Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для всех учеников, имеющих годовую отметку мнее 3 и н/а.

Поиск

Это ЗАДНИЕ НА ЛЕТО

Для всех учеников, имеющих годовую отметку мнее 3 и н/а.

Очень прошу расценивать его как помощь и заботу учителя, а не как наказание.

Рекомендую распланировать летнее время так, чтобы найти время для регулярных занятий (их всего 11).

ВАЖНО: уметь быстро определять части речи, находить основы предложений, видеть ряды однородных членов. Выполненные задания необходимо сдать учителю с 29по 31 августа 2016г. Можно использовать учебник или сайт-помощник. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=prichastie_kak_osobaja_forma_glagola

Занятие 1

Правописание безударного гласного в корне слова

Вспоминаем! Для проверки безударного гласного в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением, например: ед и ница – ед и ный.

Орфографический тренинг № 1

Внимание! Если подбираются два проверочных слова с разным написанием корня и одно из них глагол, то берите в качестве проверочного слова для безударной гласной в корне не глагол. Напр., расспросить – спрос, но нельзя проверять словом спрашивать
Вставьте пропущенные буквы в словах и словосочетаниях.
Раздр..жать криком, ув..дать от холода, просл..влять, обн..женный лес, задр..жать от гнева, вопл..тить замысел, с разв..вающимся знам..нем, благосл..влять на подвиги, посв..щение в гимназисты, разв..вающаяся отр..сль производства, в д..лине, погл..щать зап..хи, неприм..римость во взглядах, прист..жная лошадь, в П..тербурге, прим..рять к..стюм, зач..стили дожди, ув..дать вд..леке, т..сненая кожа, притв..рить дверь, обог..щаться, прист..жной воротник, ст..снённый в средствах, издательство «Просв..щение», сл..пить игрушку, разр..дить морковь, нагром..ждение вещей, глаза сл..паются, в казацкой ст..нице, пр..дут шерсть, ч..стота квартиры, п..рхать над цветами, п..лящий зной, разр..дить фотоаппарат, укр..тить зверя

Орфографический тренинг №2

Внимание!Найти проверочное слово среди однокоренных слов легче, если отталкиваться от лексического значения слова. Спросите себя: «А что это значит?» – и ответ на этот вопрос выведет вас на нужное проверочное слово. Напр., сумерки = время суток, когда меркнет свет
Вставьте пропущенные буквы в словах и словосочетаниях.
Сокр..щенный текст, св..ла с ума, разр..дить обстановку, укр..титель тигров, ум..лять родителей, пос..дел от горя, изб..рательная кампания, ум..лять заслуги, нам..реваться, обл..котиться, сум..рки, разгл..шать тайну, пок..яние, ум..лять о пощаде, ч..стота к..лебаний, отр..жать удары, насл..ждение, обл..чать пороки, ветер свир..пеет, пок..рить вершину, р..скошный, упл..тнить сроки, см..тение чувств, пок..рать врага, обв..нять во лжи, изобр..жение, иск..реженный автом..биль, непост..жимый умом, объед..ненный, посв..тить стихи, зап..ять сам..вар.

Орфографический тренинг №3

Вставьте пропущенные гласные в корне слова. При необходимости обратитесь к словарю.
Предв..рительный, об..няние, к..ммерсант, с..туация, эп..демия, п..риод, пласт..лин, эл..мент, ф..лология, пок..ление, д..фект, кат..лог, в..нтилятор, апл..дисменты, эст..када, сан..торий, би..тлон, р..внина, алг..ритм, д..фицит, д..позит, д..виденд, г..рантия, п..ритет, ман..фест, бр..шюра, л..гион, п..рамида, коч..рга, л..генда, с..анс, ар..мат, инц..дент, ауд..енция, г..ена (животное), кар..мель, фил..рмония, к..медия, к..морка, вн..мание, м..раторий, эг..ист, эксп..нат, ш..велюра, х..мут, п..радокс, комп..нент.

 

Занятие 2

Правописание корней с чередованием

Выбор гласной зависит
@ от ударения Под ударением пишетсято, что слышится, в безударной позиции - О -гар – гор-без ударения о: подгореть; твор – твар-без ударения пишется о- творец; клан – клон-без ударения пишется только о-поклониться; Под ударением пишетсято, что слышится, в безударной позиции - А зар – зор-без ударения а: заря; плав – плов-без ударения пишется а –плавательный, искл.: пловец, пловчиха, плывуны.
@ от соседней буквы, стоящей после корня:
ла г – ло ж - -сла г аемое, сло ж ение; ска к – ско ч - -ска к ать, выско ч ить, исключение: скачок, скачу; ра ст - ра щ - ро с --ра ст ение, выра щ енный,ро с ли, исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. кос – кас-- коснуться – кас а ться;
@ от суффикса а после корня
-бер – бир--выберешь – выбир а ешь; дер – дир--выдернуть – выдир а ешь; мер – мир--замер – замир а ть; пер – пир--запер – запир а ть; тер – тир--вытер – вытир а ть; блест – блист-блестящий – блист а тельный; жег – жиг- -выжег – выжиг а ть; стел – стил--постелить – постил а ть; чет – чит--вычет – вычит а ть, искл.:сочетать, сочетание, чета; а(я) – ин -начать – начин а ть.а(я) – им-поднять – подним а ть;
@ от лексического значения
-мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо- мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ; -равн – ровн-равн (одинаковый) уравнение, ровн (прямой, гладкий) заровнять. искл.:уровень, ровесник.

Орфографический тренинг №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор.
Соприк..сновение, распол..житься, скл..няться, заг..рать, попл..вок, к..сательная, дог..рала, вск..чить, оз..рение, разр..внять, пор..сль, пл..вец, ср..вняться, обм..кнуть, подр..стковый, ск..кать, пром..чить, прод..раться, зап..рающийся, забл..с-тел, з..рница, выч..тание, пром..кающий, р...стовщик, закл...нание, подр...внять челку, ум..реть, заж..ать, покл..ниться, оз..рение, водор..сли, р..сток, ур..внять в правах, пост..лить, отр..сль, выр..щенный, бракосоч..тание, пл..вучая льдина, птица з..рянка, приг..рь, забл..стала, зам..реть, р..вняйсь

Орфографический тренинг №2

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, ответьте на вопросы, выделите строку.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) стр..мление, к..варный, словосоч..тание;
2) переб..решь, ср..жаться, задр..жать;
3) благосл..влять, нагром..ждение, укр..щать;
4) к..пошится, раздр..жаться, сат..рический.
2. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?
1) хв..стун, б..седующий, заг..релый;
2) об..яние, обв..нять, об..тать на суше;
3) предв..рительный, опр..делить, преод..леть;
4) д..намичный, уб..диться, д..лина.
3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) м..ровоззрение, в..ликолепный, разб..раться;
2) соч..тание, прин..мать, разж..гать; 3) бл..годушие, зан..мать, отр..зиться; 4) поч..тать родителей, пре..бладать, подр..стать.

Занятие 3

Правописание согласных в корне слова

Внимание! Различаем! Сомнительные согласные могут быть

- непроверяемыми (рю к зак) – обратись к орфографическому словарю и запомни слово;

- проверяемыми (ре з кий – ре з ок) - подбор слова или изменение формы данного слова так, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или сонорный[1] звук;

- непроизносимыми (поздний – опоздать).

Орфографический тренинг №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, напишите в скобках проверочные слова.
Дивиден.., изморо..ь на крышах, бро..кий заголовок, ве..ти поклажу, замер..шая вода, поз..няя жени..ьба, праздничное ше..твие, громоз..кая вещь, во..зал, разные я..ства, рю...зак, за окном изморо..ь, фля..ка, сверс..ники и ровес..ники, прои..шествие, ше..ствовать над ветеранами, сидеть за столом впереме..ку, рес..ницы, ве..ти беседу, рекламное аген..тство, объез..чик, словес..ный портрет, причас..ность, я..ственно услышал, блес..нул луч, искус..ная резьба, старинная уса..ьба, преж..ние заслуги, кос..ный взгляд, че..ствовать героя, напрас..ный труд, ненас..ный день, конъю..ктурный роман, целос..ный взгляд, голове..ка, инц..дент, бу..галтер, овощи впереме..ку с фруктами, транскри..ция, пору..чик, мун..штук, дерма..тин для двери, сума..шедший, безмол..ствовать, бры..жется, отвес..ный склон, всплес..нуть, совмес..ный проект, пос..ный день.

Орфографический тренинг №2

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Отметьте, в какой строке во всех словах пишутся удвоенные согласные в корне слова.
А
1) инкас..атор, ас..имметрия, дес..ант, эмис..ия;
2) касс..ационный (суд), прес..а, бал..анс, ил...юзия;
3) квал..ификация, ас..оциация, кол..екция, конгрес..;
4) с..уда, ком..ерция, оп..онент, дол..ар.
Б
1) кристал.., эм..игрант, телеграм..а, ал..ея;
2) гал..ерея, ассигнация, колос..альный, драм..а;
3) ж..ение, вож..и, жуж..ание, ан..улировать;
4) пол..ис, лот..ерея, дил..ер, мож..вельник.
В
1) ак..редитив, кол..екция, дес..ерт, пер..он;
2) пос..ориться, брил..иант, выж..енный, дрож..и;
3) проблем..а, дилем..а, интел..ект, юн..ость;
4) кор..дор, бал..он, брок..ер, ат..ракцион

Занятие 4

Правописание приставок

Написание ПРЕ-, ПРИ зависит от значения приставки в конкретном слове.

пре-: 1) значение высокой степени = очень, весьма, крайне: пре мудрый;

2) значение пере- = словами через, по-иному: пре рвать

при-:1)пространственная близость, смежность = около: при школьный;

2) присоединение: при шить;

3) приближение: при лететь;

4) неполное действие: при открыть

Внимание! Есть слова, в которых значение приставки размыто. В таких случаях следует справиться в словаре.

Орфографический тренинг №1

Орфографический тренинг №2

Вставьте буквы.

Раз..грать, без..дейный, с..грать, сверх…нициативнй, без..сходный, пред..дущий, под..тожить, сверх..нтересный, небез..нтересный, без..скусный, без..скусственный

В приставке на з/с пишите с, если далее идет глухой согласный. Фраза, в которой собраны все глухие согласные: «Степка, хочешь щец? — Фи»

Орфографический тренинг №3

Занятие 5.

Имя существительное

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? (разряд: одушевленные) и что? (разряд: неодушевленные). Относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; некоторые существительные с окончанием –а,-я, обозначающие качества людей относятся к именам существительным общего рода: забияка Андрюша, забияка Вера.

У имени существительного 3 склонения:

1 – мужской род, женский род с окончанием а,я: мама, папа, дядя, тетя

2 – мужской род с нулевым окончанием, средний с окончанием о,е: дом, село, поле

3 – женский род, оканчивающийся на ь: доч ь.

 

Падежи Склонение Существительные на
      -ия -ий -ие
Р и (ы) ------- и и --------- ---------
Д е ------- и и --------- ---------
П е е и и и и

 

Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя. стремя, путь имеют окончания – и: к знамени, нет времени, об имени. В родительном. Дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс –ен: на знам ен и.

Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются): слушать радио. Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду: осеннее пальто. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначаютлиц женского пола, например: пожилая мадам. К мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных, например: известный конферансье, серый кенгуру.

 

Тренинг №1

Тренинг №2

Тренинг №3

А1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

1) парикмахерская, вселенная, столовый, вестибюль 2) красный, тройка, больной, тюль

3) ночь, тройка, былина, бег 4) старина, три, ванная, быль

 

А2. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

1) дерево, стрекоза, цветок, судья 2) пчела, трава, листва, кок, кукла

3) мальчик, учитель, жук, студент 4) повар, лошадь, винегрет, покойник

 

A3. В каком ряду все имена существительные являются несклоняемыми?

1) радио, кенгуру, сова, такси 2) бюро, пальто, шоссе, вертикаль

3) фортепьяно, пони, радио, шоссе 4) кашне, авеню, пенальти, несчастье

 

А4. В каком ряду все имена существительные имеют форму только единственного числа?

1) месяц, любовь, книга, молоко 2) сметана, бензин, семья, дерево

3) брюки, армия, облако, дружба 4) листва, учительство, Урал, краснота

 

А5. В каком ряду все имена существительные имеют форму только множественного числа?

1) отцы, грязнули, чернила, степи 2) каникулы, очки, училища, кофе

3) сани, ножницы, брюки, очки 4) солдаты, сапоги, грязнули, куклы

А6. В каком ряду все имена существительные имеют окончание- е

1) по улиц.., к станции.., на трамва.. 2) на перекрёстк.., на остановк.., в алле..

3) о Наташ.., о Наталь…, о Натали.. 4) по тропинк.., по дорог.., по пут…

 

А7. В каком ряду все имена существительные имеют суффикс чик?

1)извоз..ик, обход..ик, прессов..ик 2) рез..ик, обруб…ик, груз..ик

3) перебеж..ик, уклад..ица, буфет..ица 4) свар..ик, смаз..ик, развед..ик.

 

 

Занятие 6

Имя прилагательное

 

Разряды по значению:

1) Качественные – обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: светлый, высокий, сильный. Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму: сильный – силен, сильна, сильны. Качественные образуют степени сравнения:

Степени сравнения простая составная
Сравнительная -ее, ей, е: светлее, громче, тоньше Более: более громкий
Синтаксическая роль Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении бывают сказуемыми. Здоровьедороже золота. Бывают сказуемыми и определениями. В этом году зима более снежная, чем в прошлом. Мы возвращались поболее широкой дороге.
Превосходная -ейш, айш: светлейший Самый, наиболее: самый справедливый
Синтаксическая роль   Чаще всего определения. Самый строгий судья – ты сам

2 ) Относительные – обозначают такой признак предмета, который не может в предложении быть в большей или меньшей степени: деревянный. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы.

3) Притяжательные – обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?: верблючья, заячий, лисья.

Тренинг №1

А1. В каком ряду все прилагательные качественные?

1) верный друг, деревянная ложка, хрустальный графин, большой дом

2) московские газеты, каменное сердце, ложная тревога

3) каменный уголь, большой дом, вкусное яблоко, золотое кольцо

4) молодой росток, страшный вид, хороший человек, маленький домик

 

А2. В каком ряду все прилагательные относительные?

1) мощный поток, золотое кольцо, плохой ответ, старый цех

2) строгий вид, деревянный дом, толстый медвежонок, сосновый лес

3) красивый город, старинный дом, здоровый ребенок, крутой овраг

4) звездная ночь, весенняя аллея, школьный аттестат, дорожный набор

 

ЕВ - -ИВ – в прилагательном

- ИВ – под ударением: крас ив ый

- ЕВ – без ударения: дожд ев ой, со ев ый.

- Н - - НН -
- АН – кожаный - ЯН - льняной - ИН - гусиный ИСКЛ.: стеклянный деревянный оловянный !!! Ветряная мельница – ветреный человек - ЕНН – соломенный - ОНН- станционный ИСКЛ.: ветреный (но безветренный) От сущ. с основой на Н: лун ный Не путай! Фазан ий (Ий – суф. притяж. прилагательного)

Тренинг №2

Через дефис

1.Оттенки цветов: тёмно – синий

2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад)

3.Сложные прилагательные, образованные от двух равноправных слов: русско-немецкий словарь (русский и немецкий), мясо-молочный комбинат (мясной и молочный)

4.Сложные прилагательные, обозначающие неоднородные признаки: (научно-исследовательский)

5. Сложные прилагательные., обозначающие качества с дополнительным оттенком: кисло-сладкий, горько-солёный. Запомни: общественно полезный, но общественно-политический.

слитно:

Сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный – железная дорога

 

Тренинг №3

Занятие 7

Имя числительное

Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (разряд: количественные) и порядок предметов при счёте (порядковые) и отвечают на вопросы сколько? какой? Числительные, состоящие из одного числа – простые, из двух и более – составные: пять – триста пятьдесят семь.

 

Тренинг №1

Тренинг №2

А2. В каком ряду все числительные собирательные?

1) семнадцать, одна пятая, трое, восемь

2) тринадцать, девять, двое, пять седьмых

3) четверо, обе, семеро.

 

Орфограммы числительных

 

Окончания количественных числительных
от 5 до 30 Как существительные 3скл. И.п. семь Р.п. семи Д.п. семи В.п. семь Т.п. семью П.п. семи от 11 до 19 Р.п. –и Д.п. – и П.п. – и 40,90,100 Девяносто, сто Р.п. – а Д.п. - а Т.п. - а П.п. - а 50 - 80, 500 – 900 200, 300, 400 семьдесят, двести семидесяти, двухсот семидесяти, двумстам семьдесят, двести семьюдесятью, двумястами о семидесяти, о двухста
Склонение составных количественных числительных И.п. триста шестьдесят три Р.п. трехсот шестидесяти трех Д.п. тремстам шестидесяти трем В.п. триста шестьдесят три Т.п. тремястами шестьюдесятью тремя П.п о трехстах шестидесяти трех Дробные числительные (числитель изменяется, как целое; знаменатель, как прилаг. во множ. ч. И.п. три пятых Р.п. трех пятых Д.п. трем пятым В.п. три пятых Т.п. тремя пятыми П.п. о трех пятых Собирательные числит. оба, обе оба обе И.п. оба обе Р.п. обоих обеих Д.п. обоим обеим В.п. оба обе Т.п. обоими обеими П.п. об обоих, об обеих Прим.: обаупотребляется с сущ. м.р. и с.р. обе – с сущ. ж.р.
Примечание: простые порядковые числительные склоняются как прилагательные

Тренинг №3

Итоговый тренинг

Запишите словами числа

К 867 прибавить 46124, от 65778 отнять 56, к 472 прибавить 257, от 468 отнять 798251, 26 умножить на 77, 657 сложить с 2567 898, к 34 прибавить 64, из 98 вычесть 87, к 100 прибавить 79, из 783 вычесть 327, к 297 прибавить 32, к 547 прибавить 217, 429 сложить с 468, из 100 вычесть 90.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Занятие 8

Местоимение

Личные 1 лицо - я – мы, 2 лицо - ты – вы, 3 лицо - он, она, он, они После предлогов у местоимений 3 лица появляется н (у него, у неё, около них) Возвратное Себя (не имеет И.п.) Вопросительные Кто? Что? Какой? Чей? Каков? Сколько?
Относительные Кто, что, какой, чей, каков, сколько + который Отрицательные Вопросительные + приставки не, ни: под ударением не, без ударения – ни: нЕкто – никто. Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся в три слова: ни у кого, не с кем Определительные Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой
Неопределённые Вопросительные + приставки - не, - кое, суффиксы - то, - либо, - нибудь. Приставка кое и суффиксы - то, - либо, - нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-нибудь, какой-то Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, их Указательные Тот, этот, такой, таков, столько

 

Работа с текстом.

Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщете».

Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут. (По Г. Скребицкому.)

— Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

1) личное, 1-го лица, единственного числа, стоит в творитель­ном падеже;

2) указательное, стоит во множественном числе, родительном падеже;

3) указательное, стоит во множественном числе, именитель­ном падеже;

4) определительное, стоит в единственном числе, мужском ро­де, винительном падеже;

5) относительное, стоит во множественном числе, именитель­ном падеже.

- Определите основную мысль текста, тип речи и стиль.

- Укажите разряды и синтаксическую роль местоимений в тексте.

Тест

А1. В каком ряду все местоимения являются определительными?

1) любой, тогда, который, никого 2) сам, тот, где-то, весь

3) иной, какой, каждый, кое-где 4) самый, любой, сам, весь

А2. Найдите предложение, в котором то является местоимением.

1) Кто(то) постучал в окно. 2) На улице шел то снег, то дождь.

3) Берись за(то), к чему ты сроден. 4) Бежал(то) ты быстро.

А3. Найдите предложение, в котором местоимение является подлежащим.

1) Эта долина – прекрасное место. 2) Что-то слегка ударило меня.

3) Ребята слушали меня с восхищением. 4) Мне нездоровилось.

А4. Найдите предложение, в котором местоимение является сказуемым.

1) Ей туфли будут впору. 2) Губы её были сжаты.

3) Вишнёвый сад теперь мой. 4) Я никогда ничего не хотел.

Занятие 9

Глагол

G Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид)

Инфинитив – начальная форма глагола. Инфинитив имеет окончание: ть, ти: играть, везти. У глаголов, оканчивающихся на –чь(беречь, печь) –чь входит в состав корня.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (сь) называются возвратными: одеваться – одеваюсь. Одеваешься, одевается. Соответственно, не имеющие суффикс ся –ся (сь) глаголы – невозвратные: читать – читать. Переходный глагол – глагол, имеющий зависимое слово в В.п. без предлога или Р.п., обозначающим часть от целого: выпить (чего?) молока – Р.п. часть от целого или читать газету (В.п.). Все остальные глаголы называются непереходными.

Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, при них нет подлежащего, они всегда сказуемые: светает. Морозило. Ребенку не спится.

Глагол имеет 3 наклонения:

изъявительное (глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят и будут происходить: летим, летит, полетит)
условное (обозначает действие, которое произойдет только при каком-либо условии: пришел бы)
повелительное (обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника: достаньте, напиши, нарисуй)

Глагол имеет 2 спряжения.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, (минус 2 исключения - брить, стелить, +11исключений - гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

Тренинг №1

A1. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

1) повторить, сжечь, присоединишь, хвалить 2) повторить, достать, вставляешь, доставлять

3) достоять, достояться, укрепить, угостить 4) решать, быть, строить, печёшь

 

А2. В каком ряду все глаголы относятся к изъявительному наклонению?

1) решили, сделал бы, решай, раскинет 2) помог бы, приляг, помоет, спрячь

3) клади, уснул бы, ехать, вымой 4) поедет, критиковал, читаю, заснул

 

А3. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению

1) брить, пилить, строить, видеть 2) ехать, сеять, забыть, слышать

3) прыгнуть, слушать, видеть, писать 4) таять, крикнуть, стелить, забыть

А4. В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?

1) выполнить, пилить, ненавидеть, читать 2) учить, почувствовать, дышать, рисовать

3) зависеть, выполнить, строить, делить 4) колоть, клеить, выключить, работать

 

Тренинг №2

А1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «и»?

1) он дыш..т, увид..т, гон..тся, завис.т

2) он распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т

3) он тон..т, вылет..т, объяв..т, провер..т

4) он услыш..т, вздрогн..т, слуша..т, поздрав..т

А2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «е»?

1) он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т

2) он посе…т, чу..т, стел..т, слуша..т

3) он кат..тся, утеша..т, кле..т, та..т

4) он упуст..т, пове…т, зате..т, кол..т

 

А3. В каком ряду все слова в строке пишутся с буквой «е»?

1) он полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т

2) он выдержива..т, пол..т, чу..т, набира..т

3) он гоняется, исправ..т, стро..т, ропщ..т

4) он вылета..т, услыш..т, брезж..т, стел..т

А4. В каком ряду все слова в строке пишутся с буквой «и»?

1) он стел..т, стрс.т, пил..т, жар..т

2) он бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т

3) он гоня..т, слуша..т, вид..т, завис.т

4) он слыш…т, дыш..т, гон..тся, леч..т

А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «ю»?

1) они стел..т, кле..т, бре..т, он та..т

2) они стро.т, бор..тся, высп..тся, обве..т

3) они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т

4) они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т

А6. В каком ряду все слова в строке пишутся с буквой «е»?

1) он слыш..т, проявляя..т, расхвал..т, отвеча..т

2) он вступа..т, раздел..т, укрепля..т, ве..т

3) он се..т, кол..т, заправ..т, зате..т

4) он гоня..т, выключа..т, слуша..т, дремл..т

А7. В каком ряду все слова в строке пишутся с буквой «е»?

1) он полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т

2) он выдержива..т, пол..т, чу..т, набира..т

3) он гоня..тся, исправ..т, стро..т, ропщ..т

4) он вылета..т, услыш..т, брезж..т, стел..т

G Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе признаки прилагательного и причастия: прыгавший, сделанный.

- признаки глагола: переходность - непереходность, возвратность - невозвратность, вид, залог, время (настоящее и прошедшее);

- признаки прилагательного: род, число, падеж, в предложении выступает в роли определения, наличие у страдательных причастий как полной, так и краткой формы.

Внимание! Чтобы правильно определить причастие, нужно поставить вопрос: это какой? Если в ответе есть глагола, то это причастие, нет – прилагательное: белеющий – это какой? Который белеет (причастие). Белый – это какой? – который белый – это прилагатнельное.

Причастия могут быть возвратными – невозвратными: одевающийся – одевающий

Имеют вид (совершенный - несовершенный): прыгавший – прыгнувший

Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: летящий самолет – он сам летит.
Страдательныепричастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: выученный урок – урок не может сам себя выучить. Имеют краткую и полную форму: прочитанный рассказ – рассказ прочитан.

G Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному, объединяет признаки глагола и наречия: свернувшись. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия:

- признаки глагола: лексическое значение, вид, синтаксическое управление, возвратность - невозвратность;

- признаки наречия: неизменяемость, тип подчинительной связи - примыкание

Могут быть возвратными – невозвратными: вытирая – вытираясь

Бывают совершенного – несовершенного вида: решая – решив.

Тренинг 3

1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Пеликан, (1) поднявшись на двухкилометровую высоту (2) может (3) подолгу парить в воздухе.

1) 1,3- выделяется причастный оборот

2) 1,2- выделяется деепричастный оборот

3) 1,2- выделяется причастный оборот

4) 2 - выделяется деепричастный оборот

2 В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце/ (1) вдоволь накупавшись (2) в обла­ках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.

1)1- выделяется причастный оборот

2) 1,2- выделяется деепричастный оборот

3) 1, 3 - выделяется причастный оборот

4) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот

3. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:

Занятие 10.

Наречие

G Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков(обычно относится к глаголу или наречию) и отвечает на вопросы:

Смысловые группы наречий вопросы примеры
образа действия Как? Каким образом громко, дружески, весело
меры и степени В какой степени? Насколько? очень, немного, чересчур, совсем, вдвое
места Где? Куда? Откуда? далеко, издали, внизу
времени Когда? Как долго? давно, рано, накануне
причины Почему? Отчего? сгоряча, сослепу, поневоле
цели Зачем? Для чего? назло, нарочно

Тренинг 1

Укажите правильную характеристику слова БЛАГОДАРЯ из предложения А.

  1. деепричастие
  2. наречие
  3. производный предлог
  4. глагол

А. Если рассказать, насколько изменились в XX веке представления о нашем прошлом благодаря открытиям археологов и палеонтологов, подобные вопросы отпадут.

Укажите правильную характеристику слова БЛИЖЕ (из предложения А).

1) прилагательное в форме сравнительной степени

2) производный предлог

3) краткое прилагательное

4) наречие в форме сравнительной степени

А. Мне гораздо ближе писатели-географы, чем писатели-историки.

Укажите правильную характеристику слова ВПЕРВЫЕ из предложения Г.

1) числительное

2) производный предлог

3) относительное прилагательное

4) наречие

Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли - Великий.

Занятие 11.

Служебные части речи

G Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании: говорить по душам

По происхождению предлоги делятся на 2 группы

Производные – образованы от других частей речи: в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи) – происходят от существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; благодаря и несмотря на – от деепричастии; предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) – из наречий (ходит вокруг, живут согласно).
Непроизводные – сами предлоги: в, на, у, к, с, от, до и т.п.

G Частица – служебная часть речи, которая придаёт различные оттенки словам и предложениям и служит для образования форм слова: только ты мне можешь помочь. Пусть грянет буря! Частицы не являются членами предложения!!!! но могут входить в состав членов предложения: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…

Частицы служат: 1) для образований наклонений глагола: повелительногода, пусть, пускай, давай: пусть грянет; условного – бы (б): пришёл бы.

2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий – более, менее, самый: самый важный, более интересно.

3) для образования неопределённых местоимений - -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то.

 

Разряды частиц (не все) частицы примеры
вопросительные Неужели, разве, ли (ль) Я ль на свете всех милее?
восклицательные Что за, как Как Днепр широк!
указательные Вот, вон Вот эта улица
усилительные Даже, ведь, то, всё-таки, же И всё-таки он существует.
отрицательные Не, ни На небе ни облачка.

GСоюз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения.

удивление, восхищение: ах, ой, ух.

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные

? соединительные (и, а, также и др.: Я знаю и ты знаешь. Я знаю, а он не знает.),

? разделительные (или, то ли... то ли и др.: Я скажу или не скажу. То ли он придет, то ли нет.),

? противительные (но, зато, как..так и, не только но и …) Он ушёл, но зато ты пришёл. В конференции участвовали не только студенты, но и аспиранты

(например, и, а, но, да, или): Он умеет читать и писать. Он высокий, а ты низковат. Ты читаешь, но не умеешь писать, и подчинительные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.015 с.)