальности «Туризм»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.008 с.)