Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория предельной полезности. К. Менгер.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Австрийская школа (школа предельной полезности). Карл Менгер (1840-1921), Евгений Бем-Баверк (1851-1914), Франс Визер (1851-1926). Основные идеи сформулировал Менгер, который был учителем Бем-Баверка и Визера, однако классические формулировки австрийской школы были сформулированы Визером. Менгер впервые в эк.науке четко сформулировал различия между благами вообще и экономическими благами. Как только спрос на блага превышает его количество происходит: блага из разряда не экономических (природных) переходят в разряд экономических (рыночных). Все экономические блага объекты чей-либо собственности. Поэтому экономическая история человечества – это история собственности, исторического перехода благ из не экономических в экономические. Например в 20 в. экономическими благами стали радиочастоты и орбиты спутника страны. Менгер изложил понятия субституции и комплиментарности. Субституция – замещение одного блага др. в потреблении. Менгер показал, что субституты на рынке конкурируют между собой. Например, транспорт, ж/д, авиа, судоходство. Цены должны быть такими, чтобы учитывать конкуренцию со стороны субститутов. Если конкурентов нет, то фирма является монополией (продуктовая). Комплиментарные товары – товары, состоящие целое (взаимодополняющие). Например, электроэнергия и электроприборы, автомобиль и бензин. Если изменяется цена на один комплиментарный товар, то изменяется цена на др. комплиментарный товар. Менгер разработал учение о полезности. Полезность – мера или степень удовлетворения. Полезность измеряется. Менгер обосновал ординалистскую версию полезности. Полезность двух различных качеств вещей измерить невозможно, но их можно ранжировать по признаку предпочтительности. А. Смит сформулировал парадокс воды и алмаза. Более полезная вещь - вода – ценится гораздо меньше, чем алмаз. Полезность связана с ценой. Более полезная вещь – большая цена – этот принцип нарушается. Поэтому вводится дополнительный фактор – редкость. Все редкие блага будут экономическими, т.е. имеют большую цену. Ценность каждой единицы данного блага определяется удовлетворением наименее важной потребности с помощью этого блага. Б. Баверк объяснил это на примере Робинзона: “Робинзон собирает несколько мешков зерна”: 1 мешок – на пропитание 2 – семенной фонд на буд.урожай 3 – откорм скота 4 – изготавливал пиво. Последний мешок – для кормы попугаю Полезность каждого мешка определяется полезностью по последнему мешку, который удовлетворяет самую наименьшую потребность. Полезность каждой ед. блага определяется полезностью блага наименьшей интенсивности. Все блага Менгер разделил на блага высшего порядка и блага низшего порядка. Блага низшего порядка -– производятся с помощью благ высшего порядка. Низший – потребительские товары, высший – капитал. Ценность блага высшего порядка определяется ценностью благ низшего порядка – спрос на капитал определяется спросом на производимые с его помощью товары. Менгер впервые в экономической науке вводит принцип упущенных выгод. Упущенная выгода превращается в альтернативные издержки, т.е. не полученные доходы становятся частью издержек – нужно учитывать при выборе данного варианта. Вариант 1 – такой-то доход Вариант 2 – такой-то доход Сравнивается в каком варианте доход более выше. В современной экономике это основной принцип принятия – учитываются не только бух. издержки (явные), но неявные (альтернативные). Предположение Менгера о издании углубленного курса экономики не воплотились в жизнь. В 70-х гг. в эк.науке развернулась дискуссия о предмете эк.науки и Менгер все силы уделял полемике с исторической школой. Историческая школа отрицала общие для всех стран эк.зоны. Бём-Баверк известен как критик К. Маркса и автор “Капитал и %”. Развивал кардиналистскую версию теории предельной полезности. Кардинализм исходит из того, что полезность каждого блага может непосредственно измерить в ед. полезности. В микроэкономике ед. полезночсти – util. Каждый субъект имеет свою субъективную оценку или свою шкалу полезности для различных благ. При этом субъективная оценка разных людей не совпадает между собой. Субъективные оценки благ – это из-за личности человека. Благодаря взглядам Бем-Баверка историки эк.мысли стали считать австрийскую школу субъективной теорией предельной полезности. По Бем-Баверку субъективная оценка блага воплощающаяся в цене спроса (учитывается бюджетное ограничение). Капитал по Б. Баверку – это окольное средство для удовлетворения жизненно-выжных потребностей. Капитал для владельца важен потому, что он приносит доход. % по Б. Баверку – результат различной оценки текущих и будущих благ. Позднее И. Фишер развивает концепцию межвременного выбора, пользуясь идеями Б. Баверка. Франц Визер. Принадлежат формулировки основных положений австрийской школы и маржинализму, вообще. Представление об австрийской школе экономисты получили по работам Визера. Формулирует теорию “Влияние”. Суть: ценность производственных благ (капитала) определяется ценностью созданных с их помощью товаров. Закон издержек производства: ценность производственных благ (капитала) определяется наименьшей полезностью того набора благ, которые могут быть ими созданы. Ценность капитала определяется предельной полезностью созданного им продукта. Стенли Джевонс (1835-1882). 1871 – “Теория политической экономии”. Понятие предельной полезности Джевонс применяет к труду как к процессу, а не только как к фактору производства. Из бедной семьи. Уезжает в Австралию и занимается там метереологией. Возвращается в Англию и занимает место профессора в университете.
Жюль Дюпюи (1804 - 1866) опубликовал ряд работ по проблеме измерения социальной пользы предоставляемых обществом благ и услуг, в ходе чего он выявил различие между совокупной и предельной полезностью применительно к ценам спроса. Интерпретировал функцию спроса просто как функцию предельных полезностей: функция спроса наклонена отрицательно, т.к. дополнительная полезность, полученная от покупки дополнительных единиц того же товара, обычно снижается. Анализируя социальную выгодность общественных благ пришел к выводу, что ценность их может быть намного выше, чем уплачиваемая цена. Собственная диаграмма Дюпюи.
P N
p n
p’ q n’ N
O r r’ Q
NN – предельная полезность на общественный товар (кривая спроса). Op – тариф; Or – количество, на которое предъявляется спрос. Ornp – совокупная полезность, получаемая от общественного товара. Npn – потребительский излишек. Снижение тарифа дает чистый выигрыш на потребительском излишке. Совокупный выигрыш потребителей – p’pnn’. Утраченные поступления – p’pnq. Продолжил рассмотрение излишка производителя от продажи услуг общественного товара (моста) при единой цене каждой единицы этих услуг.
P
D S
n p
S O Q Если кривая S – кривая предельных издержек отрасли, то излишек производителя равен денежным поступлениям сверх агрегированных предельных издержек – Spn. У. Джевонс. Стенли Джевонс (1835-1882). 1871 – “Теория политической экономии ”. В этой книге была построена теория, согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их (конечных) полезностей. Понятие предельной полезности Джевонс применяет к труду как к процессу, а не только как к фактору производства. Когда затраты труда становятся значительными, труд становится тягостным (приобретает отрицательную полезность). Поэтому процесс труда будет продолжаться до тех пор, пока его отрицательная полезность меньше по абсолютной величине, чем полезность продукта, создаваемого этим трудом. С достижением равенства между ними процесс производства данного блага прекращается. Из бедной семьи. Уезжает в Австралию и занимается там метеорологией. Возвращается в Англию и занимает место профессора в университете. Исследования Джевонса привели его к мысли, что концепция стоимости Смита - Рикардо не может послужить основой для понимания цен, т.к. величина цены предполагает учет ценности вещи для субъекта. Пишет письмо в Академию наук Великобритании и излагает концепцию предельной полезности. Академия отвергла соображения Джевонса, назвав их не научными, попирающими основы эк.науки. Предельная полезность (ввел термин Филип Уикстед) по Джевонсу приобретает чисто математическое содержание: MU=dU/dQ – приращение полезности (располагаемое, потребленное количество). Математическое построение Джевонса справедливы лишь в том случае, когда есть допущения бесконечной делимости: MU=lim ∆U ∆Q → 0. К бесконечному делению поддаются лишь некоторые товары, т.е. те, которые продаются на вес. Сложные технические товары появляются только в 20 в. Можно делить не сам товар, а цену товаров. Предельная полезность Джевонса стала математическим понятием. Цена с одной стороны определяется полезностью, а с др. стороны предложением (издержками). Издержки производства определяют предложение; предложение определяет последнюю степень полезности определяет ценность, а ценность – цену.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.007 с.) |