Тема 2. Учет денежных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Учет денежных средств



Тема 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

Учетная политика организации предусматривает наиболее рациональные с точки зрения ее администрации варианты первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Основная цель учетной политики — формирование полной, объективной и достоверной информации о деятельности организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации: приказами, распоряжениями и т.п.

Порядок оформления и раскрытия учетной политики регламентирован положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

Основу формирования и раскрытия учетной политики составляют принципы (допущения) и требования, которые являются едиными для всех организаций.

При формировании учетной политики организации необходимо соблюдать следующие основные допущения: имущественной обособленности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности, непрерывности деятельности и последовательности применения учетной политики.

Учетная политика организации должна соответствовать определенным требованиям: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости, рациональности.

Нарушение основополагающих принципов учетной политики может привести к искажению финансовых результатов деятельности организации, а также ошибкам при определении налогооблагаемой базы при осуществлении расчетов по налогам и другим обязательным платежам.

В части формирования учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно, охватывает все составляющие бухгалтерского учета в организациях:

· организационную;

· техническую;

· методическую.

Организационно-технические аспекты учетной политики включают:

· схему ведения учета;

· уровень централизации учета;

· выделение подразделений на отдельный баланс;

· систему внутрипроизводственного контроля;

· приемы проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· способы применения счетов бухгалтерского учета;

· формы организации учетной работы;

· применяемую систему учетных регистров;

· методы (технологию) обработки учетно-экономической информации;

· приемы организации документооборота.

В части методологии бухгалтерского учета Приказ по учетной политике должен содержать конкретную информацию по обоснованию способов ведения бухгалтерского учета и отчетности. При формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

· способы амортизации основных средств, нематериальных активов;

· порядок переоценки основных средств;

· оценка материально-производственных запасов: материалов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями независимо от их местонахождения.

В некоторых случаях организация может нарушить допущение последовательности применения учетной политики. Учетная политика организации может меняться при изменении законодательства Российской Федерации и нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых может обеспечить более достоверное представление в учете и отчетности фактов хозяйственной деятельности или меньшую трудоемкость учетных работ (меньшую стоимость), существенном изменении условий деятельности организации.

Изменение учетной политики оформляется в том же порядке, что и принятая организацией учетная политика: приказом, распоряжением и т.п.

Сопоставимость данных бухгалтерского учета при изменении учетной политики можно обеспечить лишь путем внесения соответствующих коррективов с начала отчетного года.

По теме «Учетная политика» необходимо изучить:

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98);

· организацию документооборота на предприятиях;

· формы бухгалтерского учета. Студент должен уметь:

· определять объекты бухгалтерского учета;

· определять наиболее рациональные варианты учета активов, определения выручки от продаж, затрат, пассивов применительно к технико-экономическим условиям предприятия;

· составить проект приказа «Учетная политика организации».

Тема 2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

По данной теме необходимо изучить:

· нормативную документацию, регулирующую учет денежных средств;

· порядок приема и увольнения должностных лиц, материально ответственных за сохранность кассовой наличности;

· первичную документацию на приходные и расходные кассовые операции, порядок ее оформления и регистрации;

· кассовый учет и бухгалтерский контроль за его введением;

· текущий контроль за целевым расходованием кассовой наличности и суточным лимитом наличия денежных средств в кассе организации;

· административную ответственность за нарушение кассовой дисциплины и превышение суточного лимита наличия денежных средств в кассе организации;

· бухгалтерский учет движения денежных средств в кассе при различных формах счетоводства;

· состав и учет движения денежных документов;

· внезапные инвентаризации денежных средств и денежных документов в кассе и порядок бухгалтерского учета их результатов;

· порядок открытия расчетного счета организации;

· документальное оформление операций по расчетному счету;

· бухгалтерскую обработку выписки из расчетного счета; претензионную работу с банком по необоснованному списанию средств с расчетного счета;

· бухгалтерский учет движения денежных средств на расчетном и других счетах в банке при различных формах счетоводства — журналы-ордера № 1,2, 3; ведомости № 1,2, 3; ведомость по форме В-5; машинограммы по счетам 50, 51, 52, 55;

· учет и оформление операций со средствами в пути.

Студент должен уметь:

· оформить приходно-расходные кассовые ордера;

· заполнить журналы регистрации кассовых ордеров и расходования денежных средств по целевому назначению;

· вести кассовый учет и осуществлять бухгалтерский контроль за ведением кассовой книги;

· вести бухгалтерский учет движения денежных средств, в том числе по упрощенной системе.

 

Краткие пояснения

 

Пример: К нематериальным относятся активы, используемые в хозяйственной деятельности более 12месяцев, приносящие доход и не предназначенные для перепродажи. В их составе учитываются объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

исключительное право на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, фирменное наименование, селекционные достижения;

владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией относительно промышленного, коммерческого или научного опыта.

Кроме того, к нематериальным активам относятся положительная деловая репутация гудвил (good-will), формируемая при продаже на аукционе (по конкурсу) приватизированного предприятия как имущественного комплекса или отдельных объектов имущества приватизированной организации, купленных на аукционе (По конкурсу), и организационные расходы, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей (акционеров) в уставный капитал (при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль указанные активы не учитываются — ст. 257 НК РФ).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Стоимость амортизируемых объектов нематериальных активов в ОАО «МПЕ» погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования линейным способом ежемесячно (в размере годовой суммы амортизационных отчислений). Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и норм амортизации, исчисленных на основании срока полезного использования по каждому виду как произведение годовой нормы амортизации на первоначальную стоимость актива. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования (в том числе деловой репутации), нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

Нематериальные активы учитываются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом суммы накопленной амортизации).

 

Краткие пояснения

 

Пример: К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации, долговые обязательства и вложения в уставные капиталы других организаций.

В зависимости от сроков получения предполагаемого дохода финансовые вложения делятся на краткосрочные — с полезным использованием до 1 года и долгосрочные —приносящие доход бол ее 1 года.

По получаемому доходу (приобретению) финансовые вложения можно сгруппировать по вложениям для получения процентов и дивидендов; перепродажи и получения прибыли за счет разницы в курсе ценных бумаг.

Документами, подтверждающими инвестиции в финансовые вложения, являются:

· акции;

· дубликаты и сертификаты акций;

· свидетельства на сумму произведенных вкладов;

· договоры на сумму предоставленных займов;

· платежные документы, подтверждающие фактические расходы по приобретению ценных бумаг.

Ценные бумаги учитываются в двух оценках:

· по номинальной стоимости (цена, указанная на бланке акции, облигации, сертификата);

· по цене приобретения, которая формируется на дату приобретения ценной бумаги.

Предприятие создает резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.

Краткие пояснения

 

Пример: Материальные запасы, согласно ПБУ 5/01, — часть имущества, используемого при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи, а также для управленческих нужд организации.

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их приобретения и заготовления. Для калькулирования фактической себестоимости материалов ОАО «МПЕ» применяет счет 15 «Заготовление и приобретение материалов». К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

· таможенные пошлины и иные платежи;

· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

· стоимость доставки материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и другие подобные затраты. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты на услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Текущий учет материальных запасов ведется на счете 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) по учетным ценам, в качестве которых используются договорные (оптовые) цены поставщиков. Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и стоимостью по покупным ценам (без НДС, акцизов и других налоговых платежей) учитывается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».

Материалы по неотфактурованным поставкам принимаются к бухгалтерскому учету на счете 10 «Материалы» по договору поставки.

Материальные запасы, по которым произведены платежи по счетам-фактурам поставщика, но к концу отчетного месяца не поступившие к покупателю, принимаются к бухгалтерскому учету как материалы в пути на сумму оплаченных расчетных документов и не приходуются в местах складирования. Учет материалов в пути до их оприходования в местах складирования ведется на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов». Сальдо по счету 15 означает стоимость материалов в пути.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка может определяться разными способами (Фифо, Лифо, по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости); организация использует оценку по средней себестоимости приобретения, а в транспортном цехе — по себестоимости

Краткие пояснения

 

Пример: Согласно приказу Министерства финансов РФ от 6 июля 2001 г. № 49н, приняты следующие нормативы по командировочным расходам:

· суточные — 100 руб.;

· наем жилья в сутки — не ограничен (при наличии подтверждающих документов).

Приказом генерального директора организации установлена оплата суточных в размере 200 руб. (для налогообложения норматив равен 100 руб.).

 

Краткие пояснения

 

Пример: Операции, связанные с начислением заработной платы, и другие (записи по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») учитываются на промышленных предприятиях в журнале-ордере №10 и 10.1. Суммы выплат заработной платы и других дебетовых оборотов по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих с дебетом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»*.

* Затраты на оплату труда рассматриваются в теме 10 «Учет затрат на производство».

 

Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях. Для группировки их данных по различным направлениям используются разработочные таблицы № 3, 4, 5. В разработочной таблице № 3 учитываются сводные данные о расчетах с персоналом по оплате; в таблице № 4 сводные данные о начисленной заработной плате группируются по ее составу и категориям работников. Разработочную таблицу № 5 целесообразно применять для обобщения данных о расчетах с персоналом во всех необходимых разрезах.

Синтетический учет расчетов с депонентами и по обязательным и инициативным удержаниям ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в журнале-ордере № 8. Порядок отражения данных синтетического учета по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» изложен в пояснениях к соответствующим журналам-ордерам.

Аналитический учет расчетов по депонентам в части сумм, удержанных из заработной платы персонала по исполнительным документам, ведется в ведомости № 7 к журналу-ордеру № 8*. Порядок заполнения и использования ведомости изложен в указаниях по учету расчетов с дебиторами и кредиторами.

* Подробнее о заполнении журналов-ордеров см. приложение к Письму Минфина России «Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» от 24 июля 1992 г. № 59.

 

Аналитический учет по непроизводительным расходам ведется в ведомости № 14 «Учет непроизводительных расходов и потерь». Порядок заполнения ведомости № 14 «Учет непроизводительных расходов и потерь» изложен в теме 10 «Учет затрат на производство».

В организации согласно коллективному договору и Трудовому кодексу РФ применяются следующие системы оплаты труда:

· для руководителей, специалистов и служащих организации — почасовая (месячный оклад);

· для начальников участков — повременно-премиальная;

· для рабочих — сдельно-премиальная.

Выплачивается ежемесячная премия в размере 25% от заработной платы работника при условии выполнения организацией месячного плана производства. В случае отсутствия брака при изготовлении продукции рабочим (при сдельно-премиальной оплате труда) ежемесячно выплачивается премия в размере 10% от заработка. Ежемесячная премия за экономию материалов установлена в размере 30% от стоимости сэкономленных материалов. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет к начисленной заработной плате работников (без учета премий и надбавок) производится в зависимости от общего стажа работы. Сумма надбавки рассчитывается в процентах, приведенных в табл. 9.1.

 

Краткие пояснения

 

Пример: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ведется по позаказному методу с подразделением фактических затрат по текущим нормам и отклонениям.

Для бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирования себестоимости товарной продукции и незавершенного промышленного производства применяются счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов». К счету «Основное производство» ведутся аналитические счета «Основное производство. Изделие А» и «Основное производство. Изделие Б» — для учета затрат на производство и калькулирования изделий А и Б соответственно. Затраты, связанные с продажей продукции, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Прямые затраты нормируются по технологическим нормам. Нормативы общепроизводственных расходов устанавливаются на основании утвержденных смет (бюджетов) накладных расходов цехов.

Незавершенное производство и неисправимый брак оцениваются по текущим нормам прямых материальных и трудовых затрат. В качестве трудовых затрат принимаются основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, а также единый социальный налог.

Общепроизводственные расходы распределяются между отдельными видами продукции пропорционально прямой заработной плате производственных рабочих, включая отчисления на социальные нужды. Нормативный коэффициент распределения общепроизводственных расходов составляет 2,3.

Себестоимость окончательного внутреннего брака оценивается по текущим нормам прямых затрат материалов и основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по премиальным системам).

Резерв на ремонт объектов основных средств в организации не создается, фактические затраты на его производство относятся на себестоимость выпускаемой продукции по мере их формирования. Капитальный ремонт организации осуществляет подрядным способом.

На начало месяца в цехах основного производства имелись остатки незавершенного производства изделий А (заказ № 1001 — на производство 10 штук изделий А для организации поступил в декабре 2000 г., в этом же месяце организации приступило к его выполнению). В январе на организации поступил заказ № 1 на производство изделий Б.

 

Краткие пояснения

 

Прммер: В соответствии с учетной политикой организации готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по стандартной (нормативной) производственной себестоимости. Для учета выпуска продукции и выявления отклонений фактической производственной себестоимости от стандартной предназначен счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Суммы отклонений от стандартной (нормативной) производственной себестоимости выпущенной продукции, учтенные в отчетном месяце, полностью относятся на себестоимость проданной продукции.

Учет товаров, отгруженных по договору комиссии, ведется на счете 45 «Товары отгруженные».

Тема 12. УЧЕТ РАСЧЕТОВ

 

По данной теме необходимо изучить:

· основы законодательства Российской Федерации в области договоров поставки, подряда и др.;

· понятие исковой давности, ее сроки, порядок погашения в I раж-данском и Налоговом кодексах;

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации (в редакции 2000 г.), пп. 73-/8,

· аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (по каждому акцептованному счету-фактуре, срокам платежей, формам расчетов и т.д.);

· бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по видам хозяйственных фактов:

- поступление МПЗ (сырья и материалов, покупных полуфабрикатов, оборудования к установке и т.п.), расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через банк;

- получение МПЗ, на которые расчетные документы поставщикам не предъявлены в отчетном периоде (неотфактурованные поставки);

- получение МПЗ по договору мены имущества;

- доставка МПЗ;

- принятые работы капитального и некапитального характера;

- авансы выданные;

- взаимозачеты и другие формы расчетов;

· порядок учета сумм НДС от стоимости приобретенных МШ, ценностей (работ, услуг) включенных в акцептованные счета-фактуры поставщиков и подрядчиков;

· аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками (по каждому предъявленному покупателям и заказчикам счету-фактуре, по формам расчетов и т.д.);

· бухгалтерский учет расчетов по их видам:

- предъявленным покупателям (заказчикам) расчетным документам за отгруженную продукцию, выполненные и сданные работы, оказанные услуги;

- оплаченным покупателями счетам при безналичной форме оплаты;

- полученным авансам на выполнение работ;

- векселям, полученным за поставку продукции;

· начисление и учет сумм НДС в соответствии с налоговым законодательством;

· аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

· бухгалтерский учет расчетов:

- по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем (по договорам страхования имущества, предпринимательских (финансовых) рисков, гражданской ответственности и личного страхования;

- по исполнительным листам (например, удержания в пользу третьих лиц (алименты), по решениям административных органов и т.п.;

- с арендодателями по суммам арендной платы согласие договорам различных видов аренды имущества;

- с залогодателями и залогополучателями по договору залога.имущества;

- по доходам от участия в организациях и другим аналогичным выплатам;

- по причитающимся организации суммам дивидендов и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества;

· бухгалтерский учет расчетов:

- по предоставленным своему персоналу займам (по договору займа);

- по возмещению материального ущерба, причиненного работникам и организации 'в результате недостач, хищений, умышленной или по халатности порчи (уничтожения) имущества, производственного брака, а также по возмещению других видов ущерба;

- по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров;

- за приобретенные денежные документы;

- других хозяйственных расчетов, не учтенных на счетах расчетов;

· порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов (в связи с истечением срока исковой давности и по иным причинам);

· аналитический учет расчетов с бюджетом по уровням и видам налогов и других налоговых платежей;

· бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, отнесение сумм начисленных в соответствии с налоговыми декларациями налогов и сборов на источники их погашения (затраты на производство и продажу — налог на пользователей автомобильных дорог, земельный налог; финансовые результаты — налог на имущество, на рекламу, сбор за право использования местной символики и др.; доходы, выплаченные физическим и юридическим лицам, — налог на доходы физическихлиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые из средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам);

· учет штрафных санкций по нарушениям налогового законодательства;

· бухгалтерский учет внутрихозяйственных расчетов по выделенному имуществу, текущим операциям;

· особенности договора доверительного управления имуществом (ст. 1012, 1016, 1017 ГК РФ) и порядок учета его исполнения;

· учет расчетов с учредителями;

· особенности договора займа: вступления в силу, заемные обязательства, условия использования, проценты за пользование, обязанности заемщика и последствия их нарушения (ст. 297, 807, 809, 810, 811, 813 ГК РФ), начисление процентов за просрочку (ст. 395 ГК РФ);

· особенности договора кредита, его отличия от договора займа (ст. 819, 820 ГК РФ), срочность, возмездность договора;

· первичную документацию на оформление займов и кредитов согласно требованиям к первичной документации ЦБ РФ;

· выписки из кредитных счетов банков или других кредитных организаций, аналитический учет кредитов и займов:

- бухгалтерский учет кредитов и займов и затраты на их обслуживание (ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»), особенности учета банковских кредитов по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств в организации-векселедержателе и займов по корпоративным облигациям;

- порядок оценки задолженности по кредитам и займам с учетом сумм процентов, причитающихся по сроку к уплате.

Студент должен уметь:

· оформить первичную документацию по расчетам с кредиторами и дебиторами, кредитам и займам, внутрихозяйственным расчетам;

· начислять налоги и другие налоговые платежи, связанные с расчетами, приведенными в теме 12, в соответствии с действующим налоговым законодательством;

· составить бухгалтерские проводки и записать их в регистрах бухгалтерского учета: при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета — в журналах-ордерах № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 15, 16; ведомостях №1,2, 3, 7, 8; при упрощенной форме — ведомость № В-4, 5, 6; при таблично-ориентированной форме — ведомости — журналы-ордера по дебету и кредиту бухгалтерских счетов 60, 62, 66, 67, 68, 73, 76, 79;

· по данным аналитического учета сформировать «развернутые» сальдо на счетах 60, 62, 68, 73, 76, 79.

Краткие пояснения

 

Пример: Расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К их числу относятся расчеты за:

· полученные товарно-материальные ценности;

· принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

· товарно-материальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

· излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

· полученные работы и услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

· курсовые и суммовые разницы и др.

Краткие пояснения

 

Пример: Информация о расчетах с покупателями и заказчиками обобщается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К ним относятся расчеты по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; расчетным документам, не оплаченным в срок; авансам полученным; векселям.

В случае неоплаты задолженности в срок создается резерв по сомнительным долгам. Информация о резервах по сомнительным долгам обобщается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Учет расчетов с бюджетом

Краткие пояснения

 

Пример: Учет расчетов с бюджетом ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчетам.

Юридические лица признаются налогоплательщиками по следующим налогам:

· налогу на имущество;

· налогу на пользователей автомобильных дорог;

· целевому сбору на содержание милиции;

· налогу на добавленную стоимость;

· налогу на операции с ценными бумагами;

· налогу с продаж (в случае продажи товарно-материальных ценностей физическим лицам и частным предпринимателям за наличный расчет);

· налогу на прибыль;

· прочим налогам и сборам, налогоплательщиками по которым признаются юридические лица в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Кроме того, юридические лица являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (в случае, если организация является источником доходов физических лиц) и налогу на доходы юридических лиц (в случае, если организация является источником доходов юридических лиц).

Налог на доходы физических лиц исчисляется и удерживается в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог на имущество исчисляется и уплачивается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок учета и ведения счетов-фактур регулируется Правилами ведения полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Учет налога на добавленную стоимость ведется также на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Порядок исчисления налога на операции с ценными бумагами регулируется Законом Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами». t

Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог регулируется Федеральным законом «О дорожных фондах Российской Федерации». Согласно действующему законодательству, налог на пользователей автомобильных дорог выплачивается ежемесячно, если сумма начисленного налога составляет более 2000 руб. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог на 31 января 2001 г. составляет 1% от выручки без НДС.

Налог на прибыль организации, налог на доходы юридических лиц (акционеров) исчисляется и уплачивается согласно гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на прибыль в 2000 г. выплачивался организации поквартально. В 2001 г. организации перешло на ежемесячную уплату налога на прибыль.

Расчеты с бюджетом по налогу с продаж регулируются гл. 27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Целевой сбор на содержание милиции рассчитывается согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы», по которой ставка целевого сбора на нужды милиции составляет 3% от суммы минимального фонда оплаты труда.

Учет заемных средств

Краткие пояснения

 

Пример: Учет краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов (в том числе товарных и коммерческих кредитов), за исключением беспроцентных договоров займа и договоров государственного займа, ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 60н. Организация учитывает находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, в составе долгосрочной задолженности до истечения указанного срока. Учет займов и кредитов, а также выплат по ним ведется на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Коммерческие кредиты и расходы по ним учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 31 января 2001 г. составляет 25%.

 

 

Краткие пояснения

 

Пример: Под финансовыми результатами деятельности понимаются сальдированные суммы прибыли или убытка от финансово-хозяйственной деятельности организации. Сумма превышения доходов над расходами, принятая к бухгалтерскому учету, признается прибылью, в противном случае — убытком. Состав доходов и расходов организации регламентируется ПБУ 9/99 (с последующими изменениями и дополнениями), ПБУ 10/99 (с последующими изменениями и дополнениями).

Финансовые результаты делятся на 2 группы:

· от продажи продукции (работ, услуг), товаров;

· от прочих операций.

Финансовые результаты первой группы определяются путем сопоставления доходов и расходов от обычных видов деятельности.

Доходами от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете признается выручка от продажи продукции (работ, услуг) и товаров. Расходами по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете признаются суммы расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовые результаты второй группы формируются путем сопоставления прочих (операционных, внереализационных и чрезвычайных) доходов и расходов.

К операционным доходам/расходам согласно ПБУ 9/99 и 10/99 относятся:

· поступления/расходы по операциям предоставления за плату активов организации во временное пользование (владение);

· поступления/расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления/расходы, формируемые при участии в уставных капиталах других организаций;

· поступления/расходы по операциям продажи, выбытия и других списаний основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· суммы процентов, полученные/уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств;

· суммы процентов, полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

· прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· прочие операционные доходы/расходы.

К внереализационным доходам/расходам согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 относят суммы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.16 с.)