Не пугайтесь, если в результате упражнений ваше восприятие мира и событий значительно изменится, и вы почти непрерывно будете испытывать достаточно интенсивные положительные эмоции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не пугайтесь, если в результате упражнений ваше восприятие мира и событий значительно изменится, и вы почти непрерывно будете испытывать достаточно интенсивные положительные эмоции.



 

Это естественный результат упражнений, и то, что вы теперь чувствуете себя совсем по-другому не означает, что вы стали другим или потеряли свою идентичность. Вы всего лишь изменили привычные программы негативного восприятия на новые программы позитивного восприятия.

 

Совсем не обязательно, что все хорошее должно непременно кончаться. Это лозунг законченных пессимистов, оправдывающих таким образом свой мрачный взгляд на жизнь. Ваше настроение и ваше счастье – в ваших руках.

 

"Шашлыки по-японски" или Получение удовольствия от процесса

 

Психотехники, направленные на непрерывное ощущение радости жизни, неизменной составной частью входили в культуру восточных народов.

Восточные психотехники были необходимой гимнастикой души, закалявшей ее и делавшей ее крепкой и гармоничной так же, как тренажерные залы укрепляют и развивают тела европейцев.

В Японии использование психотехник имело особое развитие, начиная от подготовки самураев и заканчивая утренними линейками на японских предприятиях, когда рабочие вводили себя в состояние радостной готовности к работе, хором скандируя лозунги типа: "я люблю свою фирму, для меня высшее счастье – внести свой вклад в дело моей фирмы".

Если в шоу-даосской традиции психотехники в первую очередь были направлены на гармоничное развитие личности, то в жестких условиях феодальной Японии они стали орудием создания превосходных и безупречных слуг для императора и людей, облеченных высшей властью. В первую очередь этими слугами – безупречно подготовленными машинами для убийства – стали самураи, беззаветно преданные своему господину.

Чтобы выжить, японский народ должен был быть сильным и трудолюбивым. Непрерывные землетрясения, наводнения и прочие стихийные бедствия, войны и междоусобицы, жестокие поборы, наложенные на ремесленников и крестьян, вынудили японцев разработать систему психотехник, обеспечивающих выживание в суровых условиях вечных перемен, когда никто не знал, что принесет завтрашний день – мучительную смерть, продолжение борьбы за существование, или короткую передышку.

Готовые принять смерть в любую минуту, японцы, как никто, научились ценить радости жизни. Они старались превратить в приятный ритуал все, что они вынуждены были делать – свой труд, свое общение, свой досуг. Не зная, доживут ли они до того момента, когда увидят результат своего труда, японцы научились получать несказанное удовольствие от самого процесса любой деятельности. Именно этим обусловлено необычайное японское трудолюбие, чудо небывалого экономического взлета Японии и самого большого в мире числа трудоголиков. Японское правительство даже было вынуждено, заботясь о здоровье граждан, принять закон, запрещающий людям работать больше положенного им времени.

Удивительная и совершенно непонятная для русского человека способность японцев наслаждаться процессом деятельности, проявилась в истории, которую нам рассказал Сергей, ученик Александра Медведева, недавно приехавший из служебной командировки в страну восходящего солнца и переполненный впечатлениями. Это была история о шашлыках по-японски.

 

В Токио Сергей разыскал свою старую знакомую, Лесю, украинку по национальности, которая несколько лет назад вышла замуж за японского бизнесмена и переехала жить в Токио. Она в совершенстве выучила японский язык и ухитрилась неплохо вписаться в японскую жизнь.

Однажды Леся в припадке ностальгии по родине предложила своему мужу поехать на шашлыки. Ей пришлось затратить много времени, объясняя, что шашлык – это не то, что готовят в микроволновке, на гриле, в духовке или на сковородке. Так удивленный сверх меры Мацуо-сан узнал, что, оказывается, русские люди выезжают за город, там надевают заранее специальным образом подготовленные кусочки мяса на заостренные железные палочки, которые называются «шампуры», а потом жарят мясо на углях, образующихся от сжигания дров. Мацуо-сан надолго задумался, а потом сказал:

– Думаю, что я смогу купить дрова, чтобы сделать угли, и, наверное, я смогу найти место за городом, где мы сможем разжечь огонь.

Так вопрос о поездке на шашлыки был решен. Мацуо-сан снова надолго задумался и добавил:

– Пожалуй, мы пригласим с собой Минамото-сана, Фудзивара-сана, Кэнко-сана, Наринага-сана…

– Зачем? – прервала его Леся. – Мне просто хочется выбраться с тобой за город и там поесть шашлыков. Для такого пустячного дела нам не нужны посторонние.

Мацуо-сан удивился. Жена не понимала самых простых вещей.

– Минамото-сан – мой товарищ по университету, – терпеливо объяснил он. – Я просто не могу не пригласить его на такое важное мероприятие. Фудзивара-сан – мой непосредственный начальник. Было бы неуважением не пригласить его на подобное мероприятие. Кэнко-сан…

Леся сдалась.

– Приглашай кого хочешь, – сказала она.

В субботу в гостиной Мацуо-сана собралось двенадцать почетных гостей, прямо по числу христианских апостолов, которым радушный хозяин прочитал лекцию о том, что такое шашлыки, и пригласил их на это ответственное мероприятие.

Японцы отнеслись к приглашению с энтузиазмом. Единогласным голосованием они тут же постановили создать комитет по организации поездки на шашлыки. Дальше пошли процедурные вопросы. Были выбраны председатель комитета по организации поездки на шашлыки, заместитель председателя по организационным вопросам, ответственный за закупку мяса, ответственный за закупку дров, ответственный за организацию очага и ответственный за выбор места для проведения мероприятия.

Когда Леся дошла до этого места в своем рассказе, Сергей, представив себя на ее месте, почувствовал себя нехорошо.

– И как ты ко всему этому отнеслась? – сочувственно спросил он.

– Я уже давно поняла, что все японцы – психи, – философски сказала Леся. – Что бы они ни делали, я просто не обращаю на это внимания.

Заседание комитета по организации поездки на шашлыки закончилось решением собраться в том же месте в следующую субботу, чтобы заслушать доклады ответственных за закупку мяса, дров и за поиск места для проведения мероприятия.

В следующую субботу первым, согласно регламенту, выступил Наринага-сан, который с таблицами в руках поведал о проведенном им сравнительном анализе качества и стоимости мяса во всех токийских супермаркетах с целью выявления места, где можно было закупить мясо лучшего качества по более дешевой цене.

Комитет внимательно слушал. Перед ним стояла сложная задача выбрать лучшее мясо для того, чтобы устроенный им шашлык можно было счесть совершенным. Тут Сергей не выдержал.

– Так они в конце концов выехали на шашлыки? – спросил он.

– Еще нет, – спокойно ответила Леся. – Но зато они уже в течение трех месяцев каждую субботу собираются, принимая новые ответственные решения. Они обсуждают, в какой последовательности они будут организовывать очаг для жарки мяса, какими должны быть совершенные шампуры, и как они это мясо будут жарить. Затем, сглатывая слюни, они предаются размышлениям о том, как они будут наслаждаться совершенным вкусом совершенного шашлыка, а также беседой и общением друг с другом…

 

С первого взгляда эта история мне, как, наверное и любому русскому человеку, показалась совершенно безумной, но, вдумавшись и представив себя на месте японцев, я поняла, какое наслаждение извлекали они в течение этих трех месяцев из совершенно новой, непривычной для них идеи. Поездка на шашлык стала для них чем-то вроде чайной церемонии, особым ритуалом, во время которого они могли продемонстрировать свои лучшие деловые качества, и, в конце концов, приготовив-таки совершенный шашлык, Они насладились бы его вкусом так, как не насладился бы ни один русский, бодро наворачивающий под водочку благоухающее дымом мясо.

Здесь мы сталкиваемся с принципиально другой моделью мира, с другим подходом к тому же самому действию, и невозможно сказать, чей подход лучше, а чей хуже. Вероятно, тут все зависит от ситуации. С одной стороны маниакальная увлеченность японцев процессом деятельности кажется явно чрезмерной, но, с другой стороны, стремление европейцев к скорейшему достижению результата любой ценой, стремление, заставляющее их не замечать множества прекрасных и интересных вещей в своем продвижении к цели, достижение которой лишь на короткий период времени сделает их счастливыми, тоже трудно назвать оптимальной стратегией жизни. В данном случае истина лежит посередине – двигаясь к цели, нужно наслаждаться самим процессом движения, не задерживаясь без необходимости в этом приятном путешествии, а затем так же спокойно, без лишних эмоциональных всплесков и стрессов получить удовольствие от достижения цели.

О том, как продвигаться к цели, в том числе к цели овладения шоу-даосскими психотехниками, предназначенными для достижения счастья и внутренней гармонии, вам расскажет следующий раздел, в котором представлены общие принципы тренировок, которые могут быть применены не только к занятиям, но и практически к любому виду деятельности.

 

Общие принципы тренировок

 

Осознание этих принципов на глубинном уровне и введение их в свою модель мира, если они там не присутствуют, само по себе является упражнением, улучшающим вашу способность адаптироваться к любой целенаправленной деятельности и к трудностям, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Я приведу эти принципы с их образными, шоу-даосскими названиями, потому что каждое образное название направлено на то, чтобы связать данный принцип с определенным представлением, вызывающим соответствующие эмоции, и, уже используя эмоциональную составляющую, записать его в свою модель мира.

Чтобы объяснить, как эмоции связаны с записью событий в подсознание или в модель мира, я приведу историю из книги Карела Чапека, которую я читала в детстве. Точно не помню ее название, но, кажется, она называлась "Война с саламандрами".

 

В этой книге сын увидел в огне пляшущую саламандру и указал на нее отцу. Отец с силой ударил сына по щеке.

– Папа, зачем ты сделал это? – с недоумением и обидой спросил сын.

– Это уникальный момент в твоей жизни, – сказал отец. – Увидеть в огне пляшущую саламандру доводится крайне редко, и это исключительная удача. Я хочу, чтобы ты запомнил этот момент навсегда.

Сын понял отца и действительно запомнил на всю жизнь зрелище пляшущей саламандры.

 

Возможно, у Чапека сцена была описана другими словами, но смысл был таков, и забавно, что из всей книги мне запомнился один этот эпизод. Он остался в моей памяти, а опыт, извлеченный из него, записался в мою модель мира именно из-за уникальной эмоциональной окраски того, что произошло.

Отождествляя себя с мальчиком, я, читая, тоже ощутила боль и обиду от удара отца, но когда отец объяснил свои действия, на меня снизошло нечто вроде озарения, и в мою модель мира впечаталась следующая истина: "тебе могут причинить боль и даже ударить тебя не для того, чтобы тебя унизить или оскорбить, а чтобы обратить твое внимание на, возможно, самое удивительное событие, случившееся в твоей жизни".

Я, как и большинство детей, была любопытна, особенно во всем, что касалось волшебных персонажей, и согласилась бы с радостью стерпеть десяток оплеух, лишь бы хоть одним глазком увидеть пляшущую в огне саламандру.

Возможно, что у ребенка с другим, более мрачным складом характера, эта сцена оставила бы совершенно другой след в душе. Не интересуясь саламандрами, он мог бы записать в модель мира, что нельзя доверять даже самым близким людям, потому что они могут больно ударить тебя без всякого повода лишь потому, что в огне скачет какая-то рыжая тварь. Этот эпизод из книги мог бы сделать его еще более подавленным, угнетенным и недоверчивым по отношению к окружающим людям.

Я так подробно объяснила этот пример, чтобы вы поняли, как записываются установки и программы в модель мира, и насколько случайными и не зависящими от вашего сознания оказываются подобные программы, в течение всей жизни определяющие ваше поведение и уровень вашего счастья и несчастья.

В детстве ребенок, растущий в нормальной хорошей семье, получает значительное количество положительных впечатлений, но, по мере взросления, жизнь награждает его все большим количеством «пощечин», которые обычно записываются в его модель мира мрачными черными строками, если, конечно, в его подсознании не заложена программа, что «пощечины» не так уже и плохи, потому что они учат его чему-то новому и полезному – осторожности, хитрости, пониманию или чему-то еще, а боль от пощечин гораздо менее важна, чем ценный опыт, приобретенный при их получении.

Итак, вернемся к общим принципам тренировок. Ваша задача – не только, по мере возможности, следовать им, но и, связав их с ярким и приятным вам эмоционально окрашенным образом, ввести их в свою модель мира.

Вот эти принципы.

 

Принцип постоянства – "течение реки".

Упражнения надо выполнять пусть понемногу, но регулярно, желательно каждый день, а упражнения возвращения к стабильному положительному эмоциональному фону и перевода отрицательных эмоций в положительные – в каждой ситуации, вызывающей неадекватную раздражителю отрицательную эмоциональную реакцию.

 

Принцип преодоления – "разящий меч".

Этот принцип в первую очередь предназначен для разрушения ограничивающих программ и установок. То, что вам кажется, что вы не можете чего-то сделать, на самом деле совсем не означает, что вы действительно не можете этого сделать. Следуя этому принципу, время от времени вы должны совершать напряженные усилия, направленные на преодоление препятствий и трудностей, на преодоление границ своих возможностей.

 

Принцип постепенности – "малые глотки".

Если есть слишком много сладостей, они начнут вызывать отвращение. Если слишком много тренироваться, возникает состояние перетренировки, и желание заниматься может исчезнуть всерьез и надолго. К упражнениям "Технологии счастья" надо относиться как к еде – уходить от стола с чувством легкого голода, чтобы желание заниматься не угасало, то есть "есть понемногу, но часто".

 

Принцип сверхусилия – "прыжок на гору".

Этот принцип тоже связан со снятием ограничивающих установок, но несколько другим путем.

 

Принцип последовательности – "со ступени на ступень поднимаясь по небесной лестнице".

Не стоит хвататься за сложное, не освоив простого. Лучше хорошо выполнять самые простые упражнения, чем плохо делать сложные. Это повышает самооценку и дает чувство удовлетворения от проделанной работы.

 

Принцип правильного направления – "следуя за стрелой", то есть следуя правильной методике, пока вы не приобретете достаточного опыта в даосских психотехниках, чтобы начать экспериментировать, выполняйте упражнения так, как они описаны в этой книге.

 

Принцип спокойствия – "истинное спокойствие"

Не желать большего, чем ты имеешь в данный момент, не подгонять себя, не ставить рекордов

 

Принцип напряжения – "натянутый лук".

В случаях, когда обстоятельства этого требуют, необходимо приложить все свои силы для того, чтобы добиться нужного результата.

 

Принцип удовлетворения – "озеро радости"

получение от любой деятельности удовлетворения, граничащего с наслаждением.

Для применения этого принципа необходимо освоить упражнения по созданию стабильного положительного эмоционального фона. Процесс занятий должен доставлять не меньшее удовольствие, чем результат.

 

Принцип стимула – "убегая от тигра"

использование деятельности или ситуаций, в которых только правильные действия обеспечивают выживание.

В более мягкой формулировке этот принцип означает, что иногда нужно ставить себя в условия, в которых вы вынуждены будете сделать то, что не можете сделать в других обстоятельствах. Например, если вам слишком лень заниматься дома физическими упражнениями, запишитесь в группу аэробики, заплатив приличную сумму. Тогда, чтобы деньги не пропали зря, вы будете ходить в спортзал, а там уж волей-неволей придется тренироваться.

 

Принцип "беря большое, не упускай малое"

Обращать внимание на все детали, не забывать о мелочах.

 

Принцип "беря малое, не упускай большое"

Не терять общей картины, концентрируясь на деталях.

 

Принцип "озера удивления" – не переставать удивляться всему вокруг.

Удивление, особенно радостное удивление – это особое и прекрасное состояние ребенка, открывающего для себя мир. Открывая для себя новые удивительные грани жизни, ребенок вносит их в свою модель мира, и, рано или поздно, закончив построение основного здания своей модели, он перестает подмечать в мире нечто новое, волнующее и интересное, и жизнь его становится пресной, скучной и однообразной.

Чувство влюбленности в чем-то напоминает удивленное и радостное постижение ребенком окружающего мира, но в данном случае оно распространяется на постижение любимого человека, становящегося таким же волнующим и прекрасным, как целый мир. Но, в свою очередь создав модель образа возлюбленного и внеся ее в свою модель мира, человек снова теряет ощущение волнения и радости узнавания, и эта потеря приносит ему разочарование.

Умение отыскивать в окружающем мире что-то новое, волнующее и интересное – это неотъемлемая черта истинно счастливого человека, приносящая ему множество положительных эмоций.

 

Принцип невозмутимости – "водная гладь"

Не удивляться ничему, даже если происходит что-то невероятное.

Принцип невозмутимости не означает нечто противоположное принципу "озера удивления". Его суть в том, что человек, пытаясь адаптироваться к внезапным и резким переменам в своей жизни или к неожиданным событиям, должен оставаться невозмутимым, чтобы не терять картины мира и чувства самоосознания. Для выработки подобных качеств существует свой комплекс упражнений, и в одной из книг серии "Технология счастья" мы о нем поговорим.

 

Принцип осознавания каждого своего действия – "сияние полной луны".

Одним из применений этого принципа служит отслеживание неадекватных программ своей модели мира. Упрощенно говоря, смысл его состоит в том, чтобы, совершая что-то, осознавать подлинные мотивы и побудительные причины своих поступков.

 

Это далеко не полный список общих принципов обучения Шоу-дао, но для начала этого достаточно. Наверняка, читая этот список вы уже обратили внимание на то, что некоторые из этих принципов, казалось бы, противоречат друг другу. Это наблюдение подводит нас к одному из важнейших понятий в учении Спокойных – понятию о "срединном пути". Но сначала мы поговорим о том, как при помощи медитации осознания ввести в свою модель мира глубинное понимание этих принципов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.013 с.)