ТОП 10:

Сперанский М.М. и Аракчеев А.А. – противостояние в концепции власти и управления.



Реформы М.М. Сперанского

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772--1839). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ.

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.

Реформы Аракчеева А.А.

Второй период царствования Александра I (1815--1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым -- либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева.

Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

С 1816 г. эти попытки были возобновлены и начались они, как это ни странно звучит, с организации военных поселений. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.

В 1816--1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны.

 

Билет №12

 

Третьеиюньская политическая система в России: сущность и последствия.

 

27 апреля 1906г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская и крестьянская. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили небольшое количество мест. Правые партии – ни одного.

20 февраля 1907г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры. Дума отказалась утверждать указ о разрешении свободного выхода любого домохозяина из крестьянской общины. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907г. был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах.

Избирательный закон от 3 июня 1907г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Резко были ограничены права нерусских народов.

В результате перемен Дума утратила свой демократический характер, став в значительной степени буржуазно-помещичьим органом. Главное отличие Ш Думы заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютного большинства. Большую часть мест между собой почти поровну поделили черносотенцы и октябристы. Из левых наиболее значительной была фракция кадетов.

Черносотенцы поддерживали меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы доброжелательно относились к предлагаемым правительством реформам. Ни одна из крайних группировок не могла в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. Все решала позиция октябристов (октябристский маятник). Октябристов стали называть «столыпинской партией»: они готовы были поддержать оба направления правительственной политики – и наведение порядка, и проведение реформ.

В верхней же законодательной палате, Государственном совете, господствовали правые. Верхи бюрократии и представители земельной аристократии не склонны были идти навстречу реформистским планам главы правительства. Правые всегда находили понимание у царя и его ближайшего окружения. Столыпин в высших сферах постоянно сталкивался с серьезными препятствиями.

Т.о., вне зависимости от воли самого премьера столыпинская политика приобретала все более односторонний, репрессивно-карательный характер (охранка, чрезвычайные суды).

 

 

Билет №13

 

Сущность реформ П.А. Столыпина: плюсы минусы их реализации.

Главная цель аграрной реформы Столыпина

социально-политическая:
Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;
Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая:
Разрушить общину. Насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая:
Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

В 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы:

-- каждый крестьянин мог взять надел в собственность,

-- мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства,

-- переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства,

-- переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Развивалось кооперативное движение.

Увеличилось число зажиточных крестьян. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы.

 

 

Билет №14

 

«Политика военного коммунизма»: причины введения, основные черты и последствия для общественной жизни России.

"Военный коммунизм" – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной ин­тервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг. … Вынужденное проводить в жизнь "военно-коммунистические" меры, Советское государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране… Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было бы "военного коммунизма". Толчком для его проведе­ния стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возмож­ность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

1)жесткий контроль за всеми сферами экономики.2) нацинализация всех предприятий с капиллам вроде >500тыс.руб. 3) национализация торгового флота и внешней торговли; 4) создание комитев бедноты в деревне для изъятия зерна; 5) создание продразверсток(изъятие всех излишков у крестьян); 6) создание продовольственных отрядов для снабжения городов; 7) монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю; 8) введение карточной системы; 9) введение всеобщей трудовой повинности от 16 до 50 лет; 10) милитаризация железных дорог; 11) введение трудовых армий.

Результаты оказались удручающими: обнаружившийся огромный дефицит товаров, создает благодатную почву для формирования и развития в России "чёрного рынка". Солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.

Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизо­вать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием.

Также итогом "военного коммунизма" стал неслыханный спад производства.

К зиме 1921 всеобщее недовольство "военным коммунизмом" достигло предела.

Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедлен­ных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

 

Билет №15

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.008 с.)