Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 32. Ереси (катары, вальденсы, павликиане, манихеи) и альбигойские войны

Поиск

1) Катары – греч. «чистые».движение 11-14 вв. в Лангедоке, Арагоне, Сев Италии, части герм областей. Расцвет – 11-13 вв, пик борьбы с папой – 13. Для броьбы с еретиками Иннокентий 3 учредил инквизицию и организовал крестовый поход, вызвавший 20-летнюю войну на Юге Фр. Последний оплот катаров (Керибюс) пал в 1255. Последний катар сожжен ок. 1321. «катары» и «альбигойцы» - пренебрежит прозвища секты. Катаризм наблюдается уже у 1-х христианских учителей (Ориген Александрийск) как смесь неоплатонизма и гностицизма. В Восточной и Зап Европе появляются одновременно (в Восточн Евр и Малой Азии – богомилы, т.е. византийск и балканск богомилы и лангедокскиеи итальянские катары – одно и то же). Движение состояло из нескольких отдельных общин, объединенных общей идеей. В катарск текстах много ссылок на нехристианск тексты.

в разгар реформы 11 в. – много новых сект с опорой на Евангелие, отказом от крещения детей (крещение – ч/з возложение рук), отрицанием легитимности Римской ц-ви и ее догматов (о чел природе Христа) и таинств. 1022 – 1й костер еретиков (Орлеан).1025 – во Фландри пойман «катарский учитель Гундульф» (итальянец).

12 в – популярность катаров и в народе, и в знати. С 1150 катары организуют церкви с епископами. 1170 – богомил епископ Никита едет из Константиноп в Лангедок (собор в Сан-Фелис) и Ломбардию. 4 катарск церкви Лангедока расположились на землях графов Тулузских и виконта Транкавеля. К – резк антиклерикализм, отрицание культа икон и святых, не отрицалась церк иерархия. Претендовали на уникальность и аутентичность своей Ц (католическая – отклонение), сущ их идея «апостольской бедности». Строгий евангелизм (особенно соблюдение Нагорной Проповеди). Отношение к католикам – мирное, с католичеством – столкновения (усилились к 1170-м). папские цистерцианские мисси без толку. 1179 – 3 Латеранский собор осудил катаров и вальденсов, ереси приравнены к гос преступлению (оскорблению величества Бога). Попытки теолог дебатов с катарами Рауля де Фонтфруада и Пьера де Кастельно (папских легатов). После Альбигойских войн по постановлениям Латеранского собора 1215 и Тулузского 1229 – лишение катаров земли и имущества, к в подполье. Инквизиция свирепствовала, убивала Добрых Мужчин и Женщин (самоназвание катаров). С 1232 по 43 укрывались у Раймона де Перейля в Монсегюре. 1244 – сожжение 200 катаров в Монсегюре.

1300-1310 – «Реконкиста братьев Отье» (ее деятели – братья Отье, Гийом Белибаст - сожжены). После катаров остались Латинский и Провансальский Ритуалы.

2) Вальденсы – последователи купца Пьера де Вальдеса, жившего в 1150-х. Ратовали за ликвидацию частной соб-ти, апостолическую бедность и взаимопомощь, свободное чтение Библии. Вальдо заказал отрывки из Библии на латыни, изучение привело его к мысли о бедности. Собрал толпу последователей («лионские нищие», «леонисты»). Вальденсы не пытались отложиться от Цркви, но не соглашались с ней из-за свободы чтения Библии и учения о таинствах. 1179 – папа Александр 3 запретил вальденсам их учение. В 1184 Луций 3 отлучил их от Церкви, а Иннокентий 3 подтвердил отлучение на Латеранском соборе. В 1211 в Страбурге сожжено ок. 80 вальденсов; учение распростр в Италии, Франции, Чехии. Из Франции перешли в итальянские Альпы (до сих пор базируются в Пьемонте и Савойе). Вальденсф опирались на Нагорную проповедь; папа Сикст 4 объявил против них крестовый поход. Многие в пристали к Реформации. В 216-17 вв. их убивали тысячами; с заступничества Пруссии сардинский король Карл Альберт даровал вальденсам религиозную свободу в 1848. Сейчас осталось 25 тыс человек. Во 2 Мировую спасали евреев от Холокоста.

3) Манихеи – синкретическое учение перса Мани (213-276) из вавилоно-халд, ассирийских, зороастрийских, христианских гностических учений. Принимает докетическую доктрину о бесстрастной плоти Христа.

4) Павликиане: преположительно по им. Ап. Павла. Зародились в 7 в в Армении, основатель – Сильван-Константин. В 8 в. распростр в Малой Азии и европ части Византии. Цель – сохранить исконн чистоту христианства, освобождение от язычества и идолопоклонства. Павликианами их назвали противники, православных они звали ромеями. Ядро – крестьяне и городские низы. Бог – творец духовного мира, а творец материального – Демиург. Дуалистическая антропология: божественное+демиурговское. Грехопадение – источник будущего блаженства. У человека есть свобода воли. В отношении Христа близки к докетизму (нефизическая природа Христа, не страдавшего и не воскресавшего). Противились почитанию Марии и креста. Противники церемоний, сторонники апостольской простоты. Отрицали крещение водой, причастие, почитание святых и икон. Самый известный лидер – Сергий (погиб в 835). С преследованиями в Византии вынуждены переселяться в Арабский халифат. В Западной Арменией было построено государство павликиан с столицей Тефрика, откуда они набегали на Византию, армян и арабов. В 872 государство разгромлено зятем Василия 1. Константин и Иоанн Цимисхий переселили павликиан во Фракию, где они сдерживали скифов. В 18 в. в рез религиозных преследований турок бежали из греч г.Никополиса а Дунай, в австро-венг Банат (Банатские болгары, ныне – ок. 10-15 тыс.).

 

катары: 12 в. – сплочение ересей в общины. Катары Лангедока и Юж Франции – самое сплоченное движение. Наряду с катарами – общины вальденсов. Особо много катаров – на ю-з побережье Фр, под властью королевства Арагон (альбигойцы – по городку Альби). Став папой (198), Иннокентий 3 пытался вернуть катаров в ц-вь, но даже св.Доминик не добился успеха; катарам помогали дворяне и недовольные епископы. Вместо этих епископов папа назначил в 1204 легата Пьер де Кастельно, который начал отлучать дворян от Ц (к 1207 – и Раймонда Тулузского); после встречи Раймонда и легата его убили. В гневной булле папа обещает лангедокские земли всем участникам похода.

2 ) Альбигойские войны (Крестовый поход) – инициированная Иннокентием 3 война в Лангедоке, в резцультате которой учреждены доминиканцы и инквизиция: 1209-1229, несколько этапов: 1)1209-1215 – успехи в Лангедоке. Поход начался из Лиона, осада Монпелье и Безье (резня в Безье, папский легат Арнольд-Амальрик: «Убивайте всех, Господь распознает своих!»), АВГ 1209 – ВЗЯТИЕ Каркассона, угон нагих жителей, командование кресоносцами – Симон де Монфор, взятие Альби, Педро 2 Арагонский пытался помочь Тулузе (погиб в 1213) 2) 1215-1225 – восстания, земли потеряны, Раймунды 6 и 7 отбивают земли и Тулузу, Монфор гибнет в 1218 3)1226 – Людовик 8, а затем и Л 9 вмешиваются в войну. Людовик 8 перезавоевал все, кроме Авиньона, но резко умер, Бланка Кастильская, королева-регентша, назначила Юбера де Боже начальником, к 1229 силы окситанцев на исходе, Раймон 7 подписывает договор в Мо.

С вымиранием Тулузской династии Лангедок стал фр землей. В папство Григория 9 инквизиция атакует ереси. Кампания 1233: катары сбегаются в Монсегюр, к 1235 альбигойцы Альби,Тулузы, Нарбонны уничтожены. Монсегюр держался оч долго (до марта 1244), но пал через 9 мес. Последним пал замок Керибюс в 1255. Последний катар сожжен в 1321.

Билет 34. Автономизация национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат

Реформы Григория 7 сразу эффекта не дали. 12-13 в. – апогей средневек христианства. Созданный Ц-ю институт рыцарства – распространение паломничества, почитания Евхаристии.

К 13 в – нарастание кризиса (во многом благодаря францисканцам и доминиканцам). Частичное вырождение францисканства (типа Фратичелли). Светские профессора (Гильом де Сент-Амур) – против новых орденов. Император поддерж францисканцев – спиритуалистов, выступивш против обогащения Рима.

1302 – булла Unam sanctam Бонифация 8

Прагматическая санкция 1438 – акт фр короля Карла 7, издан в Бурже, определил статус Фр церкви. Провозгласила главенство соборов над папой, учтановила выборность епископов и аббатов капитулами, отменила аннаты и раздачу папами церковных бенефициев. Запрещала апелляцию к папскому суду до рассмотрения во фр судах. Юридически оформила независимость галликан от папы, подчинила их королю.

Болонский конкордат – соглашение 1615 г между Франциском 1 и Львом 10. Определял отношения короля и папы с галликанами. Король делал уступки папе, отказываясь от положений Прагматической санкции 1438. Замалчивались права церковных соборов, восстанавливались аннаты (единовременный сбор в папскую казну с лиц, получивших вакантный церковн бенефиций), папы оставались верховной инстанцией церковного суда. Король приобрел право инвеституры и возможность награждать дворянство, пользуясь церковными доходами и бенефициями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.01 с.)