Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снижение вреда среди потребителей инъекционных наркотиков.

Поиск

Снижение вреда среди потребителей инъекционных наркотиков.

Принципы стратегии снижения вреда.

Российские и международные нормативные документы в области здравоохранения, ВИЧ/СПИДа и наркотиков.

В публикации представлена ситуация по распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации и Алтайском крае, принципы стратегии снижения вреда, история и успехи реализации программ снижения вреда в Алтайском крае, российские нормативные документы в области здравоохранения, ВИЧ/СПИДа, наркотиков, и международные соглашения, поддерживающие стратегию снижения вреда, подписанные Россией.

Публикация подготовлена специалистами Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, в рамках проекта «Создание регионального центра адвокации «Снижение вреда», Алтайский край» при финансовой поддержке Всероссийской сети снижения вреда и Фонда Форда в рамках проекта «Адвокация: улучшения услуг в области ВИЧ для уязвимых групп в Российской Федерации». Публикация адресована руководителям и специалистам органов здравоохранения, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, а также других организаций и ведомств, занимающихся профилактикой социально-обусловленных заболеваний.

Барнаул

Введение

Стремительный рост эпидемии ВИЧ/СПИДа в России начался с потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). На сегодняшний день около 80% случаев ВИЧ-инфицирования в России произошли при совместном употреблении инъекционных наркотиков. Основная часть заражений половым путём также косвенно связана с употреблением психоактивных веществ, так как происходит, главным образом, среди партнёров наркопотребителей.

По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, с начала эпидемии на 01.01.2009 в России зарегистрирован 457131случай ВИЧ- инфекции, при этом фактическое число инфицированных может достигать 1-2% взрослого населения страны. Около 80% ВИЧ-инфицированных составляет молодёжь в возрасте от 15доЗОлет. На 01.04.2009 общее число случаев ВИЧ-инфекции в Алтайском крае составило 8373, показатель на 100 тыс. населения-333,8. В 2008 году, в сравнении с 2007, количество вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции в крае увеличилось с 1286 до 2572 (в 2 раза).

Из общего количества ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных в 2008 году, доля инфицированных путём инъекционного употребления наркотиков составила 83%.

Высокая распространенность ВИЧ-инфекции Среди ПИН подтверждается тем фактом, что из 1000 обследованных потребителей наркотиков в 2008 году, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) выявлялся у 83 человек, среди остального населения (без учета ПИН)-толькоу2-хчеловек.

Рост числа ВИЧ-инфицированных в крае происходит на фоне высоких показателей распространенности наркомании и вирусных гепатитов В и С.

Число, заразившихся при внутривенном введении наркотиков, составляет до 70% от всех заболевших парентеральными вирусными гепатитами.

На 01.01.2009 показатель распространенности наркомании на 100 тысяч населения в Алтайском крае составил 476,4, при 409,0 в Сибирском округе и 250,0 - в РФ. Алтайский край занимает 7-е место среди территорий РФ по уровню распространенности наркомании.

Кроме того, в крае ежегодно выходит из мест лишения свободы около 300 ВИЧ-инфицированных, 90% из числа которых являются ПИН. Большая их часть, после освобождения, вновь начинает употреблять наркотики совместно с другими ПИН, практикуя, при этом, рискованные в плане инфицирования ВИЧ, способы употребления наркотиков (использование общего инъекционного инструментария, емкостей для разведения наркотика, приготовленного в домашних условиях), способствуя распространению ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов.

Все это подчеркивает ключевую рол, которую играют потребители внутривенных наркотиков в развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Алтайском крае, и указывает на необходимость целенаправленных профилактических мероприятий по ограничению распространения вируса иммунодефицита человека среди данной целевой группы, и как следствие основного населения.

Эффективная борьба с ВИЧ-инфекцией требует подходов и стратегии, отличающихся от традиционных моделей профилактики инфекционных заболеваний, поскольку вакцины против ВИЧ-инфекции до сих пор не существует, а заражение в основном происходит в результате деятельности, скрытой от по сторонних глаз и не поддающейся простым запретам.

Сегодня во многих странах для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в среде ПИН применяют комплекс мероприятий, нередко определяемый термином «снижение вреда от употребления наркотиков» (СВ), который базируется на прагматичном подходе, и признаёт, что несмотря на многолетние попытки, не удалось разработать эффективное вмешательство, которое искоренило бы наркопотребление. Поэтому уже сейчас необходимо уменьшение вредных последствий от употребления наркотиков, не ставя в виде предварительного условия отказ потребителей от приема психоактивных веществ.

Внедрение программ снижения вреда, абсолютно во всех странах, воспринималось далеко не однозначно из-за опасений, что доступность шприцев будет воспринята как потворство противозаконному поведению и повлечет за собой рост количества наркоманов. Поэтому из-за противоречивых мнений эти программы были тщательно и детально изучены во многих исследований подтвердили, что:

1. Программы СВ не способствуют распространению наркомании в целом и инъекционного употребления наркотиков в частности, так как направлены исключительно на лиц уже употребляющих инъекционные наркотики.

2. Среди клиентов программ снижается распространенность наиболее рискованных сексуальных и инъекционных практик.

3. Программы снижения вреда зарекомендовали себя как высокоэффективный способ профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих инъекционные наркотики.

4. Проекты увеличивают безопасную утилизацию использованных, потенциально зараженных шприцев, что значительно сокращает количество случайных уколов брошенными иглами среди населения.

5. Проекты СБ не препятствуют проведению других программ борьбы с наркопотреблением, так как снижение вреда - это одна из трёх составляющих работы по контролю за наркотиками;

Программы снижения вреда окупают затрачиваемые на них средства, так как один случай ВИЧ может быть предотвращён за малую часть цены медицинского ухода за инфицированным.

Реализация программ «Снижение вреда», позволяет с одной стороны, своевременно выявлять случаи ВИЧ-инфекции среди ПИН, не обращающихся в учреждения наркологического профиля, с другой стороны - предотвращать новые случаи инфицирования ВИЧ среди данной целевой группы. Как показывает практика, из 10 ПИН обратившихся в пункты обмена шприцев, 7 человек не обращались в ЛПУ. Каждый ПИН в течение года имеет от 5 до 15 контактов по внутривенному введению

случая ВИЧ-инфекции среди ПИН, предотвращает заражение от 15 до 40 партнеров по внутривенному введению наркотиков, что предполагает предупреждение инфицирования одним человеком 40 человек в течение года. Это соответствует в будущем сохранению в бюджете 4 млн. долларов, которые потребовались бы для организации их лечения в предстоящие 20 лет их жизни.

Учитывая наличие в России двойной эпидемии ВИЧ и наркотизации, а также руководствуясь рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Совета Европы, программы ООН по борьбе со СПИДом (UNAIDS) и агентства ООН по контролю за наркотиками (UNDCP), в 1998 Институт «Открытое Общество» приступил к реализации комплексной программы под названием «Профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей внутривенных наркотиков». В 2001 году эта деятельность была поддержана грантом Министерства Международного Развития Великобритании. На сегодняшний день данная работа поддерживается Открытым Институтом Здоровья (ОИЗ), Фондом «Российское здравоохранение» (ФРЗ), Всероссийской сетью снижение вреда (ВССВ). В течение всех этих лет деятельность по «снижению вреда» тесно координируется с федеральными структурами, в первую очередь с отделом профилактики ВИЧ/СПИДа Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Программы по профилактике ВИЧ среди потребителей наркотиков, работающие на территории России в настоящее время, предоставляют достаточно универсальный базовый комплекс профилактических услуг. Часть программ реализуются государственными организациями (СПИД-центры, наркологические диспансеры), другая часть - негосударственным некоммерческим сектором.

 

Что такое "снижение вреда". Принципы.

Термин "снижение вреда" возник около 25 лет назад для обозначения стратегий и программ, целью которых является снижение негативных медицинских, социальных и экономических последствий употребления психоактивных веществ для самих нар ко потребит с ли и, их семей и общества в целом.

По мнению специалистов в области охраны общественного здоровья, приоритетом стратегии снижения вреда является предупреждение инфицирования ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми путем инъекционного введение наркотиков, а также передозировок, вовлечения в криминальную деятельность разрушения семейных и социальных связей, равно как и других медицинских и социальных последствий. Исходя из этого, понятие снижение вреда подразумевает определённый комплекс медико-профилактических мер, которые призваны предотвратить передачу ВИЧ и других инфекций при совместном использовании нестерильного инъекционного инструментария и растворов наркотика.

Существуют разные определения термина "снижения вреда", которые охватывают разные стороны теории и практики и принимаются разными специалистами и активистами. Так Всероссийская сеть снижения вреда даёт следующее определение: Снижение вреда - прагматичный подход к минимизации вредных последствий для индивидуума и сообщества, связанных с потреблением наркотиков, в особенности, риска ВИЧ-инфекции, гепатита С, инфекций, передаваемых половым путем".

У всех сторонников снижения вреда не вызывают сомнения основные положения этой стратегии.

1. Прагматизм и гуманизм

Немедицинское использование психоактивных веществ - неизбежное явление в любом обществе, которое имеет доступ к ним. Поэтому программы СВ:

Делают смещение акцента с долгосрочной и идеалистической цели искоренения наркотиков во всем мире или в отдельно взятой стране на достижение краткосрочных и практически достижимых целей - снижение темпов роста распространения ВИЧ и сохранение жизни и здоровья людей.

Принимают как существующую реальность тот факт, что употребление наркотиков неизбежно (по крайней мере, в обозримом будущем) и, следовательно, направляют свои усилия на сокращение негативных последствий этого явления.

Прежде всего, необходимо предотвратить массовое инфицирование внутри групп повышенного риска для того, чтобы иметь возможность осуществить другие долгосрочные цели, например, полный отказ от наркотиков.

Признают необходимость изменения наркополитики, результатом которой являются негативные социальные последствия: нарушение прав человека, разрушение обществе иных связей и другие. Фактическая криминализация потребления наркотиков приводит к преследованию и дискриминации потребителей наркотиков, вызывает страх и недоверие к ним в обществе, и препятствует развитию профилактических, лечебных и социальных программ.

 

II..Многообразие подходов

Наркотики, их потребление и ситуация вокруг них, наносят индивидуальный и общественный ущерб, а потому программы необходимо адресовать по различным направлениям. Эти воздействия содержат в себе программы оздоровления для действующих потребителей наркотиков и, особенно, программы, направленные на организацию профилактической и лечебной помощи, позволяющей потребителям наркотиков получить доступ к медицинской информации и медицинским услугам, обрести необходимые навыки и сформировать менее рискованное поведение в отношении ВИЧ, вирусов гепатита, инфекций, передаваемых половым путём.

Основными принципами эффективной профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков являются следующие:

1. Информационная работа и образование

Закон № 38-ФЗ от 30.03.1995

(в ред. Федеральных законов от 12.08.1996N112-03f от 09.01.1997 N8-<&3tom07.08.2000N122-<f>3,om22.08.2004N122-<&3)

Закон содержит довольно широкий круг гарантий, направленных на обеспечение прав людей, живущих с ВИЧ, и профилактику распространения вируса.

Основные гарантии

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных методах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории России;

производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;

доступность медицине ко г о освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в томчисле и анонимного, с предварительным и последующим консультированием;

бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ, получение бесплатных медикаментов при амбулаторном и стационар ном лечении;

социально-бытовая помощь таким людям, поддержка их намерений получить образование, пройти переквалификацию или устроиться на работу.

Полный текст документа размещен на странице: http://hivpolicy.ru/documents/index.php?id=46

Закон № 3-ФЗ от08.01.1998

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государстве иной и общественной безопасности.

Особое внимание в законе уделено противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Так, установлен запрет на потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Определены условия медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача.

Установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности для больных наркоманией, в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государствав Российской Федерации.

 

Запрещена пропаганда в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Глава VII посвящена наркологической помощи больным наркоманией. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

Полный текст документа размещен на странице: http://hivpolicy.ru/documents/index.php?id=711

8. Статьи 228-234 Уголовного кодекса Российской Федерации
(в редакции Федерального закона от 05.01.2006г.)

Приведена глава 25 Уголовного Кодекса РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности".

Полный текст документа размещен на странице: http://www.uk-rf.com/

9. Постановление Правительства Российской Федерации от
27 декабря 2004 г. N 856 "Об утверждении правил
обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в Федеральных специализированных медицинских учреждениях"

Постановление № 856 от 27.12.2004 "Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях"

Правила устанавливают порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях, оказывающих соответствующую медицинскую помощь.

Обеспечению бесплатными медикаментами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции.

Полный текст документа размещён на странице: http://hivpolicy.ni/documents/index.php?id=330

10. Приказ Министерства Здравоохранения от 6 октября 1998
года N 290 "О медицинской помощи
больным наркоманией с
ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами"

Приказ № 290 от 06.10.1998 "О медицинской помощи больным наркоманией с ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами" Даны необходимые поручения ряду управлений Минздрава РФ, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, в целях более эффективного и полного использования материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений здравоохранения в условиях эпидемического распространения ВИЧ-инфекции, наркомании и парентеральных вирусных гепатитов.

Полный текст документа размещён на странице: http://hivpolicy.ni/documents/index.php?id=1061

11. Постановление Правительства российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1017 "Об утверждении правил

Список сокращений

 

АРВТ Антиретровирусная терапия
ВИЧ Вирус иммунодефицита человека
ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
ВССВ Всероссийская сеть снижения вреда
ИППП Инфекции, передаваемые половым путём
ЛПУ Лечебно-профилактическое учреждение
НКО Некоммерческие организации
ООН Организация Объединенных Наций
ПИН Потребители инъекционных нар котиков
ПД Пункт доверия
РФ Российская Федерация
СВ Снижение вреда
СПИД Синдром приобретённого иммунодефицита
УК Уголовный кодекс

 

Глоссарий терминов

Адвокация - действия и меры, влияющие на людей, принимающих общественно значимые решения.

Источник: Поддержка людей, живущих с ВИЧ.- "ИНФО-Плюс", Москва, 2003.

Анти ретро вирусная терапия (АРВТ) -лечение ВИЧ-инфекции препаратами, действующими на вирус ВИЧ и подавляющими его размножение. Эти препараты называются антиретро вирусным и препаратами или ВИЧ-ингибиторами. При лечении ВИЧ-инфекции рекомендуется использование комбинаций ВИЧ-ингибиторов, состоящую как минимум из трех препаратов. На фоне приема этих препаратов снижаются показатели вирусной нагрузки и повышается число СД-4 лимфоцитов в крови, что позволяет значительно продлить жизнь человеку с ВИЧ-инфекцией и предупредить развитие СПИДа.

Источник: ВИЧ-инфекция и СПИД. Информация и практические советы людям с диагнозом ВИЧ и СПИД. -Москва, 2001.

Аутрич-работа - метод работы с населением и отдельными группами, при котором специально обученные сотрудники и добровольцы профильных служб выходят б места встреч, пребывания, отдыха, работы целевой группы, оказывают поддержку, распространяют стерильные иглы и шприцы и собирают использованное оборудование, раздают печатные материалы и средства предохранения, проводят индивидуальное консультирование и осуществляют иную подобную деятельность.

Источник: Аутрич для коммерческих секс-работниц (КСР). Методические рекомендации.- Москва, 2004.

Аутрич-работа (англ, outreach - внешний контакт) - форма продвижения услуг, пред оставляемых медицинскими службами и общественными организациями в целевое сообщество.

Источник: Аутрич для коммерческих секс-работниц (КСР). Методические рекомендации.- Москва, 2004.

ВИЧ-инфекция/СПИД - инфекционное заболевание человека, вызываемое вирусами иммунодефицита ч ело века и

характеризующееся длительным бессимптомным периодом, лимфаденопатией, поражением иммунной и нервной систем, наличием оппортунистических и СПИД-ассоциированных заболеваний, с пандемическим распространением и 100% летальностью.

Источник: Гранитов В.М. ВИЧ-инфекция/СПИД, СПИД-ассоциировэнные инфекции и инвазии. - Барнаул, 2003.

Мобильный пункт доверия (ПД) - передвижной пункт, располагающийся в автобусе или микроавтобусе. Передвигается по определённому маршруту и графику, по определенным точкам города с большим сосредоточением наркопотребителей. Обеспечивает возможность получения услуг программы " Снижения вреда".

Источник: Снижение вреда в Российской Федерации.- Москва, 2003.

Наркосцена - понятие, основанное на анализе наиболее распространенных наркотических средств, наличие трафика, социально-демографических характеристик сообщества потребителей наркотических средств, наличие медицинских, социальных и т.п. услуг для потребителей наркотиков, экономического положения, эпидемиологической ситуации в конкретном регионе.

Источник: Попытка методологии или два года внедрения стратегии снижения вреда. -Львов, 2003.

Потребители инъекционных наркотиков (ПИН) - лица, употребляющие наркотики внутривенно.

Источник: Поведение населения, связанное с риском ВИЧ-инфицирования. -Барнаул, 2003.

Программа "снижения вреда" - программа, направленная на снижение негативных социальных и экономических последствий, а также последствий для здоровья, вызванных злоупотреблением наркотиками.

Источник: D.Riley, "Harm Reduction: Concepts and Practice. A PolicyDiscussionPaper".

Пункт Доверия (ПД) - специально отведённое место, где потребители инъекционных наркотиков могут сдать использованные шприцы и получить стерильное инъекционное оборудование. Чаще всего такие пункты существуют на базе медицинских учреждений. В стационарных пунктах возможно оказание дополнительных у слуг: консультирование, тестирование на наличие ВИЧ, вирусных гепатитов и ИППП. Спектр дополнительных услуг, предоставляемых пунктами, может варьироваться: это зависит от нужд клиентов и от финансовых возможностей организации.

Источник: Снижение вреда в Российской Федерации.- Москва, 2003.

Равное консультирование (или консультирование по принципу "равный обучает равного") - когда консультирование проводится самими ПИН, ставшими участниками программы снижения вреда, или бывшими ПИН.}

Источники информации

1. Дейв Берроуз, "Организация ^менеджмент программ обмена игл и шприцев. Руководство для стран Центральной и
Восточной Европы и Новых Независимых

Государств бывшего Советского Союза".- IHRD, 2002.

2. Дейв Берроуз, "Роль программ снижения вреда от употребления наркотиков в профилактике передачи ВИЧ-инфекции в Российской Федерации".- Москва, 2000.

3. Черепанов Н.П., Елыкомов В.А., Султанов Л.В., Демьяненко Э.Р., "Профилактика ВИЧ- инфекции среди потребителей инъекционных нар котиков, лечение и социальное сопровождение больных с ВИЧ/СПИДом".- Барнаул, 2007.

4. Основы снижения вреда. - Международная гуманитарная организация "Врачи Без Границ". -Москва, 2000.

5. Право на здоровье: Профилактика и лечение ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп. -Трансатлантические партнеры против СПИДа, 2006.

6. Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики. -Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения, 2000

7. Профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. Практическое руководство. -Москва, 2006.

Что такое "снижение вреда".- Всероссийская сеть снижения вреда,2006. http://advo.harmreduction.ru/

9. Что такое снижение вреда. -Международная ассоциация снижения вреда, 2006 http://www.ih.ra.net

10.http://www.harmreduction.ru/ -Сайт Всероссийской сети снижения вреда

11.http://www.who.int.ru/ - Сайт Всемирной организации здравоохранения на русском языке

12.http://hivpolicy.ru/-Сайт организации "Трансатлантические партнеры против СПИ Да/Глобальная бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии (ТППС/СВС}"

13.http://www.ohi.ru/-Сайт фонда "Открытый Институт Здоровья Населения"

Содержание

 

Введение.......................................................................... 4

Что такое "снижение вреда". Принципы...................... 9

Программа "снижение вреда" в Алтайском крае....... 20

Российские нормативные документы в области

здравоохранения, ВИЧ/СПИДа, наркотиков............. 24

Международные соглашения, поддерживающие

стратегию снижения вреда, подписанные Россией... 36

Список сокращений...................................................... 38

Глоссарий терминов...................................................... 39

Источники информации............................................... 42

Снижение вреда среди потребителей инъекционных наркотиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.016 с.)