Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие сферы активности взрослого человека

Поиск

 

В действительности проблемы, о которых речь шла выше, пересекаются и порождают множество других проблем, однако целостная человеческая жизнь складывается все же из нескольких сфер его активности. Важнейшими из них являются, конечно, профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения) и область, благодаря которой при неблагоприятном профессиональном самоопределении решается экзистенциальная проблема самореализации – это область досуга. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные области человеческой жизни.

В период ранней взрослости поведение человека как раз и характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них. При этом, несмотря на наблюдающуюся в последнее время тенденцию к снижению и даже к исчезновению трудовой мотивации (Шаховская Л. С., 1995; Яшин Г. А., 1996), ведущим видом деятельности у подавляющего большинства людей становится труд.

Освоение новых сфер жизнедеятельности требует адаптации человека как к новой физической, так и социальной среде. В литературе, в частности, указывается на то, что овладение новой профессией требует от работников адаптации к трем микросредам: физической (совокупности профессионально важных материальных предметов, инструментов и средств профессиональной деятельности), профессиональной (содержанию труда, организации производства, распорядку и инструкциям) и социальной (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям) (Красноженова Г. Ф., 1994). В ряде случаев профессиональный успех человека в немалой степени зависит от успешности его взаимодействия с объектами физического мира. В принципе то же самое можно сказать и в отношении освоения новой семейной среды.

 

Взаимодействие с физическим миром

 

Субъектно-объектные отношения – философская категория, отражающая неразрывную связь между субъектом и объектом как динамичную систему. Субъектом в ней является индивид или группа как источник активности, определяющий полюс этой системы, а объектом – нечто, что «допускает и терпит», чтобы его «преобразовывали, познавали, оценивали, короче, так или иначе с ним манипулировали» (Каган М. С., 1988, с. 90). В то же время свойства объекта, раскрывающиеся в его отношениях с субъектом, в свою очередь оказывают влияние на содержание активности субъекта. Взаимодействие взрослого человека с физическим миром, то есть субъектно-объектные отношения, определяется местом его обитания (география обитания, сельская или городская местность), половой, этнической и профессиональной принадлежностью, образом жизни в целом. Поскольку все возможные формы взаимодействия с естественными и искусственными объектами мира описать невозможно, мы остановимся на индивидуальных стилях поведения и деятельности человека, которые поддаются анализу и классификации.

 

Индивидуальный стиль поведения и деятельности

 

Процесс дифференциации и индивидуализации человеческого поведения, продолжающийся на протяжении первых двух десятилетий жизни, завершается формированием так называемого индивидуального стиля поведения и деятельности, являющегося, по мнению ряда авторов (В. С. Мерлин, Л. Я. Дорфман, А. В. Либин и др.), таким же интегральным психическим образованием, как темперамент, способности, характер, интеллект.

Индивидуальный стиль деятельности – это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» (Климов Е. А., 1969, с. 49).

К настоящему времени сформулировано несколько принципов стилевой организацииповедения человека.

Первым является принцип стилевого единства. В данном случае стиль человека характеризует весь процесс его поведения и деятельности в целом и проявляется в предпочтении объектов и типов ситуаций, путей, способов и средств достижения целей, а также в ориентации на определенную форму результата.

Второй принцип – это принцип инвариантности, неизменности стиля.

Суть третьего принципа – иерархичности – заключается в том, что на каждом уровне психического функционирования (сенсомоторном, когнитивном, эмоциональном и т. д.) у человека формируются устойчивые совокупности стилевых характеристик, включающих в себя «минимально необходимый набор базовых стилевых параметров данной подструктуры психики».

Четвертый принцип – кросситуативности – выражается в том, что проявления стиля устойчивы и независимы от ситуационного контекста (Либин А., 1998, с. 9).

 

Тип личности и взаимодействие с физическим миром

 

В ставших уже классическими описаниях типов личностной организации, данных Ганнушкиным, А. Е. Личко, Леонгардом, Кербиковым, приведены определенные стили поведения, характерные для того или иного типа личности.

Тип личности проявляется в том числе и в характерном рисунке поведения или стиле взаимодействия с физическим миром.

Возбудимые и гипертимные личности, а также экспансивные шизоиды активно вторгаются в физический мир, экспериментируют с объектами, не боятся их поломать, использовать, стремятся преобразовать, выявить новые свойства, проверить их качества в отношениях с другими объектами.

Сенситивные шизоиды вследствие их некоторой моторной неловкости и интровертных установок стремятся ограничить свои контакты с объектами мира, сводя их число к необходимому минимуму и создавая привычные наборы вещей.

Психастенические личности, переживая повышенную ответственность в том числе и за вещи, которыми они обладают, обращаются с ними бережно, в соответствии с инструкциями и установившимися традициями.

Астенические личности, вследствие боязни всего нового, неуверенности в своих способностях, очень осторожны в обращении с вещами, особенно новыми и еще недостаточно освоенными. Такие люди подолгу примеряются к ним, избегают экспериментирования и легко расстраиваются, если их взаимодействие с ними оказывается неудачным или неэффективным.

Эпилептоиды, склонные к накопительству и соблюдению тщательного порядка, особенно трепетно относятся к личным вещам, составляющим их собственность, и в том числе к вещам, входящим в сферу их личной профессиональной деятельности. Отношение к ним у таких людей ревнивое, бережное, пользуются они ими только по мере необходимости и испытывают раздражение, если кто-то вторгается без их разрешения в мир их вещей.

Истероидные личности часто рассматривают вещи с точки зрения их полезности либо в практическом отношении, например в плане создаваемых ими удобств и личного комфорта, либо в отношении их социального использования с целью самоутверждения и получения общественного признания. Особое внимание они уделяют социальной ценности вещи, например ее происхождению. Общее отношение этих личностей к вещам можно выразить формулой: «Меня должны окружать только те вещи, которые повышают значимость моей личности». Такие люди избегают грязной или тяжелой физической работы, поэтому контакты с соответствующими предметами они сводят к минимуму.

Личности неустойчивого типа в силу их лени и неспособности организовать свою деятельность относятся к вещам небрежно, неаккуратно, чисто потребительски. Вещи разбрасываются, хранятся небрежно, могут образовывать кучи, в которых вперемешку находятся и ценные, нужные вещи, и всякий хлам. Вещи часто оставляются на месте их использования, что создает для этих людей в дальнейшем дополнительные трудности.

Конформные личности избегают пользоваться вещами нетрадиционным, нестандартным способом. Более того, они могут испытывать враждебность к тем, кто пытается это делать, критиковать и высмеивать их. Однако после того, как новый способ использования вещи становится общепринятым, они его принимают и становятся его приверженцами.

 

 

Социальное поведение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.007 с.)