Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познай себя. Что подумают соседи?↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это лишь два пункта обширной воспитательной программы, которую мои родители претворяли в жизнь, когда я был маленьким. Тогда я ещё не научился ценить все то, что было связано с разрешением этих вопросов – точнее, с безнадёжными попытками оного. Несомненно то, что, несмотря на все теории, книги, фильмы и дискуссии на эту тему, с которыми я ознакомился за прошедшие годы, у меня по‑прежнему нет удовлетворительных и окончательных ответов на эти вопросы. Вероятно, у вас также есть некий список предостережений, эвфемизмов, пословиц и советов, которые преследуют вас долгие годы. Однако меня по‑прежнему интересуют концепции, способные расширить моё понимание того, кто я такой и что обо мне думают другие. В наше время это совершенно необходимо. Нас окружает многообразие. Несмотря на все достоинства жизни в относительно однородном обществе людей, похожих на нас самих, мы постоянно сталкиваемся с человеческими различиями: различиями во взглядах, манерах, убеждениях и чувствах – и порой эти столкновения перерастают в жестокие битвы. Очевидно, что наши действия и устремления принесут обильные плоды лишь тогда, когда мы не только осознаем эти различия, но и научимся ценить их и использовать. На работе, дома и в любом сообществе – наши успехи и достижения напрямую связаны с нашим умением строить отношения с самыми разными людьми, а не только с теми, кто разделяет наши взгляды. Поэтому индикатор типов Майерс‑Бриггс принёс долгожданное облегчение миру психологического тестирования, освободив его от груза инструментов, основанных на оценке слабостей, «хороших» и «плохих» характеристик или доказательств нездоровья. Взрыв интереса публики во многом можно объяснить свойственными ему описательными, нейтральными характеристиками наших способов восприятия мира. Это позволяет нам смотреть на нашу уникальность как на силу, на наши привычки – как на полезные навыки, а на наше восприятие окружающего мира – как на достоинство. Безусловно, это может стать прочной основой для достижения своих целей и удовлетворения желаний. Но реальная польза значительно шире, ибо мы можем оценить достоинства людей, в корне отличных от нас, лишь тогда, когда примем за Данность, что все типы одинаково хороши. Отто Крегер и Джанет Тьюсен – одни из главных специалистов по практическому применению индикатора типов Майерс‑Бриггс в повседневной жизни. Основная идея их книги – типоведение – привлекательна буквально для каждого психологического типа и темперамента. Эта книга – о взаимозависимости и о том, как обернуть эту взаимозависимость обоюдной пользой. Все мы требуем от других большего, нежели понимание простых и очевидных вещей. Углублённое понимание того, как работает весь оркестр, поможет нам лучше и ярче сыграть нашу собственную партию. Главная наша задача – научиться работать с различиями, не избегая, не отрицая и не подавляя точки зрения, отличные от нашей собственной. Вам предстоит узнать ещё одну удивительную вещь: вся эта сложность и многообразие проявлений в типоведении укладываются всего в четыре измерения человеческой психики. Разумеется, даже шестнадцать типов личности и четыре темперамента, описанные на этих страницах, никогда не смогут объять все нюансы нашей уникальной индивидуальности. Но потрясает уже то, какой объём этих нюансов они могут объять. Типоведение зарекомендовало себя как чрезвычайно продуктивный способ восприятия самих себя во множестве аспектов – от управления временем до управления весом. Это инструмент, который можно использовать в самых разных возрастных и социальных группах для успешного достижения общих целей. Восемь букв, перемешанные в разных пропорциях, легко превращаются в простое и понятное объяснение особенностей поведения. Типоведение – инструмент для самосовершенствования и сотрудничества. На последующих страницах Отто и Джанет учат нас мириться с нашими слабостями и разочарованиями, приводя примеры из знакомой нам всем повседневности. Возможность посмеяться над собой и другими – это прекрасное дополнение к их иллюстрациям нашей борьбы с неизбежными дилеммами, которые ставит перед нами жизнь. По мере чтения этой книги мы быстро понимаем, что все наши нерешаемые проблемы, непримиримые конфликты и невыносимые различия вполне поддаются новым способам решения, которые предлагает нам типоведение. Наши безнадёжные проблемы внезапно начинают играть яркими красками. Различия, которые мешали, теперь помогают нам. Психологические тесты и теории всегда вызывают дискуссии и сомнения, и теория Майерс‑Бриггс не исключение. Однако тех из нас, кто использует этот инструмент, может утешить тот факт, что даже образованные и эрудированные скептики нередко находят в нем решение своих застарелых проблем и вопросов. Конечно, классификация людей неизбежна. Но эта книга рассказывает о том, как мы их классифицируем, зачем мы это делаем и как меняется наше восприятие этих классификаций с течением времени. Даже если вы глубоко сомневаетесь в работоспособности любой подобной схемы, эта книга может заставить вас лишний раз задуматься о том, как вы постигаете наш непростой мир и как справляетесь с его ловушками. В самом крайнем случае она поможет вам ответить на эти два вопроса: что вы знаете о себе? И почему же все‑таки соседи думают то, что они думают?
Доктор Чарльз Сишор, ENTP, Вашингтон, психолог, входит в состав нескольких престижных научных учреждений, включая институт Филдинга (Санта‑Барбара, штат Калифорния), Американский университет в Вашингтоне, университет Джона Хопкинса в Балтиморе и институт NTL в Арлингтоне (штат Виргиния)
Глава 1. Клички и прозвища
«Три пальца показывают на тебя»
Эта книга посвящена прозвищам. Так или иначе, мы все время снабжаем прозвищами других людей. Все вы слышали фразы вроде: «Он такой чудак», «Эй, ты, всезнайка, каков правильный ответ?», «Она такая умница!», «Мой босс ужасно дёрганый», «Она просто болтушка», «Он и правда большой человек!» И это только малая их часть. Дело в том, что сортировать и классифицировать окружающих людей – практически наша вторая натура, хотя наша классификация не всегда бывает точна и положительна. Но прозвища – это не всегда плохо. Если бы не ярлыки и классификации, вероятнее всего, человеческое общение было бы гораздо беднее. Придумывая прозвища, мы создаём упрощённые обозначения некоего информационного массива, которые часто облегчают процесс общения на работе и дома, с друзьями, родственниками и незнакомыми людьми. Если кто‑то, описывая своего друга, скажет, что тот – просто «сгусток энергии» или «без царя в голове», вы сразу поймёте, что он имеет в виду. К сожалению, такие прозвища могут привести также к негативным стереотипам и непониманию, становясь помехой в общении и порождая предрассудки. Почему мы придумываем прозвища? Мы начинаем это делать, когда замечаем в человеке какой‑либо характерный отличительный признак, нравится он нам или нет. Придумывая прозвища, мы классифицируем людей – почти так же, как мы классифицируем животных, архитектурные сооружения и виды искусства – это удобный способ запоминания их отличительных черт и хранения их в памяти. У вас есть сотрудница, которая предпочитает услышать подробные, детальные объяснения, прежде чем взяться за что‑то новое? Вы наверняка прозвали её «тормозом» и мысленно сделали пометку – отводить пять минут на объяснение ей того, что вы можете усвоить затри минуты. Приятеля, который читает вслух надписи на всех указателях во время поездки на автомобиле, вы называете «балаболкой». Вы подумаете дважды, прежде чем пригласить его на воскресную автомобильную прогулку в горы. А тот «хозяйственный» друг, который может зайти в комнату и организовать что‑то – дело, мероприятие, расстановку мебели – за пару минут? Вы не откажетесь от его помощи, когда вокруг вас творится полный хаос, но, вероятно, не захотите видеть его, когда отдыхаете. Несмотря на всю естественность и удобство прозвищ, мы обычно испытываем по отношению к ним смешанные чувства, особенно когда встречаем их в науке. Когда психолог или психиатр создаёт систему «кодирования» личности – даже если эта система основана на серьёзных исследованиях и психологической теории, – многие начинают возражать против идеи разделения людей на типы, продолжая в то же время самостоятельно классифицировать окружающих и навешивать на них ярлыки. Даже в самой их реакции мы часто встречаем что‑то вроде прозвищ: «Да что эти докторишки понимают, со всей этой их приторной ерундой?» Одним предложением человек, не желающий быть классифицированным, несправедливо вешает ярлык на целую профессию и умаляет ценность работы, которую делают учёные.
Скачано с www.5tt.ru
Научный подход
Типоведение – это конструктивный ответ на неизбежность прозвищ. Его основная идея такова: раз уж мы это делаем, лучше делать это по возможности профессионально, объективно и конструктивно. Этому и посвящена книга «Типы людей». «Типы людей» – книга о типоведении – организованном и научно обоснованном подходе к придумыванию прозвищ, который уже более сорока лет используется людьми, семьями, корпорациями и правительствами, желающими более успешно взаимодействовать друг с другом. Типоведение – несложная наука, она быстро и естественно входит в нашу жизнь. Применяя типоведение хотя бы иногда, учителя смогут лучше учить, а студенты – учиться, служащие – работать, а начальники – управлять. Типоведение помогает влюблённым любить, а родителям – воспитывать детей. И абсолютно всем оно помогает принимать себя и других такими, как есть. А самое главное – типоведение очень интересно! У прозвищ есть одно любопытное свойство: прозвища часто говорят не меньше об их авторе, чем о предмете разговора. Как в старинной поговорке: «Когда ты показываешь на кого‑то пальцем, три пальца показывают на тебя». Попробуйте проверить. То же самое с прозвищами. Когда вы награждаете кого‑либо прозвищем, особенно нелицеприятным, оно часто бросает тень на вас так же, как и на описываемого вами человека. Следовательно, типоведение посвящено ещё и самоанализу.
Кто мы такие
Все, о чем рассказано в этой книге, – результат исследовательской работы нескольких людей (мы расскажем о них чуть позже) и тех пятнадцати лет, на протяжении которых авторы занимались типоведением – для себя и профессионально, – не говоря уже о многолетнем опыте наблюдений за людьми. Отто пришёл к типоведению, можно сказать, окольным путём. Он был священником в конце 1950‑х годов, психологом и учёным – в 1960‑х. 1970‑е годы он провёл, работая консультантом в области «организационного развития» – это область, изучающая влияние человеческого поведения на продуктивность работы, – именно тогда он впервые познакомился с психологическими инструментами, на которых основано типоведение. В роли консультанта по организационному развитию в конце 1970‑х он участвовал в создании Центра применения психологического типа (Center for the Application of Psychological Type, CAPT), который ныне является крупнейшим центром типологических исследований во всем мире. С 1978 года он целиком посвятил себя типоведению. Биография Джанет не менее интересна. В числе основных её занятий – преподавание. Она преподавала везде, от начальной школы до старших классов, и всем, от закомплексованных подростков до женщин с наркотической зависимостью. В конце 1970‑х она получила диплом специалиста по психологическим консультациям и организационному развитию и какое‑то время работала в Белом доме помощником директора по организационному развитию – тогда оно было впервые официально введено на таком высоком правительственном уровне. Она проработала ещё год в министерстве образования, до того как мы встретились в 1981 году. Наше партнёрство стало полноценным в 1985 году, когда мы поженились. Проводя семинары, лекции и индивидуальные консультации, мы познакомили с типоведением более десяти тысяч человек, от генералов Пентагона до родителей и их детей‑подростков. Мы применяем типоведение везде: с друзьями, партнёрами, детьми, домашними животными, даже при планировании собственной свадьбы. За годы работы с типоведением мы поняли одно из его величайших преимуществ: это не оценочная психологическая система, она объясняет нормальное положение дел, а не психические отклонения. В типоведении нет хороших или плохих типов – они просто разные. Типоведение восхваляет эти различия и учит правильно их применять, учит избегать конфликтов и ссор. Типоведение избавляет нас от негативных предрассудков, выявляет очевидные различия и способствует развитию личности и межличностных отношений. Зная о типоведении, мы можем объективно воспринимать действия, которые могли бы принять на свой счёт. К примеру, типоведение помогает понять, что привычка вашего знакомого постоянно опаздывать – это всего лишь особенность его типа, а вовсе не личное оскорбление или изъян характера. С развитием типоведения прозвища – этот негативный и обидный приём, который обычно отдаляет людей друг от друга и лишает их доверия, – стали позитивным и здоровым способом не только дарить душевную гармонию, но и повышать эффективность вашей деятельности дома и на работе.
Краткая история
Основы типоведения были заложены более шестидесяти лет тому назад, когда швейцарский психиатр К. Г. Юнг предположил, что поведение человека не случайно, но вполне предсказуемо и, следовательно, поддаётся классификации. Поначалу с Юнгом не хотели соглашаться многие его коллеги – ведь он предлагал новые категории (для которых придумал и новые названия), не основанные на психических заболеваниях, отклонениях от нормы и неадекватной мотивации. Вместо этого Юнг сказал: столь очевидные взгляду различия в поведении являются результатом предпочтений, связанных с основными функциями, которые выполняет человеческая личность на протяжении жизни. Эти предпочтения выявляются в раннем детстве и формируют основу нашей личности. Вопросы и проблемы, встающие перед нами после этого, рассматриваются через призму основных предпочтений нашей личности. Эти предпочтения, говорил Юнг, представляют собой ядро наших симпатий и антипатий, задач и событий на протяжении всей жизни. (В работе «Психологические типы», написанной Юнгом в 1923 году, блестяще изложены основные принципы его классификации. Но если вы не фанат психологической типологии, вряд ли вам понравится эта книга.) Работа Юнга не пропала даром: две женщины, ни одна из которых не была профессиональным психологом, очень заинтересовались идеей классификации внешнего поведения людей. Одна из них, Катарина Бриггс, в начале XX века независимо от Юнга начала классифицировать окружавших её людей, основываясь на различиях их образа жизни. Если говорить вкратце, она пришла к заключению, что разные люди по‑разному подходят к жизни. Когда в 1923 году работы Юнга были изданы на английском языке, Бриггс отложила собственную работу и стала преданной ученицей Юнга. Вместе со своей исключительно одарённой дочерью, Изабель Бриггс Майерс, в 1930‑е годы она вела наблюдения и разрабатывала более удобные способы определения этих различий. Начало Второй мировой войны подстегнуло их: они видели, что многие люди на войне занимались не своим делом, что снижало общую эффективность работы, и поэтому решили разработать психологический инструмент, который бы точно и надёжно объяснял различия между людьми в соответствии с теорией Юнга о предпочтениях личности. Так был создан индикатор типов Майерс‑Бриггс (ИТМБ). Задача ИТМБ заключалась в том, чтобы с его помощью определять предпочтения человека, а затем содействовать наилучшему применению этих предпочтений в жизни и работе. Теория Юнга приобрела широкую известность в 1980‑х годах во многом благодаря замечательным достижениям этих двух женщин. Более подробный рассказ о происхождении ИТМБ вы найдёте в приложении 1. Пока что важно лишь, чтобы вы осознали: ваша симпатия к некоторым людям обусловлена предпочтениями вашей личности. В этой книге мы попытаемся выявить и понять эти предпочтения, а потом – показать, как это понимание может сделать вашу жизнь легче, счастливее и эффективнее. Когда вы сможете определить свои предпочтения (а также предпочтения ваших друзей, сотрудников и родных), мы покажем вам, как применять типоведение дома, в работе, учёбе, игре, буквально где угодно.
Сходство или различие?
Кто вам больше нравится: те, кто на вас похож, или те, кто от вас отличается? Большинство из нас сначала привлекают личности, не похожие на нас самих, но через какое‑то время мы понимаем, что эти различия создают определённые проблемы. Может случиться и так, что через какое‑то время утихнет первоначальная симпатия и вы потребуете, чтобы различия были устранены: «Приспособься или уходи». А если у вас нет возможности предъявить такое требование, вы можете просто отдалиться от человека. Любопытно: мы полагаем, что нам нравятся различия, но на самом деле немногие из нас допускают их в своём окружении. Хотя мы и говорим: «Нельзя всех стричь под одну гребёнку», в действительности мы не хотим мириться с теми, кто пренебрегает обычаями, стремясь «жить по‑своему». В семьях, на предприятиях и в иных организациях такой человек в лучшем случае будет сочтён нелояльным, а в худшем – опасным и вредным. Но после знакомства с типоведением вы научитесь ценить некоторые различия и наберётесь терпения, чтобы смириться с их существованием – ради блага ваших близких и вашего собственного. Первый шаг к этому – познание самого себя. Поняв смысл классификаций Юнга и Майерс‑Бриггс, вы сможете приступить к определению ваших личных предпочтений, выявить, чем вы похожи и чем отличаетесь от своих самых близких людей. Вы увидите, когда эти сходства и различия порождают гармонию, а когда – конфликт. А теперь давайте посмотрим, как формируются наши предпочтения и как они влияют на нашу жизнь. Такой самоанализ и есть ключ к типоведению.
Рождение типа
Как мы уже говорили, согласно теории Юнга, мы рождаемся с предпочтенностью к определённым свойствам личности. В типологии есть четыре пары альтернативных предпочтений. Вы – или экстраверт или интроверт, и так далее для иных пар.
Примечание: Здесь и далее мы для удобства пользуемся обозначениями, общепринятыми в российской школе соционики – науки о типах личности, основанной на тех же теориях Юнга, что и предмет данной книги, и разработанной литовским учёным Аушрой Аугустинавичюте в 1980‑х годах независимо от американских коллег. Дословный перевод двух последних пар предпочтений несколько иной: Thinking (логик) означает «думающий», Feeling (этик) – «чувствующий», Judging (рационал) – «решающий», Perceiving (иррационал) – «воспринимающий».
Юнг утверждал, что эти склонности отражают и генетическую предпочтенность, и ваши самые ранние детские впечатления. С течением жизни ваше окружение неоспоримо влияет на формирование вашей личности. Возьмём, к примеру, тенденцию к экстраверсии, которую будем более подробно рассматривать в главе 3. Если вы предпочтены к экстраверсии, то вы станете экстравертом (если только обстановка, окружающая вас в детстве, не окажется исключительно враждебной к экстравертной модели поведения), но вам все‑таки следует рассматривать это свойство в контексте обстоятельств вашей жизни. Наличие старших и младших братьев и сестёр, поведение других членов семьи и иные особенности вашего окружения – все это часть жизненных условий, влияющих на этот контекст. Например, если вы экстраверт, но выросли в семье интровертов – вы, вероятно, не тот человек, каким могли бы стать в семье экстравертов, где работало правило «выживает тот, кто громче кричит». Вы все равно были бы экстравертом, но – другим. Вы растёте и развиваетесь, и ваша экстраверсия тоже растёт и совершенствуется. Идут годы, она проявляется в самых разных формах; может показаться, что вы совсем не тот, каким были десять лет назад. И хотя вы по‑прежнему остаётесь экстравертом, сила или качество этого свойства может придать ему разные «оттенки» на разных этапах жизни. Помните, что речь идёт о предпочтениях. Для сравнения: возьмём левшей и правшей. Если вы правша, это не означает, что вы вообще ничего не делаете левой рукой. Вы просто предпочитаете действовать правой. Ваше предпочтение может быть сильным – и тогда вы относительно мало пользуетесь левой рукой; а может быть слабым или вовсе отсутствовать, и тогда вы владеете обеими руками почти одинаково. То же касается и типологических предпочтений. Вы можете явно предпочитать одну из характеристик, а другую использовать лишь иногда. В дальнейшем, когда мы исследуем все предпочтения и опишем каждую их пару, вы можете вдруг обнаружить, что вам подходят обе альтернативы в какой‑то из пар. Как бы то ни было, в каждой паре есть та, которую вы предпочитаете – на которую полагаетесь и к которой искренне тяготеете.
Фундамент нашей жизни
Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни – намеренно или случайно, – тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения. Так, экстраверт никогда не станет интровертом, и наоборот. (Вернёмся к нашей аналогии: правши не становятся левшами, и наоборот. Чем дольше они живут, тем более эффективно они используют другую руку. Но сколько бы лет ни прожил правша, он никогда не станет левшой.) Вот ещё один способ понять суть типоведения: сравним развитие типа личности с домом. Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется – появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т. д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остаётся нетронутым. То же происходит с человеческой личностью и поведением. С годами мы меняемся и можем показаться человеку, который не видел нас много лет, совсем не такими, как прежде. Но, подобно фундаменту дома, наша личность остаётся почти неизменной; изменения касаются в основном только поведения. Это не исключает возможности настоящих, глубинных перемен, роста и развития и не значит, что все мы безнадёжно неизменны. Но это безусловно значит, что основы личности человека изменяются очень медленно. Любое изменение личности – это нелёгкий труд. Работа над собой и своим развитием займёт у вас столько времени и сил, что даже и думать будет некогда об определении типов других людей. И в этой книге мы намерены направить ваши силы в первую очередь на вас самих – ведь это то самое поле, где с помощью типоведения вы можете сделать каждый свой шаг наиболее эффективным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.011 с.) |