Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное поведение и трудовая деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Труд – фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида деятельности является утилитарность ее целей. Свободная деятельность – здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, достижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер. Игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему остается труд. Труд – это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для человека целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельности преобладают внутренние социотворческие цели. «Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логике своего развития цели внутренние, – там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребностей, культурная, человекотворческая, свободотворческая, – в данном случае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7). Таким образом, труд – это в большей мере преодоление себя, подчинение внешним целям, в то время как свободная деятельность – это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные социологического исследования (1996): 49 % опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (К. Каариайнен, Д. Е. Фурман), и не исключено, что те, кто не представляет себе жизни без труда (27 %), реализуют в нем свои внутренние цели. Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотносимыми понятия «труд» и «игра». Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело – в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996).
Профессионализм
При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи». Профессионал – это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация означает: – вхождение человека в ролевую структуру группы; – принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий; – приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79). Профессионализм человека означает также овладение психологическими средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями – способами, приемами, навыками и умениями; «техниками» – совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения; технологиями, которые означают планирование психологической стороны производственного процесса и подчинение поставленным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82).
Профессионализация и развитие личности
Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд также выступает инструментом преобразования общественных отношений и человека как результата, носителя и творца этих отношений. Профессионализация – это одна из сторон социализации и, следовательно, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессиональный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина З. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между образом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизированный профессиональный эталон делает невозможной полноценную интеграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию личности способствует только индивидуализированный, то есть принятый личностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эталон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина З. И., 1996, с. 9). Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отличающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец поведения и установок личности. «Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их… Главная отличительная особенность представителей технических профессий – интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженностью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания… Психологи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойственна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность социальных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисова Е. М., 1981, с. 161–162). Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответствующий термин – «профессиональная деформация личности».
Смена профессиональной деятельности
Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в период средней взрослости, является смена места работы или даже профессиональной деятельности. Период экономического кризиса, сопровождающийся массовыми увольнениями в связи с сокращением производства, привел к появлению нового в нашей стране за последние семь десятилетий феномена – безработицы. Число безработных неуклонно растет: если в 1992 безработных было около 4 млн человек, то в 1998-м – около 9 млн при 85,5 млн трудоспособного населения (Российский статистический ежегодник, 1999). Для многих людей среднего возраста потеря работы в наших условиях становится подлинной жизненной катастрофой. В связи с этим многие люди в нашей стране заняты поиском места работы, вынуждены переучиваться или выполнять работу не по профессии, что неизбежно отражается и на семейных отношениях.
Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также происходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями.
Взаимоотношения с супругами
Непрочность отношений между супругами в развитых странах стала уже «притчей во языцех». Количество разводов постоянно растет, причем причины этого явления еще недостаточно изучены. Обнаружено, однако, что в трудные в экономическом отношении времена частота разводов уменьшается и поднимается в периоды экономического благополучия. На частоту разводов оказывают влияние и другие факторы: политический, религиозный, расовый (Аронс К., 1995). Похоже, что сохранение брака к тому моменту, когда супруги достигают среднего возраста, стало скорее исключением, чем правилом, поскольку доля разводящихся мужчин и женщин до 40 лет составляет около 75 %. Однако и длительность брачных отношений не является гарантией от развода: в браках продолжительностью 20 лет и более удельный вес разводов составляет 11,6 %. Любовь как мотив вступления в брак также не является прочной основой для его сохранения: 48,5 % служащих и 43,5 % рабочих, вступивших в брак по любви, оценивают его как неудавшийся (Молодая семья…, 1991). Факторы, оказывающие влияние на чувство удовлетворенности браком и, следовательно, его устойчивость, многочисленны. Это: – длительность брака – показано, что удовлетворенность браком, высокая вначале, достигает минимума к 12–18 годам совместной жизни, а затем снова начинает расти (Алешина Ю. Е., 1985); – удовлетворенность своей работой и степень участия супруга в домашних делах – здесь имеется положительная корреляция с удовлетворенностью браком; – супружеская совместимость, которая включает в себя духовную, личностную, семейно-бытовую и физиологическую совместимость (Обозова А. Н., 1983); – более крупные группы факторов – демографические и экономические характеристики семьи, характер жизнедеятельности супругов вне семьи, поведение и установки по отношению к жизнедеятельности самой семьи (домашним обязанностям, досугу), отношения между супругами (взгляды и интересы, любовь, верность и т. д.) (Гурко Т. А., 1987).
Удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии супругов
Интересные в этом отношении данные приводит С. И. Голод: оказалось, что удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии супругов: при полной автономии максимально удовлетворены браком 48,7 %, удовлетворены 24,1 % и не удовлетворены 2,9 % человек, при отсутствии автономии максимально удовлетворены 8,5 %, удовлетворены 29,1 % и не удовлетворены 57,1 % (Голод С. И., 1998). Разводы приводят к повторным бракам, возникновению неполных семей, одиночеству или сожительству, пик которого приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни. В повторные браки после развода вступает 25 % мужчин и 23,3 % женщин (Голод С. И., 1998). В последние десятилетия растет количество одиноких матерей с детьми от юридически неоформленных отцов – семей так называемой материнской модели. Число детей, родившихся у женщин вне брака, возросло с 10,57 % в 1970 г. до 26,95 % в 1998 г. (от общего числа родившихся) (Российский статистический ежегодник, 1989).
Взаимоотношения с детьми
Важным моментом в жизнедеятельности людей среднего возраста являются отношения со взрослыми детьми. Основные хлопоты родителей связаны с перестройкой отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи, помощи в обретении ими собственного жилья и с уходом за их маленькими детьми (внуками). Как это ни странно, но в наших экономических условиях материально помогают детям даже семидесятилетние родители – 33 % мужчин и 41 % женщин (Потанина Ю. А., 1999). Около 52 % находящихся в среднем возрасте женщин помогают своим детям растить ребенка до достижения им трехлетнего возраста (Молодая семья…, 1991).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.007 с.) |