Билет 2. Осн виды источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 2. Осн виды источников



Вопросы к экзамену по истории Церкви (часть 1)

Пособия для подготовки:

  1. Лекции
  2. Программа лекционного курса на интернет-странице кафедры (http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Course/ist_c.htm)
  3. Поснов М.Э. История христианской Церкви

 

  1. Предмет и метод истории Церкви
  1. Основные группы источников по истории Церкви
  1. Периодизация истории Церкви
  1. Исторические и историко-философские предпосылки возникновения христианства
  1. Возникновение христианства
  1. Христианская община апостольского времени
  1. Миссионерская деятельность апостола Павла
  1. Распространение христианства в 1 в.
  1. Церковь во 2-3 вв.
  1. Отношения Церкви и государства в 1-3 вв.
  1. Церковь и государство после Медиоланского эдикта. Формирование «симфонии» (цезарепапизм) на Востоке. Формирование папоцезаризма на Западе.
  1. Деятельность христианских апологетов
  1. Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви
  1. Формирование христианского монашества. Особенности монашества на Востоке и на Западе
  1. Тринитарные споры и их решение на I и II Вселенских соборах
  1. Кирилл Александрийский и III Вселенский собор
  1. «Разбойничий» собор в Эфесе
  1. Христологический спор на IV Вселенском соборе
  1. Никео-Цареградский Символ и его значение в оформлении догматического учения Вселенской Церкви
  1. Монофизитство и V Вселенский собор
  1. Завершение монофизитской дискуссии на VI Вселенском соборе
  1. Трулльский собор
  1. Оригентистские споры и церковная политика Юстиниана I
  1. VII Вселенский собор и его историко-догматическое значение
  1. Каноническое право: понятие, источники, литература
  1. Предпосылки и причины разделения Церквей на Востоке и на Западе (исторические, догматические, организационно-экклезиологические)
  1. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Фотии и папе Николае I. Соборы 861-862, 869 и 879-880 гг.
  1. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Михаиле Керулларии и папе Льве IX.
  1. Последствия разделения Церквей (организационные, догматические, исторические)
  1. Кризис Римской Церкви и Клюнийская реформа
  1. Борьба за инвеституру и Вормсский конкордат
  1. Средневековые ереси (вальденсы, катары, павликиане, манихеи) и альбигойские войны
  1. Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти
  1. Автономизацияя национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат
  1. Великая западная схизма и кризис папства
  1. Папство в эпоху Возрождения. Неоязычество, гуманизм и христианское Возрождение
  1. Концилиаризм. Констанцский собор
  1. Политические и социальные предпосылки Реформации
  1. Религиозно-церковные предпосылки Реформации
  1. Раскол веры (1517-1555) (95 тезисов. Гомбургский синод. Шпайерские рейхстаги. Аугсбургское исповедание. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир)
  1. Деятельность М.Лютера.
  1. Реформация немецких князей (Шмалькальденский союз. Нюрнбергский религиозный мир. Франкфуртское замирение. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир. Вестфальский мир)
  1. Распространение протестантизма
  1. Раскол протестантизма и его причины
  1. Деятельность Ж.Кальвина
  1. Протестантизм во Франции. Нантский эдикт
  1. Англиканство. Протестантизм в Шотландии
  1. Протестантизм в Скандинавских государствах
  1. Итоги и историческое значение Реформации
  1. Католическая реформа и Контрреформация
  1. Иезуиты и их значение для Контрреформации
  1. Тридентский собор
  1. Причины и задачи католической реформы
  1. Государственный абсолютизм и его значение для церковной организации.
  1. Галликанизм. Отмена Нантского эдикта
  1. Папская экклезиология (папа в Католической церкви) и янсенизм
  1. Католическая церковь в эпоху Просвещения. Фебронианизм. Жозефизм
  1. Католическая церковь в эпоху буржуазных революций
  1. I Ватиканский собор и его значение для католического учения о Церкви
  1. Политические последствия I Ватиканского собора. Секуляризация и модернизм
  1. Промышленная революция и рабочий вопрос
  1. Энциклика Rerum novarum и социальная доктрина Католической церкви
  1. Аджорнаменто и II Ватиканский собор
  1. Основные периоды истории Константинопольского патриархата
  1. Константинопольский патриархат в период крестовых походов
  1. История Константинопольского патриархата от освобождения Константинополя до турецкого завоевания
  1. Лионская уния
  1. Флорентийская уния.Собор в церкви Паммакаристос
  1. Исихастские споры
  1. Положение христиан в Османской империи
  1. Христианское духовенство в государственной системе Османской империи
  1. Католическая миссия на территории Константинопольского патриархата в османский период
  1. Влияние протестантизма на территории Константинопольского патриархата в османский период
  1. Национально-освободительное движение в Османской империи, образование национальных Православных Церквей и Константинопольский патриархат
  1. Константинопольская патриархия на рубеже XIX-XX вв. Секуляризация в Греции. Политика младотурецкого правительства в Турции
  1. Константинопольский патриархат в XX в. Реформаторские попытки. Экуменические проблемы
  1. Антиохийский патриархат: основные этапы развития
  1. Александрийский патриархат: основные этапы развития
  1. Иерусалимский патриархат: основные этапы развития
  1. Политика России на православном Востоке
  1. Армянская апостольская церковь: основные этапы развития
  1. История Армянской апостольской церкви до IV Вселенского собора
  1. Возникновение и основные этапы развития дохалкидонских церквей
  1. Коптская церковь: основные этапы развития
  1. Возникновение несторианства и образование несторианской церкви
  1. Национальные Православные Церкви на Балканах (Греция, Сербия, Болгария, Албания)
  1. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
  1. Православие в Польше и Румынии
  1. Грузинская Православная Церковь
  1. Кипрская Православная Церковь

Билет 1 Предмет и метод ИЦ.

Связь с др науками

А)неразрывная связь с гражд историей, др-греч. философией,(платонизм, стоицизм, неоплатонизм). Философию знали все апологеты, ересиологи и Александрийские учители – Климент и Ориген, отцы и учители 4-5 вв. Поэтому Юлиан Отсупник запретил христианам посещ языческие школы. Тесн связь с историей религий (особенно соперников христианства – религия Митры).

Б) Светские науки, вспомогательн:

1.Дипломатика – наука, пом определить род документа по внеш виду. На Вост в виде дипломов – хрисовулы (царские грамоты с золотой печатью, на к-х цари пурпурными чернилами подписывали индикт и месяц)

2.Сигиллография (сфрагистика) – науки о печатых (восковых, т.к. сургуч – исп изобретение 16 в.)

3. Эпиграфика (нука, изуч надписи на твердом материале) и ее подвид нумизматика.

4. Палеография – рукописи на папирусе, пергамене, бумаге.

5. Филология. Палеография читает руопись, а фил помогает понять прочитан (особ важны классич языки – греч и латынь).

6. География и хронология - возможность опред источник по месту и времени возникновения.

В) Богословие – научное исследование и разъяснении е данных христианской религии. Родилось во 2 в. 4 отдела: 1.экзегетика 2. Историческое 3.систематическое 4.практическое (все объединяются в истор и практическ богословие). Истор богословие – изображение истории сообщения откровения человеку и его усвоения (библейская и церковная истории). Богословские науки историч характера – история догматов, символика, патрология, история христ литературы, церковн археология,, история богослужения, истории христ искусства.

 

Билет 11.Церковь и государство после Медиоланского эдикта. Формирование «симфонии» (цезарепапизм) на Востоке. Формирование папоцезаризма на Западе.

Цезарепапизм (византинизм) – отношения между императорской властью и византийской Церковью, в которых император – глава Церкви. Термин введен католической историографией в 19 в. Возник при Феодосии Великом и получил формальное распространение в Кодексе Юстиниана.

Константинопол собор 381г.

Император Грациан избр себе восточн соправител Феодосия из Испании. 380 – эдикт Феодосия об униформе религиозн вероисп для всех жителей империи с Никейскими положениями в основе. Все еретич собран запрещены. 381 – созыв Восточного собора (в противовес Римской политике) в Константиноп. Главные задачи – утверждение Никейского Символа Веры и рукополож епископа Константиноп.

Скудные данные о провед собора. Издание неопределен числа канонич правил и догматич вероопредлен (4 или 7). Важнейш постановл – епископы распростран власть только на церкви в своей области; константин епископ – 2 после римского. Константин епископ – Нектарий.

Осужден ересей (в основн духоборцев). Утвержден Никейского Символа Веры и анафема появивш после него ересей. Хотя в соборе нет следов принятия Никео-Цареградского Символа, однако предполаг, что он был утвержден. Христологич споры - осужден ереси апполинаристов (Апполинарий Лаодикийский говор о несовершен человеч природе Христа). Выявл различий в учен Александр и Антиох школ.

Последств: соперн-во Александр и Константин епископов; осуждение ересей; принятие Символа Веры; напряжен между папой римск и константиноп патриарх из-за возвышен последн и объявлен Константиноп «новым Римом».

Билет 34. Автономизация национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат

Реформы Григория 7 сразу эффекта не дали. 12-13 в. – апогей средневек христианства. Созданный Ц-ю институт рыцарства – распространение паломничества, почитания Евхаристии.

К 13 в – нарастание кризиса (во многом благодаря францисканцам и доминиканцам). Частичное вырождение францисканства (типа Фратичелли). Светские профессора (Гильом де Сент-Амур) – против новых орденов. Император поддерж францисканцев – спиритуалистов, выступивш против обогащения Рима.

1302 – булла Unam sanctam Бонифация 8

Прагматическая санкция 1438 – акт фр короля Карла 7, издан в Бурже, определил статус Фр церкви. Провозгласила главенство соборов над папой, учтановила выборность епископов и аббатов капитулами, отменила аннаты и раздачу папами церковных бенефициев. Запрещала апелляцию к папскому суду до рассмотрения во фр судах. Юридически оформила независимость галликан от папы, подчинила их королю.

Болонский конкордат – соглашение 1615 г между Франциском 1 и Львом 10. Определял отношения короля и папы с галликанами. Король делал уступки папе, отказываясь от положений Прагматической санкции 1438. Замалчивались права церковных соборов, восстанавливались аннаты (единовременный сбор в папскую казну с лиц, получивших вакантный церковн бенефиций), папы оставались верховной инстанцией церковного суда. Король приобрел право инвеституры и возможность награждать дворянство, пользуясь церковными доходами и бенефициями.

Бил.59. I Ватиканский собор

1868-70. Созван по инициативе папы Пия IX, в 1867 г. офиц объявлено о созыве 20-го собора, на к-ый были приглашены все христ – катол, протест и восточн еписк. Одна из основных целей – установление пределов власти папы. Тезис о том, что верховная и полная власть папы является залогом его непогрешим-ти. Противники (в основном епископы) говорили об угрозе настроить религиозно нейтральные госуд-ва против церкви. Большинство из собравш (764 чел) были за догмат о непогрешим папы, к тому же противн не были допущены на собор. Рассмотр схем о вере, епископах, дух-ве и т.д., но схемы плохо составл. Произошло осужден атеизма, матер-ма, традицион-ма (особенность философского мировоззрения, состоящ в абсолютиз традиц). Помимо эт, был введен новый катехизис и определено взаимодействие клира и прихода. Множество споров, единственное принятое решение – о непогрешим-ти папы, но в перв очередь устранились германские и Центр Европы. Июль 1870 – принят догмата о непогрешим папы. Непримирим римской катол ц-ви, бесспорность принят папой решен. В связи с этим роль епископов как служащих папы.

 

Билет 67. Лионская уния

После схизмы Церквей – несколько попыток примирения (препятствия – споры о первенстве римского епископа, для Востока – нравственный, для Запада - юридический). 1261-император Михаил Палеолог отвоевывает Константинополь, но величие былой империи утрачено. Латинские императоры на грани банкротства и продают все возможное (не только дворцовую и церковную утварь, но и свинец! С дворцовых крыш). Помощи ждали только от папы, и Михаил согласился на подчинение визант Церкви папе, несмотря на народное сопротивление.

1274 – собор в Лионе (несолидная византийская делегация во главе с низложенным патриархом Германом, от папы – сонм великих богословов). Условия: чтение символа с латинск прибавлением, признание глав-ва папы, обращен к нему в спорн ситуац. Но диспутов не было – византийцы лишь привезли согласное письмо от императора – формальный союз. Дух-во во главе с Иосифом против. Уход Иосифа в монастырь. Просьба императора отменить латинск прибавлен.

Почти вся Империя отвергает унию, патриарх Иосиф отлучает Михаила от Ц-ви. Император использует давление и низлагает патриарха. Сопротивляющиеся задерживаются и убиваются. Храмы пустеют, сестра императора уезжает к болгарскому двору («пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера»).

5 папских посольств в Конст доложили обо всем папе. 1281- новый папа Мартин 4 рвет союз с Михаилом и отлучает его от Цви.

 

Билет 69. Исихастские споры

Исихазм – древняя духовная практика, легшая в основу аскетизма, система духовной практики, включающая монашество и отшельничество, уединенную молитву (т.н. «умная молитва»). Известно уже Св.Макарию Египетскому в IV в. и укреплен св.Григорием Паламой. Возрождено в 14 в. в Византии преподобным Григорием Синаитом на Афоне (синаитско-святогорское движение).Покинув Парорийскую пустынь в годы турецкой угрозы, исихасты распространили свое учение на Балканах. Из Афона и Константинополя исихазм распространился на балканские и южно-славянские страны.

Столкновение гуманизма и исихазма привело к «исихастским спорам» 1330-1360-х гг. в Византии (столкнулись европейский Ренессанс и православное Возрождение). Агрессия папской курии: 1302 – Бонифаций 8 провозгласил, что «всякое человеч существо подчинено римскому первосвященнику». Исихазм явился антитезой европейскому томизму. Углубление давнего раскола времен Фотия-Михаила Керуллария (9 век).

На Западе «отцом» гуманизма стал Петрарка. С победой исихазма на Востоке влияние Ренессанса еще не искоренено (основн «гуманисты» на Вост – Феодор Метохит, Никифор Гумн и Георгий Гемист Плифон).

У исихастов центр – Бог и человек, у гуманистов – человек. Спор шел в основном между св.Григорием Паламой, архиепископом Фессалоникийским,и Варлаамом Калабрийцем Потерпевший поражение в споре с Паламой монах Варлаам Калабриец.

По Бедуэллу: Марк Эфесский и Георгий Схоларий (патриарх Геннадий) сопротивлялись Флорентийской унии; сопроотивление – на базе паламизма в 14 в. Григорий Палама (1296-1359), афонский монах – последователь древних мистиков (Евагрия Понтийского, Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова). Создал синтез учения об «Иисусовой молитве» (исихия – покой, сосредоточенность, плод внутренней молитвы). Палама воспринял идеи предшественников – Никифора Исихаста с его трактатом «О трезвении и хранении сердца» и Григория Синаита, распространившего исихазм в Болгарии (Парория).

Против Паламы – монах Варлаам Калабриец, согласный с Восточной Ц-ю по поводу Filioque, но ставший посредником в переговорах с папами в Авиньоне. Варлаам считал невозможным прижизненное мистическое видение.

Палама развивает богословие «божественных энергий»: божественный свет (Фаворский- по горе Фавор, где произошло Преображение Христа). Варлаам выступил ппрротив этой мистики, основываясь на теории чувственного познания Аристотеля и Фомы Аквинского и неоплатоническом постулате Псевдо-Дионисия о непознаваемости Бога. Т.е. Варлаам – рациональный полюс, Палама – мистический (общая тенденция Ц-ви 14 в. отойти от рационализма).

 

Вопросы к экзамену по истории Церкви (часть 1)

Пособия для подготовки:

  1. Лекции
  2. Программа лекционного курса на интернет-странице кафедры (http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Course/ist_c.htm)
  3. Поснов М.Э. История христианской Церкви

 

  1. Предмет и метод истории Церкви
  1. Основные группы источников по истории Церкви
  1. Периодизация истории Церкви
  1. Исторические и историко-философские предпосылки возникновения христианства
  1. Возникновение христианства
  1. Христианская община апостольского времени
  1. Миссионерская деятельность апостола Павла
  1. Распространение христианства в 1 в.
  1. Церковь во 2-3 вв.
  1. Отношения Церкви и государства в 1-3 вв.
  1. Церковь и государство после Медиоланского эдикта. Формирование «симфонии» (цезарепапизм) на Востоке. Формирование папоцезаризма на Западе.
  1. Деятельность христианских апологетов
  1. Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви
  1. Формирование христианского монашества. Особенности монашества на Востоке и на Западе
  1. Тринитарные споры и их решение на I и II Вселенских соборах
  1. Кирилл Александрийский и III Вселенский собор
  1. «Разбойничий» собор в Эфесе
  1. Христологический спор на IV Вселенском соборе
  1. Никео-Цареградский Символ и его значение в оформлении догматического учения Вселенской Церкви
  1. Монофизитство и V Вселенский собор
  1. Завершение монофизитской дискуссии на VI Вселенском соборе
  1. Трулльский собор
  1. Оригентистские споры и церковная политика Юстиниана I
  1. VII Вселенский собор и его историко-догматическое значение
  1. Каноническое право: понятие, источники, литература
  1. Предпосылки и причины разделения Церквей на Востоке и на Западе (исторические, догматические, организационно-экклезиологические)
  1. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Фотии и папе Николае I. Соборы 861-862, 869 и 879-880 гг.
  1. Конфликт Рима и Константинополя при патриархе Михаиле Керулларии и папе Льве IX.
  1. Последствия разделения Церквей (организационные, догматические, исторические)
  1. Кризис Римской Церкви и Клюнийская реформа
  1. Борьба за инвеституру и Вормсский конкордат
  1. Средневековые ереси (вальденсы, катары, павликиане, манихеи) и альбигойские войны
  1. Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти
  1. Автономизацияя национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат
  1. Великая западная схизма и кризис папства
  1. Папство в эпоху Возрождения. Неоязычество, гуманизм и христианское Возрождение
  1. Концилиаризм. Констанцский собор
  1. Политические и социальные предпосылки Реформации
  1. Религиозно-церковные предпосылки Реформации
  1. Раскол веры (1517-1555) (95 тезисов. Гомбургский синод. Шпайерские рейхстаги. Аугсбургское исповедание. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир)
  1. Деятельность М.Лютера.
  1. Реформация немецких князей (Шмалькальденский союз. Нюрнбергский религиозный мир. Франкфуртское замирение. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир. Вестфальский мир)
  1. Распространение протестантизма
  1. Раскол протестантизма и его причины
  1. Деятельность Ж.Кальвина
  1. Протестантизм во Франции. Нантский эдикт
  1. Англиканство. Протестантизм в Шотландии
  1. Протестантизм в Скандинавских государствах
  1. Итоги и историческое значение Реформации
  1. Католическая реформа и Контрреформация
  1. Иезуиты и их значение для Контрреформации
  1. Тридентский собор
  1. Причины и задачи католической реформы
  1. Государственный абсолютизм и его значение для церковной организации.
  1. Галликанизм. Отмена Нантского эдикта
  1. Папская экклезиология (папа в Католической церкви) и янсенизм
  1. Католическая церковь в эпоху Просвещения. Фебронианизм. Жозефизм
  1. Католическая церковь в эпоху буржуазных революций
  1. I Ватиканский собор и его значение для католического учения о Церкви
  1. Политические последствия I Ватиканского собора. Секуляризация и модернизм
  1. Промышленная революция и рабочий вопрос
  1. Энциклика Rerum novarum и социальная доктрина Католической церкви
  1. Аджорнаменто и II Ватиканский собор
  1. Основные периоды истории Константинопольского патриархата
  1. Константинопольский патриархат в период крестовых походов
  1. История Константинопольского патриархата от освобождения Константинополя до турецкого завоевания
  1. Лионская уния
  1. Флорентийская уния.Собор в церкви Паммакаристос
  1. Исихастские споры
  1. Положение христиан в Османской империи
  1. Христианское духовенство в государственной системе Османской империи
  1. Католическая миссия на территории Константинопольского патриархата в османский период
  1. Влияние протестантизма на территории Константинопольского патриархата в османский период
  1. Национально-освободительное движение в Османской империи, образование национальных Православных Церквей и Константинопольский патриархат
  1. Константинопольская патриархия на рубеже XIX-XX вв. Секуляризация в Греции. Политика младотурецкого правительства в Турции
  1. Константинопольский патриархат в XX в. Реформаторские попытки. Экуменические проблемы
  1. Антиохийский патриархат: основные этапы развития
  1. Александрийский патриархат: основные этапы развития
  1. Иерусалимский патриархат: основные этапы развития
  1. Политика России на православном Востоке
  1. Армянская апостольская церковь: основные этапы развития
  1. История Армянской апостольской церкви до IV Вселенского собора
  1. Возникновение и основные этапы развития дохалкидонских церквей
  1. Коптская церковь: основные этапы развития
  1. Возникновение несторианства и образование несторианской церкви
  1. Национальные Православные Церкви на Балканах (Греция, Сербия, Болгария, Албания)
  1. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
  1. Православие в Польше и Румынии
  1. Грузинская Православная Церковь
  1. Кипрская Православная Церковь

Билет 1 Предмет и метод ИЦ.

Связь с др науками

А)неразрывная связь с гражд историей, др-греч. философией,(платонизм, стоицизм, неоплатонизм). Философию знали все апологеты, ересиологи и Александрийские учители – Климент и Ориген, отцы и учители 4-5 вв. Поэтому Юлиан Отсупник запретил христианам посещ языческие школы. Тесн связь с историей религий (особенно соперников христианства – религия Митры).

Б) Светские науки, вспомогательн:

1.Дипломатика – наука, пом определить род документа по внеш виду. На Вост в виде дипломов – хрисовулы (царские грамоты с золотой печатью, на к-х цари пурпурными чернилами подписывали индикт и месяц)

2.Сигиллография (сфрагистика) – науки о печатых (восковых, т.к. сургуч – исп изобретение 16 в.)

3. Эпиграфика (нука, изуч надписи на твердом материале) и ее подвид нумизматика.

4. Палеография – рукописи на папирусе, пергамене, бумаге.

5. Филология. Палеография читает руопись, а фил помогает понять прочитан (особ важны классич языки – греч и латынь).

6. География и хронология - возможность опред источник по месту и времени возникновения.

В) Богословие – научное исследование и разъяснении е данных христианской религии. Родилось во 2 в. 4 отдела: 1.экзегетика 2. Историческое 3.систематическое 4.практическое (все объединяются в истор и практическ богословие). Истор богословие – изображение истории сообщения откровения человеку и его усвоения (библейская и церковная истории). Богословские науки историч характера – история догматов, символика, патрология, история христ литературы, церковн археология,, история богослужения, истории христ искусства.

 

Билет 2. Осн виды источников

Из лекций: I археологические – а) архитектуры и ИЗО (мелкие ремесленные изделия – в основном нательные кресты б)

Из Поснова: -древнейш монументальн памятники и письмен документы

-древние историки Ц: непосредственные (описывают наблюдаемые события) и посредственные (пользуются чужими письменными или устными сообщениями)

Монументальные источники: а) произв христианской архитектуры, скульптуры, живописи, особенно римские катакомбы с символ живопис, христ алтарями и гробницами; сущ и катакомбы в Галлии (римские описаны де Росси, галльск – ле Бланом, исп и брит – Хюбнером). Кр того, монументальн памятники – эпиграфика, нумизматика, сфрагистика (оч важны, т.к. тяжел труд вырезания треб серьезн поводов)-н\п, статуи Ипполита Римск и сабинск божества Семо, откр в 16 в.

Письм источн: а) римско-виз. Указы о христ – эдикты, указы, новеллы, собр в Codex Theodosianus, Corpus Juris Civilis Justiniani, позднейшем законод-ве импер Василия, Льва и Константина (собраны Ралли и Потти в 1852-59, 8 т; позже – кардиналом Питра)

Б) христ юр акты – постановл местн и вселен соборов, послания епископов, митрополит, патриархов разн церквям, общ-вам, лицам

В) древнейш литургии и предпис-я культа, символы и разн исповедания, или изложения веры, мученическ акты

Г) творен свв. Отцов и учителей Ц-ви, церк писател.

Издание источников – с эп Просвещен, усил в Реформац; Кат Ц-вь: 1618-труды БЕНКЕДИКТИНСКОЙ КОНГРЕГАЦИИ СВ. МАВРА – Acta Sanctorum бельг Болланда (ум 1665), Acta martyrum Рюмнара (ум.1709), 18 века – Biblioteca veterum partum Андрея Холланди и Biblioteca orientalis Ассемани.

19 в. – кардинал и директор Ватиканской библ Анджело Май Питра. Аббат Минь (ум.1875) – Patrologiae cursus completes. С 1866 – издание лат отцов Ц-ви Венской АН, с 1891 – издание греч писателей Прусской АН. Во Фр – продолж дело Ассемани, изд Patriologia orientalis.

Славяне: протоиерей Преображенский – перевод мужей апостольских, сочинений апологетов и Св.Иринея Лионского. Киевская дух академия – перевод зап отцов и писателей – Тертуллиана, Киприана, Иеронима, Августина, Арнобия. Петербургск и Моск АН – вост отцы.

Акты вселенских собор изд Манси *(вплоть до Флорентийск соб 1439) и аббат Мртен с архиепископом Луи Пти, затем Г.Вельте (53 т., последн 5 – акты Всел соборов), но напечат лишь 2 т.

Русс издание акт Всел соб – перевод Казанской дух академ в 7 т.

Каноны (вост и зап.Ц-ви) – Брунс и Лаухерт. Росс – кроме «Книги правил святых апостолов», капит альное издание «Общества любител духовн просвещения» в Москве («Правила Св.Апостолов, Св соборов- вселенских и поместн и св.отцов» с толкован, т. 1-3, М, 1884)

Агиография (акты мучеников и биографии св.) – издания голландск иезуитов-болландистов («Дееяния святых, каких только ни почитают во Вселенной»), раб. прервана Фр революцией, продолж в 19 в. бельгийск иезуитами (доведена до «ноября»). Сокращенн издание нек-х актов – Рюинар, Кнопф, Гебгарт. Русские – Четьи-Минеи митр. Макария, 16 в., Четьи Жития святых, или исторический источник» Ключевского, «О канонизации святых в русской Церкви» Голубинского.

Иточники по жизни Иисуса Христа – библейск и внебиблейск. Внебиблейск: Тацит (современ Христа, родился в 56 г. Н.э; Светоний – упомин об изгнан евреев из Рима в нач 50-х гг. из-за Христа; письмо Плиния Младшего к Траяну с упомин о Христе и религиозн песнопен в Вифинии. У Иосифа Флавия нет упомин об Иисусе из страха перед римлян; 2 век – очернение Христа.

Библейские – синоптические (греч. «сходящиеся в одной точке») Евангелия от Марка, Луки и Матфея, позднее – от Иоанна Богослова. Неканонические – от Фомы, Петра.

Апокрифич и гностич Евангелия – еретики во 2-7 вв. для восполнен пробела в сведен о детстве и жизни Христа (н/п, евангелие к евреям).

Библейск источн: евангелия – древность и подлин засвидет еще в 1-2 вв., особенно св. Иринеем. Достов подтв самими учениками Христа и очевидц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.067 с.)